Вторник, 30.05.2017, 13:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 28 » На пути к Шунге. Закостромье.
00:29
На пути к Шунге. Закостромье.


Кострома - «Костёр» по офенски – с его длиннотой улиц, с высотой Каланчи, с широтой площади-«Сковородки», с величавой кондовостью торговых рядов, с горделивостью старинных фабричных корпусов, с веющей полузабытыми легендами особливостью древних храмов и модерновых особняков с магазинами, - остался позади.

Иду на тот берег Костромы-реки – Костромки…

Плотиной разделена реченька. Сверху не течёт – к низу не катится. Верх её – в русле сидит глубоко. Низ её – в пойме поднялся высоко. Заперта река стоит. Вспять не потечёт. И по ходу – нету ходу. Как же это всё перевернулось в естестве? Жутко и непонятно – до щекотки в темени…
Что за костромские Нидерланды? Для чего? К чему?



И вот: стою, вдыхаю сырой ветерок.

Смотрю по одну сторону – на море разливанное, на пляшущую по воде рябь, на задумчивых рыбачков, на примостившиеся у самой воды терема и избы…



Смотрю по другую сторону – на камыши по бережку, на мостки причальные, на сочные пойменные травы, на весёлое разнотравье верхового поля, прорезанного водоотводными каналами, на тучное довольство пасущегося на поле коровьего стада, на пышные вётлы и стройные берёзки…



Эка оно: вроде и насилие над ландшафтом и Природой… Но что-то до боли родное проявляется и в первом пейзаже, и во втором!

О, да это ж воплощённые реминисценции на тему многочисленных обширных древних озёр Верхневолжья (ныне заболоченых и полузаросших), у самых берегов которых селились наши далёкие предки-рыбаки!
А с той стороны плотины – тоже реминисценции, но уже на тему изобильной Голландии… Или, что вобщем-то тоже самое, некогда – в старину, обильных влагой речных долин – но родного Верхневолжья, освоенных нашими предками-скотоводами!

Итак, окунувшись в воплощённую древность, пересекаю Костромку посуху и достигаю того берега, что некогда прозывался Мерьской стороной.

То, что это берег иной, со своим особым настроением и нравом, с подпитываемой вековыми традициями энергетикой, почувствовалось сразу.



Степенно, словно дозором, вдоль берега прошествовало козье стадо. Хозяйка коз шла, что-то пристально выглядывая в траве. Под окнами домов стоят авто. А вот выходит молодуха с пацанёнком, выводит велосипед, сажает ребёнка в корзину багажника – и покатила…



Вот у магазина собралась компания мужиков, явно завсегдатаев «этого дела». Что-то по-порядку обсуждают. Серьёзные товарищи. Правда, с какой-то неизбывной грустью во взоре.

А вот, на кромке полей, собрались кумушки. Им тоже есть что обсудить. Одна посмотрела. О, сколь о многом говорит этот взгляд! Здесь и грусть, и надежда, и что-то глубоко потаённое…



Иду дальше. Встречаю весёлую бабушку с корзинками.



Да, люди здесь без дела не сидят.



И обустроить свою жизнь умеют: скромно, но со вкусом. Капустные грядки, переходящие в цветники. Капитальные краснокирпичные дома в два этажа (либо – низ каменный - верх деревянный) постройки столетней давности.



Вот такого уровня зажиточности достигли местные селяне ещё больше века назад! И даже теперь редко когда обгоняют тот уровень.



Встречаются дома поскромнее. Но и они выделяются необычностью конструктивного решения. Приподнятая на столбах крыша делает чердак функциональным помещением: практически, «антресоли». Здесь может разместиться и мастерская, и сенник, и летняя спальня.



Любопытно, что сараи-ледники в Закостромье строили не возле домов, а отдельной улочкой на выезде из деревни.


улица ледников в Колебине

Зачастую, это напоминает известные из археологии Верхневолжья улицы полуземлянок.

Пройдя по улицам некогда зажиточных (да и теперь не бедных) селений, выхожу на простор костромской низины. Древние речки и протоки оставили там и тут ряд небольших озёр. Вот озеро Мерьское. В тихой заводи Мерьского озера вода изумрудного цвета и кругом живописные заросли и камыши двухметровой высоты.



Протока Узокса – приток Костромы – довольно полноводна.



А вот – озеро у дер.Тепра.



О том, что часть костромской низины находится ниже уровня Костромского водохранилища и потому переувлажнена, свидетельствует многое.



И затапливаемые по весне участки огородов.



И весенние разливы на полях.



И, как следствие, буйство травостоя в летнюю пору.



Не даром так хорошо откормлены местные красавицы-бурёнки костромской породы.



И так хочется верить, что жители этого благодатного, сочащегося молоком и изобильного рыбой, – некогда мерянского! – «острова» каждый по-своему счастливы…





Шом-толгай. "Metsa Kunnta" Кохма.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2262 | Добавил: Шом-толгай | Теги: экология, кострома, Колебино, некрасово, Этнопсихология, Тепра, слобода, Яковлевское, Шунга | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 25
avatar
0
25
И это правильно. Значит Вы уловили моё настроение и моё отношение к проблеме сохранения и возрождения традиционных форм культуры и повседневности. dry

Отчасти это ностальгия по колориту ещё живых, но неизбежно уходящих проявлений традиции, и по отголоскам прекрасного и не очень, но такого родного давно ушедшего.
Отчасти же - это смешанное чувство надежды и сомнения по поводу дальнейших перспектив стабильного экономического и культурного развития этого удивительного мерянского уголка...

Это не тоска, и не уныние. Это, скорее, щемящее и волнующее душу чувство ожидания и предвидения в окружающем чего-то прекрасного, что должно непременно возрасти на исторически культурно благодатной, но временно запущенной и обожжённой невзгодами почве.
Вполне мерянское чувство.
avatar
0
24
Грустно , почему то ...
avatar
-1
23
Поругивать устоявшееся - весьма рискованное занятие...

Ну, во-первых, чем мы тут с Вами занимаемся изначально?
Что есть этот сайт в принципе, как не "поругание устоявшегося стереотипа" - что русский, мол, славянин, а про мерю забудьте, в веках растворилась?

Поиск истины.

Очень приятно Вас читать(повторю), на каждый частный спорный случай проводите исследования и пишете целые монографии. smile
Вы дали массу цитат, которые характеризуют не камыш и не рогоз, а "толпу", которая в общем и формирует "народ" .

Им удобно называть рогоз камышом. Нашлось 2 человека на форуме, которых толпа тут же затоптала и "пригвоздила" - ботаники! Ату их!
Ничего не напоминает? Надо было ещё назвать их японскими шпионами и расстрелять.
Гордое слово "народ" на поверку оказывается быдлячьей массой, которая гордится тем, что их таких много и они дружны в своём мнении.

Готов поспорить, что в массе своей(той самой) эти люди камыш в глаза не видели, не задумывались над смыслом слов "шумел камыш", а на вопрос кто такой Бальмонт - дадут перепост из Википедии. Не читая...

...
Описывая красоты Нерли, я тут одну девушку расстроил на похожую тему -
То, что она всю жизнь называла "лилией" - есть "кувшинка"(белая). То, что она называла "кувшинкой" - на самом деле "кубышка"(желтая).
avatar
1
22
Поругивать устоявшееся - весьма рискованное занятие...

Вот ответы по сему вопросу с разных форумов.

"Я всю жизнь называла это дело камышом и все тоже называли камышом..."
"На Западном Урале, в Пермском крае - это камыш."
"Камыш конечно, второго названия в жизни не слышал."
"Только камыш и никак иначе. Придумали тут, понимаешь, рогозы всякие."
"Мы в детстве всегда называли рогоз камышом, а камыш - вениками.
Когда стала известна горькая правда, что-то изменить в сознании уже было невозможно.
Да и трудно было смириться с тем, что камыш - это не камыш. И совсем невозможно с тем, что веник - это камыш."
"Эх, а у меня книженция была дома в детстве, из которой я вычитал про рогоз. И никто не верил, чуть не пальцем у виска крутили."
"На Волге это камыш. В выходные охота открывается, все охотники будут сидеть в камышах. В рогозе никто сидеть не будет"
"«Сидели в камышах, ждали уток...».
А на самом деле сидели в какой-то траве...
Ведь невозможно написать - «Сидели в рогозе, ждали уток»"
"Не знаю ни одного не-ботаника (дипломированного, причем), кто называл бы этот камыш рогозом."
"Это рогоз, но весь совок его знает как камыш. Ну или покажите мне уникумов, которые всерьез думают, что это рогоз?"
"Я такого слова как рогоз, даже не знала"
"нафик камыш рогозом называть?"

"теперь будем петь, что шумел рогоз...."
"А чему у рогоза шуметь? То ли дело камыш!"
"вот он как раз и шумит, - вот те штуки с метелками!"

"рогоз в некоторых местностях называют камышом, камыш - осокой, а осоку - телорезом (за то, что режется, между тем телорез - цветущее растение, вроде кувшинки, только листья совсем другие). Лапчатка называется калганом, девясил - желтоцветом, и т. д. и т. п."
"Пофиг как по-научному. Мы камышом называем все, чем водоемы зарастают. И точка."
"В Тверской области слышал один раз название "рогоза", с ударением на последнем слоге."

"Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

"Кого? Для чего? - камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?"

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

К. Бальмонт (1895)"

http://forum.searchengines.ru/archive/index.php/t-541096.html

"Всю жизнь воспринимала камыш как камыш..., а тут оказался рогоз"

"Слово рогоз не слыхивали, а то, что у вас им названо, - звали чернопалочником.
А камыш - он и есть камыш,
идешь через него, а он своё имя тебе шуршит."

http://sarapul.ru/forum....d0%bf%d 0%be%d1%87%d0%b5%d0%bc%d1%83-%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%b0%d1%8e%d1%82/

Помнится, эту самую "рогозу / рогоз" (пожалуй, что местное диалектное, см. словарь Даля - дюжина местных названий для этого растения) у нас, на Верхневолжье, чаще всего называли "филатики" (собственно, это его цветки-опушёнки).
Побеги со сладкой сердцевиной называли тростником.
Осокой - с относительно узкими жёсткими листьями, о котрые можно порезаться.
Про собственно камыш, который шумит на ветру своими метёлками, тоже знали.
Но обобщённо, все прибрежные травянистые заросли называли именно "камыши".

P.S.
Кстати, дед Дм.Рогозина - Константин Павлович Рогозин - из ивановских зажиточных крестьян, друг Сергея Есенина...
avatar
-1
21
В тихой заводи Мерьского озера вода изумрудного цвета и кругом живописные заросли и камыши двухметровой высоты.

Не занудства ради, а ботаническова порядку для, и поругания невесть октуль устоявшихся в народе стереотипов... - на фото не камыш.
cool
avatar
0
20
Есть ещё гидроним Катрома.

А название Кострома могло появиться в 11 веке, когда в районе современного города (а так же к юго-западу и северо-востоку от него) поселились славяне-язычники - беженцы из Ярославля и Ростова (изначально - новгородцы, но, возможно, успевшие породниться с мерей на Ростовской земле).
Они привнесли в местную мерянскую топонимику своё понимание и, местами, слегка её переиначили.

Окружённые поселениями мерян, разделяя с теми общую судьбу и заключая родственные союзы, они восприняли часть мерянской картины мира, обычаев и языка. Ко времени вхождения Костромского края в состав Владимиро-Суздальского княжества (посл. треть 12 века) можно говорить о появлении суб-этноса славяно-мери костромской.
Именно её (и подобные ей популяции в ряде других мест) можно считать зачинателями диалектов офенско-елманского круга.

На протяжении последующих веков культурное влияние славяно-мери на окружающие собственно мерянские популяции усиливалось. Веке в 15-м те в языковом отношении и сами стали "славяно-мерей".
В 16-м же - 17-м веках усиление влияния языка административного делопроизводства и распространение книжного учения постепенно "вымыли" елманские обороты из повседневной речи костромичей-горожан.
Дольше они сохранялись в деревнях и среди некоторых городских проф.групп (ремесленники, мелкие торговцы), став основой "тайных" языков (Елтон, Офен и т.п.) 18-19 вв. и диалектных "бабьих" говоров (вплоть до кон.20 в.).
avatar
0
19
кила - страшный нарыв который могут наслать марийские знахари. шансов выжить очень мало.
avatar
0
18
Арвуй - ну да. меряно-марийское "в" звучит как русское "б". Отсюда например русская фамилия Куб(в)анов от куб(в)а-бабушка. Считай - Бабушкин.
avatar
1
17
Вот и про КОЛ-лунов

"К положению дел с кругом понятий, связанных с ряжением, на наш взгляд, близка ситуация с термином къла. В русских говорах разных областей къла– опухоль, нарост. Удмуртское кыль – обобщенное название болезни в разных локальных традициях. Коми куль – “нижний”, “темный” демиург, водяной, после христианизации также черт, дьявол, сатана. Куль в значении “злой дух” этимологи связывают еще с допермской (прафинно-угорской) эпохой: *kyl’э – “дух нижнего мира, насылающего болезни” [22]. Корень термина в урало-алтайских параллелях по своей семантике древнее, он переплетает в себе понятия “дух, вызывающий к жизни; рождающий/порождающий/перерождающий”. В этом семантическом ряду – обско-угорская калтащ (матерь-прародительница), удмуртские калдыкмумы, калтак (праматерь, прародительница), Кылдысин (Бог-Творец). Урало-алтайские семантические гнезда изоморфны индоевропейским в силу контактирования народов, говорящих на этих языках, а еще более – в силу закономерности порождения смыслов: от универсальных категорий до частностей, и наоборот".
avatar
1
16
Карт (арвуй, йÿктышö, онаеҥ) – марийский жрец.
avatar
0
15
Владимир, кстати да. Таких слов вообще очень много в русских диалектах Поволжья и Севера. особенно связанных с лесом, охотой, рекой, рыболовством, скотоводчеством.

Постепенно думаю собрать словарик

про колдуна не слышал. Интересная версия. Касательно колдунов читал про "арбуев". Арбуи это карело-финские летописные волхвы. Арбуи встречаются в московских духовных поучениях 15-16 века касаемо новгородцев(!) там присутствует термин арбуить - волховать. Арбуй название языческого жреца у горных марийцев. Карт луговых марийцев это уже тюркизм/
avatar
1
14
Kстати крайне интересны угроско-русские билингвы. Например непонятно как этимологизированная в русском Яр-ГА, спокойно выводится и из угорских и их тюркских. особенно интересна версия с билингвой "колдун". Но вот беда - найти не могу, читал где-то что это в части угорских языков связано с луной.
avatar
1
13
Kassy, можно выйчить вепсский и горно-марийский. Они достаточно близки к мерянскому языку. И от этой печки начать плясать)
avatar
0
12
Владимир, с этим согласен. Я лишь о том, что как видно существовало нечто созвучное, мерянское, и наверняка с другим смыслом.
avatar
1
11
интересно, получится по вашим интерпретациям перевода названий хоть немного язык выучить? )))
avatar
1
10
Кострома, Кострубонька, костер, Костерить склажываются вовсе не как билингвы и связаны с хтоническим культом умирающего/восресающего растительного духа.
avatar
0
9
Кстати сам автор материала переводит Шунгу так -

Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га". Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы: suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота; sunka - угол; потайное место; sonkkelo - угол; окраина; Анна Поперечная'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Аналогия Шунги не только по названию, но, в значительной степени, и по ландшафтному окружению, имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.
Таким образом, можно предположить, что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитой мерей и труднодоступный для других уголок.
avatar
0
8
Верно. Касательно меряно-марийской версии названия Шун-га вспомнилось мерянское городище на речке Сунгирь (на картах пишется Сунгерь) в черте современного Владимира на Клязьме, наличествует явно тот же, но видоизмененный корень Шун, и формант га-герь восходящий к меряно-марийскому слову энгер-речка. В Марий Эл кстати есть деревня с таким названием - Шуэнгер.
avatar
1
7
Шунга - с марийского переводится глинистая река (корень ШУН - глина) http://7x7-journal.ru/post/13653
avatar
0
6
Владимир, Тропа Троянова здесь вообще не причем. Офеньский язык исторически бытовал в наших местах наравне с Елманским, Елтоном и содержал не мало ф-у мерянской лексики. Это уже фрики приписали его каким то своим "волхвам" и тд.

С прасл * k o s t r не спорю. Вполне возможно финское Костомаа (встречающееся в том числе и в Костромской области) сложилось с славянским k o s t r.
avatar
-1
5
Кострома происходит от прасл * k o s t r - куча хвороста, отмерсшие растения. Костер оттуда же. И офеньский придуманный фриками "Тропы Трояновой" ни при чем.
avatar
1
4
Спасибо за рассказ. Я смотрю вы там в разное время года бываете...)
avatar
3
3
Чудесный материал. Родные места)
avatar
3
2
Это как раз про то, как людей "и мытьём, и катаньем" (и нарушением прежних экосистем, и социальными перетрусками), а они всё равно - приспосабливаются, приводят экосистему в насколько это возможно цветущее состояние и сами упорно не бедствуют...
avatar
1
1
Эка оно: вроде и насилие над ландшафтом и Природой… Но что-то до боли родное проявляется и в первом пейзаже, и во втором!
У меня в подсознанке словосочетание промелькнуло -
недоиндустриализированная пастораль.

Очень красиво пишете... читается как белый стих. smile
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Дьяковская культура Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа Денис Осокин вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев галич экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2281
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 850
Статистика
Яндекс.Метрика