Среда, 28.06.2017, 18:59 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 1 » Наши предки считали новогоднюю елку деревом самоубийц, пьяниц и нечистой силы
21:25
Наши предки считали новогоднюю елку деревом самоубийц, пьяниц и нечистой силы

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/871/73871825_3400156_1210771783476.jpg

Казалось бы, давно пора привыкнуть к тому, что все в народных традициях и обычаях неслучайно, всё окружено символами и загадками. Даже в тех случаях, когда речь идет об обычаях, возникших не так уж давно. Например, заглядываем перед праздниками в «Википедию» и узнаем, что привычная новогодняя ёлка есть ни что иное, как «форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов». Ну кто бы мог подумать.

«НА» рассказывал уже, что традиция отмечать Новый год 1 января не такая уж древняя. Она появилась в России по распоряжению Петра I в 1700 году. И в то время русский народ воспринял идею украшать дома ветвями хвойного дерева весьма настороженно. Не удивительно, ведь к елке наши предки относились совсем не как к атрибуту праздника. Между этими вечнозелеными деревьями хоронили самоубийц. Про тяжело заболевшего говорили - «смотрит под елку». А про усопшего – «угодил под елку». Из ели не рубили домов. В мировоззрении печерских староверов, например, хвойный лес или «темный лес» вообще ассоциировался с потусторонним миром. У вепсов, как впрочем, и у многих других финно-угорских народов, покойника до могилы было принято нести на носилках, сделанных из еловых жердей. Само слово «елка» употреблялось иногда близко к нецензурному, ведь обронивший в сердцах: «елки-палки», вполне мог бы просто сказать «черт!». Да в российской глубинке чёрта или лешего иногда так и называли – «елс».

Однако дабы руководство не прогневалось, простой люд вешал-таки веточки хвойных деревьев на ворота и дома. А стоило царю почить, как про новую традицию благополучно забыли. Все, кроме хозяев питейных заведений, которым колючее дерево пришлось по вкусу. Елку привязывали к колу, установленному на крыше кабака, и меняли на свежую ровно через год, в канун праздника. Вскоре места, где можно выпить в народе прозвали «елками», а «елку поднять» стало означать попьянствовать. И вроде бы круг замкнулся, все с символами вернулось на круги своя, ведь пьянство это от нечистого.

И до 19 века русский народ продолжал встречать Новый год без лесной царевны. Вновь возникла она в начале 19 века в Петербурге. Николай I приказал нарядить елку во дворце на Рождество, а позже, как это у нас всегда было принято, глядя на царя и прочая знать решила, что без елки праздник выглядит странно.

Кстати, сам царь позаимствовал обычай у немцев, проживавших в Петербурге и всегда наряжавших на новогодние праздники «царицу лесов», почитавших её в отличие от русских как символ неумирающей природы. Так что на территории России первые настоящие рождественские ёлки появились именно в домах петербургских немцев.

Прошло чуть больше полувека, и вновь Новогодние праздники стали проходить по старинке. Рождественскому атрибуту не сразу нашлось место в жизни советского человека. Только в 1935-ом году «лучший друг советских детей» распорядился организовать для малышей елки по всей стране. Не рождественские, конечно, а новогодние. А нынче просто невозможно представить себе Новый год и Рождество без ёлочки. Ну, в самом деле, что за праздник, если в доме не пахнет хвоей и мандаринами?

И до чего же замечательно, что с тех пор она остается с нами!

Федор Маков Национальный Акцент

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2904 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 14
avatar
1
14
Пень скорее всего еловый был. Ель загорается долго, зато горит жарче и дольше всех.

Насчет мерянского осеннего экстрима. Помню как дед рассказывал - купались в октябре мальчиками: заходишь в воду, перед глазами черные полосы.
avatar
2
13
Вообще многие предметы и образы в финно-угорском мировоззрении имеют дуалистическую природу и.. более глубокую философию что ли, их не нужно рассматривать буквально "так" или только лишь "так".
Например "река" с одной стороны в мифах связана с преисподней, "дорога на тот свет", с другой же стороны река - кормилица, источник рыбных богатств, единственный транспортный путь, связь с "миром".
avatar
0
12
А я вот не соглашусь с такой слегка резкой и извините кажущейся однобокой интерпретацией "ели".
Такое, лишь мрачное, восприятие пожалуй главного(наиболее распространенного) дерева финно-угорских земель представляется не слишком жизнеутверждающим))

К примеру, у карел ель могла символизировать "Мировое дерево". Также:
"..обрубленное или срубленное с особым ритуалом дерево, как правило ель(!), именовалось карсикко: оно отмечало границу охотничих угодий, границу между "домом" и "лесом", а на древних кладбищах в священных рощах служило для связи мира живых и мира предков. На такие деревья наносили изображения духов.."
Таким образом, иначе можно представить и использование ели в похоронных обрядах- не просто символ потусотороннего, а символ границы миров.
Возможно даже нарочитое суеверное "отгораживание"..

Для строительства же ель просто менее пригодна, чем, к примеру, сосна.
avatar
0
11
В декабре, в рождественский сочельник, в период, когда, по поверьям, умершие оставляли свои подземные жилища, выходили на поверхность земли и путешествовали по тундре, норвежские и шведские лопари находили в окрестностях поселения самую высокую сосну или ель (по материалам из Швеции - на расстоянии полета стрелы из лука), на соседнем с нею дереве на высоте вытянутой руки подвешивали "рождественскому люду" (умершим) берестяную посудину в форме лодки с рождественскими кушаниями, а на более высоком дереве с четырех сторон вырезали ("величиной с поднос") изображения в виде круга с четырьмя полукружиями по сторонам его.

На рождество норвежские лопари на растущем недалеко от вежи дереве вырезали изображение человеческого лица, "мужской личины". Изображение, которое называлось jollevakta (jolle - "рождество"), намазывали птичьим жиром. На севере Швеции "лодки" с пожертвованиями на рождество устанавливали на ветках высоких елей. На дереве при этом вырезали крест и, начиная от корня, ель обмазывали кровью оленя. Кровью обмазывали и берестяную посудину, на ней также вырезали кресты. В некоторых местах в рождественский сочельник устанавливали двухметровое дерево, посредине которого оставляли ветки нетронутыми. Его обмазывали кровью, а на ветки вывешивали кусочки легких, сердца, языка жертвенного оленя (ср. установку подобных деревьев - карсикко на похоронах в Восточной Финляндии).

Эти описания дают ясное представление о той центральной роли, которую играло в период смены годичных циклов хвойное дерево- карсикко у лопарей. Из Алавиеска (Северная Финляндия) имеются сведения об установке карсикко па другой большой праздник- пасху. В этой местности на пасхальной неделе устанавливали около проруби ель с обрубленными ветвями. Ствол был полностью очищен от коры, но верхушка с пучком веток оставалась нетронутой. В этой связи показательно сравнение с материалами по иртышским хантам. Во время жертвоприношений воде ханты у проруби устанавливали еловый столб, на котором было оставлено семь обрубков сучьев. Такое дерево было одной из. форм хантыйского "мирового столба", т. е. "мирового древа", в различных вариантах присутствовавшего при совершении обрядов.

В районах Северной Финляндии на Иванов день во дворе дома устанавливалась ель, на которой были обрублены все ветви, кроме верхушки и нескольких веток посредине ствола. В отдельных случаях оставляли только вершину.

Карсикко устанавливали во дворе также на рождество. В северо-западных районах страны на иванов день и рождество на тонких стволах еловых карсикко (salko) чуть ниже вершины прикрепляли круг из веток с крестом посредине. Крест в круге устанавливали также на специальных жердях. Подобные высокие шесты с крестами в начале XVII в. путешественники наблюдали в Саво. В праздники под таким деревом приносили в жертву козу, бычка и овцу, смешивали кровь и лили в основание шеста, на импровизированный алтарь. Заметим, что еще в конце XIX в. в Северной Карелии в д. Суднозеро нынешнего Калевальского района на празднике успения кровь жертвенных баранов выливали под крыльцо часовни в "священной роще".

В некоторых северных районах расселения русских и в Поволжье на масленицу на особых дровнях возили большое хвойное дерево, обвешанное лоскутами материи и бубенцами. С. В. Максимов, описывая проводы масленицы у русских, отмечает, что в санях вместе с девицей или чучелом масленицы укрепляли сосновую или еловую ветку, украшенную разноцветными лентами. Перед сожжением чучела "снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками". Заметим, что деление на части и разрывание обрядового чучела вообще характерно для русских.
avatar
-1
10
Завтра иду на ДР+нг к другу, и среди других подарков несу ему шишки прошлогоднего урожая biggrin
то, что мы с ним каждый год сутками ногами топчем-сшибаем :

p.s. Все белые грибы прошлым летом-осенью были найдены исключительно в ельнике. Но это год такой был, конечно, там хоть какая-то влага держалась...
avatar
-1
9
В фильме Леннарта Мери За северным ветром / Veelinnu rahvas охотником показана ночевка на снегу.

Разок в конце октября довелось с отцом собирать клюкву на болоте с ночевкой...
Трухлявый пень(елочный?не помню) горит до утра... И лапник-спаситель!!! Как и у Прокопия Богданова, только много-много...
avatar
0
8
Этот обряд у нас на Волге повсеместно встречается.
avatar
0
7
если эти деревья срубить, то получится неплохое основание для избушки на "курьих ножках" smile
avatar
0
6
Есть поговорка - В сосновом лесу молиться, в березовом веселиться, а в еловом повеситься. На нашем севере, сосна часто выступала в качестве почитаемого-святого дерева.
avatar
-1
5
А ещё есть замечательная сказка Пермяка "Некрасивая ёлка"
Рекомендую, кто еще не прочитал. Вот её окончание -

"...Теперь у Ёлки были все основания произнести сокрушительную отповедь по адресу Клёна, Ясеня и некоторых других, глумившихся над нею. Но она ничего не сказала, потому что это была добрая, великодушная, настоящая Ёлка. А она могла бы сейчас отчитать их не только по-датски, но и по-английски, и по-немецки, и по-русски, и по-французски. Потому что всемирно известная книга датского сказочника разговаривала на всех языках мира. Даже на тех, которые пока ещё не имеют букв и грамматики. Она сумела бы их отчитать и на этих языках...
Но разве счастье в торжестве низменной страсти возмездия? Это жалкая радость слабых. Ради этого не стоило рассказывать сказку о бессмертии прекрасного.
Вот и всё. "
avatar
-1
4
Вот вы новогоднее настроение задаёте! biggrin

Не всё так мрачно. Ёлка - самое волшебное дерево мерянского леса и самое сильное.
Нет муравейника без ёлки, нет жизни в лесу без муравейника...

А новый год с ёлочкой - да, очень удачный новодел. Интеграция мировых культур друг в друга в информационном поле.

Мерянская народная частушка:
Мельник, мельник
Завел меня в ельник.
Меня мама веником:
Не ходи по ельникам!
xmas
avatar
1
3
Еловыми ветвями устилают путь за покойником, чтоб за ним злой дух не увязался эта традиция и в Беларуси и везде, где я видел похороны. Самоубийц видимо по этой же причине среди елей хоронили, чтоб злым духам раздолья не было - сам с таким не сталкивался. У марийцев до сих пор на всех воротах, косяках при входе в дом для охранных функций от злых духов втыкают веточки ели, через год на Пасху меняют.
avatar
0
2
Интересно, как относились наши предки к сосне, например, и другим хвойным?
Есть такая примета ещё: ель, выросшая (растущая) около дома (на участке) - к покойнику.
avatar
0
1
"у многих других финно-угорских народов, покойника до могилы было принято нести на носилках, сделанных из еловых жердей" - совершенно верно. И до сих пор живет в потомках этих народов память и сильны архетипы- будучи на унорожском городище, заметил еловые ветви, устилавшие путь похоронной процессии, и сама могила была ими покрыта.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика