Четверг, 27.07.2017, 01:42 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Январь » 11 » Обряд "запирания" в Верхнем Поволжье по археологическим и этнографическим данным
11:58
Обряд "запирания" в Верхнем Поволжье по археологическим и этнографическим данным

В результате планомерно проводимых раскопок финских и древнерусских памятников на территории Верхнего Поволжья удается выявлять всё новые и новые обрядовые комплексы, связанные с какими-либо значимыми событиями в жизни древних коллективов. По мере накопления подобных источников возникает необходимость и возможность из интерпретации, которая приобретает, как представляется, дополнительную надежность с привлечением этнографических данных.

В указанном регионе собрано уже достаточно много данных, связанных с верой в магическую силу железных (преимущественно острых) предметов. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором было способно создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей "земного", "дневного" мира от пагубного воздействия потусторонних сил. Так в начале XX века в Костромской губернии, по сведениям В. И. Смирнова, во время шествия похоронной процессии рубили землю топором и затем заметали след ("холеру рубили и выметали"). Саван для умершего шили, держа иглу острием от себя. Во время эпидемии вокруг деревни пропахивали борозду, надеясь, что смерть не переступит через след острого железа. /1/.

В Ивановской области до сих пор не забыты древние свадебные правила: втыкать в дверной косяк иглу или иной острый предмет, жениху держать при себе нож, а невесте - ножницы. Наконец, согласно результатам проведенного нами опроса, не только в Ивановской области, но и практически на всей территории Верхнего и Среднего Поволжья многие женщины вполне осознанно носят на домашних халатах, с левой стороны, у сердца, булавку как оберег от дурного глаза ("от сглаза"). Кроме того, булавку пристегивают, отправляясь в дальнюю дорогу, "чтобы ничего не случилось". /2/.

Обычай использовать волшебную силу острого металлического предмета, как показывают археологические данные, уходит корнями в глубокую древность. В YII-XIII веках н. э. аборигенное население края "запирало" покойников под землей воткнутыми в дно могильной ямы топорами (Кочкинский могильник Палехского района), копьями и стрелами (Хотимль), брошенными в могилу замками и подковами ("владимирские" курганы на территории Ивановской области). /3/. Новую серию местных древних ритуальных запоров предоставило и исследованное в 1993-1994 годах первое кладбище средневекового Плеса, функционировавшее в XII - нач. XIII вв. а также городское дохристианское святилище того же времени.

Жители раннесредневекового Плеса, судя по археологическим материалам, в подавляющем большинстве были приверженцами многобожия. Почти в каждом захоронении взрослых и в некоторых детских погребениях домонгольского некрополя нам удалось проследить попытки отгородить покойника от мира живых. Иными словами, были выявлены соответствующие ритуалу предметы в могильных ямах или курганных насыпях. Так в насыпях обнаружено четыре ножа, причем у трех из них черенки оказались одинаково завернуты в виде кольца, а у одного сломан кончик лезвия (рис.1, 1-4). Еще в двух насыпях встречено по одной крупной швейной игле, у которых были обломаны тыльные концы (рис.1, 7-8). Всё это не случайно, и видоизмененные подобным образом острые предметы призваны были направлять свою магическую силу только в сторону покойника. Подобным же образом, например, обламывать тыльные концы "волшебных" игл принято было у народа коми, что отмечал А. С. Сидоров. /4/.

В качестве ритуальных запоров были использованы в плесском некрополе также гвозди (не требующие, в контексте вышесказанного, какой-либо корректировки формы) и пряжка (сам по себе запирающий предмет, подобно широко использовавшимся в этих же целях замкам и ключам).

Достаточно большой набор магических вещей предоставило исследованное нами в 1998-1999 гг. на территории плесской крепости городское святилище (предположительно, Велеса). Жертвоприношения здесь совершались через "дыру" в потусторонний мир, представлявшую собой квадратную яму. В яме возжигался ритуальный костер, на который помещались приношения, после чего "дыра" должна была быть заперта во избежание опасных проявлений из преисподней. Остатки первого совершенного в яме жертвоприношения (ориентировочно 2-й пол.XII в.) были "заперты" целой связкой из 13 крупных ключей, брошенных на кострище, а также двумя глыбами железной крицы и воткнутыми острыми предметами: боевым топором и теслом. После этого кострище было засыпано крупными валунами (с западной стороны) и смешанной с горячими углями землей (с восточной).

В дальнейшем ритуальные действия совершались неоднократно, для чего содержимое ямы частично выбиралось, а остатки предыдущих действий, естественно, нарушались. В ходе выборки комплекса были обнаружены фрагменты как минимум двух замков, ключ, гвозди, железная крица. Отчетливо прослеживалось, как одно из последних (нач.XIII в.) жертвоприношений было "заперто" воткнутой в засыпку боевой секирой.

Аналогичные функции в древних ритуалах могли выполнять и не железные предметы. Так в одном из погребений плесского некрополя был обнаружен кремневый наконечник стрелы (рис.1,5). То, что вещь попала в стерильную супесь курганной насыпи не случайно, у нас не вызывает сомнений - как не вызывал сомнений почтенный возраст наконечника и у средневековых жителей города. Каменные орудия эпохи неолита - бронзы в Плесе за 16 лет раскопок встречались уже неоднократно. Так каменные шлифованные топоры, известные в народе как "громовые", издревле считались эффективным средством защиты от болезней людей и животных, от сглаза и других нежелательных проявлений, связанных с воздействием "навий" (вредоносных душ чужих предков). /5/. Теми же свойствами обладали и камни с естественными отверстиями (так называемые "куриные боги"), вера в магию которых с древнейших времен сохранялась еще как минимум до начала XX в. Кремневые наконечники стрел ("громовые стрелки") в средневековье, оправив в металл, носили в качестве оберега, святили им воду и т.п. /6/.

Волшебную силу такого рода предметам придавало то, что они считались атрибутами небесных богов. Достаточно вспомнить известные сюжеты о том, как князь Ярослав убивает топором медведя (символ бога Подземного мира), а князь Глеб - волхва. /7/. Топор - независимо от того, железный он или каменный, рассматривался в качестве оружия Громовержца; так же, как и наконечник стрелы (копья), он представлялся боевым наконечником молнии. То же и камень: в хантыйской сказке житель потустороннего мира говорит охотнику: "Для нас опасен гром. Он в нас стреляет камнями". /8/.

Таким образом, "громовая стрела" - кремневый наконечник - с успехом мог быть использован в погребальном ритуале в качестве "запора" наряду с металлическими предметами. В целом же набор таких магических предметов в древнерусских и финских могильниках региона, судя по анализу вещей в погребениях, был достаточно широк и включал ножи, топоры, наконечники стрел и копий, иглы, шилья, подковы, гвозди, поясные пряжки и застежки-сюльгамы, замки и ключи, каменные "громовые" стрелы и топоры, крупные камни-валуны и куски крицы, цепи, косы и серпы, боевые топоры и булавы (последние никак не могут быть отнесены к "сопровождающему инвентарю воина" в небольших сельских могильниках XII-XIII вв.). /9/.

Рискнем предположить, что и битая посуда, часто встречающаяся в засыпке могил и в курганных насыпях, также могла играть роль магической преграды между миром живых и преисподней. Здесь уместно будет сослаться на замечание С. А. Токарева по поводу битой посуды: в Пошехонье, например, она считалась хорошей защитой от Кикиморы (добавим: в Костромской губернии битые кувшины помещали в курятниках для охраны здоровья кур). /10/. Плесские же археологические материалы позволяют выявить некую закономерность в стремлении использовать в средневековье для ритуалов именно старую посуду (вероятно, по принципу "старый - добрый", то есть доставшийся от предков, а потому "правильный"). В одном из погребений плесского некрополя в засыпке и в могиле были встречены лепного сосуда, который был на полтора-два столетия древнее самого захоронения. При сооружении плесской крепости в 1410 году под угол северной дозорной башни был положен старый потрескавшийся горшок, спеленутый берестяными полосами; мы далеки от мысли, что для совершения строительной жертвы при сооружении столь значительного и дорогостоящего объекта у организаторов не нашлось средств на новую добротную посуду, значит, старая была выбрана сознательно. /11/. О том же свидетельствует и вид жертвенного сосуда, обнаруженного нами под нижним венцом плесской жилой посадской постройки нач.XIII в. Миска (в которой, видимо, в момент совершения ритуала находилась каша с воткнутым в нее ножом) была изготовлена на гончарном круге, но нарочито неровно и грубо, выглядела архаично, - хотя вся остальная посуда хозяев усадьбы отличалась обычной для ремесленных гончарных изделий Плеса изяществом. /12/. Участники строительного жертвоприношения, таким образом, совершили своеобразный подлог, заменив ""старую добрую" вещь новоделом "под старину".

География сакрального применения вышеперечисленных предметов очень широка. Она охватывает не только Верхнее Поволжье, но и территории практически всех древних финских народов: северо-запад, земли муромы, мери, марийцев, мордвы, удмуртов и перми. /13/. Уместными здесь видятся и примеры из Подмосковья, любезно предоставленные нам В. И. Вишневским и связанные с эпохой развитого средневековья. В одном случае это кувшин с забитым в устье пушечным ядром и положенным поверх его сничным замком (находка из-под нижнего венца постройки). В другом - в захоронении XYI в. - чашечка в головах погребенного, куда, как принято считать, после совершения соответствующего церковного обряда сливали остатки масла: в чашечке был обнаружен гвоздь, попавший туда, по мнению В. И. Вишневского, не случайно. /14/.

Выявленные при исследовании Плеса новые примеры ритуального "запирания" имеют, на наш взгляд, глубокие местные этнокультурные корни. При раскопках Алабужского (Пеньковского) городища IY в. до н.э. - XII в. н.э., находящегося в 12 км от современного Плеса, строительная жертва в основании восточного вала сопровождалась воткнутым серпом и "горячей" засыпкой из земли, смешанной с углями из костра(YII в. н.э.). Здесь же, у северной оконечности самой древней постройки ("длинного дома" IY в. до н.э.) была обнаружена жертвенная яма с костями крупного лося и попавшей в яму, видимо, далеко не случайно, костяной булавкой с обломанным тыльным концом. Важно отметить, что 9-летние параллельные раскопки Плеса и Алабуги выявили отчетливые связи, а точнее, отчетливую преемственность алабужской протогородской и плесской городской культур. Это в полной мере относится, как видим, и к сакральной сфере.

Литература:

1.Смирнов Вас. Народные похороны и причитания в Костромском крае. Кострома, 1920, с.9,18.

2.Записано автором.

3.Ерофеева Е.Н., Травкин П.Н., Уткин А.В. Кочкинский грунтовый могильник.//Этногенез и этническая история марийцев. Йошкар-Ола, 1988.

Граков Б. Отчет об археологических раскопках и разведках в 1926 году. //Архив ИГОИРМ, 07-3/2.

Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам. //Труды Первого археологического съезда в Москве 1869 г. М.,1871, Часть II.

4.Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. СПб.,1997, с.45, 234.

5.Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.,1974, с.9, 86-89.

6.Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.,1985, с.140.

7.Повесть временных лет. //Памятники литературы Древней Руси. М.,1978, с.196.

8.Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.,1990, с.196.

9.Рябинин Е.А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. Л.,1986, с.90.

10.Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -нач. XX вв., М.-Л., 1957, с.103.

11.Травкин П.Н. Плесская крепость 1410 года. //Плесский сборник. Плес, 1993. Вып.1, с.177.

12.Травкин П.Н. К истории строительных обрядов. //Археология Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1991, с.97.

13.Рябинин Е.А. Финно-угорские племена Новгородской земли на современном этапе историко-археологического изучения. //Древности Северо-Запада. СПб., 1993, с.120. Краснов Ю.А. Безводнинский могильник. М.,1980. Семенов В.А. Погребальный обряд чепецкого населения в эпоху раннего средневековья (YI-X вв.). //Материалы по погребальному обряду удмуртов. Ижевск, 1991, с.66.

Источник: П.Н.Травкин. Кандидат исторических наук, археолог, этнограф. Плёс.
Фотографии: Андрей Малышев-Мерянин. Кострома.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8661 | Добавил: merja | Теги: Русская, Язычество, финно-угры, великороссы, археология, меря, Верхнее Поволжье, история, русские, мерянский | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 41
avatar
0
41
Живу в Ярославле, корни из Костромы, никто здесь не Акает! А вот названия многие мерянские остались. Шачебол, Искробол, Толгоболь, Яхробол,и т.д.
avatar
0
40
Даже в Украине запирание с булавками встречается. При чем я его видел у своих родственников с двух диаметрально противоположных сторон страны. Одни - смесь сбежавших за Днестр козаков, румын, болгар и даже польских евреев, другие - смесь уже побужских козаков с полесьем и беларусами. В течении 6 поколений я не знаю ни одного члена семьи, кто бывал бы на территории современной РФ или Прибалтики до 1947 года, но такая традиция с булавками есть. И все бабушки носили булавку внутри пояса или шва халата\юбки. Как-то поинтересовался - и бабушки бабушек тоже носили. При чем сначала все отвечали "булавка - шоб було", а потом признавались что "від зглазу"))
avatar
1
39
И моя бабушка до сих пор на домашнем халате носит булавки, причём, в детстве всегда видел их на халате, но почему-то никогда в голову не приходило спросить зачем они.
avatar
0
38
И моя бабушка, родом из Ярославской области, до сих пор на домашнем халате носит булавки, причём, в детстве всегда видел их на халате, но почему-то никогда в голову не приходило спросить зачем они.
avatar
0
37
Извините, Андрей, может, богохульство щас скажу. Религия в традиционных обществах это скорее не вера в Христа, Магомета, Будду, либо в иную высшую сущность. Это, скорее, уклад, действительно система традиций, некие наезженные жизненные рельсы, по к-рым люди, далёкие от глобализации привыкли из века в век скользить. А спроси, к примеру, набожную бабушку, к-рая и посты соблюдает, и к причастию ходит регулярно, и т. п., кто такой есть Понтий Пилат, либо как она понимает притчу о забивании камнями гулящей женщины  и что там Христос учил при этом - это она ответит вряд ли. Поэтому религия это одно, а культурологическое пространство... это не совсем религиозное образование. Вот не могу их соединить в некий монолит, правда
avatar
1
36
Вероятно так оно и есть
avatar
3
35
Возможно, "домики"-кресты - это отголоски "домиков мертвых", т.е. более древних захоронений в срубах на ножках или без них.
avatar
0
34
речь должна идти скорее не о вере, а о культурной идентичности. А культура в традиционных обществах связана с религией.
avatar
2
33
Думаю что в первую очередь из за устойчивой конструкции. Перекладина креста усиленная "крышей" дольше сохраняется. Также подобные конструкции я всречал на языческих кладбищах марийцев в Кировской области. Похожие марийские конструкции видел на фото кладбищ Севера

avatar
1
32
Dictionnaire Muscovite (1586) — словарь-разговорник русского языка XVI в., составлен в Холмогорах капитаном Жаном Соважем из Дьеппа.
Содержит 621 двуязычную французско-русскую словарную строку, или «статью».
 
Издания.
Ларин Б.А. Парижский словарь московитов 1586 г.Рига: Издание ЛатГУ, 1948.
Ларин Б.А. Три иностранных источника по разговорной речи Московской Руси XVI-XVII веков. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 
 
Французское издание 1905 г.:
https://archive.org/stream....2up
 
PDF:
https://ia700404.us.archive.org/0....xvi.PDF

Кондовый русский, тот же, на каком говорил средний обыватель 19 века...
Ну, разве что "аргамак", "дурава" (дура)...
avatar
1
31
знаете, не совсем так... не все люди религиозны, не все живут в пространстве какой-либо конфессии, не все даже понимают смысл веры. Но в культурной среде и среди определённого менталитета живут абсолютное большинство, абсолютное большинство пользуется определённым языком для общения. Я считаю, что тот, кто живёт в русском культурном пространстве и понимает себя как его часть, кто пользуется русским языком для общения, тот и русский по сути. Он может быть и мусульманином, и православным, и синтоистом каким-нибудь, он может знать свой родной язык (татарский, якутский, иврит, и т.д.), но считать себя русским. А может и не знать родного языка, но считать себя русским, зная, что по корням он там, кореец, мерянин, немец. Противоречия не вижу. Просто надо знать, что русские бывают разные, как  и все люди. Русские меря, русские якуты, русские татары и т. д. Я понимаю, звучит это несколько неуклюже, но русский мир велик по сути, и поэтому этнически разнообразен тоже. Вот вам небольшой пример: кто по сути своей этнической Кобзон Иосиф Давидивич? Я бы прямо сказал: русский. Русский по сути, еврей по корням. Допущу назвать его русским евреем, и противоречия не будет. И таких примеров оч. много, правда)
avatar
2
30
А мне всегда было интересно, почему есть кресты, которые "домиком",  таких очень много на старых кладбищах, в глубинках (северовосток от Москвы) . это чтобы не сгнил от дождя, или все же какая-то альтернатива язычеству сочетаемому с православием?
avatar
1
29
Акающие ареалы есть в Костромской и Ярославской области. Интересно, могут они быть связаны с миграцией на эти земли новгородцев?...
avatar
0
28
Булавка на халате это архетипично)
avatar
0
27
Русскость первоначально религия, религиозная идентиность. Но не этническая. Был мариец, принял ислам-стал татарин. Был мариец, крестился, стал русский. и тд.
avatar
1
26
Этот демон Ырка из мифологии какого народа происходит?
avatar
2
25
всегда был убеждён именно в том, что вы пишете. Согласен абсолютно. Русскость вторична, она является надстройкой над составляющими её многими базовыми культурами, к-рые растут непосредственно из земли и из обозримой древности
avatar
3
24
Если в цифре с какими-то русскоязычными комментариями найдете, поделитесь?:)

http://1ynx.ru/post/3607#  хотя вот, но у меня не открывается
avatar
2
23
спасибо. надо будет его найти в Ленинке...
avatar
2
22
кстати на счет оканья. Я заметил, что когда марийцы переходят на русский язык, они всегда тянут О, кто меньше, кто больше, но тянут)
avatar
2
20
Где бы еще посмотреть этот парижский словарь московитов....
avatar
3
19
"А"канье- в беларускам(литвинскам) языке, это литовская особенность, а не финская, к тому же в Костроме "о"коют, а там тоже фины, финские племена жили до Урала, включая Пермь.
avatar
3
18
В "Парижском словаре московитов" (1586) среди ВСЕГО СЛОВАРЯ народа московитов находим, как пишет И. С. Улуханов, лишь слова "владыка" и "злат". В дневнике-словаре англичанина Ричарда Джемса (1618 - 1619) их уже больше - целых 16 слов ("благо", "блажить", "бранить", "воскресенье", "воскреснуть", "враг", "время", "ладья", "немощь", "пещера", "помощь", "праздникъ", "прапоръ", "разробление", "сладкий", "храмъ"). В книге "Грамматика языка московитов" немецкого ученого и путешественника В. Лудольфа (1696) - их уже 41 (причем, некоторые с огромным финским "оканьем" в приставках - типа "розсуждать"). Остальная устная лексика московитов в этих разговорниках - финская и тюркская.

И́горь Серге́евич Улуха́нов — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исторической лексикографии и исторической грамматики Института русского языка

http://www.gramota.ru/biblio....azyke13
avatar
3
17
Финские корни это не нерусскость!, это одна из частей московитов!- русских.

В русском(московитском) этногенезе присутствуют: славянские, финские и литовские(балтийские) корни. В более восточных Москвы русских литовских корней уже нет. "русский"- это оч.обобщающе.- это был политический ход ещё Ивана Грозного, например новгородцы и московиты- это разные народы, смоленчане- вообще относятся больше к литвинам(беларусам).

А "русскость" -это иллюзия!
avatar
3
16
Схожие немного у нас в Баруси есть...Например во время эпидемии тоже борона
присуствует,деревню обходили,или рушник делали и вокруг деревни
ходили...Обязательное условие: все операции должны быть выполнены в
течение ритуального времени – одного дня (от восхода до захода солнца)
или одной ночи (от захода до восхода солнца)....Эті рушники называются
"абыдзённікамі"...Во время войны іспользовалі часто...У нас и с железом
много есть ...Например Замыканне Зямли обряд....В начале октября...Замок
закрывают и бросают в колодец проводя песнями...обрядовыми...
avatar
3
15
Марийские женщины в своих костюмах тоже носят булавки с шумящими подвесками в виде монет. В раннем средневековье это были шумящие подвески в виде птиц.
avatar
4
14
Такая же символика у булавки на домашнем халате, моя бабушка так всегда носила от сглаза, по ее словам, и мама носит
avatar
1
13
Тодар, это домовины в Вологодской области. Там такой тип намогильных
памятников еще сохраняется. А ранее, в 19-16 веках он был распространен
повсеместно. От Москвы до Урала и от Мордовии до Поморья. Причем у всех
народов.
avatar
5
12
меня очень заинтересовала фотография с кладбища. Это где, точнее? Очень древняя традиция делать "домовины" на могилах. У на в Литве-Беларуси
тоже есть регионы с подобной традицией. Буду благодарен за информацию.
avatar
3
11
и сейчас многие иколки в двери втыкают и булавки с собой носят
avatar
2
10
касаемо магии запирания. Пару лет назад будучи на сакральном комплексе на ручье Нерюха состоящем из 2 камней, часовни и источника нашел в
непосредственной близости несколько заржавленных замков с ключами. Они
валялись на земле рядом с покопушками черных. Позднее при опросе местных
жителей узнал, что местные бабы замки эти закапывали для завязки
мужиков от пьянки.)
avatar
4
9
быть может у мордвы заяц что-то значил в сакральном деле, вроде бы у них был запрет на поедание их
avatar
4
8
не убежал видимо)
avatar
2
7
ну понятно что это строительная жертва, но почему именно заяц?) Хотя жертва есть жертва...
avatar
4
6
я просто на раскопках русского селища расчищал как-то такое ритуальное захоронение зайчика , связанное со строительной практикой.....а что это
значило уж вам надо выяснять)))
avatar
3
5
про зайчишек подробнее пожалуйста. С чем связан обряд с зайцами.
avatar
4
4
ну лошадиные черепа тоже отдельная тема, как впрочем и захоронения заичишек под избой
avatar
3
3
а кстати про обряд запирания, у русских зодчих таких моментов было море,
однажды в одной жилищной яме плотник-строитель нож воткнул в стенку, в
другой - целый топор...обряд запирания в строительном деле русских
сохранялся оооочень долго короче
avatar
3
2
Дмитрий, деревни опахивали не только чуваши)
avatar
3
1
чуваши во время мора опахивали деревню сохой запряженной полуодетыми девственницами
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика