Пятница, 24.03.2017, 22:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Ноябрь » 20 » О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 3
19:31
О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 3

Священная елово-сосновая роща на реке Шаршеньге. Фото Геннадий Михеев

В продолжение темы хвойных деревьев в финно-угорской традиции хотелось бы сказать еще несколько слов о свадебной обрядности как об одной из важнейших в жизни человека.

Свадьба - обряд инициации, умирания в одном облике и возрождения в новом, переход, сакральное действо. Почему же ель как хтоническое начало также присутствует и в свадебных обрядах? Это связано с олицетворением невесты с покойницей, в этот момент перехода девушки в новую взрослую жизнь она умирает для окружающих и становится причастна к миру загробному - миру предков, с которым связано почитание ели (сосны) (см. "О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 1" и "О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2").

В свадебных песнях и причитаниях невесты образ елочки встречается достаточно часто: ель может символизировать саму невесту наряду с березкой и другими деревьями, в ряде губерний (Ярославской, Костромской и др.) к дому невесты прибивали елочку (или жениху елочку, а невесте — березку), украшенную елочку выносила во время девичника в качестве «девьей красоты» невеста, предстоит теперь ей отправиться «во леса да во дремучие».

Образ ели в свадебной обрядности возникает также закономерно. Свадьба  - это символическая смерть. Невеста умирает в прежнем своем девичьем облике, чтобы возродиться в ином – в облике замужней женщины, матери, хозяйки.

Известно также, что в русских губерниях на свадебный стол перед женихом и невестой ставился каравай или курник, покрытый крест накрест двумя вышитыми полотенцами, а в середину пирога иногда втыкали еловую ветвь.  

По-особому украшался и дом невесты. За несколько дней до свадьбы дом родителей невесты украшали цветами и гирляндами из еловых веток. Перед ним сооружалась триумфальная арка, также украшенная цветами и зеленью, еловыми гирляндами. По обеим сторонам дома ставили так называемые невестины елочки - молодые деревца, которые почти все были очищены от ветвей и коры так, чтобы они представляли нечто вроде короны (Ярославская обл.).

Интересен обычай, записанный в Никольском р-не Вологодской обл., связанный с проводами в армию, в котором также отразился культ ели. Новобранец идет в лес. Срубает маленькую елочку. Подруга будущего солдата наряжает елку лентами и завязками; наверху привязывает самую нарядную ленту; к корешку прикрепляет фотографию новобранца. Елочку прибивают к дому новобранца (к верхней части фронтона), где она висит до тех пор, пока новобранец не вернется. С этим обычаем связана частушка:

Взяли милого в солдаты, Кто ко мне будет садиться.
Нарядили елочку. Опишу миленочку.

Судя по тому, что висящие под крышей елочки замечены во многих деревнях Никольского р-на, обычай этот широко распространен там.

Из некоторых местностей Северо-Запада Карелии имеются сведения о вырубании карсикко для молодой, впервые после свадьбы принимавшей участие в работах вне дома (что часто происходило по окончании шестинедельного переходного периода, в течение которого молодые считались не имеющими haltia — духа— охранителя). В Юшкозере и Ухте (нынешний пос. Калевала) обрубленные ветки приносили в подол молодой, говоря: «Половина— сыновья, вторая (половина)—дочери!». На пожне молодая угощала всех баранками и другой стряпней. Принимавшие участие в трапезе высказывали молодой пожелания счастливой жизни в новом доме. Сведения о вырубании карсикко для молодой, называемого «хуррикас», имеются также из районов Северной Финляндии.

В финляндской провинции Северная Карелия «именное дерево» обрубалось для каждой пришедшей в дом невестки. Хорошее состояние и рост дерева означали счастье и удачу для конкретного лица, высыхание — болезни и короткий век. Поэтому за деревьями ухаживали и приносили им пожертвования.

В Хяме еще в середине XIX в. в сельской местности было принято после перехода невесты в дом жениха подвешивать нитки, ленты и отрезы материи к деревьям около ворот, в особенности, если это были старые жертвенные деревья.

Вышеприведенные сведения об «именных деревьях» молодой, обрубаемых в целях обретения благополучия в ноной семье, У. Харва связывает с широко распространенным в разных районах Финляндии обычаем устанавливать во дворе или около дверей дома или амбара в день именин члена семьи nimikkokuusi — «именинную ель», которая на севере называлась «именинное карсикко» (32).

Ель возникает там – где имеет место обряд инициации, переход человека в новый статус, будь-то свадьба, посвящение в ремесло  или смерть. Обрубание ветвей (жизненной силы), срубание обрядового дерева, как и жертвоприношение священного животного, в обрядовом отношении типологически сходны и представляют собой действие, производящееся в той или иной переходной или кризисной ситуации в целях восстановления разрушенного миропорядка, сотворения новой жизни, получения необходимой жизненной энергии на будущее.

Интересно, что ель, как дерево почитаемое, присутствует в культуре именно финно-русской,  единое обрядовое пространство тому свидетельство.

Исследовательница латышского орнамента Рыжакова С.И. в своей книге (33), рассуждая о семантике "знака хвои", пишет о значимости у латышей ели и сосны в похоронных и свадебных обрядах. И делает важную пометку о том, что их почитание и сопутствующие обряды были распространены в тех областях Латвии, где проживало финно-угорское население (ливы).
"У финно-угорских народов известна связь ели с плодородием, бракосочетанием, а сосны -  с миром мертвых, похоронами"(33).


32. "Именинное дерево". Северная Финляндия. По U.Holmberg Suomalaisten karsikoista.-Kalevalaseuran vuosikirja. H.,1924.
33. Рыжакова С.И. "Язык орнамента в латышкой культуре". Москва, 2002.
Просмотров: 1699 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 6
avatar
0
6
Aljona Apaewa, покойницей девушка считается только на момент брачных обрядов) Это образное соотношение, а не буквальное, после обряда женщина вновь становится "живой" любимой и уважаемой женой, матерью и проч...
avatar
0
5
семья - это, безусловно, важно, но только тогда, когда женщина обожествляется в силу своей жертвы - рождения ребенка, а не наоборот, считается, уже покойницей.
avatar
0
4
merja, потому что это сексизм, патриархат, проявление мужской доминанты. Девушка отныне покойница, она связана с миром предком - то есть все, она больше не живет для себя, а только для будущего поколения, для будущей жизни, то есть для своих детей. Это все пережитки прошлого, которые надо преодолевать, то есть открывать и реконструировать, соотносить с современными реалиями, в которых женщина вполне самодостаточная личность, могущая реализовать себя во всех сферах жизни, а не хоронить себя в семье и быту.
avatar
0
3
Aljona, почему?))
avatar
1
2
О Боже! Вот никогда никакой радости для девушек)
avatar
1
1
мама подтвердила, что раньше, когда провожали парня в армию, девушки наряжали ёлку лентами, а ёлку прибивали наверх дома под конёк.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2262
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 826
Статистика
Яндекс.Метрика