Четверг, 26.05.2016, 21:19 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Сентябрь » 1 » Места Силы. Нурма. Святыни народной веры
13:19
Места Силы. Нурма. Святыни народной веры


В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу  близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности".


Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века)

Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера. Этот лес в 14-15 веках по своей площади примерно соответствовал границам современного Грязовецкого района Вологодской области и притягивал к себе толпы московских монахов. Это связано с тем, что в Комельском лесу проходит водораздел Сухоны и Волги, и почти соприкасаются воды Каспийского моря и Северного Ледовитого океана и, как известно, все водоразделы места сильно энергонасыщенны.

Согласно житию, Павел Обнорский, уроженец Москвы, постригся в 22 года в Рождественском монастыре на Прилуке, на левом берегу Волги, в 10 верстах юго-западнее Углича. В 40-х гг. 15 в. эта обитель была приписана Троице-Сергиеву монастырю, поэтому после пострига Павел уходит к Сергию и 15 лет проводит в его Троице-Сергиевом монастыре, упражняясь в молчании.

После своей 15-летней медитации Павел в поисках более уединенных мест уходит в Комельский лес. Там, на берегу речки Грязовицы, он находит вековую липу с большим дуплом и поселяется в ней.



После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.


Место, естественно, оказывается не столь уж уединенным: поселение монаха вызывает протест у местных мерян – автор жития Павла довольно смутно говорит сначала о языческих бесах, досаждавших Павлу, а затем и о «ненаказанных людях», мучающих его.

Постепенно уединенный скит наполняется пришедшими к Павлу людьми и организуется как монастырь. Основание церкви и монастыря изложено в его житии как чудо: Павел слышит ночью в своей келье колокольный звон, а на месте будущей церкви видит свет.

Он отправляется в Москву к митрополиту Фотию (1409–1431 гг.) за разрешением на постройку церкви и монастыря. Однако грек Фотий, недавно присланный окормлять Московскую церковь, сначала прогоняет его, но затем «по научению свыше» благословляет и дает средства на устроение монастыря.

Первоначально Павло-Обнорский монастырь, как и целый ряд расположенных поблизости от него (Спасо-Преображенский Нуромский, Николо-Мокринский, Корнильев Комельский и др.), политически и экономически тяготел к Костроме, и только в 16 в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды, вошли в круг вологодских монастырей.



Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.


Первый источник





Выше этого места в еловом лесу есть еще один родник, и на нем оборудована купальня. Вода там железистая, в отличие от сладкой воды источника нижнего.




Второй источник



Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита.


По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.


Подношения у священной ели

Когда подходишь к нему, сразу охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия, как это у многих бывало в детстве. Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения - деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными. Духи Места и сроднившийся с ним Дух самого Павла помогают....



Напротив рощи, через тихую, студёную Нурму, стоит Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь - один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей нашего Севера. Большинство построек 16-18 веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году монастырь возвращен церкви, до 2003 года был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — он самостоятельный мужской монастырь.



В монастыре под спудом в часовне покоятся мощи преподобного Павла Обнорского. В монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы хранится другая необычная святыня связанная с Павлом - часть той самой вековой липы, в большом дупле которой три долгих года спасался святой.
Просмотров: 2220 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.8/9
Всего комментариев: 6
avatar
0
6
Есть. От трассы Москва-Архангельск километра 4 гравийки до монастыря. Дальше у монахов спросите.
avatar
0
5
Захотелось туда попасть! Проезд на машине есть?
avatar
0
4
Ещё раз убедился в том, что православие на Руси всегда было и есть не совсем христианство. Сплошь и рядом христианские монахи "присасывались" к местам Силы, святым источникам, церковь "освящала" эти места, потому что понимала, что народ все равно будет ходить к ним и уж лучше будет, если они будут "христианскими". Ничего не имею против Иисуса Христа, сам крещёный в православии. Но одно дело - вера в Христа и несколько иное - деяния церкви земной(что католической, что православной, не говоря уже о протестантах). Очень много святынь народных (финно-угорских, славянских и святынь др. народов России) было осквернено, уничтожено, а там где это не получилось, "освящено" земной церковью. Взять хотя бы святыню марийского народа Чумбылатов Камень, что на берегу р. Немды в Советском районе Кировской области. В 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, гора была взорвана. Вот так "мирно" РПЦ обращала "нечестивцев" в христианство.
avatar
1
3
Хорошие места, правильные. Хорошо, что вы про них пишите.
avatar
3
2
в марий эл есть село нурма,с марийского дословно переводится,как "полевая земля"
avatar
1
1
фин. nurmi 'трава'; nurmikko 'луг'

эст. nurm 'нива'

мер. nurma либо было вариантом слова "трава, луг", либо прилагательным, образованным от nur(m), где конечный согласный не читался, но проявлял себя в склонениях, когда оказывался в интервокальной позиции. Сложно сказать наверняка.
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский чашечник меря финно-угры чудь весь Меряния Merjamaa вепсы финно-угорский субстрат суздаль владимир История Руси меряне история марийцы мари Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев экономика Мерямаа деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище Московия Владимиро-Суздальская Русь Белоозеро мордва Залесская земля великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2108
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 686
Статистика