Пятница, 24.03.2017, 22:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 25 » Меровия - мерянская земля в междуречье Унжи и Ветлуги
11:47
Меровия - мерянская земля в междуречье Унжи и Ветлуги

Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть мери отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией.  Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской облатсти.

В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере - Маура, Мериново и др. 

Цит. по книге "Нижегородский топонимический словарь" (сост. Н.В. Морохин) Нижний Новгород 1997 г. "КиТиздат". с. 132.

Вероятно, речь может идти о части сельской мери, которая ушла из исконной Мерянии от христианизации. Об этом есть упоминания как о бытующих в Ростове Великом легендах, правда, уже достаточно позднего времени. Да и  христианизация той же ростовской городской мери протекала отнюдь не просто, первый Ростовский епископ Леонтий был убит.  

Оставшаяся меря постепенно интегрировалась в состав народности московитов и стала одной из основ ядра современного русского этноса. 

Кстати, характерно, что меряне смогли колонизировать междуречье Унжи и Ветлуги, занятой другими поволжскими финнами, раз земля получила этнонимическое название Меровии.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3107 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.8/6
Всего комментариев: 4
avatar
1
4
Мари, живущие в Воскресенском районе НН области - потомки переселенцев из Горно-марийского района Марий Эл. Старшее поколение (деревня Большая Юронга) до сих пор говорит на горном языке.
avatar
1
3
Была передачка тут по НТВ. Про Мантурово , ерунды конечно, много. Но интересно, что показали местных жителей. Действительно ф.у. типаж. Потомки мерян.
Да и топоним «Мантурово» вероятно имеет в своей основе варианты с финно-угорскими корнями: «ман» и «тура» («небольшая возвышенность», «пригорок») и «manturotu» («сосны»), а также — от распространенного в Поволжье старинного слова «мантырь» («короткая толстая веревка на речном судне»).
Мантурово известно больше своими "волосатыми людьми"- Андриан Евтихеев и Федор Петров.
Интересно может быть это как-то связано с генофондом данной популяции автохтонного населения? http://manturovo44.ru/index/0-8
avatar
0
2
Вообще-то первым епископом Ростовским был Феодор. Это отсюда , если интересно " иже во святых отца нашего святителя Димитрiя митрополита Ростовскаго
АРХIЕРЕЕМЪ РОСТОВСКИМЪ ЛЕТОПИСЬ"

1. Феодор первый бысть епископ Ростову, от грек пришедый, и крестив многия люди, созда церковь прекрасну во имя Святыя Богородицы от древес дубовых. Не возмог же ростовцев в совершенное привести Богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки (Синопсис же пишет - первый епископ граду Ростову бе Фома, пришедший с князем великим Владимиром во град Владимирь в лето 6504).

2. Иларион грек, из Цареграда пришед и на престоле пожив, людскаго же гнева и досажденiя терпети не возмог, во свою греческую землю отиде.

3. Леонтий святый, такожде от грек, из Цареграда пришел, Цареграда родом; прислан от Фотия патрiарха в лето 6499, ноября 29, изгнан бысть ростовцами от престола, обаче, не оставляя своей паствы, малу церковь устрои близ себе и кутiею дети кормя, учаше я святыя веры, чесо ради и на убiенiе его ростовцы устремились бяху, но силою Божiею возбранены, познаша истинный спасенiя путь и крестишася от св. Леонтiя; утвердивь же Леонтий святые учением и чудотворением в Ростове веру Христову, преставися ко Господу, и погребоша честно тело его в соборной церкви, еже по многих летех обретено бысть нетленно. О сем святителе Леонтiи обретается свидететельство в патерице печерском, на листе 254-м, в посланiи преподобнаго Симеона, епископа владимирскаго, к блаженному Поликарпу печерскому, писанное сице: "Леонтий, епископ ростовский, великiй в святителех, от неверных много пострадав, мученическую кончину сподобися прияти и нетленiем от Бога прославлен есть". Память его маiя 23 день почитается.

avatar
3
1
Марийцы в массе жили по берегам Волги и Ветлуги. Таёжное междуречье было охотничьими и бортничьими угодьями. Характер освоения мерей этих лесных пространств примерно тот же, что и внутри Ростовской земли, когда (чуть ранее) они отходили с лучших земель на опушки лесов и, частично, вглубь их.

Натиск русских князей в к.12-н.13 вв. на Восток привёл к подвижке уже не только мери, но и части Волжско-Унжеских марийцев. Вероятно, степень смешения мерян с марийцами на территории новой родины ("Меровии") была довольно высокой. Впрочем, в деревнях вокруг г.Семёнов и до сей поры можно ожидать преобладания обрусевших мерянских популяций. На Ветлуге же - смешанных и чересполосных мерянско-марийских обрусевших популяций. Среди настоящих же нынешних северо-западных марийцев, а так же в западной части Горномарийского р-на - преобладания марийской крови, - хотя и со значительным присутствием мерянской.

Судя по косвенным данным, некоторые мерянские группы не остановились в своём движении на этом, дойдя до среднего течения Вятки и некоторых пунктов по Волге почти до Казани.

avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2262
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 826
Статистика
Яндекс.Метрика