Вторник, 23.05.2017, 13:53 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Сентябрь » 29 » Современная наука - о финнах, славянах и древнерусской культуре в Суздальском Ополье
10:22
Современная наука - о финнах, славянах и древнерусской культуре в Суздальском Ополье

С учетом нынешнего уровня интернет-дискуссий этот текст представляется нам любопытным. Когда спорящие с видом глашатаев истины цитируют Б.А. Рыбакова или П.Н. Третьякова, заявляя, что те, кто несогласен - противоречат науке, то им стоит хотя бы узнать актуальное мнение академической науки по вопросам, связанным с формированием древнерусской культуры, колонизацией и финно-славянскими взаимоотношениями. Такое мнение существует, оно аргументировано, его нельзя не принимать во внимание и в любом случае оно заслуживает большего доверия, чем "славянопатриотическое фэнтэзи":

Этнокультурная ситуация и проблема формирования древнерусской культуры

Культура центральных районов Суздальской земли XII – первой половины XIII в., документированная археологическими материалами, – «классическая» древнерусская культура, с характерными для нее керамическим комплексом, традициями домостроительства, парадным женским убором и погребальным обрядом, общими для большей части восточнославянского ареала.

В суздальских древностях XII – первой половины XIII в. нет ярких маркеров «областной идентичности», ее областное своеобразие просматривается лишь в некоторых особенностях женского костюма (малое количество металлических украшений в уборе при широком использовании золотого шитья), погребального обряда (глубокие могильные ямы под курганными насыпями), христианских древностей (высокая доля предметов личного благочестия со сложной религиозной символикой), а также в сложении областных типов украшений (подвески-петушки «владимирского типа»).

Древнерусская культура центральных районов Суздальской земли складывалась в X–XI вв. в процессе взаимодействия автохтонных финских и пришлых славянских этнических групп, в условиях притока в регион населения извне, однако конкретные аспекты финно-славянских взаимоотношений, облик финских древностей и исходные районы и пути славянской миграции до конца не прояснены. Представление о финнах как об автохтонах в Суздальском Ополье в целом не вызывает сомнения, однако до самого последнего времени здесь были неизвестны характерные для финского населения Волго-Окского региона грунтовые могильники с ингумациями второй половины I тыс. н.э.

Первый грунтовый могильник с ингумациями, содержащий комплексы украшений, близкие материалам из могильников рязанско-окского типа, обнаружен в 2007 г. Основываясь на этих материалах поселений с лепной керамикой и вещевым инвентарем можно полагать, что средневековая колонизация Ополья началась не позднее VI в., была связана с продвижением нового финского населения с юга. Это население занималось скотоводством и земледелием и принесло с собой традиции возделывания проса, пшеницы и ячменя. В керамическом комплексе и наборе украшений суздальских памятников этого времени прослеживаются элементы, сближающие их с культурой рязанско-окских могильников. Присутствие в керамическом комплексе глиняных сковородок с бортиками может рассматриваться как свидетельство связей, уходящих еще далее на юг, в Поднепровье и Подесенье (Макаров, 2007, С. 7–16).

Формирование новых поселений в Суздальском Ополье в IX–X вв. сопровождалось существенными изменениями культуры и хозяйства. В обиходе населения в этот период появляются многочисленные шумящие привески и украшения финно-угорского типа, изготовленные в технике воскового плетения, характерные для финского женского костюма от Балтики до Урала. Наиболее выразительная серия подобных украшений собрана при раскопках селища Весь 5 в горизонте второй половины IX – X в.

Индикаторами славянского присутствия в Ополье можно считать раннекруговую керамику с линейным и волнистым орнаментом, появившуюся на селищах Ополья не ранее второй половины X в., и некоторые типы лепной керамики.

Летописные «суздальцы», впервые появившиеся на страницах письменных источников под 1096 г., – по археологическим материалам предстают перед нами как носители древнерусской культуры, в которой финские элементы снивелированы.

Предшествующий пласт древностей, послуживший основой для ее формирования – культура селищ и могильников IX–X вв. (наиболее яркие памятники – селища Весь 1, Весь 5, Гнездилово, Шекшово 2, Большое Давыдовское 2), представляющая собой сплав финских, славянских и, в меньшей степени, скандинавских элементов, сложившаяся в условиях включения Волго-Клязьменского в систему международной торговли и активных контактов с Востоком и Балтикой. Разделить поселения Суздальского Ополья IX–XI вв. на финские и славянские памятники не удается, разнородные культурные элементы представлены на одних и тех же селищах.

Надежные археологические маркеры для точного определения исходных районов колонизации отсутствуют, однако имеющиеся материалы позволяют полагать, что первая волна средневекового населения продвинулась в Суздальское Ополья с юга в третьей четверти I тыс. н.э., а вторая, в которой имеется славянский элемент, – с северо-запада.

Отсутствие новгородских сопок и лепной керамики «ладожского типа» в Суздальском Ополье показывает, что при очевидном участии выходцев с северо-запада среди колонистов, продвигавшихся в Волго-Клязьменское междуречье, различие областных традиций Новгородской и Суздальской земли достаточно четко обозначено в материальной культуре.

Становление древнерусской культуры в центре Суздальской земли завершилось в XII в.

Академик Николай Макаров, директор Инсти­тута археологии РАН, доктор исторических наук

Экстракт: Суздальское Ополье колонизировали в VI в люди, близкие финнской культуре рязано-окских могильников, принесшие традиции земледелия. Затем в IX-X вв формируется сеть новых поселений, для жителей которых характерны многочисленные шумящие украшения финно-угорского типа. Славянское присутствие предполагается в связи с появлением посуды, сделанной на гончарном круге (которую могли и финны научиться делать) и в любом случае не может быть датировано временем ранее второй половины X в. (когда древнерусская культура в регионе уже вовсю формируется). Мигранты славяне происходят с северо-запада, из Новгородской земли, однако своих культурных особенностей на новом месте не сохраняют растворяясь в местном населении.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3649 | Добавил: merjanyn | Теги: меря, Кром, археология, финно-угры, славяно-финские отношения, Древняя Русь, суздаль, Макаров Н.А., древнерусская культура, Суздальское Ополье | Рейтинг: 4.6/12
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
ну прям не вова , а вованян предок древних армян.
avatar
0
3
барабрисыч акимычу: на доброе здоровичко.
avatar
0
2
был у брата в Рязани и обнаружил что некоторые по типу   " мари " лица   100 %  я живу в Зеленодольске и знаю . интересное наблюдение . по сути коренное население  там - мари
avatar
0
1
Спасибо!!! Сильнейшая ,грамотная статья!!!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 847
Статистика
Яндекс.Метрика