Суббота, 27.05.2017, 11:08 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Апрель » 18 » Н. C. Трубецкой. Русский народ не является исключительно представителем славянства.
12:57
Н. C. Трубецкой. Русский народ не является исключительно представителем славянства.

Редакция Мерьямаа представляет вашему вниманию статью основателя русского евразийства — кн. Н.С. Трубецкого - филолога и лингвиста. Он принадлежал к аристократическому роду Трубецких, восходящему к литовскому князю Гедимину. Был сыном князя С. Н. Трубецкого (ректор Московского университета) и племянником князя Е. Н. Трубецкого, известных русских философов, брат писателя и мемуариста князя В. С. Трубецкого (Владимира Ветова). С 14-и лет посещал заседания Московского Этнографического общества; в 15 лет публиковал первые научные статьи о финно-угорском язычестве. Изучение фольклора сопровождалось и знакомством с соответствующими языками. В 1920 году эмигрировал в Болгарию; преподавал в Софийском университете. В 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был непримиримым противником коммунизма и национал-социализма. Умер в 1938 году в объединившейся с Германией Австрии.

Этническая основа русской культуры

Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы разумеем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, так называемые народные массы. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка индивидуального творчества. Когда же некоторые из них проникают в низы из верхов, они в силу самой этой миграции неизбежно слегка обезличиваются и упрощаются, приспособляясь к общему контексту других ценностей исключительно нижнего происхождения.

Несколько иной характер носят верхи культурного здания. Культурные ценности нижних слоев способны удовлетворить далеко не всякого представителя данного народа. Многие, не удовлетворяясь формой той или иной общепринятой ценности, стараются усовершенствовать ее, приспособив к своим личным вкусам. Может статься, что в таком измененном виде эта ценность окажется почему-либо недоступной для широких слоев населения, но придется по вкусу тем частям национального целого, которые в каком-либо отношении занимают в этом целом господствующее положение.

В таком случае эта ценность попадает в запас «верхов» культуры. Таким образом, ценности «верхнего запаса» создаются либо самими господствующими частями национального целого, либо для этих частей и отвечают всегда более утонченным потребностям, более требовательным вкусам.

Вследствие этого они всегда сравнительно сложнее и менее элементарны, чем ценности нижнего запаса. Поскольку, с одной стороны, отправной точкой для создания той или иной ценности верхнего запаса может явиться какая-нибудь ценность запаса нижнего, а с другой стороны, сами народные массы постоянно вводят в свой бытовой обиход ценности, заимствованные в упрощенном виде из верхнего запаса, можно сказать, что в нормальной культуре между верхом и низом всегда существует известный обмен и взаимодействие.

 

Помимо внутреннего культурного взаимодействия верхов и низов, каждая из этих частей данного культурного целого питается и заимствованиями извне, из культур иноземных. При этом может случиться, что тот иноземный источник, из которого черпают культурные ценности данные верхи, не совпадает с тем иноземным источником, который питает соответствующие низы. Если заимствованные ценности не противоречат общему психическому облику данного национального целого и при усвоении органически перерабатываются, то в силу естественного внутреннего взаимодействия между культурными верхами и низами снова устанавливается известная равнодействующая.

Но такой равнодействующей может и не установиться, в каковом случае между верхами и низами образуется культурный разрыв и национальное единство нарушается. Это всегда свидетельствует о том, что источник иноземного влияния слишком чужд данной национальной психике.

Размышляя над русской культурой

Размышляя над русской культурой, мы должны прежде всего отдать себе точный отчет в этнографическом характере ее низов и верхов и ясно представить себе связь ее частей с другими иноплеменными культурами.

Основным элементом, образовавшим русскую национальность, безусловно, был элемент христианский, православный.

Предки московитов-русских не соприкасаясь непосредственно ни с одним из очагов индоевропейской культуры, могли свободно выбирать между романо-германским «Западом» и Византией, знакомясь с тем и другим главным образом через славянское посредство Киевской Руси.

Выбор был сделан в пользу Византии и дал первоначально очень хорошие результаты. На московской почве византийская культура развивалась и украшалась. Все получаемое из Византии усваивалось органически и служило образцом для творчества, приспособлявшего все эти элементы к требованиям национальной психики. Это относится особенно к области духовной культуры, к искусству и религиозной жизни.

Наоборот, все получаемое с «Запада» органически не усваивалось, не вдохновляло национального творчества. Западные товары привозились, покупались, но не воспроизводились. Мастера выписывались, но не с тем, чтобы учить русских людей, а с тем, чтобы выполнять заказы.

Иногда переводились книги, но они не порождали соответствующего роста национальной литературы. Мы имеем в виду, разумеется, лишь общие штрихи, а не детали. Исключений из общего правила было, конечно, очень много, но в общем все византийское, несомненно, усваивалось в Московии легче и органичнее, чем все западное.

Напрасно было бы объяснять все это одним лишь суеверным мизонеизмом. В самом этом «суеверии» было инстинктивное ощущение репульсии к романо-германскому духу, сознание своей неспособности творить в этом духе.

И в этом отношении московиты являлись верными потомками своих доисторических предков - тех носителей праславянского диалекта индоевропейского праязыка которые пришли в разное время на наши земли смешалась угрофиннами и тюрками, они не чувствовали духовной близости к западным индоевропейцам и в духовном отношении ориентировались на Восток.

Такое положение дела резко изменилось благодаря реформе Петра Великого.

С момента этой реформы московиты должны были проникнуться романо-германским духом и творить в этом духе. Из предыдущего явствует, что к спешному выполнению этой задачи московиты были органически неспособны. И действительно, если Московия до Петра Великого по своей культуре могла считаться чуть ли не самой даровитой и плодовитой продолжательницей Византии, то после Петра Великого, вступив на путь романо-германской ориентации, она оказалась в хвосте европейской культуры, на задворках цивилизации. Некоторые основные движущие факторы европейской духовной культуры (например, европейское правосознание) московскими верхами усваивались плохо, народом совсем не усваивались.

Отсутствие некоторых первостепенно важных для романогерманцев психологических способностей давало себя чувствовать на каждом шагу. И потому-то число настоящих вкладов русского гения в «сокровищницу европейской цивилизации» осталось ничтожным по сравнению с массой иностранных культурных ценностей, непрерывно механически пересаживаемых на нашу почву.

Попытки органической переработки романо-германских культурных ценностей и выявления самобытного индивидуального творчества в рамках определенной европейской формы в России делались неоднократно, особенно в области духовной культуры.

Однако только исключительно гениальным личностям удавалось создавать в этих рамках ценности, приемлемые не для одной России, а и для «Запада», и явный, подавляющий перевес был всегда на стороне простого, почти механического перенимания и подражания. Следует заметить, что, когда какой-нибудь русский талант или гений пытался, оставаясь в рамках европейской культуры, дать что-нибудь национально-самобытное, он большею частью вводил в свое творчество чуждый романо-германскому миру «русский» или «восточный» (особенно в музыке) элемент.

Благодаря этому настоящий романогерманец приемлет русское творчество как экзотику, которой можно любоваться издали, не сливаясь с ней и не переживая ее. Вместе с тем с точки зрения подлинной самобытности такая смешанная ценность тоже не вполне приемлема, и чуткий русский человек всегда ощущает в ней некоторую фальшь. Фальшь эта - отчасти от неправильного понимания русской стихии («дюрюсс»), отчасти от несоответствия между формой и содержанием.

В конце концов, несмотря на все усилия русской интеллигенции (в широком смысле этого слова), две пропасти, вырытые Петром Великим, одна - между допетровской Московией и послепетровской Россией, другая - между народом и образованными классами, остаются незаполненными и зияют до настоящего времени. Даже чуткая душа великих художников неспособна была перекинуть мост через эти пропасти, и музыка Римского-Корсакова все-таки принципиально отличается от подлинной русской песни, точно так же, как живопись Васнецова и Нестерова - от подлинной русской иконы.

Так обстоит дело с верхним этажом здания русской культуры.

Русские культурные верхи всегда жили культурными традициями, рецепированными сначала от Византии, потом - с романо-германского Запада, более или менее органически перерабатывая эти традиции. Правда, переработанные верхами иноземные традиции проникали и вниз, в народ.

Особенно сильно проникли в народную массу традиции византийского, восточного православия, окрасившие всю духовную жизнь народа в определенный тон, но это восточное православие, соприкоснувшись с народной стихией, настолько преобразовалось, что специфически византийские черты в нем сильно потускнели.

Западная культура в народную массу проникала гораздо слабее, не затрагивая глубин народной души. Поэтому рецепция романо-германской культуры и вызвала между верхним и нижним этажом здания русской культуры такую принципиальную несоразмерность, которой не было, когда верхи реципировали культуру византийскую. Но византийскими и романс-германскими традициями привнесенными в народную массу сверху не исчерпывается культурный и этнографический облик русской народной стихии.

В русском образованном обществе распространено убеждение, что своеобразные черты этого облика являются «славянскими». Это неверно. Та культура (в смысле общего запаса культурных ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности данной среды), которой всегда жил русский народ, с этнографической точки зрения представляет собой совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо более широкую группу культур или культурную зону.

В общем, эта культура есть сама особая зона, в которую кроме русских входят еще угро-финские «инородцы», вместе с тюрками Волжского бассейна. С незаметной постепенностью эта культура на Востоке и Юго-Востоке соприкасается с культурой «степной» (тюркской) и через нее связывается с культурами Азии. На Западе имеется тоже постепенный переход (через литвинов-белорусов и русинов-украинцев) к культуре западных славян, соприкасающейся с романо-германской, и к культуре балканской.

Но эта связь со славянскими культурами вовсе уже не так сильна и уравновешивается сильными связями с Востоком. По целому ряду вопросов русская народная культура примыкает именно к Востоку, так что граница Востока и Запада иной раз проходит именно между русскими и славянами, а иногда южные славяне сходятся с русскими не потому, что и те и другие славяне, а потому, что и те и другие испытали сильное тюркское влияние.

Эта особенность русской стихии сказывается ярко в народном художественном творчестве.

Песни

Значительная часть великорусских народных песен (в том числе стариннейших, обрядовых и свадебных) составлена в так называемой пятитонной или индокитайской гамме, т.е. как бы в мажорном звукоряде с пропуском IV и VII степеней. Эта гамма существует (притом в качестве единственной) у тюркских племен бассейна Волги и Камы, далее у башкир, у сибирских «татар», у тюрков русского и китайского Туркестана, у всех монголов. По-видимому, эта гамма некогда существовала и в Китае: по крайней мере, китайская теория музыки предполагает ее существование, и принятая в Китае нотация основана на ней.

В Сиаме, Бирме, Камбодже и Индокитае она господствует и сейчас. Таким образом, в данном случае мы имеем непрерывную линию, идущую с Востока. На великороссах-московитах эта линия обрывается.

У украинцев пятитонная гамма встречается лишь в очень редких старинных песнях, у славян отмечены единичные случаи ее применения, у романцев и германцев ее нет вовсе, и только на крайнем северо-западе Европы, у британских кельтов (шотландцев, ирландцев и бретонцев) она опять выступает.

В ритмическом отношении русская песнь тоже существенно отличается не только от романо-германскои, но и от славянских, хотя бы, например, совершенным отсутствием трехдольных ритмов (ритма вальса или мазурки). От Азии русскую песнь отделяет то, что большинство азиатов поют в унисон. Но русская песнь в этом отношении представляет собой переходное звено: голосоведение русского хора полифоническое, песни унисонные нередки, а запевало в известных категориях хоровых песен даже обязателен.

Танцы

Такое же своеобразие представляет и другой вид ритмического искусства - танцы. Романо-германские танцы отличаются обязательной наличностью пары - кавалера и дамы, танцующих одновременно и держащихся друг за друга, что дает им возможность производить ритмические движения одними лишь ногами, причем самые эти движения (па) и у кавалера и у дамы одинаковы.

В русских танцах ничего подобного нет. Пара необязательна, и даже там, где танцуют двое, эти двое не принадлежат непременно к разным полам и могут танцевать и не одновременно, а по очереди, во всяком случае, не держась друг за друга руками. Благодаря этому ритмические движения могут производиться не одними ногами, но и руками и плечами. Движения ног у мужчины иные, чем у женщины, и характеризуются переступами каблука и пальцев. Замечается стремление к неподвижности головы, особенно у женщины. Движения мужчины определенно непредуказаны, и предоставляется большой простор импровизации в рамках определенного ритма; движения женщины представляют собой стилизованную походку.

Плясовой мотив является короткой музыкальной фразой, ритм которой достаточно отчеканен, но дает большой простор вариационной разработке. Все эти особенности встречаются и у восточных финнов, у тюрков, монголов, у кавказцев (впрочем, на Северном Кавказе есть танцы и парные, при которых танцующие держатся друг за друга) и у многих других «азиатов».

В отличие от романо-германских танцев, в которых постоянное прикосновение кавалера к даме при бедности технических средств самого танца вносит определенный сексуальный элемент, русско-азиатские танцы носят скорее характер состязания в ловкости и в ритмической дисциплине тела. Участие зрителей, инстинктивно притоптывающих, присвистывающих и вскрикивающих, еще повышает ритмический пафос.

В Европе только испанцы знают нечто подобное, но, по всей вероятности, это объясняется и у них восточным (мавританским) влиянием. Что касается до славян, то они в отношении хореографического искусства не примыкают к России; только болгарская рученица воспроизводит до известной степени русско-азиатский тип, несомненно, под восточным (турецким) влиянием.

Орнамент

В области орнамента (резьба, вышивка) великорусская народная культура имеет свой самобытный стиль, который через украинцев связывается с Балканами, а через утро-финнов - с востоком.

В этой области имелись, по-видимому, довольно сложные перекрестные влияния, которые предстоит еще выяснить путем научного анализа. К сожалению, наука об орнаменте до сих пор не вышла из зачаточного состояния и не выработала сколько-нибудь целесообразных приемов классификации, которые позволяли бы устанавливать объективное родство разных орнаментов между собой. Поэтому невозможно определить, в чем именно заключается отличие русского орнамента от западнославянского и романо-германского, хотя это отличие тем не менее чувствуется довольно ярко.

Словесность

В области народной словесности великороссы представляются вполне оригинальными. Стиль русской сказки не встречает параллелей ни у романогерманцев, ни у славян, но зато имеет аналогии у тюрков.

Восточнофинские сказки в отношении стиля находятся вполне рядом. Русский эпос по своим сюжетам связан и с туранским востоком, и с Византией, а отчасти и с романо-германским миром. Но по форме он вполне оригинален, во всяком случае, не обнаруживает никаких западных черт. В формальном отношении можно говорить лишь о довольно слабой связи с балканским славянством и о довольно сильной связи с восточным ордынским эпосом.

Материальная культура

О материальной культуре русского народа можно сказать лишь то, что от культуры степных кочевников она, естественно, очень отличается и что несомненно: в отношении материальной культуры большинство финских народов (кроме бродячих и кочевых) представляют с великороссами абсолютно единое целое.

К сожалению, детальных этнографических исследований в области отдельных сторон народного русского материального быта до сих пор было очень мало. Преобладали дилетантские работы. К стыду нашему, мы должны признать, что материальная культура финских инородцев, особенно благодаря трудам финляндских этнографов, изучена куда лучше. Роль угро-финского и восточнославянского элементов в создании того типа культуры, который можно назвать русско-финским, остается не вполне выясненной. В русско-финском костюме есть несколько характерных общих черт (лапти, косоворотка, специфический женский головной убор), неизвестных романогерманцам и славянам (лапти существуют у литовцев). Но происхождение всех этих элементов до сих пор еще нельзя считать вполне выясненным.

Таким образом, в этнографическом отношении русский народ не является исключительно представителем славянства. Русские вместе с угро-финнами и с волжскими тюрками составляют особую культурную зону, имеющую связи и с славянством и с туранским Востоком, причем трудно сказать, которые из этих связей прочнее и сильнее.

Связь русских с туранцами закреплена не только этнографически, но и антропологически, ибо в русских жилах, несомненно, течет, кроме славянской и угро-финской, и тюркская кровь.

В народном характере русских, безусловно, есть какие-то точки соприкосновения с туранским Востоком. То братание и взаимное понимание, которое так легко устанавливается между нами и этими азиатами, основано на этих невидимых нитях расовой симпатии.

Русский национальный характер взращеный православием, впрочем, достаточно сильно отличается как от угро-финского, так и от тюркского, но в то же время он решительно непохож и на национальный характер  славян.

Целый ряд черт, которые русский народ в себе особенно ценит, не имеет никакого эквивалента в славянском моральном облике. Наклонность к созерцательности и приверженность к обряду, характеризующие русское благочестие, формально базируются на византийских традициях, но тем не менее совершенно чужды другим православным славянам и скорее связывают Россию с не православным Востоком. Удаль, ценимая русским народом в его героях, есть добродетель чисто степная, понятная тюркам, но непонятная ни романогерманцам, ни славянам.

Своеобразие психологического и этнографического облика русской народной стихии должно быть принято во внимание при всяком построении новой русской культуры.

Ведь эта стихия призвана быть нижним этажом здания русской культуры, и для того, чтобы такое здание было прочно, нужно, чтобы верхняя часть постройки соответствовала нижней, чтобы между верхом и низом не было принципиального сдвига или излома.

Пока здание русской культуры завершалось византийским куполом, такая устойчивость существовала. Но с тех пор, как этот купол стал заменяться верхним этажом романо-германской конструкции, всякая устойчивость и соразмерность частей здания утратилась, верх стал все более и более накреняться и наконец рухнул, а мы, русские интеллигенты, потратившие столько труда и сил на подпирание валящейся с русских стен неприлаженной к ним романо-германской крыши, стоим в изумлении перед этой гигантской развалиной и все думаем о том, как бы опять выстроить новую крышу, опять того же, романо-германского образца.

Эти планы следует решительно отвергнуть.

1) Чтобы прочно утвердиться на русской почве, верхи русской культуры, во всяком случае, не должны быть специфически романо-германскими.

2) Возврат к византийским традициям, конечно, невозможен.

Правда, тот единственный уголок русской жизни, та часть здания русской культуры, в которой византийские традиции не были вполне вытеснены «европеизацией» - русская православная церковь, - оказалась поразительно живучей и во время общего крушения не только не рухнула, но вновь приняла свою исконную форму, перестроившись опять по образцу, унаследованному из Византии.

В будущем византийский элемент русской культуры, исходя именно из церковной традиции, может быть, даже будет усиливаться. Но думать о полном переустройстве русской жизни на старых византийских началах в их чистом виде, конечно, невозможно.

И не потому только, что два с половиной века усиленной европеизации не прошли для России бесследно, но и потому, что даже в XVII веке, когда патриарх Никон решил усилить византийский элемент русской жизни и приблизить русское благочестие к его византийскому образцу, этот образец значительной частью русского народа уже был воспринят как нечто иноземное и вызвал раскол. Позднее тот же раскол обратил острие своего протеста против европеизации.

В русском расколе с тех пор воплощается стремление русской народной стихии к самобытной культуре, направленное, может быть, по ложному пути и обреченное заранее на неудачу, вследствие того, что оно имеет лишь низы, но не имеет культурного верха.Но в путях раскола все-таки чувствуется проявление здорового национального инстинкта русской стихии, протестующей против искусственно надетого на нее чужого культурного верха. И потому-то так знаменательно, что Емельян Пугачев, стоя под знаменем старообрядчества, отвергающего «поганых латинян и лютеров», не находил ничего предосудительного в объединении с башкирами и прочими представителями не только инославского, но даже иноверного туранского Востока.

В этих подсознательных симпатиях и антипатиях русской народной стихии и надо черпать указания для постройки нового здания русской культуры. Мы исповедуем восточное православие, и это православие сообразно со свойствами нашей национальной психики должно занять в нашей культуре первенствующее положение, влияя на многие стороны русской жизни. Вместе с верой мы получили из Византии много культурных традиций, которые в старину сумели творчески развить и приспособить к нашим, русским.

Пусть работа в этом направлении будет продолжаться. Но этим дело не исчерпывается. Нельзя все уложить в византийские рамки.

Мы не византийцы, а русские, и для того, чтобы русская культура была вполне «нашей», нужно, чтобы она была теснее связана с своеобразным психологическим и этнографическим обликом русской народной стихии.

И тут-то надо иметь в виду особые свойства этого облика. Много говорили о том, что историческая миссия России состоит в объединении наших «братьев» славян. При этом обычно забывали, что нашими «братьями» (если не по языку и по вере, то по крови, характеру и культуре) являются не столько славяне, сколько угро-фины и туранцы, и что фактически Москва уже объединила под сенью своей государственности значительную часть Востока.

Предсказывать и предписывать конкретные формы появляющейся новой русской культуры вообще невозможно. Но все же отличие верхов от низов должно определяться не тяготением к двум различным этнографическим зонам, а степенью культурной разработки и детализации элементов единой культуры. Русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания русской народной стихии.

Н. C. Трубецкой. Впервые опубликовано // сборнике «Исход к Востоку», София, 1921, с. 86-103

Примечания

[*3] Северноиранские (скифо-сарматские) племена, обитавшие некогда в Южной России, довольно рано перестали существовать, отчасти ассимилировавшись с восточными славянами, отчасти вытесненные или поглощенные тюркскими кочевниками. Последними представителями этих скифо-сарматских племен являются современные осетины.

[*4] Для читателей, незнакомых с теорией музыки, укажем, что эта гамма получится, если перебирать черные клавиши на рояле. Из известных русской публике «культурных» произведений, написанных в этой гамме, можно указать романс Рахманинова «Сирень».

[*5] При исполнении, однако, происходит транспонирование, в результате которого получается гамма в четыре тона. Например, мелодия написана в гамме до, ре, ми, соль, ля, а при исполнении вместо соль и ля берут ля бемоль, для соль на октаву выше, чем для ля.

[*6] Кроме сольных танцев вышеописанного типа русские знают и тип хорового танца. Однако этот последний тип у русских имеет совершенно другой вид, чем у славян, романогерманцев и некоторых восточных народов. Строго говоря, русский хоровод не есть танец в истинном смысле этого слова, ибо никаких па участники хоровода не производят и даже переступают ногами не обязательно в такт музыке. Это скорее вид игры или обрядового действия, в котором главную роль играет хоровая песнь.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6862 | Добавил: merja | Теги: социализм, русские, политика, Русский Народ, князь Трубецкой, национализм | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 561 2 »
avatar
0
56
Я могу ошибаться, но мне кажется, что нет русских равнин\племен, потому что слово Русь\Россия из греческого пришло. И потому только тысячу лет назад появился такой народ, что когда принесли с Византии христианство, принесли и имя нам, а до этого отдельными ячейками жили. (лишь личные доводы)
avatar
1
55
Меря - это волго-финский народ B), как и мари, мурома, эрзя, мещера...
avatar
0
54
Хобот знатный форум, но тяжелый... Чтобы там свободно общаться, на нем надо жить и тусоваться, как в клубе, а некогда. wacko
avatar
0
53
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=54:52968
Кожен цей сві міряє своїм мірилом, одні тим яке їм дав цей світ, (влада, церква), другі самі по крупиці беруть з цьго світу ту правду яку від них ховають володарі їхні, для того щоб панувати над ними вічно.
avatar
1
52
Новый этнос не получается, не успокаивайте себя официально навязываемыми мифами! Разрушаются старые этносы, в т.ч. и большой русский со всеми его местными вариациями. surprised

"Советикусы" выросли из Павликов Морозовых. Но они никогда не составляли большинство. Они лишь захватывали тёплые местечки. angry

Нынешних политкорректных "россиянцев" (не зависимо от этнического происхождения) ждёт участь перехода в следующем поколении на русско-английский суржик.
Но и они никогда не составят большинства ни в одном народе или суб-этнической группе России! Они лишь вносят раскол в органическое единство этносов... sad
avatar
2
51
Зри в корень! У истоков Киевской Руси стояли дружины из двух славянских народностей (словене, кривичи) и трёх фин.-угорс-х (меря, весь, чудь (здесь - корела, водь, ижора)). Плюс ватаги варягов.

А потом уже в процесс строительства государства с центром в Киеве включились и другие восточно-славянские народности.

До православия у киево-новгородского государства тоже была своя идеология. На основе официального признания местных сакральных традиций при сохранении главенствующих позиций культа, исповедуемого князем и дружиной.

Этот перспективный компромисс был нарушен в угоду внешнеполитическим соображениям. Принятие православия привело к идеологическому единообразию внутри государства. Но отторгло от него наиболее традиционно настроенные части общества.
avatar
1
50
Славяне это этнос, на базе которого были сформированы Киевская Русь и Московвская Русь

Поаккуратнее с терминологией, пожалуйста. Этносы(субэтносы) - именные образования(поляки, словене, хорваты, etc.), входящие в обобщающее - суперэтнос(славяне).
А база, на которой формируется государственность(Киевская, Московская) - не пушечное мясо, а религия. В нашем случае православие.
avatar
-1
49
Россия, это не русские. Это солянка из этносов населяющих территорию России. Славяне это этнос, на базе которого были сформированы Киевская Русь и Московвская Русь, а затем Российская империя. Сейчас славяне вымирают и ассимилируют с другими народами, поэтому получается новый этнос. При Сталине советикус, а сейчас Россияне.
avatar
0
48
Очень даже иногда поучительно найти внутри кириллицы латаницу, для тех кто видит эту тему впервые, хотя главный смысл наверно не в этом.
avatar
1
47
У девчёнки лицо более европейское, хотя и с явными уральскими (лапоноидными) признаками. Схожие типажи встретите от мордвы до саамов. А пацан - ровно такого недавно чуваша встречал! Подобные типажи чаще встречаются в ПриУралье - от Башкирии до Коми...
avatar
1
46
По одной из версий (не доказанной, правда) деда Кузьмы Минина звали Анкудин. Типично мерянско-марийское имечко.
avatar
1
45
Какие же русы славяне?)))Есть куча исторических свидетельств,где русы и славяне определяются,как разные народы,и Вы это должны прекрасно знать..хотя бы вспомните "Об управлении государством" Константина Багрянородного,где названия днепровских порогов даны по-русски и по-славянски)

Правда,это как очередной нож в сердце для индославов))
avatar
0
44
"нет" - это не аргумент, а уговоры самого себя ... cool
Выбор - всегда предпочтение одного другому. В данном случае - прямой отказ от русского языка.
Возможно поэтому и возникают попрёки тех, кто впервые окунается в тему и сходу натыкается на латинскую обложку.
Сливаем здесь мудрославофилов всё равно на языке, выбор которого сделали наши предки.
smok
avatar
1
43
herubino, золотые слова) надпись на латинице это разве отказ от русскости? cool На мой взгляд - нет и еще раз нет.
avatar
0
42
И что?
У русских, которые называют себя русскими, есть язык русский, на котором русские по-русски и общаются.
И тут главное не вступить в противоречие со словами
merja(19.04.2012 15:37)А разве мы здесь отказываемся от имени русские?
smok
avatar
1
41
Полная историческая безграмотность...

С чьей стороны?
Выслушаем с удовольствием правки по истории от свежего человека.

...и взаимные оскорбления. К чему это?

Что есть, то есть... sad

Всё время хотим поносить на руках какова-нибудь умнова жреца, и одарить ево лучезарными улыбками,.. да чота не получается.

Спрашивается, чья консерватория настолько законсервирована, что лечится только шоковой хирургией?
Само существование этого сайта - оскорбление для чванливых умников, у которых вдруг отнимают самое святое - сладкую морковку всеобщего славянизма, которой их кормили(и кормят) государственные историки-кукловоды.
smok
avatar
1
40
Статья хорошая и глубокая. Для своего времени вполне на уровне. Идея о неславянском этносе великороссов совершенно правильная. Только это не тюрки (во времена Трубецкого так считалось), а финны. Этническую основу великорусской народности составляют не славяне, а туземное население нынешнего Центрального региона (Московская и сопредельные области), т.е поволжские финны. Славяне на землях Московии пришлый элемент. Их проникновение в финские земли проходило в несколько этапов, начиная с бронзового века (фатьяновцы) и вплоть до времени Киевской Руси, создания Владимирско-Суздальского княжества. Об этом говорит вся современная археология Центрального региона. А вот комментарии мне очень не понравились. Полная историческая безграмотность и взаимные оскорбления. К чему это?
avatar
0
39
Эксгибициомазохист? Любит, когда ево имеют прилюдно?
Иле проста гонют отовсюду к едрене-фене?..

Богумил Второй занял на конкурсе богумилов второе место... потому-что богумил!
cool
avatar
1
38
меря прибалто-финский народ. Так что латиница хорошо вписывается.
avatar
0
37
А ведь про латиницу хорошо сравнил.
avatar
1
36
Ничего себе "младенцы", по 11-14 лет cool
avatar
2
35
Волхв всех славян Богумил Голяков это клинический случай... Удивительно как его сюда занесло
avatar
3
34
Если вскроется правда о большом финно-угорском пласте в русском народе, то сразу же начнут рушиться политизированные мифы "о триединой Руси"/"трёх братских народах" и т.д. (нужное подчеркнуть). Тут вопрос не стеснения, а политики. Потому этот финский вопрос так неудобен для русских имперцах. Но вода камень точит...
avatar
0
33
Такими размашистыми определениями можно заодно и все русскую философию (науку и искусство) скосить.
avatar
0
32
Барану, который пишет здесь под ником "Я Русский".
Это я - русский! А ты в стаде. Давай я тебя попасу, раз пришел. cool
Изучаем матчасть
1.


Понятию "русский" - 1000 лет. Всего.
Вот карта, или свою какую найди, если считаешь, что моя – подложная.
Покажи мне на ней "Русскую равнину".

Юра Буклаков, Вы тоже подтягивайтесь.
С Вами урок Русского языка.
почемуто - почему-то (!)
паследний - последний (!) и т.д.

Кстати, Вы не сильно огорчились, что "злостного флуда" по поводу "постпраздничного состояния" не случилось?
Правильно. Никогда не следует переоценивать свою личность в этногенетических ритмах мировой истории...
smok
avatar
3
31
Славяне 25 тысяч лет назад это... Что курил автор?! cool
Про славян говорить ранее начала конца 1 тысячелетия д.н.э говорить не приходится. Именно тогда они выделились на периферии западных балтов. А тут такое...

Вы посмотрите на герасимовские антропологические реконструкции сунгирьцев



На вид скорее прото-прото финно-угры. Хотя относительно столь давнего времени об этом говорить не корректно.
avatar
4
30
Это вы наверное из гуляющего по сети демотиватора прочли? biggrin

avatar
-3
29
Вы как причисляете финноугров к автохтонам.... Это ведь не так, финноугры пришли на Русскую равнину лет через тысячу-полторы после русских которые живут сдесь со времен Сунгирьской культуры!
avatar
2
28
На разные объединительные понятия типа "славяне", "Родина" государство ловит баранов, заставляет их забыть о личной свободе и делать, что скажут.

Для того, чтобы любить своих родителей, уважать прошлое и стараться сделать планету лучшим местом проживания в настоящем и будущем, нужно ли сгонять в кучу все понятия, народы?
А вот государству нужно - чтобы люди не задавали лишних вопросов и жили, терпя все безропотно. В стаде.

Юра Буклаков, это про Вас. Вы даже допустить не можете, что люди могут думать сами, без указующего кнута и пяника.

Да. И попробуйте попрекнуть тем, что лично у меня нет такого понятия - Родина.
smok
avatar
3
27
Чего жрёшь, жрец?

Славяне ВсеНаРодно должны перестать потакать да помогать ИноРодцам племён неКоренного проживания ,находящимся в пределах Коренного Проживания Славян...

Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Пруссия,.. - всё, мудак, просрал этими словами, ото всего отказался...

Свои собственные славянские ноги жрёшь ты, жрец славянский...
smok
avatar
0
26
спорный он. по мне так, он жуткий западник. типичное интеллектуальное порождение романовско-никонианской системы.
avatar
1
25
А этот про Иафета затянул песню... кто во что горазд smile
avatar
1
24
Поцтреоты реально тууупыыыееее. Просто цирк-шапито biggrin

Мать Сва крылами бьеть....по голове
avatar
0
23
Послушай Голяков, Минин был татрин, а не еврей. Позорище biggrin
avatar
4
22
Да, очень тяжелый случай у вас... biggrin

И где же коренное расселение славян? Что делать с ИноРодцам племён неКоренного проживания ,находящимся в пределах Коренного Проживания, депортировать всех к хохлам и словакам?
avatar
-3
21
merja правильно твой Дед говорит.Слава Деду.Минин еврей.Пожарский Славянин ибо по Уделу Князь зван.

Славяне ВсеНаРодно должны перестать потакать да помогать ИноРодцам племён неКоренного проживания ,находящимся в пределах Коренного Проживания Славян...в их Преступных притязаниях да тем более действиях на утверждение своего положения как...РавноПравного да РавноЦенного пред Славянами.Ибо Славянский НаРод никакого Разрешения на Равны Права на Землю Свою да Державу Свою Никогда не Давал да Никогда не Даст.Ежели кто из Славян Своё ПервоРодное да ПервоБытное Преимущество здаст кому либо...из ИноРодцев некоренного со Славянами ПроЖивания...то сей Славянин есть ПреДатель Рода ,Родины,да НаРода ,да Державы яко Собственности Славян.Да измена отРодья сего для Славян не Закон да не Слава да не Совет,да ИноРодцам Всем не Предлог.(Речь ко Славянскому НаРоду о недопустимости попустительства ИноРодцам неКоренного со Славянами ПроЖивания.

НаРодный государь,жрец Славян,ВладиМир БогоМил Второй.)

Распространять ВЕЧНО.
avatar
4
20
Папа евразийства ворочается в гробу узнав, что он жыд....арендатор . А Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, который политический деятель времен Смутного времени - тоже жыд? И Дмитрий Пожарский тоже жыд, фамилия на -ский ведь оканчивается. И Кузьма Минин, потому что звучит почти как Минкин) Идеи Трубецкого по меньшей мере интересны, жаль что современное евразийство имеет с ними мало чего общего.

Вот всегда было интересно, если создать сайт - "Галлия" во Франции и писать там про галльских предков французов, то будут ли слышны вопли местных патриотов, про раскалывание нации и "мировую закулису"?

Эти любители Российской империи хоть своих классиков перечитали бы, вроде Ивана Сикорского (т, который называл русских славяно-финским народом.
avatar
0
19
Финов я не хочу отделять от славян, очень уж похожи, хотя я могу заблуждаться. Конечно, в первую очередь необходимо иметь русское сердце и русскую душу, гореть всем сердцем за отчизну и наРОД. А остальное приложится. Но всё таки русские - это сыны рода Иафетова, все остальные - не то.
avatar
3
18
Жрец, а князь Трубецкой - деятель времен Смутного времени - тоже еврей? А - Минин и Пожарский евреи?

Как мой 90 летний дед, у которого 4 класса образования, говорит, у кого фамилии на -ин и -ский евреи))))
avatar
5
17
>отрабатывает(возможно,не понимая оного) заказ заокеанских подстрекателей.

Отрабатываете (возможно,не понимая оного) заказ это Вы, Юрий.
Я же смею утверждать, что Вы заражены– серийным мировоззрением, которое устанавливается в сознании жертвы и позволяет государству использовать мыслительные ресурсы заражённого человека или, при необходимости, блокировать оные. Массовое идеологическое заражение подобным однотипным мировоззрением порождает российский патриотизм (ботнет).
http://mp44.livejournal.com/370564.html
avatar
2
16
Жрец Славянский вы просто красавчик biggrin
avatar
3
15
индивиды с ПГМ этого понять не в состоянии.
avatar
5
14
Юрий, неужели Вам больше нравится позиция "объединяй и властвуй"? Нынешнее имперское мифотворчество, на самом деле, это самое оскорбительное, что только может быть для Русского Народа, потому что подлинную народную историю, в которой есть и много сходства и общность исторической судьбы, но есть и множество локальных культурных различий, региональной самобытности - нам подменяют какой-то жалкой жвачкой, историей тиранических властвующих элит. Данный проект (как я его понимаю) это как раз таки попытка вернуться к почве, к глубоким корням, вместо навязываемой нам уваровской "официальной народности".

Спонтанный интерес к мере лично у меня проснулся ещё в начальной школе. То, что много материалов спорных - согласен, но это и нормально, в этом вся соль дискуссии. А главное, лично мне ничто не мешает считать себя и русским, славянином, и преемником мерянского наследия одновременно.
avatar
4
13
Юра, если раз, и в некоторых областях России обнаруживаются отличия от среднестатистической русскости (которой-то может быть и нет (?), то что, историю не надо изучать? это приведет к развалу страны?

Региональное культурное богатство только увеличит жизненные силы мощь Державы.
avatar
3
12
Юрий, вы пишете - Что касается"гипотетического заказа",извините,это мнение( не одного меня).И это мнение играет наруку нас разобщающих...

Возьмем наш сайт и нашу деятельность. У нас черным по белому написано - мы русские и выступаем за целую и не делимую Россию, нашу родину. Цитирую с нашего сайта -

"осознание своих финно-угорских корней наряду со славянскими и балтскими позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли и стать наконец целостной Нацией. Мы поистине великий народ, создавший огромное государство. Без финно-угорского упорства и трудолюбия, присущего этим народностям, мы бы не смогли освоить необъятные пространства Большой России. Да здравствует Меря, да здравствует Русский народ!" http://merjamaa.ru/index/0-2

Никто не может сказать, что видел или слышал от нас призывы к отделению или развалу России. Или вы считаете что интерес русских к своим финно-угорским предкам равнозначен сепаратизму? Выходит интерес к финнам это опасно, а интерес к славянам укрепляет родину? Это уже напоминает расизм. Есть престижные (само собой арийские предки славяне) и не престижные предки финно-угры (не арицы, про которых надо забыть). Выходит так?

Вы так и не написали чем именно культурно-исторический проект Меряния играет на руку "мировой закулисе". Одно дело читать бредни про "мерянский сепаратизм" от имперских параноиков, живущих на Украине и слабо разбирающихся в культуре и истории собственного (???) народа. И другое дело разобраться в этом самому.

Итак повторяю вопрос - В чем состоит этот гипотетический заокеанский заказ и моя не сознательная его отработка?
avatar
-2
11
merja, именно на это(наша русскость) я и хотел обратить внимание.Ни в коей мере(!)не хотел вас обидеть или спровоцировать на какое-либо противодействие.Что касается"гипотетического заказа",извините,это мнение( не одного меня).И это мнение играет наруку нас разобщающих...
avatar
3
10
Юрий, не только Вы не согласны с некоторыми положениями, я с Мерянином, например, спорил ещё года 2 назад на другом ресурсе, да и тут я не со всеми выводами согласен,но... как мы понимаем в истории и краеведении главное это попытка, сама постановка вопроса, желание его задать и самому на него ответить, перелопатив кучу материала, краеведческих ресурсов очень мало, людей, которым это интересно - тоже!

о каком заказе в таком случае можно говорить, вопрос тут спорный, хотя кто его знает))) а вот то, что есть чем поделиться, обсудить, научить, а не хочется, это зря,я например интересуюсь язычеством и что, народное православие мне очень близко, через него я понял, во что действительно верит народ и т.д.,ну неужели будет лучше если какие то интересные вещи Вы зная , никому не расскажете?
avatar
2
9
да. это серьезная проблема...
avatar
4
8
А разве мы здесь отказываемся от имени русские? Русские это православные. А православные это не только славяне.

Теперь о главном в вашем сообщении. В чем состоит этот гипотетический заокеанский заказ и моя не сознательная его отработка?
avatar
-4
7
И чего же у меня нового,окромя постпраздничного состояния....(Оооо,предвижу злостный флуд по этому поводу)Начну с огорчившей меня темы.Меряния.Несколько лет лелеял сию тему,т.к. предки мои по матушкиной линии Переславской волости Владимирской губернии и,соответственно,можно предположить,что фино-угорская состовляющая в "крови"присутствует.(Кто в теме-моя Мт-Н6)Оч.обрадовался изначально созданной по Мерянии теме.Но радость моя была скоротечной.С исторических времён нам известно:"Разделяй и властвуй".Складывается впечатление,что создатель группы Мерянин Андрей(Андю Мерянь или,скорее всего др.имя),отрабатывает(возможно,не понимая оного) заказ заокеанских подстрекателей.Мы-Русские!!!И отрекаться от этого гордого самоназвания может,на верное,только фантазер а ля хоббиты или марийский(братский народ) националист с извращенным желанием натянуть"одеяло истории" на себя.Многие сообщения в группе спорны.Сама тема "Мерянии"почемуто на латинице.Идём по пути Украинского сепаратизма? Среди паследних найдётся не мало последователей данного мнения(Русские не славяне,а фино-угро-татары).Как бы то не было наши предки сделали свой выбор.Я люблю свою малую Родину и по отцу(Орловская губерния)и по матушке.Занимаюсь плотно краеведением по этим двум направлениям.Поверьте,бабушки,разговаривающие на местном русском диалекте(кроме окания специфичных слов)ничего не хотят и слышать(мол знать не знаем и знать не хотим)по поводу Мерянии(даже в кирилицком ея написании).Антихристианская позиция некоторых участников группы(в т.ч.моего хорошего друга)огорчает вдвойне.Есть не мало информации по теме.Хочется поделиться,посоветоваться,но желание пропадает из-за одностороннего взгляда на прошлоеНапример.(В топо- и гидрономике есть и половецкие(ф-у.слова)...Итларь,Берендеево,Киучер,Шушково(Сушка)...Их и ихних предков куда списать?Обязательное свое любомудрие сообщу Андрею(Андю...)Оч. хочу что бы моё мнение было учтено в последующем...
1-50 51-56
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика