Вторник, 16.10.2018, 06:26 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 16 » Небо над Чарондой.
13:07
Небо над Чарондой.


Чаронда - село на берегу Воже-озера, иначе именуемого Чарондским. Север Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой - бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или на лодке.

Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская округа - особое административное образование, вместе с Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 года находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению признанного специалиста по угро-финской топонимике А.К. Матвеева, уже то, что наименования Устьянские волости и Чарондская округа не вписываются в традиционное для средневекового Севера членение на уезды, говорит об этническом своеобразии местного населения. Наличие в составе Чарондской округи «улусцев» Солза, Тордокса, Чужга также наводит на мысль о том, что население там первоначально отличалось от русского.



Анализ гидронимов дает не менее интересные результаты. Так, на южных берегах озера Воже находятся: Вожега - марийск. вож "корень", "ветвь", "развилина", Вондонга - вондо "куст", Иксома - икса "залив", "пролив", "проток", Корнома - корно "дорога", "путь", Лапач - лап "низкий", "низина", Тинготома - тенге "деньги" + дымо - аффикс отсутствия признака, т. е. "Безденежная", Шимка - шеме, шим "черный" и др. Несмотря на близость территории летописной веси, вепсские названия тут малозаметны, как отмечает и И.И. Муллонен: продвижению вепсов на восток, в Белозерье, препятствовало некое местное население, возможно, с верхневолжскими истоками. В вожегодской (чарондской) топонимии по мнению А.К. Матвеева, приходится видеть или какой-то волжско-финский субстрат, близкий к собственно марийскому языку, или особое мерянское наречие (язык), которое было распространено на значительной части Русского Севера.

Точно ответить на вопрос - предшествовало ли мерянское движение на север Белозерья и за Сухону новгородской колонизации, происходило ли оно параллельно ей, или в этом регионе изначально проживало население, говорившее на языке, родственном мерянскому, пока невозможно.

Легче предположить, когда обрусела северная меря, во всяком случае в Поважье, на Устье и в Чаронде: в XVI-XVII вв. в Поморье наряду с четырнадцатью уездами, заонежскими и лопскими погостами особо выделялись Устьянские волости, охватывающие бассейн Устьи и верхнюю Вагу, а также Чарондская округа. Создание этих административных территорий было, видимо, каким-то образом связано с существовавшими еще в то время мерянами в Устьянских волостях и чарондскими "марийцами" в Чарондской округе. Вологодская меря, судя по всему, обрусела раньше.

С этим, конечно же, сочетается и сообщение Сигизмунда Герберштейна перв. пол. XVI века о "особом языке" жителей Белозерья и Пошехонья, "хотя ныне почти все говорят по-русски".

[info]akim_trefilov  http://community.livejournal.com/vjesmerjamuroma/4546.html

В дополнение публикуем прекрасный фото репортаж  от [info]kopanga о том, как сейчас выглядит Чаронда, и что там происходит.



Ча-рон-да. Ча - тайна, хранимая северным ветром. Рон - тишина, звенящая весенней капелью. Да - треск льда на озере, трепыхание налима в сетях.

Чаронда: за Чарозером - Вещозеро, за Вещозером - Воже-озеро, на нем остров Спас, а за Спасом, на дальнем берегу - Чаронда. Здесь тоже остров: с одной стороны озеро, а с другой - непроходимые болота: Кильбовская чисть, Чарондские топи и Лешего Ноша. Старинные, еще новгородские места. Ведь Чаронду новгородцы построили на водном пути: по Модлоне в Воже, из Воже по Свиди в Лаче, а из Лаче по Онеге в Белое море, на поморские берега. С тех пор много волн выплеснуло на берег озеро Воже и много рыбаков нашло свой конец в его бурных водах. Была Чаронда городом и воеводством, со своим гостиным двором, и множеством лабазов, а потом торговый путь захирел и стала Чаронда селом, но тоже богатым - с каменным храмом и своим рыбным ловом. Потом пришла советская власть и учредила колхоз и рыболовную артель, но коммунизма в Чаронде не получилось: электричество сюда так и не провели, дороги через болота не построили, молодежь поразъехалась, стариков свезли на кладбище, дачники здесь не прижились и сейчас здесь один постоянный житель - дядя Леша: князь всех болот, воевода всех рыб и губернатор Чаронды.

Хозяйство у Леши нехитрое - изба да сени, буран и сани, вислоухий пес, карманы телогрейки с пригоршнями свечей к барахлящему движку, генератор выменяный на рыбу (а было время - не было генератора, только керосинки). Сети Дяде Леше приносит после штормов с другого берега озера, туда же он ездит раз в месяц за пенсией и припасами, туда же продает рыбу - сырую и копченую. На лето приезжают с другого берега несколько старушек и пара дачников, зимой заглядывают то волки, то рыбаки с озера, ну а в ледостав и ледоход Лешины гости - рыба, ветер и ломота в костях.

Бывают, случается, необычные визитеры. То из Москвы туристов занесет - на лыжах, снегоходах а один раз даже джип затащили. То с вологодского телевидения заглянут. А вот выборы были - приехали агитаторы от всех четырех партий сразу и корреспонденты с ними. Плакат где Жириновский с голыми бабами дядя Леша в горнице повесил, а флагами Единых и Справедливых Россий еще долго сети на льду отмечал. Бывают и непрошенные гости. Рыбнадзор это еще туда-сюда, им рыба по всякому полагается, а вот приезжал один раз госавтоинспектор с неудачного лова на озере и начал что то про отсутствие номеров на Буране говорить. Но где сел, там и слез, Леша его быстро отшил: номера мол у вас там, а у меня здесь Чаронда, мне здесь ваши номера без надобности. Заглянул один раз к Леше и губернатор вологодский с охраной, тоже рыбу на озере любит половить. Леша как раз сети на ближней протоке ставил - смотрит - а кругом аж все почернело от снегоходов импортных. Кричат в матюгальник - что дурак дорогу не уступаешь, не видишь губернатор вологодский едет. Леша им в ответ: это он у себя в Вологде губернатор, а здесь в Чаронде губернатор - Я. Так и прилипло к дяде Леше: губернатор Чаронды. А губернатор Вологды больше в Чаронду не приезжал.



С тех пор, как у дяди Леши появился генератор, обзавелся он и телевизором - без электричества когда жил, надобности в нем не было. Видно по нему только первую программу, да и то не очень. Но мнение свое на важные политические события в сопредельных с Чарондой землях у Леши завсегда найдется - Медведева вот над Россией Путин поставил, потому что никого другого ниже ростом чем сам найти не смог, а как ниже себя Медведев никого не найдет, то придется ему Кремль Путину воротить.

В Чаронде, в гостях у дяди Леши замечательно спится - сны мягкие, как снег, тихо падающий за окном. Еще лучше проснуться и долго долго лежать в кровати вслушиваясь в треск дров в печке, зная что Леша уже небось где то на озере ставит сети, а ты один на острове, и до дороги отсюда двадцать верст на лыжах, и можно пойти обратно сегодня вечером, а можно завтра, а лучше конечно остаться до весны, посмотреть как вспухнет и расколется на озере лед, как зажурчат ручьи и пойдет в сети стаями рыба, а потом можно уже и не возвращаться, а остаться здесь на всю жизнь. Потом встать, одеться потеплее, накидать в самовар угля и выпить чаю с крупным колотым сахаром, выйти во двор и пойти разобрать Леше на дрова очередной сарай или избу, и рубить дрова во дворе пока Леша не крикнет, что уха уже готова.



Когда я в первый раз увидел Чаронду это тоже было почти как сон. Давно, еще с тех пор когда библиотекарша в Кириллове рассказала о том что за Чарозером есть болота где растет странная, длинная клюква, а за этими болотами - заброшенный город Чаронда, я хотел сюда попасть. И вот мы собрались на лыжах, переночевали в палатке на острове Спас а утром через метель пошли к Чаронде. Пурга на озере играет очень странные шутки с человеком. Пейзаж исчезает, остается воронка пенящейся белизны и чтобы ты не делал, ты всегда в центре этой воронки. В отсутствие ориентиров равновесие начинает выкидывать интересные фокусы - то ты катишься вниз по наклонной плоскости, то поднимаешься в гору, то летишь в бездну, хотя на самом деле ты всего лишь тащишься по абсолютно ровному льду против ревущего ветра. И вот после пары часов такой круговерти ветер вдруг отнес пелену пурги в сторону и прямо перед собой мы увидели мираж: светящее через облака солнце, высокий берег, а на нем церковь и ряд почерневших изб: Чаронда.



Пару дней назад я снова уже в какой раз заглянул к дяде Леше. На озере стало много рыбаков, губернатор Вологды построил на другом берегу несколько весьма фешенебельных рыбацких домиков, но в Чаронде все осталось неизменным. Дяди Леши не было дома, ждал его пару часов слушав капель с крыши. Оставил ему кое каких припасов и кучу следов от лыжных ботинок на снегу - по ним дядя Леша точно поймет, кто в гости заходил. Можно было конечно позвонить - теперь на озере берет Мегафон и Леша завел себе мобильный, но я не стал его записывать в свое время - должны же еще быть в мире места, куда не надо звонить заранее, но где тебе будут всегда рады (если окажутся конечно дома).



На обратном пути солнце садилось за Чаронду и она потихоньку растворялась в закате, пока от нее не осталась одна черная точка церкви. Наверно когда нибудь она и действительно исчезнет - дядя Леша допилит пустые избы, потом и его избу сожгут, чтобы согреться, рыбаки, останется одна каменная церковь, которой конечно будет совсем одиноко и неуютно на продуваемом северном ветром берегу и храм, соскользнув с берега,  опрокинется и уйдет на дно озера, там где у него всегда будет приход и прихожане - щука, лещ и налим.

















Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3287 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2464
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1008
Статистика
Яндекс.Метрика