Вторник, 19.02.2019, 16:07 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Сентябрь » 1 » Места Силы. Нурма. Святыни народной веры
13:19
Места Силы. Нурма. Святыни народной веры


В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу  близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности".


Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века)

Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера. Этот лес в 14-15 веках по своей площади примерно соответствовал границам современного Грязовецкого района Вологодской области и притягивал к себе толпы московских монахов. Это связано с тем, что в Комельском лесу проходит водораздел Сухоны и Волги, и почти соприкасаются воды Каспийского моря и Северного Ледовитого океана и, как известно, все водоразделы места сильно энергонасыщенны.

Согласно житию, Павел Обнорский, уроженец Москвы, постригся в 22 года в Рождественском монастыре на Прилуке, на левом берегу Волги, в 10 верстах юго-западнее Углича. В 40-х гг. 15 в. эта обитель была приписана Троице-Сергиеву монастырю, поэтому после пострига Павел уходит к Сергию и 15 лет проводит в его Троице-Сергиевом монастыре, упражняясь в молчании.

После своей 15-летней медитации Павел в поисках более уединенных мест уходит в Комельский лес. Там, на берегу речки Грязовицы, он находит вековую липу с большим дуплом и поселяется в ней.



После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.


Место, естественно, оказывается не столь уж уединенным: поселение монаха вызывает протест у местных мерян – автор жития Павла довольно смутно говорит сначала о языческих бесах, досаждавших Павлу, а затем и о «ненаказанных людях», мучающих его.

Постепенно уединенный скит наполняется пришедшими к Павлу людьми и организуется как монастырь. Основание церкви и монастыря изложено в его житии как чудо: Павел слышит ночью в своей келье колокольный звон, а на месте будущей церкви видит свет.

Он отправляется в Москву к митрополиту Фотию (1409–1431 гг.) за разрешением на постройку церкви и монастыря. Однако грек Фотий, недавно присланный окормлять Московскую церковь, сначала прогоняет его, но затем «по научению свыше» благословляет и дает средства на устроение монастыря.

Первоначально Павло-Обнорский монастырь, как и целый ряд расположенных поблизости от него (Спасо-Преображенский Нуромский, Николо-Мокринский, Корнильев Комельский и др.), политически и экономически тяготел к Костроме, и только в 16 в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды, вошли в круг вологодских монастырей.



Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.


Первый источник





Выше этого места в еловом лесу есть еще один родник, и на нем оборудована купальня. Вода там железистая, в отличие от сладкой воды источника нижнего.




Второй источник



Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита.


По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.


Подношения у священной ели

Когда подходишь к нему, сразу охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия, как это у многих бывало в детстве. Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения - деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными. Духи Места и сроднившийся с ним Дух самого Павла помогают....



Напротив рощи, через тихую, студёную Нурму, стоит Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь - один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей нашего Севера. Большинство построек 16-18 веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году монастырь возвращен церкви, до 2003 года был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — он самостоятельный мужской монастырь.



В монастыре под спудом в часовне покоятся мощи преподобного Павла Обнорского. В монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы хранится другая необычная святыня связанная с Павлом - часть той самой вековой липы, в большом дупле которой три долгих года спасался святой.
Просмотров: 4114 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.8/10
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2520
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1051
Статистика
Яндекс.Метрика