Суббота, 29.04.2017, 20:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Декабрь » 25 » От Йола и до Йола!
22:56
От Йола и до Йола!

Прошёл Зимний Cолнцеворот, дни начнут прирастать, а ночи убывать – начался новый цикл Жизни. Именно по Cолнцу и Луне, всегда ориентировались наши Предки. Именно от этих Солнечных фаз с учетом фаз Луны ведут свой отсчёт и мерянские этнофутуристы. Сегодня ростовские активисты из группы "Шавыш-водыш" провели на Сарском городище, на месте древней столицы Мери, перформанс-камлание посвященный Йолу.

Знаете, кстати, как зовут финского Деда Мороза? Йолло-пукки, то есть Ёлочный дед. А у нас в Верхневолжье испокон века Йолсом звали "лесного деда" (Ярославский областной словарь. Мельниченко Г.Г. (науч. ред.)). Испокон веков Керемет, хозяин Нижнего мира зимой появлялся бородатым лесным стариком. Помните, кто в сказке "Морозко" встретил девочку в лесу у ёлки? Она проявила к нему уважение, и он, распорядитель богатств, её одарил. Согласно древнему великорусскому обычаю, также именно бородатый старик должен был первым войти в дом на утро Нового года. Ещё сто лет назад эту роль с удовольствием исполняли старики, они обходили дома с пожеланием урожая, приплода скота и всяческих благ, получая от благодарных хозяев специфическое праздничное угощение.

Но первыми, ещё ночью, в дом стучалась "свита Бога". Эти ватаги собирали продукты для пира в честь любимого Бога, напевая песни и веселясь.

Конечно, хозяева не жалели угощений, зная, что это "для Бога", а уж он воздаст сторицей… Будет и урожай, и приплод скота - и душевное спокойствие весь год, что, согласитесь, немаловажно.

Сохранилось и ещё одно название праздника: Мясоед. Это уже позднее великорусское, после введения государственного языка со славянской основой. А его мерянский прототип сохранился в фольклорном "коляда - таусень". У волжско-финской мордвы, например, "таунсяй" это праздник жареного поросёнка, символ сытости и благополучия в новом году.

Марийцы готовили на свой Шорык-йол овечьи ноги, а костромичи и ивановцы свиные.

Древний Новый год - обширная историческая и культурная тема. Объема статьи тут явно не хватит. Но для того, кто любит и стремится постичь богатую великорусскую, в основе своей мерянскую культуру, это будет "царапина мозгам", как говаривал мудрый ивановский философ Н.П. Антонов. Почему бы в долгие праздничные каникулы не пойти семьей на лыжах в лес, не зажечь на природе костер или не зайти в библиотеку?

С Новым годом! Йолус па Йолус!

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1310 | Добавил: merjanyn | Теги: Сарское городище, Йолс, Йол, финно-угры, великороссы, меря, Верхневолжье, Зимний солнцеворот | Рейтинг: 4.7/12
Всего комментариев: 3
avatar
0
3
Изначально название праздника Нового года у мари звучало по другому и ничего общего с "овечьей ногой" не имеет. "Шорыкйол" - это сильнейшее искажение того древнего звучания, а по-современному должно быть "шочшо ий"- т.е. "родившийся год". Так как мари тесно общались с тюркоязычными, то произошла перестановка "ий" на татарское "йыл", что по-татарски то же самое - "год". Так как не везде мари понимали и тюркский, то переиначили "шочшо" на "шорык" - и пошло-поехало... распространилось искажённое слово. Не готовят мари на Новый год овечьи ноги.
avatar
0
2
V Estonii "Jõulud" - eto nynche v smysle "rozdestvo", ibo hristjane peredelali nash NOVYI GOD na svoe vermja (PRIDUMALI TUDA ROZDENIJE KRISTOSA). Tak, kak Estonia byla vzjata Nemzami (staraja Livljandija), to ot tuda i pojavilas vo vsem mire tradizija jelki v rozdestvo i novyi god. Samye drevnie dokumenty ot elki iz Tallina sohranilis v mire.
avatar
1
1
Вот они откуда свиные ноги то идут, вот почему на Новый Год так хочется "бабушкиного" холодца с хреном ))) smile
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика