Вторник, 19.03.2024, 11:54 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Сентябрь » 14 » Неславянская жизнь Московского посада
11:28
Неславянская жизнь Московского посада

Краеведы, топонимисты и историки делают историю столицы России более понятной и доступной для широкой публики — ведь очень важно, чтобы не был утрачен дух веков, что бы жители России знали исторические истоки своей родины. Согласны? Тогда инфоцентр Finugor приглашает вас в увлекательное путешествие по финно-угорской Москве. По Москве которую вы еще не видели.

  • - Москва слезам не верит..

Москва как поселение появилось задолго до 1147 года. На Боровицком холме, самой древней части Кремля археологами было найдено финно-угорское городище (крепость) Дьяковской культуры. Дьяковцы, предки летописных мерян, пришли на Москва-реку с Верхней Волги в середине 1 тысячелетия до н.э. В отличие от индоевропейцев, носителей протобалтских языков, финно-угры к тому времени уже освоили земледелие и выплавку железа и использовали благоприятные обстоятельства — скотоводство индоевропейцев находилось в упадке из-за изменения климата (на планете в это время заметно теплеет). 

Предки мерян отрезали «фатьяновцев» от месторождений меди на Средней Волге, и те бились своими каменными и бронзовыми топорами против финно-угорских железных. 

Итак, в середине первого тысячелетия современную Центральную Россиию населяют финно-угорские народы.

Как уже было сказано на Боровицком холме появляется первое укрепленное поселение  —первый предок сегодняшнего Кремля. Крепость находилась на месте Соборной площади, и было защищено двумя оврагами. Жило в ней около 200 человек. Скорее всего, уже тогда Москва так и называлась – Москва или как-то похоже. Слово это не славянское, а финно-угорское, оставшееся русскому языку в наследство.

  • - Ты почто «Кучко» обидел?.

Жили финно-угры на Москве-реке тысячу с лишним лет, торговали и общались со своими бывшими врагами, потомками индоевропейских скотоводов, оттесненных в верховья Оки и Волги, ставшими летописными балтами- голядью и кривичами. В начале 2 тысячелетия сюда не начали проникать первые славяне.

Все наверное помнят строки из школьного учебника истории: «Приди ко мне брате в Москов» которые написал своему брату Святославу киевский князь Юрий прозванный Долгоруким. 

Известно, что князь Юрий перед тем как построить крепость Москов, убил местного племенного вождя -боярина Кучко, владельца крупного поселения Кучково, которое располагалось на реке Неглинной в районе современного Кузнецкого моста. 

Известно, что поселение Кучково, согласно свидетельству Ипатьевской летописи под 1176 г, было альтернативным названием Москвы на раннем этапе существования города. Точнее, оно являлось крупным поселением местного феодала убитого Юрием, а Москов представлял собой небольшую крепость, возведенную князем на месте старого мерянского городища Дьяковского времени, на стрелке Москвы-реки и Неглинной.

Итак, если с Москвой мы разобрались, то Кучко, Кучково, что это за названия? Владельцем Кучкова был, естественно, боярин Кучко. Это личность историческая, ибо летописям известны его сын Яким Кучкович и зять Петр Кучков - участники убийства владимирского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого (1174г.)

По мнению авторитетного московского лингвиста А.Л. Шилова имя Кучко (не Кучка, как пишут некоторые авторы!) на славянской почве объяснения не находит.

Мы же, имея в виду вероятное мерянское происхождение владельца Кучкова (сохранились многочисленные марийские легендарные сказания о том, что предки марийцев построили Москву), обратим внимание на меряно-марийское kučkys - орел, kutšyk - короткий. Семантика которых типична для личных финно-угорских имен.

  • - «Паны» замосковрецкие..

От берегов топкой некогда Неглинной наш путь лежит в Замоскворецкие Паны. 
Паны – местность рядом с церковью Марона Чудотворца, «что в старых Панех» на углу Мароновского и 1-го Бабьегородского переулков. Известна с 1642 г. как церковь Благовещения в «Иноземной слободе».

Название обычно связывают с «иноземной Панской слободой», где якобы были поселены пленные поляки. Иноземная слобода действительно существовала. Однако упоминается она под 1529 г. как Новая. Согласно австрийскому дипломату и путешественнику Сигизмунду Герберштейну, Новая слобода за рекой была построена великим князем Василием III для своих. Гваньини добавляет к этому, что здесь селились приезжие иноземцы. Позднее при Иване IV там были поселены стрельцы и она стала называться Стрелецкой. 

Как мы видим, в старых документах говорится об иноземной слободе и немцах, шведах, но не о Панской слободе и не о поляках. Загадка?

В свете этого мы обращаемся к распространенному финно-угорскому топониму встречающемуся от Волги до Урала - паны, панки - означающему «курганы», «кладбище». И действительно, судя по данным археологических раскопок – в этом месте найдены остатки курганов с мерянскими древностями.

В ряде местностей Европейского Севера России записаны предания о пребывании там «панов», как древних жителей, предков, первопоселенцев. В диалектах устойчивы выражения «панские сопки», «панские могилы», причем соответствующие объекты содержат предметы не Смутного времени с его лихими польско-литовскими панами воеводами, а гораздо более ранних эпох.

Топоним «паны», «панки» - «курганы», «курганные могильники» объясняется на финно-угорской почве известным эстонским языковедом  Ю. Мягистэ который сопоставлял эти названия с финскими и карельскими panna, вепсским panda - «класть», однокоренное вепсское слово «mahapanend» означает – «похороны», дословно – «в землю положение» Прослеживается и связь с общефинно-угорским архаическим термином - *päNä – «вершина», «голова», «холм». 

Исходя из сказанного, московская местность Паны, получила свое название благодаря былому наличию здесь финно-угорского курганного могильника, соседствующего с языческим святилищем.

Паны в Замоскворечье не единственный такой топоним Москвы. Существуют еще «Панки» - район в современных Люберцах названный по бывшей здесь некогда деревне «Панки».

  • - А умершихъ бы по «коломищемъ» не клали..

У Краснохолмского моста мы садимся на прогулочный катер и плывем в следующий пункт нашего путешествия – Коломенское.

На территории современной Москвы известно аж 3 средневековых сельских поселения с названием Коломенское. Одно в Нагатино-Садовниках, известно с 1336 г. как село Коломнинское, завещанное Иваном Калитой сыну. Другие два находились относительно недалеко друг от друга, но все же в разных местах – на разных речках Коломенках. Одно в районе Текстильщиков другое на Рязанском проспекте.

Остановимся на первом, которое было дворцовой деревней великих князей. 

Происхождение и смысл этих московских топонимов убедительно выявлены в работах языковедов А. И. Попова и И. Г. Добродомова. Ареал названий «Коломенское», «Коломна», «Коломно», «Коломенка», «Коломино», «Колмово», «Коломец», «Коломища» – это Европейский Север Росии от Оки на юге до Невы и Свири на севере, то есть это территория расселения древних финских народов – мери, мещеры, веси, води, чуди, карелы.

Множество названий соответствует финно-угорским курганным могильникам и обоснованно были соотнесены специалистами с финской основой «kalm», карельской «kalma», эстонской «kalm», вепсской «koum», мордовской «калма», «калмо» -  «могила». Финнское и карельское «kalmisto» эстонское «kalmistu», вепсское «koumišt», «kaamišt», означает – «кладбище». 

По этому московским «Коломинским» по смыслу родственны прибалто-финские – «Kalmasaari», «Kalmaniemi»,  волжско-финские «Калмалей», «Калмокужи» и чудские «Колмогоры».
Облик московских названий говорит о том, что в массе своей это древнерусские топонимы, производные от полногласной основы *колом- попавшей в русский язык из финских языков – существующих ныне или вымерших. 

Об этом свидетельствует древнерусское понятие «коломище» - курганное кладбище. 
Про такие кладбища мы читаем в грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину, повествующую об искоренении языческих требищ и обрядов: «Мертвых деи своихъ они кладут въ селахъ по курганомъ и по коломищемъ съ теми же арбуи (языческими жрецами)... а умершихъ бы в селахъ по курганомъ и по коломищемъ не клали, а возили бъ всехъ умерших похоронити къ церквамъ на погосты».

Основа *колом- отражена в северном понятии.- «коломки» - «деревенское кладбище без церкви».

Итак, на месте бывших сел носящих названия Коломенки, КОломенское – находились мерянские курганные могильники. На почве археологических исследований в Коломенском в Нагатино-Садовниках это доподлинно известно. 

Кстати, «коломища» мери были, возможно, не просто могильниками, а культовыми местами. Коломище сродни вепсскому понятию «koumišt» - «священное кладбище, где похоронены предки – покровители рода». 

  • - Вот тебе «кукуй», с ним и ликуй!.

Мы снова садимся на речной трамвайчик и капитан направляет свое судно обратно к Боровицкому холму. До Кремля мы не поплывем, и сойдем у сталинской «высотки на Котельниках».

Здесь располагается «Кукуй» – историческая местность Москвы на правом берегу Яузы, где до относительно недавнего времени существовал ручей Кукуй, протекавший вдоль Плетешковского и Большого Демидовского переулков и впадавший в Яузу близ Елизаветинского переулка. Для жителей Москвы 17-18 веков это название было синонимом «Немецкой слободы».

Начало Немецкой слободе на Кукуе было положено во время Ливонской войны, в ходе которой московитами была взята масса пленных. О существовании слободы в конце XVI в. документы свидетельствуют следующим образом. Брат датского короля Иоанн в Москве во время сватовства к дочери Годунова Аксинье заболел. «Королевич же и умре не крещонъ. Царь же Борисъ повеле его погрести по ихъ вере, и погребоша его въ слободе въ Кукуе у ропаты Немецкой» 

Обратим внимание на характер ряда объектов, названных аналогично. «Кукуй» – самая высокая башня Новгородского кремля; деревня «Горка-Кокуй» в Никольском районе Вологодской области и «Кокуй» – народное название высокого обрывистого берега р. Миляш, «Кукуй» - высокая горка над рекой Шерной в центре города Александров, Владимирской области, «Кукуевка» холмистая часть старейшего посада возле Сергиевой лавры, а также горки Kukoimägi, Kukazmägi в Эстонии.

Учитывая эти факты, обратимся к древнейшим значениям слова кукуй (кокуй) и происхождению его в русском языке.

Согласно М. Фасмеру, название Кокуй – Иванов день (Купала) пришло в русский язык из прибалто-финнских языков – «kokkoi», « kokko» - праздничный костер; конусообразная куча.

Купала (Кукуй) был, пожалуй, наиболее эротически окрашенным из всех средневековых языческих праздников: «Против праздника Рождества великого Ивана Предтечи в ночи и на самый праздник в весь день и нощь мужи и жены и дети в домех и по улицам обходя и по водам глумы творят всякими играми и всякими скоморошествы и песнями сатанискими и плясками гуслми и иными многими виды» - Стоглав. 

Заметим, что одним из непременных атрибутов праздника был костер, зажигавшийся на возвышенном месте, которое также называлось Кукуй (Кокуй).

Теперь приведем полные финские данные:
~ фин. «kokko» - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер, карел. «kokoi» - высокий, конусообразный костер под Иванов день; ливв. «kokku», люд. «kokk», вепс. «kok», манс. «kok» ‘penis’.
~ фин. «kukku», карел. «kukkura» - конусовидная вершина, макушка; вепс. «kuk» - горка, холм.    

Финский материал указывает на первоначальное значение основы kuk-/kok- ‘(отдельное) возвышение’, из которого и развивается позднейший комплекс значений, объемлющий разные стороны одного языческого обряда: ‘(праздничный) конусовидный костер’; ‘Иванов день (Купала)’ – явно уже под русским влиянием; ‘penis’.

Так или иначе, но весьма вероятно, что московский Кукуй был местом веселых языческих празднеств.

  • - «Сара» из Калитников..

После «Кукуя» прогуляемся пешком в старый московский район Калитники. Еще в 19 веке там протекала река «Сара». Сейчас она заключена в трубу. Река Сара начиналась вблизи Малой Калитниковской улицы, протекала в районе Крестьянской заставы, по Крутицкому пер. и под Саринским проездом, впадая в Москву-реку возле Новоспасского моста (см. Новоспасский пруд). Речка и дала название Саринскому проезду (район метро "Крестьянская застава").

В северной России есть множество рек с названием «Сара». Ближайшая «Сара» течет в Ярославской области, другие реки с такими же названиями находятся в Вологодской, Ленинградской областях, в республике Карелия. 

Выступающий в названии этих рек корень  «сар»- является одним из самых любопытных и загадочных в северном и верхневолжском краях. 

С одной стороны, он, казалось бы, имеет надежную прибалтийско-финскую этимологию, связанную с вепс, «sara», «sar» - развилина (раздвоенный ствол или сук); разветвление. На основе этих значений реконструируется семантика «приток, небольшая река» , реально отраженная в названии рек Ленинградской области и Карелии «Куйсара», «Лепсара», «Поисара». 

Специалистами высказывается мысль о возможном заимствовании это корня из древне-саамского. 

Ареал корня Sar ~ Sara ~ Сара ~ Сарка, тянущийся от вепсского Присвирья на восток и юго-восток вплоть до Поочья, где на смену топонимному «Сара» приходит мордовско-муромское «Сура» вкупе с марийскими «Шур», «Сура», «Сурка». Все эти названия вероятные реликты утраченной волжско-финской лексемы, входившей в одно языковое гнездо с пермскими и прибалтийско-финско-саамскими корнями. 

  • - Не все, что кисло, Шабловка!.

На другом конце старой Москвы район оставленный нами на «сладкое», которое при ближайшем рассмотрении вовсе не сахар.

Улица Шаболовка находится в южной части Москвы и тянется от Калужской площади до Серпуховского вала. Ее возникновение связано, прежде всего, с дорогой, ведшей из города, от Калужских ворот, в недальнее подмосковное село Шаболово, за деревней Черемушки.

Только к концу XVII века дорогу начали застраивать дворами возле ворот. В 1691 году, приблизительно посередине современной Шаболовки, была построена Троицкая церковь, здание(№21) которой многократно перестраивалось.

В 1744 году земля, на которой стояли дворы по Шаболовке, принадлежала по нечетной стороне Данилову монастырю, по четной – Донскому. Часть земли, однако, была уже выкуплена у монастырей владельцами дворов, другая часть арендовалась под застройку на длительные сроки. На земле Данилова монастыря стояла и церковь Троицы с кладбищем при ней.

На поле к востоку от Шаболовки издавна устраивались конские ярмарки. В 1783 году была спланирована улица от «Животинного» двора к Калужским воротам, названная Мытной, и продолжен с Шаболовки к этому же двору Конный переулок.

При Павле I южная часть обширной некогда Конной площади была отведена по «конскую скачку» (ипподром). По большому овалу здесь часто скакали жокеи, и лично выезжал в небольшой тележке, запряженной «орловскими рысаками» своего завода, граф А.Г. Орлов-Чесменский.
В 1793 году на улице насчитывалось 37 дворов. Строения во всех дворах были деревянные в 1-2 этажа, при дворах находились сады и огороды. В 1812 году Шаболовка доходила уже до Серпуховского вала, но на большом протяжении одними лишь огородами, что и спасло ее в пожар 1812 года от выгорания, на улице сгорело лишь несколько дворов.

Топоним Шаболово распространен на территории Верхего Поволжья. В его основе лежит общий корень для большого древнего пространства связанного с мерей и марийцами. Перевести его можно с современного марийского, близкого к мерянскому языка: Шабы - кислый. Бол-место.

  • Заключение

Итак, результаты наших поисков оказались довольно интересны. Целых 6 финно-угорских топонимов в самом центре столицы России.  Эти сведения драгоценны – они свидетельствуют о этническом составе населения изначальной Москвы. Обратим внимание наших читателей, что некоторые приведенные названия приурочены к бывшим средневековым иноземным слободам. Едва ли это совпадение случайно. Вполне вероятно, что земли для колоний и кладбищ иноземцев, точнее – иноверцев (но не мусульман), сознательно выделялись на территориях, «оскверненных» былыми языческими капищами и местами языческих игрищ.

Источник: FINUGOR

Просмотров: 8880 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, меря, Дьяковская культура, Москва финно-угорская, топонимика, История Руси, мерянский, Московия | Рейтинг: 5.0/13
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика