Понедельник, 15.10.2018, 11:21 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 9 » Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России
23:56
Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.

Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова  российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями. 

«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литературе историю финно-угорской Муромы принято начинать со второй половины I тысячелетия от Рождества Христова и заканчивать 12-13-м веком. Безусловно, это неправильная позиция. 

Уникально то, что название города - Муром - сохранило исконное название финно-угорских хозяев этой страны до наших дней. Пожалуй, это главная победа муромы и во времена московской «борьбы с язычеством», и в эпоху «просвещённого малороссийского славянизма», пришедшего в Московию из Украины-Руси. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери, муромы, эрзян, мари и булгар. 

Современная наука не может твердо сказать,  как именно называли себя люди этого народа на своем языке. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо - и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых христианских летописях руси. 


Муромский район, Чаадаевское городище.

Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища. На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии, топонимики и археологии. Археология дает нам хорошие представление о материальной культуре муромы. Это материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века по нынешний, и результаты, полученные при исследовании трех муромских городищ. 


Муромский район, Чаадаевское городище.

Мурома были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о быстрой и мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, Черниговом и позднее с Владимиром-Мерьским, о вхождение Мурома и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным»… 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Вновь оговоримся, что «второй вариант» в самом деле скорее всего и происходил, это доказывают знаменитые былины про Илью Муромца. Илья Муромец – знатный воин из муромы, был, по всей вероятности, нанятым дружинником киевского князя. В Киеве он и  прославился своей силой. Вражда Ильи Муромца с черниговским князем и Олегом Поповичем доказывает языческую суть этого героя, как и его обособленность от Руси. 


Московский судмедэксперт, представитель российской школы антропологической реконструкции Сергей Алексеевич Никитин воссоздал облик Ильи Муромца по мощам, хранящимся в Киеве.

«…Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которые, вероятно были почитаемыми животными в муромском языческом обществе. Уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись, ни больше, ни меньше, законодателями моды для всего мира поволжских финнов. 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Немногочисленные представители балто-славян приходившие на эту землю были ассимилированы коренными жителями края. После XII веку мурома перестала на равне с мерей, мещерой,   весью и другими многочисленными финно-угорскими народами современной центральной России упоминаться в летописях как отдельный народ - к этому времени власть Киева и Чернигова предпочла иметь дело с «географической областью», а не народом, постепенно осваивавшим славянский язык в качестве лингва-франка (языка международного общения)». 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме. 

В своей работе В.В. Бейлекчи дает весьма важное замечание: «Даже отъявленные скептики-славянисты признавали, что древняя мурома «составила основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси (И особенно для Московии.) важнейшее стратегическое и экономическое значение». А значит, финно-угорская мурома и ныне обитает на своих исконных землях». 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

«Вопрос реконструкции муромского самосознания, - пишет Бейлекчи, - дело недалёкого времени». 

Однако наверняка многие решат что реконструкция самосознания муромы несет удар самосознанию великодержавных русских националистов, большинство которых ну никак не хотят «родниться» ни с финнами, ни с татарами, смотрят на эти древние  традиционные народы России не как на своих родных предков, но как на чуждые элементы, с радостью внимая мифам о неких исторических "славяно-арийцах", "русичах" (термин, придуманный лишь в XVIII веке, как поэтизм) – самой древней нации в мире, от которой по свету распространились все остальные языки мира (эти сказки муссируют юморист Михаил Задорнов, лингвисты Драгункин, Чудинов и другие). 


Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt


Реконструкция наряда женщины народа мурома. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt

А ведь помимо муромы в русский народ почти полностью или просто полностью влились вепсы(весь), меря, эрзя, мокша, мещера, мари, чудь-заволочская, водь, ингры, значительная часть карелы, пермь, коми, волжские булгары, чуваши, половцы-казаки... Иными словами,  русские европейской части России, являются прямыми потомками финно-угорских и тюркских народов.



СКАЧАТЬ - Монография Бейлекчи Владимира Викторовича 
Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы).

Уникальная монография посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки. На основе анализа археологических источников рассмотрены в хронологическом развитии характерные черты погребального обряда, историко-географические характеристики расселения и особенности домостроительства муромы. Представлены основной погребальный инвентарь и находки поселений. 
 
Издание предназначено для специалистов в области финно-угроведения, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, музейных работников и краеведов, а также всех читателей, изучающих историю Волго-Окского региона. 

52 иллюстрации, в том числе карты и планы. Текстовое приложение на 60 страницах. Список источников и литературы. 
________________________________________________ 
На бумажном носители см. Бейлекчи В.В. Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы): учебное пособие. – Москва: Изд-во МПСИ, 2005. – 278с. 
ISBN 5-89502-886

СОВРЕМЕННЫЕ ЖИТЕЛИ МУРОМА

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 12160 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.2/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2464
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1007
Статистика
Яндекс.Метрика