Четверг, 21.11.2024, 20:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Ноябрь » 1 » Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Угличской стороны.
09:08
Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Угличской стороны.

Есть  расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам. 

На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"...

Часть 1 - Пятница и Никола


улица Деревенек

В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть.


Общий вид комплекса

Источник у деревни Деревеньки известен под именем святой Варвары. Находится он  за деревней в низине ручья Нерюхи (Неро, ner- корень в топонимах, связанный со словами "низменность" в мерянском языке). В двух шагах от него стоит часовня, построенная в начале 20-го века. Несмотря на то, что она основательно подновленная, ее старые стены несут множество старых магических граффити. Перед входом лежит валун-следовик, а чуть дальше в болоте есть ещё один валун, который по поверьям растёт, называют его "Никола Угодник".


Никольский камень весь зарос, никем не посещаемый в последние годы, и его пришлось очистить от слоя перегноя.

Новые доски настила при входе в часовню почти полностью перекрыли камень с отпечатками двух следочков. Чьи-то заботливые руки закрасили эти следочки бронзовой краской. Это якобы "девушка Варвара" молилась на этом камне и при этом с неё крестик упал (!) в воду ручья и поплыл по течению. Такой сюжет совершенно не характерен для Св. Варвары.


 "Золотые следочки" Пятницы, переименованные в 19 веке в варварины. Этот снимок сделан 3 года назад Ерохиным В.И., сейчас краска почти уже стёрлась. Говорят, что следы золотят всякий раз, когда подновляют маковку часовни.

Вот что пишет историк Светлана Чернецова в своей заметке, посвященной Варваринскому камню: "Иду в деревню искать разговорчивых бабушек. Год от года это делать всё сложнее, и не только потому, что умирают старики... Люди стали больше бояться чужих! На моё счастье нахожу сразу несколько ценных информаторов. Завожу традиционный разговор в духе "вот в старину гуляли деды"... и ничего не понимаю. Не было, утверждают, никогда здесь крестного хода на январскую "Варвару". Не было! Не гуляли... А когда же престольный часовенный праздник? Да у нас "9-ая Пятница", радостно утверждают! Вот недавно гуляли и молебен с попами был. А в старину-то что было - по три дня праздновали... Всё понятно... В здешних краях даже все апокрифические "12 Пятниц"  считаются исключительно от Пасхи и абсолютно не совпадают ни со "Сном Богородицы" ни с "Поучением Климента". На лицо какая-то своя локальная традиция."


На старых досках присутствуют любопытные граффити, изображающие церкви с тау-крестами и слова Богъ. Вырезаны они были, судя по всему, в первой половине 20-го века.


Купальня

"А как же Варвара?" — спросите вы? Ведь и родник, и камень, и часовню деревенские жители называют именно так - "Варварой". А это весьма поздняя христианская интерпретация языческого объекта ( В местном храме в ближайшем Старове, построенном в 19 веке, особо ценится именно икона святой Варвары), состоящего из источника и камней, - (камень богини Матери (Пятница) и камень бога Нижнего мира (Никола)). Всё это не случайно. Почитание Пятницы было широко распространено с древности на землях Merjamaa. Оно было традиционно связано с источниками и имеет совершенно очевидные языческие истоки - культ Богини Матери. Вспомним, что в 40-ка метрах от часовни лежит "Никольский" камень. Крайне важно то, что почитание Параскевы Пятницы и почитание Николы обнаруживает разительное сходство. 

Так, в частности, пятница (как день недели) может выступать не только как день специального почитания Пятницы, но и как день чествования Николы: например бывают церкви, которые "носят двойное название по имени двух святых, в честь которых она освящена: Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы (Девятой); часто она называться просто "Девятой", т. е. по имени Пятницы. "Девятая пятница”  так же выступает в значении Семика, т. е. как день поминовения "заложных” (нечистых) покойников, что так же отвечает специальной связи Николы с такими покойниками. Пятницами назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николы, часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908.). Таким образом, становится понятным наличие в святилище камня "Николы" и "Пятницы(Варвары)" и почему престольным часовенным праздником в Деревеньках является "9-ая Пятница".


Сейчас камень выглядит так. Кстати, местные жители считают, что вставать на него никак нельзя...

 

Часть 2 - Пятница и Никола

 

После Деревенек мы проехали чуть ближе к Угличу и отправились на поиски огромного камня, о котором нам рассказал известный угличский краевед В.Ерохин. Камень был нами найден, да не один, а целых два. Никакой информации о их почитании местным населением нет, но его смело можно предположить. Во-первых, само место явно геоаномальное, вокруг большого камня, похожего на медведя, стоят сухие рябины и осины, во-вторых, сверху камня имеются два углубления в виде отпечатка лап или копыт, где собирается вода. В десятке метров от большого камня лежит малый.


Большой камень и погибшие деревья вокруг


Два углубления в виде отпечатка лап или копыт, где собирается вода.


Личина в камне


В десяти метрах от большого лежит валун меньшего размера

Напоследок хочется отметить, что все перечисленные сакральные объекты находятся на территории одного из позднесредневековых Мерских станов. Картина  не ославяненных мерянских островов имела в 15-17 века отчетливые контуры.  

 

В 60-70-х годах 19 века, после раскопок А.С. Уварова и П.С. Савельева, когда появился усиленный интерес к судьбе мери, были произведены поиски ее следов в архивах Москвы, а также Ярославской, Владимирской, Костромской губерний. При этом выяснилось, что о мере здесь знали вплоть по начала 17 века. Обнаружилось также, что некогда, в 13 веке, а скорее всего и раньше, наиболее густонаселенные мерянские районы были выделены в особые территориальные единицы (Таких единиц в Волго-Окском междуречье было больше десятка). Таким образом, крупные мерянские группировки имели в Ростово-Суздальской и Костромской землях, а позднее в Московии официальный статус.

Многие из станов Московии, известных по документам 14-17 веков, получили свое наименование от этнонима меря или чудь. Они назывались Мерскими и Чудскими станами. О некоторых из них мы уже писали на наших страницах.

 

Один из таких Мерских административных районов был и на землях расположения исследованных нами священных камней. Находился он к северо-западу от Клещина-озера, округа которого была одним из крупнейших мерянских центров Московского царства. Напомним, что в местных курганных могильниках найдено очень много мерянских элементов. Это треугольные, коньковые и конические шумящие подвески, разнообразные игольники, горизонтальные и вертикальные, пронизки с подвесками и др. Далее территории стана располагались по реке Нерли и ее притокам до её впадения в Волгу. Отсюда этот стан нередко называли Нерльским. 

Его центром было современное село Мериново на р. Нерли (М.К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности. Л., 1929, с.44-45). Население этой местности до недавнего времени имело ряд своеобразных этнографических особенностей, подобно известным кацкарям (М.И. Смирнов. По забытым путям Залесья. Доклады Переславль-Залесск. научн.-просвет. общ., в.15, 1926). Любопытно, что чуть ниже по течению Волги на левом берегу в районе Кашина находилось еще два стана, неоднократно упоминаемых в документах 15-17 веков, Мерецкий и Чудской, и в этой местности также распространен культ камней. (С.Б. Веселовский. Село и деревня в Северо-Восточной Руси, с.17).

 

Итак, как видим по материалам археологии, этнографии, и официальных документов Московского государства, картина сохранения мерей своей культурной идентичности как минимум по 17 век включительно является бесспорной.

Благодарим за помощь и сотрудничество историков Светлану Чернецову (Ярославль) и Виктора Ивановича Ерохина (Углич).

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6807 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика