Пятница, 29.03.2024, 13:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Май » 4 » Потаенная меря. Сусанино. История и антропология
13:31
Потаенная меря. Сусанино. История и антропология



Поселок Сусанино-в прошлом село Молвитино- расположен в 62 км к северо-востоку от Костромы. на живописной гряде холмов, среди могучих лесов, которым не видно конца. Когда на высокой, омываемой реками Шачей и Волжницей гряде возникло Молвитино, мы не знаем. В дошедших до нас документах оно  в качестве центра большой вотчины бояр Салтыковых и Михалковых впервые упоминается в XVI веке, но появилось это село, конечно, гораздо раньше. Совсем рядом, на Шаче, находится знаменитое село Домнино, бывшее родиной и вотчиной матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы и являющееся по легенде местом жертвенного подвига Ивана Сусанина. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда.


Окрест раскидано множество мерянских топонимов: Халезово (колызо - рыбак), Кулеверово (кул - холоп, вер -) место), Тагаево (от тага - баран, Бараново), Лодыжки (лодаш - зарубка), Коломино (кол - рыба, коломище - кладбище или от кольмо - лопатка), Паклено, Койдорово (койдараш - высмеивать, ), Куданово (кудо - усадьба, дом), Чумсаново, и гидронимов: Шача (шочмо - родной, родная), Водыш (миф. - дух, название низшего божества), Пичеж (пучаш - 1) испаряться, испариться; улетучиваться, улетучиться; 2) спадать, спасть, сбывать, сбыть, убывать, убыть (об уровне воды)), Мера (от - меря, или от мер - общественный, общий), Андоба, Суздаль, Корба, Ахмонка, Востырь (1. вошт - насквозь, 2. воштараш - перевозить, перевезти; переносить, перенести; переправлять, переправить кого-что-л. через что-л. или куда-л), Письма, Санда (сандал - красноватая, алая), Лынгерь (лыҥ много, ер - озеро)

Любопытны названия деревень и сел соседнего Яхнобольского стана: Яхноболь (бол - место на - ...), Тебза, Пастома, Курмыш (кӱрмаш - щипать, теребить),  Панинское (паны - предки), Лутовинки (возможно от лудо - утка; утиный), Каваново (от кува - бабушка), Пунц(ч)ово (пӱнчӧ - сосна; сосновый).


Фрагмент сохранившейся стены Богословской церкви в урочище Яхноболь. Сусанинский район Костромской области. Село Яхноболь было некогда центром одноименного стана.



В первой половине XVI века Молвитино принадлежало Григорию Михайловичу Шестову — брату деда Марфы Ивановны Романовой, матери первого царя из династии Романовых. У Г.М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария. После смерти отца и умерших бездетными братьев Молвитино по наследству перешло к Марии Григорьевне, бывшей замужем за Андреем Тимофеевичем Михалковым. Таким образом, примерно в 70-е годы XVI века Молвитино перешло в собственность рода Михалковых.



По понятиям XVI века, А.Т. Михалков, будучи сыном дворцового дьяка Тимофея (Тиши) Михалкова, был в смысле происхождения совсем «худой человек». Однако за несколько десятилетий своей службы он сделал успешную карьеру при дворе Ивана Грозного, а женитьба на дочери Г.М. Шестова ввела его в круг родовитой московской знати. С овладением Молвитиным у А.Т. Михалкова были определённые трудности: во время опричнины (1565 — 1572 гг.) молвитинская вотчина была изъята и её получил кто-то из числа опричников, но А.Т. Михалков бил государю челом, и Иван Грозный вновь пожаловал Молвитино ему и его сыну Ивану. В своём духовном завещанием от 1587 года (именно в нём и содержится, по-видимому, древнейшее из дошедших до нас упоминаний о Молвитине) А.Т. Михалков сделал наследником Молвитина своего единственного внука Константина Ивановича Михалкова (сын Иван к этому времени умер).

После смерти А.Т. Михалкова его вдова, Мария Григорьевна, согласно завещания мужа, допускавшего такой вариант, передала половину Молвитина дочери — Екатерине Андреевне, бывшей замужем за окольничим Михайлом Михайловичем Салтыковым (старинный боярский род Салтыковых издавна был связан с костромским краем — здесь у Салтыковых имелись многочисленные вотчины, а Богоявленский монастырь в Костроме на протяжении XVI–XVIII веков служил местом последнего упокоения нескольких поколений салтыковского рода). Так, к концу XVI века Молвитино стало принадлежать двум владельцам — К.И. Михалкову и М.М. Салтыкову.
Будучи родственником матери первого царя из династии Романовых, Константин Иванович Михалков после воцарения Михаила Романова занял при царском дворе видное место — он стал постельничим, т.е. одним из наиболее приближённых к царю лиц. 


Окольничий М.М. Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме). Принадлежащую ему половину Молвитина унаследовала вдова Екатерина Андреевна, принявшая после смерти мужа монашество и ставшая под именем Евникии монахиней кремлёвского Вознесенского монастыря, и сыновья — Борис Михайлович и Михаил Михайлович Салтыковы, также в силу родства с матерью царя игравшим в первые годы правления М.Ф. Романова большую роль при его дворе.


Река Андоба

В XVI-XVII веках село упоминается как центр местной железорудной промышленности. Железо добывали из болотных руд в низинных местах в междуречье Шачи и Андобы, а в окрестных деревнях работали железоплавильные горны и кузнецы, в которых еще во времена удельного Галичского княжества изготавливали оружие.


река Шача

Но со временем железорудное дело пришло в упадок, не выдержав конкуренции с уральским железом. Взамен развился новый промысел – суконно-валяное производство.
История отмечает разорение села Молвитино в 1613 г литвой.  К этому времени относится  легендарное историческое событие - подвиг Ивана Сусанина. По преданию, родился он в деревне Деревеньке, принадлежавшей матери Михаила Романова. Эти необычайно красивые места и сегодня напоминают о событиях многовековой давности. По легенде в конце осени-начале зимы 1613 года Иван Сусанин, взятый литвой в качестве проводника, завел отряд в Чистое Болото, спасая свою госпожу Ксению Романову (в иночестве Марфа) и ее юного наследника. Сусанин, по преданию, принял мученическую смерть. Народная молва чтила Сусанина как героя, спасшего родную землю и будущего московского царя.

Дальнейшее покровительство царской династии имело большое значение для развития села Молвитино. Родину Ивана Сусанина, позднее стали связывать с селом Молвитиным. Здесь родился еще один царский спаситель - крестьянин Осип Комиссаров. Он спас Александра II в 1866г, во время покушения Каракозова. Комиссаров был объявлен тогда вторым Сусаниным.

В 17в Молвитино, принадлежавшее боярам Михалковым и Салтыковым, становится известно как крупное торговое село, стоящее на оживленном тракте, шедшем из Костромы через Галич в Вологду и Тотьму.

В 18в. торговать в Молвитино было удобно, поскольку не в каждом селе имелись каменные торговые ряды, где торговля шла ежедневно. Были здесь и трактиры и гостиницы с номерами. Молвитино также известно своей Тихоновской ярмаркой, четвертой по значению конной ярмаркой в губернии, на которую выставлялось до 400 лошадей. В конце 19в. купцом Скалозубовым в усадьбе Медведки неподалеку от Молвитино был основан конный завод, ставший известным в России.

Молвитинцы были широко известны как непревзойденные шапочники и картузники. В Советское время новое развитие получил старинный шапочный промысел.

В 1928г село Молвитно Буйского района стало районным центром, свое современное название - Молвитино получило в 1939 г по имени Ивана Сусанина, а с 1970 г. преобразовано в рабочий поселок, где сейчас живет 4 тыс. человек.








































Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 7604 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика