Суббота, 25.06.2016, 00:54 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Февраль » 9 » О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)
13:56
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)

Роща "Смольё"
     
По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства.

Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле зрения российской историко-археологической общественности попадает все большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами, буквами и т. п.2
     
Этот интерес сохранялся некоторое время даже в послереволюционное время. В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями. Среди рукописного наследия Н. А. Черницына имеются две страницы рукописного текста под названием "Об охранявшихся "кустах" в Тарногском районе (из далекого исчезнувшего прошлого)"4. В рукописи сообщается о трех Кустах: Жуковском, Ярыгинском, Тиуновском, а также о том, что аналогичные рощи были в Спасской и Заячерицкой волостях Кокшенги. Вероятно, по инициативе Черницына и не без влияния работы А. А. Спицина появляется постановление ВОЙСК, где "ударной" задачей на 1926 год признается обследование кокшенгских священных рощ5. Эта задача тогда выполнена не была и интерес к священным рощам - Кустам Кокшенги и другим деревенским святыням края надолго замирает.

Лишь в 1981 году в журнале "Север" появилась статья кокшенгского краеведа А. А. Угрюмова "Кокшеньга - край чуди заволочской"6. В ней он, в частности, пишет о священных рощах-"кустах" и называет их древними чудскими рощами. Само слово "куст" выводится из венского - "кууз" - ель и марийского "кюсото" - мольбище. В том же 1981 году автором этих строк на р. Уфтюге (приток р. Кокшенги) в д. Игнатовской (Подкует) был обнаружен в священной роще-Кусту разрушенный могильник. В последующие годы в тарногской районной газете по этим материалам была опубликована статья о памятниках археологии Кокшенги и напечатана анкета, направленная на выявление ареала распространения Кустов и других древностей района. Анкета дала положительные результаты, что позволило начать археологическое исследование кокшенгских священных рощ-Кустов. Итоги разведочных работ 1984 и 1985 годов были опубликованы7. Затем в 1990-1991 годах были проведены раскопочные работы в одной из священных рощ - Тиуновском Кусту.


Тиуновская священная роща

Еще в 1989 году неподалеку от этой рощи было обнаружено уникальное языческое Тиуновское святилище, несущее на себе следы многократного его "крещения" разнообразными христианскими крестами, вырезанными на камне святилища. Предварительные результаты исследований священных рощ, святилища и других одновременных им памятников изложены в статье автора этих строк8.
     
Представляется весьма интересным, что при переходе от язычества к христианству население Кокшенги не уничтожило свои священные рощи-Кусты с языческими могильниками в них, а трансформировало эти замечательные памятники своей истории в православные святыни с часовнями и престольными праздниками при них. Не было уничтожено и святилище, ему лишь многократно добавлялась сакральная сила православного креста. Тиуновское святилище как деревенская святыня, известная узкому кругу лиц, продолжало функционировать почти до современности. Священные рощи-Кусты Кокшенги с часовнями в них как христианские святыни существовали до 30-х годов XX века, пока часовни не были уничтожены повсеместно.


Вид на Тиуновское святилище с севера
     
Сами рощи постепенно начали деградировать, а одна из них - Ярыгинский Куст - была вырублена и распахана. В некоторых местностях в советское время предпринимались попытки приспособить деревенские святыни к нуждам новой власти. В Тиуновском и Ярыгинском Кустах были выстроены сельские дома культуры. В наше время многие из кокшенгских священных рощ еще существуют, хотя и продолжают деградировать. Их возрождение символизировало бы сохранение вековых традиционных корней. Социальные функции священных рощ Кокшенги не исследованы, хотя можно предположить функции воспитания исторической памяти, экологическую, религиозную, коммуникативную и т. д. Интерес к священным рощам пробуждается не только у нас в области.


Культовая роща "Смольё"

В конце 1980-1990-х годах активное и основательное выявление и документирование священных рощ проводилось в марийском Поволжье. Автором собраны сведения, что у нас в области священные рощи существовали и существуют не только на Кокшенге, но и в других районах. Кроме священных рощ существовали и существуют также и отдельные святые деревья.
     
Еще одна категория деревенских святынь - культовые камни. Пять культовых камней находятся в Вологодском музее-заповеднике, семь камней документированы автором в различных районах области. Имеются сведения о Заборском святилище, состоящем из шести камней. В последние годы собраны сведения о десятках культовых камней, находящихся на территории области.
     
Иногда культовые камни сопряжены со святыми горами. Наиболее известна из них гора Маура, находящаяся в Кирилловском районе, и на ней имеется камень-следовик. В том же районе в 1999 году около другой горы - Ципиной-Роскиной автором выявлено еще три культовых камня. Любопытной деталью сакральной географии окрестностей Ципиной-Роскиной горы является наличие топонимов на архаичную цветовую триаду белое-красное-черное: Белая и красная горы и Черная речка. Святые горы Маура и Ципина-Роскина как культовые объекты и деревенские святыни функционируют многие сотни лет, еще со времен язычества. Это говорит в пользу того, что народные традиции обращения к святым камням и горам могут сохраняться постоянно. Собраны сведения о наличии святых гор и в других районах области.


Маур гора

Особенно много среди деревенских святынь области родников, известны озера и колодцы. Собраны сведения о десятках подобных объектов. Их многочисленность объясняется, вероятно, наибольшей безболезненностью перехода подобных объектов от статуса языческой святыни к статусу православной.

Известны были на территории нашего края и такие деревенские святыни, как памятные и объектные кресты в деревянном и каменном исполнении. К двадцатому веку их сохранилось немного, хотя в последнее десятилетие традиция их воздвижения оживилась. Деревенские святыни вологодского края - глубокий, мощный пласт народной культуры. Святые камни, горы, рощи, источники не раз упоминаются в Библии. На аналогичных святынях выросла высокая культура Древней Греции и Рима. В современной и благополучной Японии действуют десятки тысяч подобных святынь. Остается надеяться, что в новом тысячелетии деревенских святынь в Вологодской области не станет меньше. Не будут обрываться эти малые корешки вековых традиций, тесно связывающих человека, общество и природу.
     
      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Панченко А. А. Народное православие. СПб., 1998. С.12.
      2 Седьмой съезд археологический в Ярославле. 6 августа 1887 года. М., 1886.
      3 Спицин А. А. Древности Севера: Вологодской, Архангельской, Севере-Двинской губерний и области Коми. Тотьмы, 1926. С. 12.
      4 ГАВО. Ф. 4389. Д. 145.
      5 ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 41 (Годовой отчет ВОИСК за 1925-1926 гг.) С. 14.
      6 Угрюмов А. А. Кокшеньга - край чуди заволочской // Север. 1981 №4. С. 95-106.
      7 Никитинский И. Ф. Грунтовые могильники в священных рощах-"кустах" на Кокшеньге и Сухоне // КСИА. Т. 195. М., 1989. С. 74-80.
      8 Никитинский И. Ф. Исследование археологических памятников XIV-XV вв. на верхней Кокшеньге // Древности Русского Севера. Вып. 1. Вологда, 1996. С. 212-218.

И. Ф. НИКИТИНСКИЙ  (Вологда)
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4963 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 10
avatar
0
10
Мне кажется, что "Куст" в нашем случае имеет происхождение от марийского
КУ"СОТО - мольбище. Перевод с вепского неубедителен даже тем, что роща
не еловая, а сосново-пихтовая. Вообще, на мой взгляд, слово Ку"сото
состоит из двух частей: Ку" - Камень, Сото - ? (не знаю). Камни, как
известно, тоже обладали магической силой. Почему я склоняюсь к
марийскому варианту?  - Потому что река Кокшенга по звучанию весьма
близка марийской Кокшаге. При том, если посмотреть в некоторых научных
материалах, в основе названия марийской Кокшаги лежит название на языке
Коми - "Какша" (или Кокша?, - точно не помню), - которые, как указано в
той статье из инета, были обитателями тех земель до прихода Марий. Это
дает повод считать, что марийская Кокшага древностью восходит к очень
раннему Средневековью. Т.е., скорее всего, старше Кокшенги.

И это, как я считаю, является еще одним аргументом в пользу того, что Меря и
Мари некогда были единым народом. Или, на худой конец, народ Марий
обнимал и земли Вологды, что, впрочем, не противоречит историческим
источникам.
По поводу названия реки Кокшаги в школах не проходили, а учителя не могли ничего на этот счет сказать. Мы, дети, сами домысливали
варианты типа: Кок - два, Шага - шага = 2 шага
Когда я пару лет назад увлекся Историей, то узнал, что Шага означает на
марийском Жертвенный Стол. Созрел один вариант. Второй вариант - Кокша
(с коми) + Га (Речной Путь, кажется, с вепского).
avatar
2
9
Так все-таки где это "Смольё" находится и по какому поводу так много опоясывающих деревья лент?
avatar
1
8
Спасибо. Недавно сделал в ЖЖ материал про Кубеноозерье. И в процессе работы нашел такое: один из блогеров пишет:"Как хорошо, что в музее села Кубенское убрали стенды, рассказывающие, что первым населением края были меря и вепсы..." А на Форуме Великого Устюга меня вообще забанили, как "националиста". Ымперский маразм крепчает и тем радостнее читать исторически правдивые материалы.
avatar
0
7
Спасибо) и вам за ваши спасибо)
avatar
1
6
Чудесная статья! И выводы очень правильные и своевременные! Спасибо!
avatar
2
5
Какая чудесная Роща!
avatar
1
4
У нас в Удмуртии тоже так повязывают ленты на деревьях. Например на вершине Кар-Горы - родины удмуртского Деда Мороза.
avatar
0
3
Я был на святом источнике, на Белоозере, в земле Веси, там тоже деревья поясками обвязаны.
avatar
0
2
Спасибо!
avatar
0
1
VII Археологический Съезд в Ярославле прошел все же 6-20 августа 1887 года, а не в 18 887, право дело "Назад в Будущее" какое-то)))
Соответственно труды его под названием ТРУДЫ Седьмого археологического съезда в Ярославле. Том I. 1887. Под редакцией графини Уваровой. МОСКВА. Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера вышли в 1890 году.

Подредактируйте.
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Меряния Merjamaa вепсы финно-угорский субстрат меряне суздаль владимир История Руси история марийцы Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище Московия Владимиро-Суздальская Русь Белоозеро мордва мерянский мир Европа великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2124
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 703
Статистика