Суббота, 29.04.2017, 20:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Август » 19 » Nušbola - Подмосковная Меря
10:59
Nušbola - Подмосковная Меря

Что ж, лучше поздно, чем никогда. Всё лето не доходили руки написать об одном маленьком путешествии, которое я с ещё одним товарищем предпринял аж три месяца назад – в начале мая. Посетил я места, которые географически расположены на самом севере Московской области. Как мне кажется, там и дух царит какой-то особый, уже почти не подмосковный, а северный. Речь идёт о Талдомском районе…

 

 
Вообще, этот район стоит того, чтобы по нему обстоятельно побродить или поколесить. Особенно, если вы интересуетесь наследием древности. Особенно – финно-угорской. Множество местных географических названий происходит из языка меря. Возможно, это свидетельствует о том, что здесь, в отличие от ряда других территорий, меря дольше сохранял свою идентичность, и, стало быть, от талдомских мерян нас отделяет меньший промежуток времени, чем, скажем, от тех, что жили в других районах Подмосковья…

Нам посчастливилось побывать в одном из мест, чьё имя перешло нам от меря, – это деревня Нушполы (в прошлом Нушпола, Нушбола). Название расшифровывают как «деревня на крапивной реке» (слово крапива по-мерянски звучало, по-видимому, сходно с марийским «нуж», а «бола», «пола» - традиционное окончание для названий множества финно-угорских деревень от Ветлуги и Оки, до Вологды и Онеги.

Деревня Нушполы расположена близ слияния рек Нушполки и Дубны. В топонимическом словаре Е. М. Поспелова приводится мнение, что Нушполка некогда называлась Нуша – она и есть та самая крапивная река, на которой располагается древнее поселение.

 

 

 

 

Деревня, как и большинство сейчас в Подмосковье, больше напоминает дачный посёлок. Старых домов совсем мало. Уж не знаю, стоит ли и писать эти два ритуальных предложения каждый раз. Однако было несколько домов с красивыми наличниками с богатой мерянско-языческой символикой: "утиные лапки", "громовые колёса"...

 

 

 

 

Если пойти по дороге, ведущей от Нушпол на восток, вскоре достигнете речки Дубны, а за ней большая водная гладь: болото, или заболоченные озёра. От Дубны их отделяет небольшая полоса земли, возможно, искусственно насыпанная. В этом месте очень приятно посидеть. Чудесная безмятежность помнится даже спустя 3 месяца ;-)

 

 

 

 

 

 

Сама речка Нушполка нынче довольно маленькая. И, как отметил мой спутник, крапивы нет по её берегам :)

Кроме того, у реки спрямили русло и создали целую систему канав и каналов, вероятно, с целью осушения болот. Вообще болота в округе знатные. В интернете встречал легенду о малярийной дороге, ведущей в Нушполы. Пройдя по ней, нельзя было не заболеть. Так ведь и полагается настоящим финно-уграм быть при озере и болоте (suo - болото, Suomi - Финляндия :) Несложно представить себе мерянское поселение, веками отделённое от уже обрусевших сородичей дремучим лесом и малярийными топями...

 

 

 

 

 

 

Ночевать нам довелось также среди болот и под пологом елей, но уже под самим райцентром, Талдомом.

 

 

 

 

 

 

Дальше путь лежал в Талдом, по дороге встретилась ещё одна мерянская русалочка - речка Куйминка (Куйма):

 

 


А также традиционный для Русского Севера дом-пятистенок в д. Дубровки:

 

 

 

 

 

 

Дальше начались всяческие обломы. Краеведческий музей в Талдоме оказался закрыт по причине майских праздников (несмотря на то, что по телефону перед этим его сотрудники заверили, что работать он будет). Сам город Талдом вполне себе похож на какой-нибудь другой райцентр, где-нибудь в Вологодской области. Насколько это гармонизирует с окружающей местностью, я, пожалуй, судить не возьмусь.

 

 

 

 

 

 

Кроме того, усталость, лень и редкость электричек не позволили мне посетить деревню Карачуново, что расположена в нескольких километрах севернее Талдома. Деревня интересна своим названием, восходящем к имени славянского языческого духа смерти - Карачуна. В общем, в этих местах ещё остался весьма широкий простор для дальнейших странствий. Будет очень здорово, если в следующий раз ко мне присоединится кто-нибудь из заинтересованных френдов...

Автор: [info]ecolog2017

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2223 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 12
avatar
0
12
Zodiak, Каргополь, Чучепала, Соломбола - это архангельские названия, там предки мокшан и эрзян никогда не жили. Что касается подмосковных названий, то вполне вероятно, что указанное Вами "-пеле" - половина (и если я правильно помню, похожее слово есть в марийском языке), происходит из общего финно-угорского корню, к которому относятся все указанные А. К. Матвеевом слова. Что до рощи, то лично мне кажется, что вряд ли - рощи обычно назывались отдельно, а топонимы на "-бол", как было уже давно подмечено, явно тяготеют именно к населённым пунктам.
avatar
0
11
Эколог2017, то есть основу мерянских топонимов вышеозначеные топонимисты ищут в:венгерском, мансийском, удмуртском, финском, саамском, карельском, вепском, водском языках? УмнО... Интересно, а ближе к Подмосковью они ничего найти не могли? Зачем искать далеко, если в тех же мокшанском и эрзянском языке есть вполне адекватные переводы топонимов? Бола - роща, Пеле - половина, сторона. Каргополь - журавлиная сторона, Соломбола - Тихая роща, Чучепала - Урожайная сторона.
avatar
0
10
Zodiak, А. Л. Шилов в статье "О мерянских топонимических индикаторах" пишет приводит следующие сопоставления (цитата с сокращениями): "Д. Европеус выводил их (форманты -пола/-бола) из манс. паул, павыл "изба", венг. falu "деревня". А. И. Попов сравнивал -бол(а) с удмурт. пал - сторона... А. К. Матвеев сопоставил с саам. balle "сторона, половина" (ср. фин., карел. puoli, вепс. pol', эст. pool, водск. pooli "половина, часть, сторона", но и "местность край округа").
avatar
0
9
Что же, вероятно, топонимистам виднее :-)

<" означающей понятие близкое к слову "поселение">

в каком языке?
avatar
0
8
-пола/-бол/-пол - топонимисты (А. Альквист, Ю. Шилов, А. Матвеев) относят к ойконимическим формантам, то есть к приставке, означающей понятие близкое к слову "поселение", именно поэтому Нушполу переводят именно как "деревню на крапивной реке" или просто "деревню в крапивном месте". У этого форманта есть много параллелей на Русском Севере (Чучепала, Соломбола, уКушкопола и т. п.) Насколько я знаю, приведённый выше пример пола - "пеле (половина, какая-то часть, чего-то)" также имеет этимологическую близость с этим формантом.
avatar
0
7
Спасибо за информацию! Думаю что лет 300 назад он приблизительно так и звучал...
avatar
0
6
На горномарийском языке данный топоним имел бы название или "Нужполкы" или "Нужволкы", что означает "масса (много)крапивы". Гласная "ы" в горномарийском языке не заднеязычная в фонетическом отношении как в русском языке, а среднеязычная, т.е. она сильно редуцирована и ее можно произнести почти как "а".
avatar
0
5
Да, больше поэтики нужно)
avatar
0
4
Нушполы, что то очень марийское в звучании
avatar
0
3
Речка Куйминка от Куй - змея
avatar
0
2
Два варианта перевода через мокшанский и эрзянский языки:

кужбуло -поляна с рощей
нужбуло - бедная, редкая роща

Було - роща, группа одинаковых деревьев

пола - пеле (половина, какая-то часть, чего-то)
avatar
-1
1
И, как отметил мой спутник, крапивы нет по её берегам :)

Это в начале-то мая? не выросла еще просто. cool

ещё одна мерянская русалочка - речка Куйминка (Куйма)

! красивый образ.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика