Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам.
На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"...
Часть 1 - Пятница и Никола
улица Деревенек
В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть.
Общий вид комплекса
Источник у деревни Деревеньки известен под именем святой Варвары. Находится он за деревней в низине ручья Нерюхи (Неро, ner- корень в топонимах, связанный со словами "низменность" в мерянском языке). В двух шагах от него стоит часовня, построенная в начале 20-го века. Несмотря на то, что она основательно подновленная, ее старые стены несут множество старых магических граффити. Перед входом лежит валун-следовик, а чуть дальше в болоте есть ещё один валун, который по поверьям растёт, называют его "Никола Угодник".
Никольский камень весь зарос, никем не посещаемый в последние годы, и его пришлось очистить от слоя перегноя.
Новые доски настила при входе в часовню почти полностью перекрыли камень с отпечатками двух следочков. Чьи-то заботливые руки закрасили эти следочки бронзовой краской. Это якобы "девушка Варвара" молилась на этом камне и при этом с неё крестик упал (!) в воду ручья и поплыл по течению. Такой сюжет совершенно не характерен для Св. Варвары.
"Золотые следочки" Пятницы, переименованные в 19 веке в варварины. Этот снимок сделан 3 года назад Ерохиным В.И., сейчас краска почти уже стёрлась. Говорят, что следы золотят всякий раз, когда подновляют маковку часовни.
Вот что пишет историк Светлана Чернецова в своей заметке, посвященной Варваринскому камню: "Иду в деревню искать разговорчивых бабушек. Год от года это делать всё сложнее, и не только потому, что умирают старики... Люди стали больше бояться чужих! На моё счастье нахожу сразу несколько ценных информаторов. Завожу традиционный разговор в духе "вот в старину гуляли деды"... и ничего не понимаю. Не было, утверждают, никогда здесь крестного хода на январскую "Варвару". Не было! Не гуляли... А когда же престольный часовенный праздник? Да у нас "9-ая Пятница", радостно утверждают! Вот недавно гуляли и молебен с попами был. А в старину-то что было - по три дня праздновали... Всё понятно... В здешних краях даже все апокрифические "12 Пятниц" считаются исключительно от Пасхи и абсолютно не совпадают ни со "Сном Богородицы" ни с "Поучением Климента". На лицо какая-то своя локальная традиция."
На старых досках присутствуют любопытные граффити, изображающие церкви с тау-крестами и слова Богъ. Вырезаны они были, судя по всему, в первой половине 20-го века.
Купальня
"А как же Варвара?" — спросите вы? Ведь и родник, и камень, и часовню деревенские жители называют именно так - "Варварой". А это весьма поздняя христианская интерпретация языческого объекта ( В местном храме в ближайшем Старове, построенном в 19 веке, особо ценится именно икона святой Варвары), состоящего из источника и камней, - (камень богини Матери (Пятница) и камень бога Нижнего мира (Никола)). Всё это не случайно. Почитание Пятницы было широко распространено с древности на землях Merjamaa. Оно было традиционно связано с источниками и имеет совершенно очевидные языческие истоки - культ Богини Матери. Вспомним, что в 40-ка метрах от часовни лежит "Никольский" камень. Крайне важно то, что почитание Параскевы Пятницы и почитание Николы обнаруживает разительное сходство.
Так, в частности, пятница (как день недели) может выступать не только как день специального почитания Пятницы, но и как день чествования Николы: например бывают церкви, которые "носят двойное название по имени двух святых, в честь которых она освящена: Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы (Девятой); часто она называться просто "Девятой", т. е. по имени Пятницы. "Девятая пятница” так же выступает в значении Семика, т. е. как день поминовения "заложных” (нечистых) покойников, что так же отвечает специальной связи Николы с такими покойниками. Пятницами назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николы, часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908.). Таким образом, становится понятным наличие в святилище камня "Николы" и "Пятницы(Варвары)" и почему престольным часовенным праздником в Деревеньках является "9-ая Пятница".
Сейчас камень выглядит так. Кстати, местные жители считают, что вставать на него никак нельзя...
Часть 2 - Пятница и Никола
После Деревенек мы проехали чуть ближе к Угличу и отправились на поиски огромного камня, о котором нам рассказал известный угличский краевед В.Ерохин. Камень был нами найден, да не один, а целых два. Никакой информации о их почитании местным населением нет, но его смело можно предположить. Во-первых, само место явно геоаномальное, вокруг большого камня, похожего на медведя, стоят сухие рябины и осины, во-вторых, сверху камня имеются два углубления в виде отпечатка лап или копыт, где собирается вода. В десятке метров от большого камня лежит малый.
Большой камень и погибшие деревья вокруг
Два углубления в виде отпечатка лап или копыт, где собирается вода.
Личина в камне
В десяти метрах от большого лежит валун меньшего размера
Напоследок хочется отметить, что все перечисленные сакральные объекты находятся на территории одного из позднесредневековых Мерских станов. Картина не ославяненных мерянских островов имела в 15-17 века отчетливые контуры.
В 60-70-х годах 19 века, после раскопок А.С. Уварова и П.С. Савельева, когда появился усиленный интерес к судьбе мери, были произведены поиски ее следов в архивах Москвы, а также Ярославской, Владимирской, Костромской губерний. При этом выяснилось, что о мере здесь знали вплоть по начала 17 века. Обнаружилось также, что некогда, в 13 веке, а скорее всего и раньше, наиболее густонаселенные мерянские районы были выделены в особые территориальные единицы (Таких единиц в Волго-Окском междуречье было больше десятка). Таким образом, крупные мерянские группировки имели в Ростово-Суздальской и Костромской землях, а позднее в Московии официальный статус.
Многие из станов Московии, известных по документам 14-17 веков, получили свое наименование от этнонима меря или чудь. Они назывались Мерскими и Чудскими станами. О некоторых из них мы уже писали на наших страницах.
Один из таких Мерских административных районов был и на землях расположения исследованных нами священных камней. Находился он к северо-западу от Клещина-озера, округа которого была одним из крупнейших мерянских центров Московского царства. Напомним, что в местных курганных могильниках найдено очень много мерянских элементов. Это треугольные, коньковые и конические шумящие подвески, разнообразные игольники, горизонтальные и вертикальные, пронизки с подвесками и др. Далее территории стана располагались по реке Нерли и ее притокам до её впадения в Волгу. Отсюда этот стан нередко называли Нерльским.
Его центром было современное село Мериново на р. Нерли (М.К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности. Л., 1929, с.44-45). Население этой местности до недавнего времени имело ряд своеобразных этнографических особенностей, подобно известным кацкарям (М.И. Смирнов. По забытым путям Залесья. Доклады Переславль-Залесск. научн.-просвет. общ., в.15, 1926). Любопытно, что чуть ниже по течению Волги на левом берегу в районе Кашина находилось еще два стана, неоднократно упоминаемых в документах 15-17 веков, Мерецкий и Чудской, и в этой местности также распространен культ камней. (С.Б. Веселовский. Село и деревня в Северо-Восточной Руси, с.17).
Итак, как видим по материалам археологии, этнографии, и официальных документов Московского государства, картина сохранения мерей своей культурной идентичности как минимум по 17 век включительно является бесспорной.
Благодарим за помощь и сотрудничество историков Светлану Чернецову (Ярославль) и Виктора Ивановича Ерохина (Углич).
|