Суббота, 29.04.2017, 20:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Февраль » 22 » Почему финно-угры не знали голода, живя в зоне "рискованного земледелия".
17:04
Почему финно-угры не знали голода, живя в зоне "рискованного земледелия".


Российский солдат срочной службы знаком с "перловкой" не по своей воле. Плохо сваренная каша тяжело ложится в желудок, за что солдаты прозвали перловку "шрапнель". "Получить заряд шрапнели" в живот - невеселая солдатская радость.

Перловкой кормят по причине дешевизны ячменной крупы. Дешева же перловка потому, что ячмень урожайнее пшеницы в полтора раза, неприхотлив к условиям и имеет самый короткий срок вегетации из зерновых. Растет ячмень и успешно плодоносит вплоть до полярного круга. Особой возни с его возделыванием нет, требования к обработке почвы и удобрениям - минимальные.

Что следует особенно отметить: по своему составу ячмень - это самый богатый аминокислотами злак. Вдобавок по пищевой ценности белок ячменя более ценен, чем белок пшеницы. Но... его надо уметь готовить. Ячмень является основной культурой финно-угров с незапамятных времен и остается любим финнами по сей день. Особая ли биохимия финского организма, за тысячелетия приспособившегося легко переваривать "шрапнель", или наработанные веками кулинарные рецепты тому причиной, сказать сложно.

  • О финно-угорской национальной кухне

Однако, как отмечал знаток кулинарии В.Похлебкин: говоря об особенностях финно-угорской национальной кухни, надо прежде всего рассказать о финских национальных продуктах. Как известно, каждая национальная кухня обладает своим особым пищевым сырьем, которое обычно делает эту кухню примечательной в глазах иностранцев. Однако понятия "национальные продукты" и "национальное пищевое сырье" не всегда правильно понимаются. Чаще всего думают, что это какие-то особые экзотические продукты, вроде трепангов и бамбука у китайцев, масла яка у монгол и т. д.

На самом деле национальными продуктами считаются и могут считаться только самые употребительные, широко распространенные в народе повседневные продукты, а такими обычно бывают те же самые продукты, которые используются во всем мире.

Но если в других национальных кухнях такие продукты бывают ординарными, редко или неохотно применяемыми и невкусными, то в национальных кухнях те же самые продукты являются самыми употребительными, самыми излюбленными и самыми вкусными. Самый известный пример такого рода - макароны у итальянцев.

Такими национальными продуктами в кухне финно-угров являются перловая крупа и ячменная мука, салака, брюква, сало, масло, молоко, сливки. Без этих продуктов (вместе, группами или порознь) практически не обходится ни один рецепт, они представлены так или иначе более чем в 75% национальных блюд.

Набор, с точки зрения современного горожанина, едва ли особо привлекательный и даже, быть может, странный своей разнородностью. Причина такой избирательности; как и всегда во всех национальных кухнях, - историческая и географическая.

Брюква, перловка (ячмень),  были продуктами, известными финнам с глубокой древности.

Все молочные продукты: молоко, сливки, масло - результат также исторически обусловленной специализации финского хозяйства за последние столетия. Следует напомнить, что в течение XIX века, вплоть до Первой мировой войны, снабжение такого крупного города, как Петербург, на 95% сливками и на 60% сливочным маслом (чухонским) осуществлялось исключительно финно-угорскими регионами - Ингрией, Суоми, Карелией.

Вполне естественно, что, применяя все эти продукты, финно-угры на протяжении длительного исторического периода научились так использовать их, как никакой другой народ. Иными словами, финны нашли те приемы обработки, например перловой крупы, которые дают наибольший кулинарный эффект, резко отличаются по пониманию сущности продукта от приемов, принятых в других национальных кухнях в отношении того же самого продукта. Так, вряд ли где еще, кроме финской кухни, употребляется вымачивание перловой крупы не в воде, а в молоке и даже в простокваше длительностью до суток в качестве предварительной стадии обработки перед варкой. Вполне понятно, что такая обработка придает и иной, более полный или более приятный вкус каше или иному изделию из перловой крупы, делает эту крупу по вкусу совсем иной.

Таким образом, на примере финской национальной кухни хорошо иллюстрируется основное кулинарное правило, что национальные кухни, их отличие, особенности и уровень определяются не только составом продуктов, но и главным образом применяемой ими технологией.

Таким образом для финно-угров перловка - это то же, что для японца - рис, а для южного славянина - пшеница.

При обработке земли под посев ячменя не требуется трудоемкая вспашка плугом. Для его выращивания и сегодня достаточно лишь несложное рыхление грунта на глубину до 12-14 см. А из агротехники ячмень требует лишь легкого боронования. Современные эксперименты агротехников показали, что примитивное двукратное боронование ячменя по эффективности приравнивается к трудоемкому уничтожению сорняков и последующему опрыскиванию дорогими гербицидами. При этом боронование никак не сказывается на урожайности ячменя - гибель отдельных растений быстро восполняются дополнительным образованием продуктивных стеблей, ячмень начинает "куститься".

Вся эта несложная малозатратная агротехника была эффективна и тысячи лет назад. При севообороте поле после ячменя лучше всего оставлять под пар, т.е. травы, что хорошо сочеталось с традиционно развитым финно-угорским животноводством.

Большая стойкость ячменя к засухе объясняется тем, что его корни глубже проникают в почву, чем корни других злаков, и могут брать влагу из более глубоких слоев почвы, а также более быстрым ростом ячменя в начале вегетации. Лист ячменя самый широкий из всех злаков, что позволяет ему более эффективно поглощать солнечную энергию в северном климате. Вдобавок из-за широкого листа и лучшей кустистости ячмень быстро затеняет площадь и ослабляет рост сорняков. Помимо этого зерна ячменя обладают способностью послеуборочного дозревания, что позволяет собирать его не дожидаясь полной спелости. А это бывает очень полезно в нестабильном климате Северо-Западных и Северо-Восточных земель.

Для выращивания ячменя оптимальна температура 15-22 градусов, тогда как пшенице для налива зерна требуется 22-25. Ячмень любит родные финские суглинки, а пшеница - южные черноземы или целину.

Сколько возни с обработкой почвы для пшеницы? Хорошая вспашка земли, снегозадержание, весеннее боронование для уничтожения почвенной корки, обработка почвы по системе "полупара" (глубокая вспашка, 2-3 культивации, боронование), зяблевая обработка... Под озимые сорта пшеницы пахать одно и то же поле приходилось трижды ("троить"). А еще борьба с сорняками, вредителями... А для ячменя - нужно лишь прикатать грунт для дружного всхода посевов и неглубокое легкое боронование для борьбы с сорняками...

Поскольку ячмень дает больший урожай, требуется обрабатывать меньше земли.

Вдобавок меньшая трудоемкость по его выращиванию требует меньше работников и меньше лошадей. Меньше лошадей - меньше сена на их содержание, меньше лугов надо косить. Ячмень - это меньше работы и сельскохозяйственных земель, меньше времени от посева до урожая. И при этом - больше зерна.

Меньшая территория, засеянного ячменем, могла прокормить больше населения. При этом практически не завися от погоды.

До прихода славян эта же самая земля тысячи лет благополучно кормила финно-угров, потому как ели они другие злаки. (Ячмень - это один из примеров).

  • Славяне

Начало массового выращивания пшеницы на Северо-Западе и Северо-Востоке формирующейся Руси явно не вписывалось в рамки адаптивного подхода. Она росла несравнимо хуже и была значительно дороже по трудозатратам традиционных местных злаков ячменя и ржи.

Поэтому ничего удивительного, что до сих пор Финляндия засевает ячменем площадь вдвое большую, чем пшеницей, овсом - втрое большую. В Швеции и в Ирландии пшеница и вовсе растет не везде, и ячмень имеет площадь в 2.5 раза больше, чем пшеница, а овес - вдвое большую. Та же картина в Норвегии. В Великобритании посевы ячменя также до сих пор стоят на первом месте по площади, превышая посевы пшеницы в 3 раза.

Все это - структура традиционного питания "северных" народов. Южнее картина иная.

Пришлые славяне, княжеская администрация и переселенцы из Киева, в средневековье вероятно не стали адаптироваться не к местной пище, а сместили акцент в потреблении с ячменя и ржи на пшеницу. 

Впрочем, угроза голода заставляла иной раз питаться и ячменем. Когда в иную зиму пшеница или рожь "выпревали", то весной крестьяне пересевали озимое поле ячменем и тем спасались от голода. Вдобавок зерно ячменя было крупнее пшеничного, а примол ячмень имел больше, чем у ржи. Но ячмень был дешевле пшеницы и был, соответственно, экономически невыгоден для администрации получавшей оброк зерном.

Не это ли причина того, что после навязывания новой аграрной политики аборигенам и начала культивирования южного злака в XI веке разразился первый страшный голод?

Первый голод на мерянских землях был отмечен летописью в 1024 г., поскольку он привел к крупному восстанию в мерянском Суздале. Конечно, голод - все же явление социальное, а не сельскохозяйственное. В летописи записано, что мятеж сопровождался тем, что восставшие "... избивали старшую чадь (славян), говоря, что они держат запасы". Это говорило о том, что никаких запасов у народа не было, видимо, вследствие неурожая.

Спасли суздальцев жители Булгара, тюрко-финского государства на Волге, поставив им зерно. 

Пшеница просто не вызревала в новом холодном климате, тем более при малейших капризах погоды. Однако причина неурожая была официально объявлена князем Ярославом такая:

     "Бог за грехи посылает на всякую страну голод, или мор,
     или засуху, или иную казнь, человек же не знает, за что".

Видимо, Бог и вправду осерчал на народ по грехам его. Благодарить его было не за что. Летописи были полны записями о продовольственных катастрофах из-за раннего снега, засух, вымокания, выпревания, весенних заморозков и т.д. и т.п.

Угроза голода все больше стала влиять на политические события Залесской и Новгородской земли.

  • Эта земля проклята?

Сохранилось предание, записанное в позднее средневековье, что часть языческого мерянского населения Ростовской земли, убегая "от русского крещения ", выселилась в пределы Булгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам. Большая часть осталась и обрусела к 17 веку.

Старики говорили, что перед тем, как навсегда оставить свои земли, язычники финны прокляли их навеки, чтобы не было здесь счастья никому... И в этом определенно что-то есть.

До прихода славян в Волго-Окское междуречье наша земля была покрыта реликтовыми дубовыми и хвойными борами и небольшими полями. Очень быстро, за век-другой все вековые леса были сожжены или вырублены. Брошенные пепелища и вырубки самозасеивались сорным вторичным лесом - милой нынешнему русскому сердцу березкой и никчемной осинкой.

На месте величественных сосновых боров скоро заколыхались сырые березовые и осиновые рощи. Об этом говорят остатки пыльцы и насекомых в грунтах селищ и курганных могильников того периода находимые археологами. Испарение влаги с хвойной иголки и с широкого березового листа разнятся в несколько раз. Смена хвойного леса на лиственный привела к повышенному темпу осушения земель. При этом вследствии сильного испарения резко увеличилась влажность воздуха.

Археологи фиксируют - климат стал очень сырым и холодным, уровень грунтовых вод упал, реки стали пересыхать, крупная рыба из них ушла, озера начали превращаться в болота, а многие болота высохли вообще. Около десятка крупных озер около Шуи, Ростова, Галича, Костромы за тысячу лет превратились в верховые болота, а существующие теперь в двое сократили свою площадь.

Первые пожары пересохших болот зафиксированы уже в средневековье.

Уничтожение лесов принесло новые невиданные беды землепашцу. "Повесть временных лет" фиксирует:

     1094 г. ... В тот же год пришла саранча на Русскую
     землю, месяца августа в 26-й день, и поела всякую траву
     и много жита. И не слыхано было в земле Русской с первых
     ее дней того, что видели очи наши, за грехи наши.

Современные ученые утверждают, что именно чередование леса и полей повышает урожайность сельхозкультур. Даже простые посадки лесополос благотворно влияют на микроклимат и биогеохимические круговороты элементов питания и воды. Этот метод сейчас называется "Агролесомелиорация", это наиболее экологичный и экономически эффективный способ повышения продуктивности агроэкосистем. Урожай зерновых повышается на 10—15%, и этим с лихвой окупается некоторое сокращение площади пашни для посадки леса. Кроме того, лесные насаждения дают доход как источники древесины, места обитания охотничье-промысловых животных, места отдыха населения и сбора лекарственных трав, грибов и ягод. Поскольку на агроценозы наиболее эффективно влияют зоны контакта с лесом (опушки), считается, что на 1 га пашни должно приходиться не менее 40—60 м опушек.

Так что в любом случае тотальное выжигание лесов в ходе "битвы за урожай" пшеницы не пошло на пользу сельскому хозяйству Северо-Восточной Земли. Новая экономика сменившая акцент в сельском хозяйстве, тотальное выжигание лесов и массовая распашка земель нарушили лесное экологическое равновесие. Хищническое отношение к природе и экстенсивное хозяйствование дало свои плоды. Климат территории Северо-Востока изменился.

На эту локальную картину наложилось общее похолодание в Европе. Если до XII века климат был мягкий и малоизменчивый, то начиная с XIII века началось похолодание климата на всей Восточно-Европейской равнине. То, что сейчас называется "Малый ледниковый период XIII-нач.XX века".

  • Произошла грандиозная экологическая катастрофа...

В Северо-Восточной Земле в результате хозяйственной деятельности сменилось целое флористическое царство.

Урожаи южных с/х культур в новом климате неминуемо падали. Часто урожай полностью погибал из-за капризов изменившейся природы, земледелец едва сводил концы с концами, с трудом выплачивая Великому князю положенную дань. Из-за уничтожения лесов количество добычи ценного пушного зверя, традиционно составлявшего значительный процент доходов местного населения, резко уменьшилось. Село нищало, излишков сельхозпродукции становилось все меньше, меха почти исчезли, торговать стало нечем.

Прошло несколько веков, как в бассейне Верхней Волги на смену богатым и крупным финским селам и финско-скандинавским факториям занимавшим площадь в десятки гектар, ведшим поволжскую торговлю с Великой Степью и Скандинавией еще с римских времен, имевшим крупные запасы серебра, пришли нищие малодворные деревни, жители которых не могли уплачивать дань и превращались киевскими князьями в рабов, "чернь", "смердов". Началось закрепощение народа.

Не иначе, сбылось-таки страшное мерянское проклятие...

  • Гениального ученого никто так и не понял.

Еще в начале XX века один из основателей российской сельскохозяйственной науки  А.В. Журавский, описывая европейский Север России с удивлением отмечал, что в этом крае коренное население собирает большие урожаи ячменя и ржи, чем в Нечерноземье - "сам-4.9" и "сам-5.6".

При соблюдении простейших приемов выращивания севернее 65° с.ш. получались урожаи, которым и сегодня могут позавидовать земледельцы в черноземной полосе России.

Но ... урожаи лишь традиционных финно-угорских культур - ячменя, брюквы, ржи, гороха. Пшеница там упорно не хочет расти. Несмотря на это, в 1911 г. Журавский заявлял: «Север может и должен стать «житницей России».

Гениального ученого никто так и не понял.

Автор:   Mole Man

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3390 | Добавил: merja | Теги: экономика, финно-угры, Владмиро-Суздальская земля, меря, славяне, история, меряне, мерянский, средневековье, Залесье | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 33
avatar
0
33
да Бог с вами... никакого  отношения я к этой дивной стране не имею... я и южней Москвы-то ни разу в жизни за 50 лет не был)))
avatar
0
32
Ну сознательный украинец вы в смысле?
avatar
0
31
а это как? простите, я сию мову не понимаю... честно
avatar
0
30
А вы свидомый?
avatar
0
29
В этом определённо что-то есть...
avatar
0
28
Наряду с селекционной работой с местными культурами, широко проводились посевы южных растений для их акклиматизации на Севере. На опытной станции были проведены одни из первых в мире опытов по изучению влияния продолжительности светового дня на растения. На основании полученных многочисленных результатов был сделан вывод о том, что низкие положительные температуры в течение лета не оказывают существенного влияния на рост растений, поскольку недостаток температур компенсируется длительным световым периодом.
Совершенно верно, что все это «не росло» здесь; но не росло, как видите, не потому, что «не могло расти», а весьма просто, потому, что никто не пробовал «ростить». Ну, а это — явления, весьма и весьма различные, разумеется», - считает А.В. Журавский.  Это Усть-Цильма,Коми .
  http://msk.rgo.ru/2013/01/25/andrej-vladimirovich-zhuravskij/ Вот что человек делал,и добился каких урожаев
avatar
1
27
мочь и хотеть работать - недостаточно. К шыжылению. Потому, что - представьте - высокотехнологические предприятия да силиконовые долины гипотетически, предположим, свалились на русские просторы аки манна небесная, даром, с квалифицированным персоналом и т. д. В силу перекосов менталитета эти божьи дары, правда, в скором времени пойдут коту под хвост, и никуда больше, также, как колхозы-совхозы после перестройки, ибо кто хочет и может работать, и имеет на то терпение, того меньшинство... средний класс отсутствует, местные бояре тоже не спят, воров ещё и на поколение внуков хватит... вопщем, причин много, все они известны и мне и вам хорошо. Для того, чтоб конкурировать в нынешних условиях, необходимо кроме желания и могения ещё и готовность нации в целом возглавить какой-нибудь научно-производственный прогресс, хотя бы в местном масштабе. То есть ГОТОВНОСТЬ нации к этим всем вещам. Нация не готова. Она ещё из пионерского возраста не вышла в этом смысле. По имеющимся реально завихрениям менталитета. Вот через пару сотен лет, коли живы будем, там посмотрим, а пока - объективно - нет. Опять же, к сожалению
avatar
1
26
Не верно.Конкуренцию составить можно.Это просто очевидно.Оусские(меря) умеют и хотят работать.
avatar
2
25
зачем арабам передовая промышленность и зачем русским высокотехнологическая стезя? Всё здесь как-то сложнее, что ли... ведь того, чего называют передовыми техническими средствами уже производится в избытке в странах, которые были первыми и при всём желании ни арабы, ни русские ни, там, сербы, скажем, не догонят американцев, европейцев и японцев, а будут вынуждены плестись в хвосте. Ибо пока они строят то что нужно сейчас, прогресс на месте стоять не будет и, построив морально к тому времени устаревшее производство, названные нации просто потратят силы и время впустую. Если бы не было глобального открытого рынка, за железным занавесом можно занимацца инновациями, а так как занавеса реально нет и уже быть не может, конкуренции русские высокотехнологические продукты никому не составят и получится очередной пшик. Об этом ещё в 60-е годы Стругацкие предупреждали, в несколько ином виде, но примерно об этом. Кризис перепроизводства налицо и сейчас произвести что-либо не искусство, а искусство это кому-нибудь впарить и получить хотя бы немного ренты с производства. А вопщемто, всё вышеизложенное суть вещи печальные, так как налицо необходимость перестройки человеческого сознания в большей степени, чем развитие какого-либо производства предметов потребления. Второе проще, первое как бы сказал В. И. Ленин, архисложно
avatar
2
24
"Опять нежелание прогресса, при имении на руках прогрессивных технологий и возможности их использования."

Дело не в желании, а в конкуренции СПОСОБОВ зарабатывания денег. Если для производства меча из многослойной стали, его последующей реализации тербуется больше усилий, чем для охоты на белок с целью получить за эти шкурки готовый меч, то никто осваивать производство мечей не будет.

РФ сейчас мучается тем, что пытается стать технологически передовой державой, но это бесполезно, пока с детского возраста люди знают, что намного выгодней поехать на север бурить скважины, а еще лучше работать в центральном офисе Газпрома. Рациональный человек не пойдется учиться в технологический ВУЗ, чтобы всю жизнь зарабатывать копейки в полудохлом КБ, а пойдет на факультет нефтедобычи. Есть энтузиасты, которые хотят науку двигать и производство совершенствовать, но это голый энтузиазм.

В ту эпоху тоже находились энтузиасты, которые копировали производство плугов и ножей. Плохие копии. Даже если бы появились хорошие, то что? Человек с такими талантами сможет их применить на охоте и заработать на этом куда больше, чем на производстве ножей. И купит себе гору ножей. Может он новый капкан изобрел, ловчую яму новой конструкции или хитроумный силок.

Вы думаете арабы не хотят завести у себя передовую промышленность? Еще как хотят. Посылают учиться своих студентов в европейские университеты, платят большие деньги, а без толку. Все равно голодранцы-китайцы вырываются вперед. Китайцев слишком много, ресурсов на всех не хватает, вот они и развиваются. Жить хотят, потому и развиваются.
avatar
2
23
В случае, если для обеспечения приличной жизни

В то же время осознание приличности жизни тоже достаточно
субъективное.(по каким-то причинам) Есть широкая категория людей,
которая даже живя в трущобах, без водопровода, канализации, газа вполне
удовлетворена этими условиями, не считает, что надо что-то менять - не
понимает зачем это надо делать, если и так всё устраивает. Хотя
прекрасно знает о существование тех благ. В России это очень
распространено.

  Складывается ощущение, что финно-угорские народы придерживались таких принципов. Меняться что то начиналось лишь
тогда, когда деваться уже было некуда - когда технологический разрыв
становился слишком сильным.
  Например в 7 веке извне был привнесён передовой метод земледелия - плужный, причём плуги делали из
качественного пакетированного железа с применением стали(Именьковская
культура). Однако плуг так и не ужился у эрзян и мокшан, мотыга -
оказалась нужнее, а уже через 3 столетия плужное земледелие снова
привноситься извне(русь, булгария) - и лишь тогда оно стало уживаться,
когда это стало обыденностью или же важной необходимостью(да и то лишь в
виде сохи). Хотя мог ужиться на 3 века раньше.. и стать передовым
методом земледелия в нашей среде.

Сокамс эрз. - пахать, от сока - соха.

  Топор из пакетированного железа с применением хим- и
термообработки также известен был давно(привозились в т.ч. и с
Москворечья/позднедьяковцы), и тут в местной среде даже делали
немногочисленные копии, старались сохранить высокие качественные
характеристики подобного рода изделий(ибо ценились и реально были нужны в
хозяйстве), но потом опять это всё глохло, затухало.. в итоге до самой
экспансии Руси и Булгарии продолжали использовать "допотопные" топоры из
"сыромятины". Опять нежелание прогресса, при имении
на руках прогрессивных технологий и возможности их использования.
  То же касается военных технологий или например гончарного круга и мн. др.

Сегодня в эпоху информации можно узнать о всех передовых прогрессивных
инновациях. Но внедрение этих инноваций в ф/у среду будет возможна,
когда инновация перестанет быть инновацией, или когда её внедрят русские
в нашу среду. Финны и эстонцы - исключение, они независимы и давно
потеряли свою ф\у традиционную основу, они сейчас существуют на
скандинавских достаточно экспансивных принципах(особенно финны),
лояльных к инновациям.

 Наше же население продолжает оставаться очень консервативным.
avatar
3
22
Я в этом вопросе придерживаюсь слегка марксистского подхода, что экономика определяет социологию.

Дефицит ресурсов приводит к укоренному развитию, к рационализации производства
ресурсов. В свою очередь, необходимость производства неизбежно приводит к
специализации, усилению горизонтальных связей, взаимозависимости и как
следствие к созданию как минимум протогосударства.

Если нужно произвести железные орудия, то неизбежно где-то будут добывать руду,
где-то уголь, а где-то изготавливать сам металл - крицы. А уже конечный
продукт - оружие будут изготавливать отдельные люди.

В случае, если для обеспечения приличной жизни нужно лишь пойти в лес, чтобы
набить белок или набрать меда, необходимости в разветвленной
производящей сети нет. Нет необходимости и в политической организации.
На драгоценные шкурки у среднеазиатов или скандинавов можно купить мечи и наконечники стрел. Зачем заморачиваться?

Дело не в уровне развития как таковом. Люди идут по пути наименьшего
сопротивления. В экономике это называется сырьевым проклятием.

Арабы ничем не глупее немцев, но сидя на нефти трудно развивать станкостроение.
А зачем одному племени делиться с другим своими ресурсами?
Делить технологическую задачу на всех - выгодно, делить одно нефтяное
месторожение на всех или свои охотничьи угодья на всех - не выгодно.

Нефтяной регион всегда будет отличаться сепаратизмом, зачем ему кормить остальную страну, где нет нефти?

Территория богатая сырьевыми ресурсами стремится к обособлению, бедность ресурсами
и необходимость разпределения работы в рамках одного общества рождает
запрос на единое государство, способное защитить территорию, торговые,
экономические связи и кооперацию.

Нынешняя РФ болеет теми же самыми болячками, что и финны на этой же земле 1000 лет назад. Тогда
были меха, сейчас нефть и газ, но сути проблемы это не меняет.
avatar
5
21
Самое интересно то, что большие размеры финских сел или протогородов не зависят от количества
скандинавов в них живущих. Так же как от местоположения. Всем известно,
что дорожно-торговая сеть того времени это крупные и средние реки по
которым летом и зимой шло передвижение людей в лодках или на санях.

Так вот археологи за последние 30 лет массовой арх.разведки в Суздальском
Ополье нашли достаточно много крупных поселений стоящих далеко от рек.
Причем эти села что в районе Суздаля, что в районе Ростова и Переславля
располагаются далеко от Волги и Клязьмы. Вывод - уже в 9 веке
существовала сеть грунтовых дорог и развитое сельское хозяйство в этих
областях. 

К слову развитое животноводство существовало у финно-угров Поволжья уже в конце 1 т.до.н.э.

  • ф\у не стремились к развитию, а стремились к сохранению уклада.
 

Теперь игра.

Скачиваем два тома Археологии СССР

http://archaeolog.ru/media/books_arch_ussr/ArchaeologyUSSR_02.pdf

http://archaeolog.ru/media/books_arch_ussr/ArchaeologyUSSR_09.pdf

и пытаемся найти признаки культурного и технологического "славянского превосходства" над финнами)
avatar
1
20
Займу более скептическую позицию)

Боюсь, некоторые крупные финские поселения средневековья были крупными отнюдь не от гор запасов ячменя.. Скорее всего всё гораздо прозаичнее, и укрупнение поселений связано с центробежными силами, которые стали появляться в результате зарождения массовых торговых процессов,  инициированных инородным населением, в первую очередь пассионарными скандинавами-русами начавшими вести активную торговлю в Волжском регионе с Булгарией и Каспием, вносившими новые технологии в регионы.

Лишь земли вовлечённые в торговлю были несколько развитее остальных в силу присутствия в них торговых факторий скандинавов(сарское городище, муром и т.д.). Т.е. определённых центров. Периферийные земли, что были вне этих процессов были бедными и слабозаселёнными, в силу несовершенства специализированного хозяйствования. А специализированное хозяйствование(вроде продвинутого земледелия или номадизма или торговли или все вместе(огосударствление) или что-нибудь подобное, что бы толкало процесс развития) было не нужно, поскольку ф\у не стремились к развитию, а стремились к сохранению уклада.

Простейшая универсализация хозяйствования(комплекс примитивного или слаборазвитого животноводства, земледелия, торговли, собирательства, охоты и рыбалки) позволяла уберечься от различных непредвиденных обстоятельств(засуха, неурожай, набег или ещё что-нибудь), но она же бальзамировала любые ростки развития регионов.
avatar
3
19
да, таких наций на Земле много, вынужденных исторически пользоваться языком чуждой им языковой группы. Для примера - вся Латинская Америка пользуется испанским да португальским, а на гордых сыновей славных Кастильи да Леона аборигены тех мест совсем не похожи)
avatar
3
18
в принципе климат местности никак не может изменится из-за антропогенных причин, по большому счёту. =Флористическое царство= (так тут написано) тоже из-за деятельности человека не сменится, каким бы он сельским хозяйством не занимался. Это всё меняется не от культуры земледелия и не от рациона традиционных продуктов, а от более глобальных климатообразующих причин, которые, конечно, со временем меняются, кто ж спорит. Но не от деятельности человека, которая к тому же, тогда была весьма примитивна и экологически не столь действенна, как в наше время. Это я транслирую мнение некоторых геофизических авторитетов, а не моё личное. Хотя я с многими их выводами согласен. Потому, что даже изменить путь какого-нибудь простенького циклона необходима энергия сравнимая с энергией нескольких атомных бомб... для примера) А человек ТАКОЙ энергией и в наст. время на геофизику и биосферу земли не имеет возможности воздействовать, хотя бы из соображений самосохранения. Всё это очень энергоёмкие процессы - изменить климат либо биосферный комплекс. Это не стеллеровых коров да мадагаскарских дронтов отстрелять до нуля... как-то так
avatar
5
17
Интересный текст. Сразу напоминает, как в совке нашу землю стали называть "зоной рискованного земледелия".
avatar
3
16
При том, что самые способные, умелые, талантливые в своем ремесле люди уходили либо далеко на север, либо на вольный юг. Срединная Россия была самая бедная.
avatar
3
15
Да, мне думается здесь есть логика - колониальная администрация - изменение системы хозяйствования - обеднение и голод.
avatar
4
14
Тодар, будет очень интересно узнать ваши мысли на этот счет!
avatar
5
13
очень інтересную тему Вы поднялі. Давно імел темой ізмененія хозяйственно-продовольственной структуры с пріходом кіевскіх колонізаторов. Обязательно, вскоре, напішу своі мыслі на эту тему.
avatar
6
12
да не было ни какого массового переселения славян на Северо-Восток. Читайте работы современных российских археологов. В 9-12 веках следы
славянской материальной культуры минимальны. Только финны, скандинавы и
балты. А потом возникает древнерусская культура, с все теми же шумящими
подвесками, бубенчиками,интернациональным булгарским и скандинавским
импортом, христианскими крестиками. Славянский язык церкви и власти и
процессы глобализации если хотите из всех нас лингвистических славян
сделал. Ирландцы тоже несколько сот лет говорят на английском языке, но
англо-саксами от этого не стали. Они кельты говорящие на английском)
avatar
3
11
почему нет ? нехватка пастбищ в связи с климатическими изменениями вызвала Великое Переселение Народов.
avatar
3
10
От половцев в ополья бежали наделав в штаны а потом от татар и разборок собственных князей к нам — как Андрюха с Димой сыновья Невского стали делить ярлык на великое княжение ,да мтатар в свои разборки втягивать-которые тоже меж собой разбиралмись -хан Алтын Орды и Ногай, посоледнего кстати русский замочил и голову отрезал ,так целыми деревнями селами с места срывались и в наши гребеня ползли так появилисть такие деревни:Рязанцево ,Владимирцы и прочие ну и беглецы слвянчики засрали нашу земли в 16 веке еще не настолько правда ,как писал Гербенштейн в Белозерском уезде говорят на 2х языках местном и русском
avatar
3
9
вряд ли нехватака леса могла служить причиной массового ухода славян на восток, должна была быть какая то серьезная военная угроза
avatar
4
8
Голод переодически был везде .У нас подсечно-огневое земледелие было дававшее урожай сам80 -в первые пару лет а потом кукиш -свободной земли хватало вплоть до 18 века - так и определялось принадлежность земли -куда топро ,соха или коса ходили.Зависимость от Киева -менее 50ти лет
была - уже наша земля в 1071 году была Святослава Ярославича - известная история с волхвами у нас была- ему платили ,дальше мономашичам Владимиро-Суздальским ,пока свое княжество в 13 веке не появилось после м-татарского нашествия.

А так с голодом боролись дедовским способом ,пока его христиане неи искоренили- кто прячет жито ? Кидай ведьму в воду не тонет - она мочи гадину )))У хазар в голоные годы кагана душили считалось он виноват)))А в 18-19 веках из-затого что земля плохая появилось отходничество-муджики уходили в города на заработки ,а пахалии,рубили ,муку мололи и в кузницах работали бабы ))0В голод мигрировали на юга- предки рассказали на рубеже 19-20 веков питались там наюге
каким-то странным растением по описанию вроде кукуруза
avatar
2
7
фольклор хранит сведения 19-18 веков. Не ранее того...
avatar
3
6
Финно-угры не знали голода? Фольклор хранит обратные сведения.
avatar
-5
5
Проклятые славяне! Разрушили финно-угорский дубравный рай! Силой видать ячмень отбирали и пшеницу подсовывали. Ай вэй)
avatar
5
4
Думаю причина здесь не в продвижении большого количества иноэтничного населения с юго-запада, чему археологи не находят подтверждения в 9-12
веках. А в изменении системы хозяйствования из за включения этих земель в
новую систему называемую Киевской Русью. Об этом кстати сказано в
статье.
avatar
-3
3
думаю тут дело ещё и в огнеподсечном способе ведения земледелия у славян, которое (нехватка леса) и вынудило их двинуться на север.
Если славяне в процессе медленного продвижения выжигали леса под пашню, то у финноугорских племён, значительную часть поступлений которых составляли плоды леса, наступил "провал" в лесной составляющей.
И как-то сопротивляться было тоже сложно, т.к. огнеподсечное земледелие было более плодородным, занятый славянами район мог поддерживать бОльшую численность населения, а с ним и войска.
avatar
6
2
Да тут много интересного.
avatar
7
1
Согласна с тем, что "основное кулинарное правило, что национальные кухни, их отличие, особенности и уровень определяются не только составом продуктов, но и главным образом применяемой ими технологией".Например, вымачивание крупы в молоке или кефире целые сутки!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика