Вторник, 28.03.2017, 22:44 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Январь » 19 » Потаенная Финноугрия. Предки на водоразделах рек и культур
18:01
Потаенная Финноугрия. Предки на водоразделах рек и культур

С самых давних времен люди селились на берегах озер и рек, на которых можно было ловить рыбу, ставить на сваях дома, которые лучше защищали от опасностей, чем шалаш или землянка в глубинах первобытного леса. Занимаясь рыбной ловлей или развлекаясь, наш безымянный предок нередко усаживался на дерево, плывущее по реке, вероятно вырванное с корнем в весенний разлив или грозу, и со временем обнаруживал, что два дерева сцепившиеся ветвями устойчивее в воде, чем одно.

Так вероятно появилась мысль о создании плота. Никто точно не знает, когда человек спустил на воду первый плот или грубо выдолбленный древесный ствол. Но с этого времени человек Северной Евразии приобрел средство для сравнительно легкого передвижения на большие расстояния.

Древнегреческий историк Геродот описывая места, где ныне расположены центральные и северные районы Европейской части России, говорил: «Самым необыкновенным их признаком являются величественные и многочисленные реки и леса».

Для торговцев река - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями. Сама природа указывала древним финно-уграм пути сообщения по рекам и озерам, соединявшие их с северными и южными морями.

Самыми древними у нас были водные торговые пути, соединяющие Уральские горы с  Балтийским и Каспийским морями. Они появились еще в раннем железном веке, в середине 1 тысячелетия до нашей эры. По этим путям наши предки торговали с индоевропейцами, в частности балтами, предками современных западных русских, беларусов, литовцев и латышей.

Крупные, средние и малые реки были важнейшими частями грандиозной общей финской транспортной системы водно-волоковых путей, по которым передвигались коми, марийцы, меря, чудь, весь, угры, удмурты и другие народы.

Названия этих рек являлись своеобразными «навигационными» характеристиками, служащими для облегчения ориентирования на протяжении тысяч километров.

 «Вишеры», «Бисеры», «Бисерти» – это реки, опосредованно ведущие к волокам, но не заканчивающиеся ими. «Весляны», «Веселые» представляли собой промежуточные отрезки водного пути по направлению к волокам, в то же время, определяя границы движения, момент поворота в реку, ведущую к волоку. «Висы», «Виски», « Вуоксы», «Вёксы» – просто водотоки, связывающие озера с реками. «Сары» – реки вытекающие из сильно заболоченных озер или болот, «Колвы», «Колы» – реки, вытекающие из озер и впадающие в озера. «Чусы», «Чусовые» – как правило, малые и узкие (тесные) реки, чаще всего непосредственно выводящие к переволокам. Гидронимы «Соль», «Сой» применялись для обозначения рек, распадающихся в верховьях (у водоразделов) на множественные «рукава», нередко ведущие к волокам. Гидронимы «Пучкас» применялись для обозначения рек, распадающихся в низовьях на множественные «рукава. Гидроформанты -ва, -ю, -шор, ньга, ма, га, мда, определенно указывали на размер рек.

В условиях равнинной местности, которая на Европейском Севере буквально «отутюжена» ледниками, когда обступающая реки и озера тайга делала совершенно невозможным обзор окрестностей, у наших древних предков неизбежно возникало плоскостное, горизонтальное, двухмерное, как в подземном лабиринте, восприятие пространства.

В такой ситуации гидронимы-ориентиры были жизненно необходимы, поэтому финно-угры создали своеобразную «вербальную лоцию» в которой все названия рек были удобны и понятны в ориентации – «Белая река», «Маленькая река», «Река ведущая к волоку», «Протока из озера», «Болотная река», и т.д. И для всех финно-угорских народов гидронимия севера Европейской России, Урала и Западной Сибири была открытой и понятной книгой.

Появившиеся в результате крещения древних народов русские, пришедшие на эти территории во времена развитого средневековья, не меняли названий рек, а прилежно постигали содержание «лоции», что позволило им осваивать новые территории чрезвычайно быстрыми темпами.

Одним из главных водных путей на протяжении тысячелетий был Волжский путь. Верховья Волги посредством волоковых путей связывались с рекой Метой, которая доходила до Ильменя, из которого можно было попасть в Балтийское море. Кроме того, Волжский путь вел в Волжско-Камскую Болгарию и даже по Каспийскому морю в арабские страны.

Наша финская Волга было связана и с балто-славянским Днепром. Эта связь осуществлялась в нескольких местах. Во-первых, из верховьев Волги можно попасть в Ильмень и далее на юг в Днепр. Во-вторых, с Волги можно было переходить на Дон по так называемому Волго-Донскому волоку в районе современного Волгограда.

Этим наиболее важным водным маршрутом пользовались все древние народы.

Продолжением Волжской системы было несколько северных, сложившихся на основе двухводных систем: Волхово-Ильменской, Западно-Двинский,

Волхово-Ильменская система начиналась в Новгороде. Отсюда через Волхов - Ладожское озеро - Неву был выход в Финский залив.

На запад водным путем выходили к Балтике через реку Великую - Псковское озеро - Чудское озеро – река Нарова.

Доминирующее положение на водных путях, связывающих Новгородские земли с Чудским Заволочьем и мерянским Залесским краем Владимиро-Суздальской земли, принадлежало весьско-мерянскому Белоозеру. Здесь сходились пути: Невско-Волжский; Белоозерско-Онежский, Белоозерско-Сухонский. Особенностью этих водных путей была волоковая система перехода, существовавшая в районе Белоозера, которая получила название «Волок», а вся территория от него к востоку – «Заволочье».

На волоковых путях образовывались поселения волочан, которые помогали перетаскиванию лодок. В раннем средневековье существовал свод законов, по которому за неудачное перетаскивание лодки ответственность несет все поселение волочан. На волок судна волочане должны были поставлять определенное количество людей, лошадей, а также приносить с собой катки. Кроме этого, катки (бревна) возились и на самой лодке, чтобы не рубить каждый раз новые деревья. А к днищу лодки прибивались полозья для более удобного волока. Если к месту волока прибывали сразу два судна, заморское и из другого княжества Руси, то сначала переволакивали заморское.

Разветвленная речная система путей сложилась и в Волго-Окском междуречье, в Северо-Восточной земле, мерянском Залесье. Здесь основные пути шли по Волге, Оке, Клязьме. Две Нерли - Волжская и Клязьменская связывали Клязьму и Волгу через Суздальские и Переяславские земли.

Ока через Москву-реку - Рузу - Ламу - Шошу связывалась с Волжским верхом. О важности этого пути свидетельствует возникновение Волока на Ламе. Недаром Новгородские и Московские князья держали его у себя в совладении, чтобы не платить лишний раз мыт, плывя через другие княжества.

Таким образом, в средневековый период существования Булгара, Новгорода, Залесской земли, существовала развитая система водных путей сообщения, созданная автохтонными финно-угорскими народами за тысячу лет до самого начала этих средневековых государств.

В сегодняшней России все волоки давно заросли лесом. Но есть любители истории, периодически обновляющие древние пути.

Пару лет назад состоялась экспедиция устроенная Кенозёрским национальным парком (Архангельская область)

Столетия назад Новгород и Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых судов. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, повторяющей конструкцию лодок древних финно-угров, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка.


Берестяной каюк для экспедиции был изготовлен ещё в начале августа и хранился в "Рухляном сарае" Кенозёрского национального парка, в деревне Вершинино


Вёсла позволяют не только передвигаться по воде, но и нести лодку на плечах


Впереди 18 километров пути до Кумбасозера


Первое - Педозеро


Привал на Педозере


Можно в берестяном котелке вскипятить себе брусничного чайку


Дубан – тоже архаичный вид лодки вырубаемой на берегу озера из стволов деревьев. Для остойчивости два ствола сбивались вместе. Естественно, что такие лодки не перетаскивались, между водоёмами, а вырубались на месте.


Устье реки Кумбасы вытекающей из Кумбасозера - начало водного пути к реке Водле, и дальше до Онежского озера.


река Гузеньга, последний пункт путешествия

Текст и иллюстрации: Андрей Мерянин.
Фото: http://pinogora.narod.ru/
Источник: FINUGOR

Просмотров: 2163 | Добавил: merja | Теги: чудь, история России, меря, русский север, колонизаия, топонимы, волоки, весь, древня русь | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 15
avatar
1
15
Много интересного народ пишет) Я живу в Ярославской области, и дед мне рассказывал что в русских нас переписывали в конце 19 века. Насильственно. Носители языка в отдалённых от дорог больших деревнях до сих пор активно существуют. Я лично, работая в газете, застал бабушку которая пела на том самом - назовём его условно мерянском - языке. Хотя сама смысла уже не понимала - но по её словам её мать - умершая после войны - активно на нём говорила.
avatar
0
14
Просто русские - это не меря, а смесь словен, мери, кривичей, веси, вятичей, северян и т.д. И финно-угорский компонент у русских значительный, но не решающий.

А где татары у Вас?  Русские это еще и - татары. Почему так недооцениваете вливание их этноса в русский?
Всю жизнь, с детства дружила с татарами, и жили бок о бок, и учились в школе, и коллеги по работе.
Среди нас, только в огромном Подмосковье и Москве, всегда жило очень много татарских семей, некоторые даже и не помнили,  сколько они уже тут живут. И русские и татары женились между собой.
"Поскреби русского найдешь - татарина"
А.С.Пушкин.
avatar
0
13
То Шом-толгай 

Подселение групп славян ускорило процесс русификации оставшихся вокруг Суздаля и Ростова мерян

Именно об этом я и говорю. Без славянского окружения не было бы русификации мери. Значит, было такое окружение, было кому ассимилировать мерю. Не вижу в этом ничего для мери обидного. Просто русские - это не меря, а смесь словен, мери, кривичей, веси, вятичей, северян и т.д. И финно-угорский компонент у русских значительный, но не решающий.
avatar
3
12
Дело не в том, что меньшинство. 140 тысяч всё-таки. Жили компактно, целая цепочка сельсоветов - почти одни карелы, русских среди них почти не было. Т.е. в своём-то районе они составляли абсолютное большинство.
Дело в том, что начали активно втягиваться в русскую культурную среду. Отчасти - сами, переезжая в райцентры со смешанным населением, и далее в крупные города. Отчасти же это была политика, когда детей с 1-го класса обучали на русском.

Уже делал разбор, что же произошло с меря. Верхушка русифицировалась самой первой, втянувшись в русские дела. И потянула за собой прочие слои. Не все приняли новый уклад, консервативные кланы предпочли уйти за Волгу. Т.е. ушли наиболее активные хранители традиции.
Подселение групп славян ускорило процесс русификации оставшихся вокруг Суздаля и Ростова мерян. Впрочем, в разных местах он шёл неравномерно. Начавшись в 12 веке вокруг княжеских центров, в 13 веке он охватил большую часть населения, а в 14 веке завершился русификацией (впрочем, довольно условной, с сохранением массы мерянских терминов и обычаев в течение ещё нескольких столетий) несмешанных мерянских анклавов правобережья Волги. В Заволжье этот процесс происходил со сдвигом лет на сто-двести: в 15 веке оформился костромской Мерьский стан, и возле Галича ещё сохранялись поселения самых настоящих меря (которых именно так и называли).
avatar
-1
11
То merja 

Тверские карелы закономерно обрусели, являясь абсолютным МЕНЬШИНСТВОМ даже в пределах Тверской области. И это обрусение понятно. Гораздо сложнее представить обрусение мери, которая, согласно Вашей вере, составляла абсолютное большинство населения Залесья.
avatar
2
10
Вы как-то слишком прямолинейно воспринимаете историю, оттеснены, преобладали, дожил не дожил. Население Верхневолжья отличается от населения Калужчини и Смоленщины антропологически и в культуре, лет сто назад там были разные диалекты, разные субэтносы, там полехи и тудовляне, тут кацкари и чудца. Древненовгордский язык отличается от московского ставшего основой для современного русского. 

Для понимания тех процессов которые происходили с балтами и финнами в центральной России на протяжении последних 500 лет стоит посмотреть динамику численности тверских карел в1926 году 140 тысяч человек, в 2010 году 7 тысяч. Вымерли? Нет, обрусели, стали русскими.
avatar
-2
9
Словене-новгородцы и кривичи вряд ли "пострадали". Их язык, хорошо сохранившийся благодаря берестяным грамотам, известен. Русский язык - прямой потомок языка берестяных грамот. Мере и другим фино-уграм повезло меньше, их язык сохранился только в гидронимах. Если бы они безусловно преобладали на Русской равнине, вряд ли их языки исчезли бы бесследно. В конце концов, валлийский язык дожил до наших дней. Значит, славяне преобладали количественно, а меря была постепенно вытеснена на Волгу, где финно-угорские языки сохранились до наших дней.
avatar
2
8
русский язык на котором мы все сейчас общаемся искусственный книжный язык который вытеснил множество региональных диалектов, и племенных балтских, финских иславянских языков.

во франции французский тоже вытеснил старые племенные языки, аквитанский, баскский, бретонский, франкский. французский произошел из романского "ойля" на котором разговаривали на территории соответствующей территории среднего севера современной Франции с X по XIV века. 

мы же не говорим, что это именно древние римляне распространили французский по всей территории франции.

процесс распространения, угасания, видоизменения языков охватывает столетия и тысячелетия. ваши словене и кривичи такие же "пострадавшие" в языковом отношении как и меря с муромой.
avatar
-2
7
Именно восточные славяне были речным народом, которые принесли свой язык финским племенам Волги, Оки и Камы.  Именно они (кривичи, словене ильменские, вятичи, сивера) распространили славянский язык на всей территории Русской равнины до Урала. Финнские племена не смогли этого сделать, поэтому мы говорим на славянском, а не на финском языке.
avatar
1
6
В этом методологическом контексте выглядит перспективным рассмотрение гидронима Чагодоща. Финно-угорская основа с очевидным присутствием суффикса обозначающего поссесив в новгородских топонимах, типа: Будогощь, Радогощь, Тургошь(?) и т.п. видоизмененного в соответствии с законом гармонии согласных, характерных для финно-угорского словообразования. Что же это может означать?
avatar
6
5
kazansckii
Русскими называли(и называют) всех, кто живёт на крещёной Руси. Это не племенное имя, а уже государственное.
Будет Магнус заморачиваться, штоле, какого роду-племени ватага лодки волоком тащат?
Как обычно, с испугу крикнул : "Русские идут!" и выбросился из окошка...
cool

3  PanЪ
А они и не катили...
Они негров из Африки выписывали, у которых уже давно был опыт катания тяжелых камней для пирамид.
cool
avatar
-2
4
Олай Магнус называет русскими русских. Это совершенно ясно из контекста. Ну а насчет "узких" - без комментариев.
avatar
1
3
Все думают, что по волокам волокли огромные лодьи, драккары... Нет, речь как правило идет о легких лодках которые можно переносить. Можете себе представить катить на чурбаках десятки километров тяжеленные суда?...
avatar
4
2
Магнус русскими называл ортодоксальных карелов. Русскими до сих пор финны называют своих ближайших родственников по прибалтийско-финской семье, а именно - карелов. Восточных. тех, что оказались под властью Новгорода и ортодоксального христианства. Соответственно карелы называют их шведами, потому что шведы оказались под властью швеции и сначала католицизма, затем - лютеранства.
avatar
-1
1
Никого не хочу обижать, но к этой картинке в первоисточнике- книге Олая Магнуса написано, что так русские переносят лодки на волоках. Финно-угры, даже и потаенные, здесь явно не при чем.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2264
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 828
Статистика
Яндекс.Метрика