Вторник, 30.05.2017, 14:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Февраль » 20 » Музей как "фантик". (П.Н. Травкин о новой экспозиция в Плёсе)
00:04
Музей как "фантик". (П.Н. Травкин о новой экспозиция в Плёсе)


В Плёсе, в отреставрированном здании бывших Присутственных мест, открылась историческая экспозиция. Открытие, говорят, было громким и торжественным. Меня не пригласили, но я всё-таки через пару дней зашёл. Как послушный гражданин, получил билетик и осмотрел. Ну, как же, любопытно всё-таки: ведь в основе экспозиции лежат мои труды. Нескромно, но: три с половиной зала из основных четырех представляют находки, что добыли мы с моими многочисленными юными помощниками, участниками экспедиций, за двадцать лет раскопок и разведок в музее-заповеднике. Открытие и изучение ранее не известного домонгольского Плёса. Девять лет раскопок найденного, наконец, «града Чувиля». Крепость 1410 года. Десятки тысяч находок! Без преувеличения, впечатляющий по объёму материал. Тут, как говорят атеисты, дай бог, чтобы здоровья хватило всё открытое описать и опубликовать (чем, собственно, постепенно и занимаюсь).



Так вот и стало интересно, что из материалов раскопок смогли соорудить нынешние сотрудники плёсского музея-заповедника, гордо постановившие, что сами с усами и в консультациях не нуждаются.

Зашёл я под знакомые музейные своды, глянул, и …

В общем, убого. И ассоциации возникли – как бы это политературнее… В повести Марка Твена: попала в руки нищего государственная печать, а он не нашёл ей другого применения, кроме как орехи колоть. Или вот ещё: юные археологи в экспедициях до сих пор поют песенку про чукчей, которым привезли на пароходе бананы, и чукчи, не зная, что делать с экзотическими фруктами, развесили их в клубе и приходили любоваться. Обидные сравнения, господа музейщики? А мне, думаете, не обидно?

Почему, имея в распоряжении большую разнообразную коллекцию, для её экспонирования предусмотрели так мало витрин? Да и те немногие находки, которые выставлены на обозрение, разложены, на мой взгляд, бестолково, плохо освещены. Причём внешний вид некоторых вещей вызывает естественную тревогу: а в каком состоянии вообще вверенная музею археологическая коллекция? Вот боевой нож XV века – и почти пропала его когда-то неплохо выглядевшая костяная рукоять. Почему не выставлены два интересных средневековых клада (строительная жертва и набор для игры в бабки)? Они вообще живы, не пропали от небрежного хранения?

А уж что касается содержания и исторической достоверности экспозиции… Не только отдельные темы – вековые куски из истории города выпали. И города, между прочим, за много лет очень даже неплохо изученного.

Почему, например, крепость 1410 года называется «второй»? А где цитадель XIII- XIV веков? Не было? И не было Плёса в списке значимых городов XIV столетия? Нет материалов раскопок по данным временам? Да всё есть! И всё могло быть включено в экспозицию. И археологические остатки крепостных сооружений, и находки для показа, и материал для описания этого интереснейшего периода истории города…

Где в музее показано чудом сохранившееся и хорошо изученное уникальное (без всякого преувеличения) плёсское городское курганное кладбище? Уж каких только публикаций нет о нём на сегодняшний день! Неужели не читали, сотрудники заповедника? Напрасно: старшим научным сотрудникам исторического отдела полезно читать краеведческую литературу.

Зато есть невнятный зал с объединёнными булгарами и монголо-татарами. Только кто нашим предкам эти булгары: особо мерзкие враги и захватчики? Да нет же, они были едва ли не главными торговыми партнёрами, без которых в древнем Плёсе и ремёсла бы некоторые не развивались. Но ни слова, ни экспоната соответствующего почему-то не представлено. Кстати, и дальнейшие тесные контакты с казанскими татарами тоже неплохо было бы именно в плёсском музее продемонстрировать. На это находок тоже вполне достаточно.

А вот в первом зале многовато совсем не плёсских находок. Бронзовый век – стоянка Здемирово из Костромской области! Что, в раскопе на плёсской Холодной горе подобные вещи хуже? Я бы не сказал. Но стоянку Здемирово копала сотрудница музея-заповедника Г.В. Панченко. Она же – главный созидатель новой экспозиции. Не в этом ли секрет? Захотелось даме продемонстрировать именно свои труды (во славу костромской археологии), или я ошибаюсь?

Чтобы оценить качество экспонирования в первом зале, ивановцы могут посетить археологический музей исторического факультета ИвГУ и там посмотреть, как это надо делать. А здесь первобытное жилище представлено почему-то в виде убогого шалаша, покрытого шкурами. Какой эпохи? На какой научной основе такая реконструкция? Небольшой, в целом, зал буквально задавили скульптуры. «Паноптикум, а не музей», - сказал мне по этому поводу один настоящий профессионал музейного дела. Вот фигура первобытного человека. Откуда? Почему вместо обуви на ногах навязаны какие-то чехлы - ведь ещё за 10 тысячелетий до него жители региона носили вполне удобные и симпатичные унты. Ну, и прочее, и прочее, и прочее…

Плёсский музей-заповедник сидит на богатейших материалах, а как итог - потеряна возможность предъявить на всю страну достойный музей средневекового города! Можно было сделать такую экспозицию, какой нет ещё в других областях России. Но это - если бы не уровень (чуть не сказал «профессиональный») тех, кто взялся делать экспозицию, и тех, кто им это поручил.

Как часто сегодня бывает, убогость содержания авторы пытаются компенсировать яркой обёрткой. В качестве привлекательного фантика выступают макеты и реконструкции. Одно только плохо:

ВО ВСЕЙ ЭКСПОЗИЦИИ НЕТ НИ ОДНОГО ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНОГО МАКЕТА!

Смотришь и догадываешься, что деньги в эти фантики вколотили немалые. Кажется, все остальные музеи области сели на голодный паёк, чтобы в Плёсе соорудили яркую показуху!

Вот макет легендарного «града Чувиля», написано, что XII-XIII веков. Потрясающе! Ведь к XIII веку «града» уже не было. Да и что наваяли в качестве "достоверного прошлого»… Смутно угадываются постройки, которые создатели экспозиции взяли (без разрешения, кстати) из моих ещё не опубликованных архивных чертежей. Правда, не удосужились прочитать, что постройки эти совсем не той эпохи, а на полтысячи лет древнее! В двенадцатом же столетии Чувиль (Алабужский городок) выглядел совсем по-другому! Или сознательно рассчитывали на то, что публика дура и «схавает», что ей подсунут?

По поводу другого макета вспомнился давний телефонный разговор. Сотрудница заповедника спросила меня по поводу въездов в плёсскую средневековую крепость. Я сказал ей про специальное защитное устройство на въезде в крепость – «захаб». «Как-как, «нахаб»? – переспросила сотрудница. В результате появился «нахаб». Дорогущий, но недостоверный макет. Ещё один фантик.

Ну и, конечно, особый объект - фаллический «священный» камень. О том, как булыжник с плёсской улицы получила эротическую историю, надо рассказывать отдельно. Но почему камень вообще поспешили выставить для показа, даже если просто учесть, что основные посетители музея – дети? Может, загородить его ширмой с крупным знаком «18+» и открывать, чтобы только взрослый пипл хавал?

Первыми, кстати, все эти музейные ваяния «схавали» руководители области. И дали положительные отзывы, сгоряча не разобравшись, что их же подчинённые их надули и подставили. Большие начальники, конечно, люди занятые, разбираться им некогда… Хотя на их месте я бы не спешил, во всяком случае, вслух выражать гордость такого рода сомнительными достижениями. Ладно, специалисты насмехаются. И простые жители ведь тоже не дураки. Помнят, что давно обещанного краеведческого музея в области как не было десять лет назад, так нет и сегодня. И вот ЭТО, что открыли в Плёсе, ему никак не замена.

Не музей. Фантик. А жаль.

П.Н. Травкин. 19.02.13 г. http://www.travkin-museum.ru/fantik.html
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1340 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/10
Всего комментариев: 3
avatar
0
3
Видите же фото экспозиции: действительно, "фантик"... Так оформляли годах в 1930-х. Только ещё с "трогодитами" в шкурах. 
Помню экспозицию начала 1990-х гг. Архео-материала тогда было ещё не так богато. Но он был подан образно, с реконструкциями (женский костюм, орудия), наглядными картинками и пояснениями крупным шрифтом. Была общая идея, сюжет. Как урок в школе.
 
А здесь что? Медитативное погружение в древность?
avatar
0
2
В каком смысле мелковат?....
avatar
0
1
Да-а, мелковат пошёл археолог... Ещё классик сказал: "да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя!"
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Дьяковская культура Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа Денис Осокин вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев галич экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2281
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 850
Статистика
Яндекс.Метрика