Пятница, 28.04.2017, 03:40 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 9 » Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России
23:56
Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.

Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова  российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями. 

«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литературе историю финно-угорской Муромы принято начинать со второй половины I тысячелетия от Рождества Христова и заканчивать 12-13-м веком. Безусловно, это неправильная позиция. 

Уникально то, что название города - Муром - сохранило исконное название финно-угорских хозяев этой страны до наших дней. Пожалуй, это главная победа муромы и во времена московской «борьбы с язычеством», и в эпоху «просвещённого малороссийского славянизма», пришедшего в Московию из Украины-Руси. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери, муромы, эрзян, мари и булгар. 

Современная наука не может твердо сказать,  как именно называли себя люди этого народа на своем языке. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо - и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых христианских летописях руси. 


Муромский район, Чаадаевское городище.

Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища. На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии, топонимики и археологии. Археология дает нам хорошие представление о материальной культуре муромы. Это материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века по нынешний, и результаты, полученные при исследовании трех муромских городищ. 


Муромский район, Чаадаевское городище.

Мурома были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о быстрой и мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, Черниговом и позднее с Владимиром-Мерьским, о вхождение Мурома и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным»… 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Вновь оговоримся, что «второй вариант» в самом деле скорее всего и происходил, это доказывают знаменитые былины про Илью Муромца. Илья Муромец – знатный воин из муромы, был, по всей вероятности, нанятым дружинником киевского князя. В Киеве он и  прославился своей силой. Вражда Ильи Муромца с черниговским князем и Олегом Поповичем доказывает языческую суть этого героя, как и его обособленность от Руси. 


Московский судмедэксперт, представитель российской школы антропологической реконструкции Сергей Алексеевич Никитин воссоздал облик Ильи Муромца по мощам, хранящимся в Киеве.

«…Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которые, вероятно были почитаемыми животными в муромском языческом обществе. Уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись, ни больше, ни меньше, законодателями моды для всего мира поволжских финнов. 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Немногочисленные представители балто-славян приходившие на эту землю были ассимилированы коренными жителями края. После XII веку мурома перестала на равне с мерей, мещерой,   весью и другими многочисленными финно-угорскими народами современной центральной России упоминаться в летописях как отдельный народ - к этому времени власть Киева и Чернигова предпочла иметь дело с «географической областью», а не народом, постепенно осваивавшим славянский язык в качестве лингва-франка (языка международного общения)». 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме. 

В своей работе В.В. Бейлекчи дает весьма важное замечание: «Даже отъявленные скептики-славянисты признавали, что древняя мурома «составила основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси (И особенно для Московии.) важнейшее стратегическое и экономическое значение». А значит, финно-угорская мурома и ныне обитает на своих исконных землях». 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

«Вопрос реконструкции муромского самосознания, - пишет Бейлекчи, - дело недалёкого времени». 

Однако наверняка многие решат что реконструкция самосознания муромы несет удар самосознанию великодержавных русских националистов, большинство которых ну никак не хотят «родниться» ни с финнами, ни с татарами, смотрят на эти древние  традиционные народы России не как на своих родных предков, но как на чуждые элементы, с радостью внимая мифам о неких исторических "славяно-арийцах", "русичах" (термин, придуманный лишь в XVIII веке, как поэтизм) – самой древней нации в мире, от которой по свету распространились все остальные языки мира (эти сказки муссируют юморист Михаил Задорнов, лингвисты Драгункин, Чудинов и другие). 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt

А ведь помимо муромы в русский народ почти полностью или просто полностью влились вепсы(весь), меря, эрзя, мокша, мещера, мари, чудь-заволочская, водь, ингры, значительная часть карелы, пермь, коми, волжские булгары, чуваши, половцы-казаки... Иными словами,  русские европейской части России, являются прямыми потомками финно-угорских и тюркских народов.



СКАЧАТЬ - Монография Бейлекчи Владимира Викторовича 
Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы).

Уникальная монография посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки. На основе анализа археологических источников рассмотрены в хронологическом развитии характерные черты погребального обряда, историко-географические характеристики расселения и особенности домостроительства муромы. Представлены основной погребальный инвентарь и находки поселений. 
 
Издание предназначено для специалистов в области финно-угроведения, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, музейных работников и краеведов, а также всех читателей, изучающих историю Волго-Окского региона. 

52 иллюстрации, в том числе карты и планы. Текстовое приложение на 60 страницах. Список источников и литературы. 
________________________________________________ 
На бумажном носители см. Бейлекчи В.В. Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы): учебное пособие. – Москва: Изд-во МПСИ, 2005. – 278с. 
ISBN 5-89502-886

СОВРЕМЕННЫЕ ЖИТЕЛИ МУРОМА

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 9795 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 20
avatar
1
20
Получить коммент от вас равносильно похвале biggrin Приятно осознавать что ты на правильном пути smile
avatar
-1
19
Тараканы в ваших головах аплодируют стоя!
avatar
0
18
Zodiak и мне скиньте пожалуйста merjanyn@gmail.com
avatar
0
17
iogai.vese@yandex.ru Спасибо
avatar
0
16
Да, есть. Пришлите в личку ваш электронный адрес - вышлю
avatar
1
15
Есть еще одна очень интересная книга московского историка конца 17 века Андрея Лызлова "Скифская История". В ней он четк разграничивает россиян(украинцев), московитов(русских), литву(беларусов).

Zodiak, а у вас есть перечисленные вами книги в цифре?

avatar
1
14
"Оставим славянам и балтам их историю"

- Согласен, Давайте, оставим...)))

В первом случае, Болтин Иван Никитич "Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка". 1788. Личность весьма интересная.

Во втором, Свиньин Павел Петрович "Отечественные записки". 1827

avatar
1
13
Я придерживаюсь традиционной истории smile правда в ней меня не все устраивает. Оставим славянам и балтам их историю Киевской Руси, Литвы и Речи Посполитой. Нас интересует Волга и Ока) Мерьямаа, Эрзянь Мастор, Карьяла, Коми Му и другие родные земли.

Кстати фото-цитата чья?

avatar
1
12
Вешневицкий...Рубрук...Золотая Орда.... Искривленное информационное пространство wacko

Цивилизацию, Человека создал не труд, как нам внушали, а торговцы (нравится это или нет, но сие факт)Только на территории где возможен активный транзит, продажа грузов, возможно возникновение и государственности. Что такое путь из варяг в греки по Днепру замечательно написано у Брок и Эф. Так, что "Днепровская Древняя Русь" - фикция. Волга, Ока - другое дело: до начала 20 века речные перевозки мирового уровня - пшеница, соль, сера.

Да...про мерю. В конце 18, первой четверти 19 века, некоторые русские историки считали так:

biggrin

avatar
1
11
Ну в данном случае Романовы не причем. Существуют исторические хроники Литвы(Беларуси), Польши, в первую очередь. Стран в которые Русь непосредственно входила после 13 века. Где например князь Ерема Вишневецкий в 17 веке был правителем Руси (Украины), и Господарем Валахии и Молдавии. Ни о какой "Московской Руси" и речи не идет. Она была выдумана имперскими историками при Екатерине во времена "просвященного малоросийского славянизма".

Как во времена раннего средневековья назывались земли наших народов, эрзян, мери, мари вопрос открытый. Но во всяком случае Гильом де Рубрук (Guillaume de Rubrouck, букв. «Гильом из Рубрука») (ок. 1220 — ок. 1293) — фламандский монах-францисканец, побывавший в 1253—1255 годах по поручению французского короля Людовика IX в Золотой Орде на этих землях не упоминает ни какой Руси (в отличие от земель Киева) Зато упоминает по Оке и Волге Мердинс и Моксель wink

avatar
1
10
"Это всей Европе известно. Корни Руси славянские"...Есть подозрение, что нам реально НИЧЕГО не известно. Романовская история заставила нас жить в вымышленном информационном пространстве. Та же Русь. Как писали "арабские" историки Руси было ТРИ, а не одна.

Да, кстати, сверхосведомленные англичане в конце 18 и первой четверти 19 вв были уверены, что река Самара-Днепровская, напротив Екатеринослава, впадает в Волгу в 12 милях от Новой Москвы))))

avatar
2
9
Не согласен. Давайте не будем придумывать новые смыслы. Русь это Киев, Украина. Украинцы до 19 века именовались русинами, русью. Это всей Европе известно. Корни Руси славянские.

Все народы центральной России говорившие в древности или говорящие до сих пор на языках ф-у группы имеют +- один антропологический тип, схожую духовную и материальную культуру, мифологию, множество параллелей в языке. Не понятно почему некоторые эрзяне так хотят выделиться из общей массы родственных народов.

avatar
2
8
муромский язык был близок эрзянскому

да не просто близок, это был один из многочисленных диалектов эрзянского языка.
и не надо мурому причислять к финно-уграм, которые никогда не являлись этносом. Финно-угорская группа - это всего лишь языковая группа, но не более: ничего общего у народов, входящих в эту группу нет - у них разные истории, разные культуры и даже разные расы. Кому очень выгодно такие разные народы "согнать" в эту кровосмесительную группу с тем, чтобы объявить Русь финно-угАрской.
но РУСЬ - всегда была РУСЬЮ, а еще вернее РАСЬю - мощным государством на берегах великой реки РА.
Русь - изначально эрзянская. Сохранившийся и в настоящее время эрзянский народ, эрзянский язык, эрзянский героический эпос - яркое тому подтверждение.

avatar
1
7
да, такие надмогильные памятники отмечаются по всем ф-у территориям, от Архангельска до средней Волги.
avatar
1
6




Олеарий совершенно откровенно изобразил эрзянские могилы-домики. Это не христианские кладбища
avatar
1
5
вполне возможно Степанов и прав. во всяком случае в антропологическом плане потомки летописной муромы вылитые эрзя)
avatar
2
4
"Все муромские археологические памятники 6-11 вв в нижнем течении Оки, он считал эрзянскими (Степанов П.Д. 1970 с.26-66) Одним из доказательств отождествления эрзя и муромы являлась по его мнению северная ориентировка в муромских могильниках. Само существование муромы как отдельного племени П.Д. Степанов отрицал , а упоминание муромы в начальной русской летописи называл вымыслом летописца"
avatar
1
3
теперь все отлично. да так он и должен называться) чаще надо смотреть на себя со стороны)
avatar
0
2
файл с картой не подгружается!
avatar
3
1


Муром в представлении Олеария. Обратите внимание на надпись Муром мордовский и то как обозначена река Ока - ОССА
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика