Воскресенье, 26.06.2016, 23:43 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 15 » Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах
13:41
Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах


Виктор Ерохин, когда о чем ­то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого­ то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души.

– Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Кое­что мы знаем о ней, но пока мало, мало…

Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий.

Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-­валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-­Тверском порубежье.

http://www.vedtver.ru/upload/information_system_15/3/5/4/item_3542/information_items_3542.jpg

– Помню, мы однажды подвозили в одну сельскую церковь в район старосту и казначея, и они нам показали одно почитаемое место, каменную грядку – это поразительно. Среди камней там был настоящий менгир (культовый каменный столб. – П.И.). Лет пять назад попытались мы найти это место – а там травища поднялась, все заросло. Но я надеюсь, еще найдем.

Выставка была подготовлена из нескольких источников. Примерно треть составили старые рисунки, картины и фотографии камней, многих из них давно уже нет, но когда ­то они составляли предмет гордости и были местной достопримечательностью. Остальные фотографии выполнены в наши дни известным угличским фотографом и краеведом Виктором Бородулиным в ходе экспедиций музея.


Виктор Бородулин и Виктор Ерохин

– Мы опрашивали бабушек, охотников, просто местных жителей, – рассказывает Виктор Бородулин (на снимке). – Многие сначала не понимали, чего мы хотим. Очень часто в одной и той же деревне одни люди знают о камне и почитают его, для других же это уже забытое предание. Допустим, сидят две бабушки. Одна говорит: «Да я не знаю», а другая: «Нет, ты не знаешь, откуда тебе знать, а он силу возвращает». Допустим, помогает при бесплодии…

Как известно, православие в России интегрировало в себя и своеобразно освятило многие проявления народного язычества. Но если родники в наши дни вновь стали привлекать толпы паломников, то с камнями вышло иначе. Варварин камень, Тихонов камень, Пятница-­камень и многие другие были освящены, на них стояли часовни и церкви, но… На самом почитаемом в Угличе «Петуховом камне» (с «куриной» лапой – на самом деле с глухариной, глухарь был одним из важнейших мерянских тотемов) издревле стояла церковь. Теперь уже много десятилетий там – магазин и автопарковка. И никакого народного православия. Другие камни погрузились во мрак безвестности, исчезли в болотах, на дне водохранилищ, стали фундаментами колхозных построек. Собрать хотя бы то, что еще можно собрать! Именно этим занимаются угличские краеведы и историки. И в этой связи они много путешествуют и по Тверской области.

– Многие ли в Кашине знают, что в русле Кашинки лежит когда­ то почитаемый Казак-­камень? – рассказывает Виктор Ерохин. – А в Калязинском районе есть легендарный Золотой камень, под которым якобы зарыто разбойниками золото, но почитали его, конечно, задолго до этих преданий. Мы надеемся посетить и другие камни Ярославско-Тверского пограничья, поскольку для живших здесь в древности балтских и финских народов не было наших границ, и их святилища располагались на территории нескольких смежных областей – Ярославской, Тверской, Владимирской, Московской.

Камни имеют причудливую классификацию: с лапами, следовики, «русальи», камни­-вазы, камни­грибы, с желобками, «синие» (и на самом деле синего цвета). Встречаются еще целые каменные комплексы. В ближайшее время готовится серия публикаций на эту тему в научных сборниках. А с наступлением теплого сезона, конечно, продолжатся экспедиции. В поисках забытой традиции.

Павел ИВАНОВ газета «Тверские ведомости»
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2451 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
Храм этот в селе Елпатьево я снимал, и снимал не раз. И самые лучшие снимки - октябрьские, когда листва уже почти вся облетела и не мешает. Нет и такого "зеленого" однообразия - золото и багрянец украшают очень.
Это храм Вознесения Господня (1824-1829 г.г.) - один из лучших образцов архитектуры стиля классицизм в Ярославской области. Храм сооружён на средства камергера Д.П. Нарышкина в его имении. Прекрасные пропорции, некоторые детали и архитектурные приемы позволяют предположить причастность к проектированию и строительству храма знаменитого архитектора Осипа Бове. Вы правы - осенью 1858 года усадьбу Нарышкина посетил путешествовавший по России Александр Дюма-отец, свои заметки он оставил в книге «Путевые впечатления. В России» в главе «Дорога в Елпатьево». Но там не написано, что он был в храме. Вероятно, заходил. В усадьбе точно был.
А то, что приписан к бывшему Переславскому уезду Владимирской губернии мне совершенно не мешает. Стоит он на Нерли Волжской, на том берегу уже тверские земли, до Волги - рукой подать. Так что войдет.
Да, кстати, совсем рядом, чуть ниже по течению Нерли, родина моего отца - село Губино Калязинского района. И корни мои по отцовской линии именно там.
avatar
-1
3
Колоритные какие дяденьки! smile
Почитал Бородулина на Углическом сайте - интересно, войдет в его книжку храм, в котором был А.Дюма?

Он вполне в формате его поисков, единственно - к Переславскому уезду приписан...
avatar
0
2
C удовольствием прочла, расширив сферу своих познаний. Спасибо!
avatar
1
1
Это настоящие подвижники нашей земли. Честь им и хвала
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Меряния Merjamaa вепсы финно-угорский субстрат меряне суздаль владимир История Руси история марийцы Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище Московия Владимиро-Суздальская Русь Белоозеро мордва мерянский мир Европа великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2124
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 703
Статистика