Пятница, 28.04.2017, 11:17 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Декабрь » 11 » Потаенная меря. Мерянские фамилии Судиславля. Ономастика и антропология.
18:17
Потаенная меря. Мерянские фамилии Судиславля. Ономастика и антропология.

 
В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта, Борисоглеб, а так же их окрестностей.  Сегодня мы переносимся на 150 километров к востоку от Нерехты, на берега реки Корба.  Поселок Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич Мерьский: от него до Галича Мерьского еще около семидесяти километров.  Он стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому.
 

 
Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай спасал когда-то зайцев, и о которых только что писал Василий Михайлович Песков в своей традиционной еженедельной статье в "Комсомольской Правде".

С 1572 г. Судиславль назывался городом, т. е. укрепленным местом, в котором стояла крепость. Это был один из форпостов на северо-восточной границе Московии, и предназначался он для укрытия местного мерянского населения от нападения ветлужских черемисов и казанских татар, частенько ходивших в походы на Галич и Кострому.
 

 
Пограничные уезды Московии в 16 веке были разделены на административно-военные районы — осады. Существовала Судиславская осада и ее центром был город Судиславль, расположенные на правом берегу реки Корбы, вытекающей из Андобского болота, которое занимает часть территории бывшей Андобской волости. Эта волость упоминается в грамоте галич-мерьского князя Юрия Дмитриевича - сына Дмитрия Донского.

Уже тогда волость славилась выплавкой железа, которое добывалось из болотной руды, залегавшей в болотистых местах поймы реки Андобы и ее притоков. Как и другие города-крепости, Судиславль, имел крепость - детинец с крепостной стеной, стоявшей на валу и представлявшей собой обычный сруб, как у избы, только набитый землей - "тарас". По углам крепости стояли башни, одна башня была въездной и запиралась воротами. За валом шел ров, заполненный водой.  За крепостью располагался посад. В 1646 г. в нем стояло 57 посадских дворов. Городовым приказчиком в 1616 г. в крепости был боярский сын Б.И.Киленин — представитель небогатого костромского дворянского рода.
 

 
Историки продолжают спорить о том, был или не был Судиславль исторически одним из географических центров племени меря. Советский лингвист, академик О. Ткаченко, написавший книгу "Мерянский язык", утверждает, что "Меря - финское племя с высокой культурой, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам современных вепсов, сето и карел). Меряне были талантливыми земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами как это часто преподается в попхистори.
 

 
Эта была одна из самых многочисленных финских народностей современной центральной России к началу складывания нашего Российского государства. Жили меряне на территории нынешних Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей. Топонимика, сравнительная этнография, археология, антропология и документы Московского государства 15-17 веков позволяют сказать, что меря долгое время сохраняла свою идентичность в Волго-Окском междуречье.  

В деле изучения мерянского наследства полезной оказывается и наука о именах и фамилиях, называемая ономастикой. В этом материале мы предлагаем вашему вниманию список современных фамилий жителей поселка Судиславль и его окрестностей в нашем переводе на русский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень мерянских  фамилий с озера Неро дополнен небольшой фото подборкой мерянских типажей современного Судиславля взятой из открытых источников.   
 


МЕРЯНСКИЕ ФАМИЛИИ СУДИСЛАВЛЯ

Татьяна Асанова (аза, аса - ребенок) Владимир Куянцев (кӱан - каменистый) Александр Лопарев - (распространенная костромская фамилия. От этнонима - лопь, лопарь), Юрий Шобылев - (шо́по, шобы, шабы - кислый), Татьяна Кандалинцева (конда, канда - медведь) Ольга Каванова (Кав(б)ан - кладь, скирда, стог), Марина Кокорева (кока - тетя) Татьяна Кокырева (кокыр уст. полкопейки ( букв.: две белки); грош) Татьяна Шалагина (от шала - разломанный, разбросанный) Лариса Мершева (от этнонима меря) Илья Кулигин ( От северорусского диалектного "поляна, новь, раскорчеванное место в лесу". Этимология от прибалто-фин. kylä место, селение) Виктория Чикулаева (Чикулай - мерянское имя собственное) Роман Шураков (шур - навоз) Карина Кильмяйкина  (От прибалто-фин. kylä место, селение)  Сергей Кисаев - (киса - киса синица.) Даша Кулёва (От прибалто-фин. kylä место, селение) Владимир Чичагов (чи́чега, чичага "иней, изморось, мокрый снегопад", олонецк., чи́чела, чи́чала – то же (Кулик., Даль) сравнимо с  прибалто-финским tšipšu "мокрый снег" (Калима 28, 247), возможно пермско-финск - чечет – ‘трясогузка’.)  Алексей Шошин (шо́шо весна; весенний;) Евгений Панков (пан, пам - жрец, вождь У северных русских распространены предания о древних чудских «панах» - древних местных предков ) Катюша Бурхутова (вӱр - бӱр - кровь.) Анна Вагина (ваге, вага - рычаг.) Eлена Уваева (ува - бурый, светло-бурый) Николай Антыков (ондык - сначала, прежде) Наталья Турилова (туровить, турить - костромск., вологод., вят., пермяц. - гнать, понукать)  Виктория Шипулина (ший -  серебро) Анна Кувайскова  (кава, кува - бабушка, старуха) Анна Шийпулина (ший - серебро; серебряный) Татьяна Телешева (теле зима; зимний) Анна Сайгина (сай хороший; хорошо; сай огыл — нехороший. ) Лена Лашманова (лашман - неуклюжий, неповоротливый, крепкий человек)
 
Просмотров: 3303 | Добавил: merja | Теги: меря, мерянские фамилии, Судиславль, антропология, ономастика | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 5
avatar
1
5
Как долго русские не будут признавать, что они ославяненные финно-угоры и тюрки? В основном через православную религию. Одно дело культура, которая формировалась по большей части в середине второго тысячелетия, а другое дело, утверждение, что эта культура идет от некоего одного этноса и ничего из вне в этой культуре не было. Прогрессивнее первое, а второе это больше тупиковый путь. Тем более в современных то условиях.
avatar
1
4
Эти женщины, особенно юная невеста, очень похожи на наших горномариек. Поразительно просто.
avatar
1
3
На мое родном -эрзянском языке - я - Изонень Юля - мой род - Изонень, вы - Андю Мерянь . Вот они, финно-угры! Вот она, печать не только в лицах. но и в языках!
avatar
1
2
да, общие древние корни у нас всех. cool
avatar
1
1
Поразительное сходство этих женщин и с нашими эрзянками мордовочками - невеста и мать - словно из нашего села. Тавла Кочкуровского района Мордовии. Одного поля ягодки! Родные лица...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика