Понедельник, 19.11.2018, 07:55 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 19 » Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово.
17:21
Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово.


До сих пор на территории России, находится немало камней и других природных объектов, почитаемых местными жителями. Со многими из них связан ряд языческих обрядов, часто принявших христианские формы, обычаев, суеверий, легенд и преданий. Им приписывают всевозможные магические качества: например, считают, что они могут влиять на судьбу человека, обладают лечебными свойствами и т.д.
Мы называем такие природные объекты - культовыми.  Существует по крайней мере, две причины отнесения валунов к категории культовых памятников. Во-первых, это сохранение вплоть до настоящего времени комплекса обрядов возле таких камней, где сам валун и изображения на нем прямо связаны с отдельными  языческими или христианизированными персонажами. Во-вторых, на многих из них имеются знаки и изображения, с которыми связаны соответствующие предания или они используются как культовые. Так углубления, колодчики, изображения стоп, рук, надписей известных на многих камнях нашего Севера, могут считаться ритуальными и в тех случаях, когда легенды и предания уже не сохранились.



село Неёлово

За последние годы, на территории Верхнего Поволжья краеведами было выявлено не мало культовых камней. Сегодня вниманию наших читателей предлагаем один из них. Информацию о нём нам поведал краевед и местный житель сёла Неёлова Александровского района Владимирской области Владимир Александрович Тарасов.

В суботу 18 сентября, мы решили разведать его место положение. Село Неёлово располагается в 100 км на Север от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери. 

Добравшись до села мы припарковали машину у ныне восстанавливаемой церкви Ильи Пророка. В 30-ых годах 20-го века храм был закрыт, кладбище при нём ликвидировано.  Здание церкви в советское время использовалось как склад ГСМ.


Интерьер церкви


На территории старого кладбища сохранилось интересное надгробие. На нём изображены солнышки, одно в зените, другое подземное.


Кладбищенский валун

Осмотрев остатки кладбища и церковь мы двинулись вдоль оврага Муковня к новому деревенскому кладбищу за которым по словам Владимира Александровича находится урочище Касьянки близ которого лежит Камень.

В направлении на ЮЗ через овраг от нового деревенского кладбища, находится урочище Касьянки. Это дубы, растущие вдоль оврага. Камень находится на вершине холма, в примерно 200-ах метрах от Касьянок.  Вокруг камня куртина из кустов, расположенная посреди поля, что дает возможность точно определить его местоположение.  Далее за Камнем начинается лес, идущий до границы с Московской обл., до д. Малинники, где находится дача Министерства СХ с искуственным водоемом.


Куртина из кустов у которой лежит Камень

Охранная табличка поставленная сотрудниками Александровского исторического музея.

Поклонение камням, которые  в наших местах часто называют "Синими", принято связывать с наследием народа Меря. Есть сведения о поклонении камням в древности в Эстонии, в землях Води и Ижоры, а также в Финляндии. Известны случаи поклонения камням, а также факты жертвоприношения большому белому камню «Валкеа киви» в Восточной Финляндии. Кроме того, в Финляндии кроме камней, известны случаи почитания «Синих скал».

У саамов Лапландии до сих пор существует почитание священных камней. На Соловецких островах сохранились саамские святилища – каменные круги, лабиринты и т.д. Любопытно отметить и факты пережитков поклонения синим камням «сэнь кев» и у эрзян. Так, недалеко от эрзянского села Курилово, на высокой горе «Караул пандо» и ныне лежат большие камни. Существует предание о том, что в далеком прошлом здесь жгли сигнальные костры, предупреждавшие население об опасности. Большой «синий камень» - валун находился недалеко от Куриловского монастыря. (Несколько лет назад его увезли в неизвестном направлении…) Существовало поверье, если постоишь или посидишь на камне, то тебе будут сопутствовать удача, счастье, здоровье… Некоторые старожилы села уверяли, что этот огромный синий камень упал в давние времена с неба, во время грозы…

В Ярославской области (например, старожилы села Городище) утверждают, что синий камень отводит грозу. Кстати, «Синих камней» в Верхнем Поволжье очень много, особенно знаменит Синий камень на берегу Плещеева озера, с которым связано множество легенд и сказаний. В 1997 году «Синий камень» выявлен под Костромой и в северной части Рязанской области.

…Интересная связь между «синим камнем» и божеством грозы, верховным богом Юмалом (Укко) наблюдается в Финляндии и Карелии, которого язычники представляют в костюме синего цвета. Финский исследователь Уно Харва приводит в качестве примера руну, в которой бог грозы Укко зовется также «Сини витта» («Синяя накидка»). У. Харва приводит также сведения о горе Уккомяки, на которой стоит «Синий камень», где с незапамятных времен жгли костры.

Происхождение названий многочисленных мерянских синих камней, так и финских синих камней, а также «Синих скал» Финляндии объясняется в народе исходя из синего цвета. Однако «синие камни» не обязательно синего цвета, встречаются также и серые, сине-серые, бирюзовые, белые и т.д.

У синих камней древние Меряне устраивали сходы, моления, жертвоприношения (хлеб, плоды, ягоды). Это были своего рода святилища, как и родники, священные рощи и т.д


Неёловский камень типичный камень-чашечник. У самой вершины камня есть довольно крупное углубление где застаивается вода.
С такими камнями часто связаны предания о лечебной (живой) воде.


На камне выгравирована надпись ВЕЧНОСТЬ


В десятке метров от куртины кустов лежит еще один, меньший по размеру валун. Он тоже имеет значительное углубление где скапливается вода.

По информации Владимира Александровича Тарасова  к Неёловскому камню издревле ходили жители окрестных деревень просить благополучия в семье. Приносили нехитрые дары: куриные яйца, курочек и т.п. В данный момент камень местными жителями не почитаем, поскольку коренное население деревень по большей части разъехалось кто куда, большую часть жителей составляют московские дачники которые ничего не знают о культе камней, и вообще глухи к вере предков.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3158 | Добавил: merja | Рейтинг: 0.0/0
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика