Суббота, 24.06.2017, 06:22 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 12 » Потаённая Меря (Часть четвертая). Солигалич. История и современная антропология.
11:04
Потаённая Меря (Часть четвертая). Солигалич. История и современная антропология.

Солигалич -  районный центр Костромской области. Население — 6900 чел. (2005). Расположен в верховье реки Костромы — левого притока реки Волги. Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием "Соль Галицкая". "Соль" указывает на существование на этом месте соляных промыслов, возникших, по-видимому, не позднее XIV века, а "Галицкая" — на принадлежность к Галичскому княжеству со столицей в лежащем южнее Галиче. Это упоминание 1335 года связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем (по поводу имени, отчества и удела имеются разногласия) Воскресенского монастыря. 


Жительница Солигалича.
(из коллекции Ивана Данильченко)
Солигалич, Фото 1920-1935. Любезно предоставлено Владимиром Крыловым

В середине 14 века Солигалич в составе Галицкого княжества отошел к владениям московских князей, а в 1450 году город вместе со всем Галичским княжеством был присоединен к Москве и оказался на восточной границе Московского княжества. По этому случаю город укрепили — построили деревянную крепость на восьмиметровых земляных валах. Как довольно быстро выяснилось, не зря — так, в 1532 Солигалич выдержал трехдневную осаду казанских татар. Как и многие другие дошедшие до наших дней города Московии, Солигалич удачным образом оказался на важном торговом пути — из Волги вверх по Костроме в Северную Двину и далее на Архангельск. В сочетании с развитым в городе соляным промыслом, одним из самых известных и выгодных, это означало огромные богатства. 


Жительницы Солигалича. Первая половина 20-го века. (из коллекции Ивана Данильченко)
  Фото 1920-1935. Любезно предоставлено Владимиром Крыловым

С 14 по 18 века Солигалич был большим центром по производству соли в Московии. Но солеварение здесь было остановлено в 1823 году, так как к этому времени были обнаружены залежи соли в других местах, где процесс ее получения был намного проще. В 1609 году было учреждено воеводство, а в 1808 году деревянный город практически полностью уничтожил пожар, его отстраивали заново. На основе целебных минеральных вод, обнаруженных в 1841 году, появились Солигаличский бальнеологический курорт-санаторий и грязелечебница, которые существуют и поныне. Местные воды оказывают лечебное воздействие на опорно-двигательный аппарат.

К середине 19 века получают развитие изготовление дегтя и кузнечный промысел, причем железо было не привозное, а местное, добываемое из окружающих болот. С начала 20 века активно развивается лесная промышленность.

В настоящее время в Солигаличе живет 7,5 тыс. жителей (на 1993 год). Главное предприятие города - АО "Солигаличский известковый комбинат", который был основан в 1964 году. Продукция комбината - строительная известь ( из которой  изготовливали силикатный кирпич), раскисление стали в процессе варки и известковая мука, из которой затем делается удобрение. Основными потребителями до недавнего времени являлись АО "Аммофос", расположенный в Череповце, и предприятия сельского хозяйства. Но сейчас колхозы находятся на грани выживания, большая часть земель не вспахивается, поэтому известковая мука, нужная для раскисления почв, остается невостребованной.

АО "Леспромхоз" - второе большое городское предприятие. Занимается оно заготовкой и частичной переработкой древесины, которая кроме внутреннего использования идет и на экспорт. Кроме этого в городе расположены льнозавод, маслосыродельный завод, промкомбинат. В районе культивируют зерновые и кормовые культуры, лен. Развито мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Для детей и молодежи действуют четыре детских сада, три школы (восьмилетка и две средних), филиал Костромского ПТУ и Дом культуры.

Город издает местную газету "Солигаличские вести" и даже имеет свое радио, которое выходит в эфир 3 раза в день по 15 минут.

Главные достопримечательности исторического центра города - церкви Крестовоздвиженская (1817), Преображения (1821), Николы на Наволоке (1688) и здания торговых рядов (середина 19 в.). На берегу Костромы имеется Воскресенский монастырь с Воскресенской (1660-69) и Богоявленской (1681) церквами. Близ него находится Рождественский монастырь (основан в 1335) с собором Рождества Христова (1668-1805). Но, может быть, самые интересные достопримечательности - это простые дома Солигалича, которые украшены богатой резьбой.  

Солигалич имеет и свой краеведческий музей им. Г.И. Невельского. Появился он в 1923 году благодаря тому, что в Солигаличе в 1921 году было организовано отделение Костромского научного общества по изучению местного края. За первые два года работы краеведов, изучения ими архивов дворянских усадеб, церквей было собрано 1725 фолиантов, это являлось началом формирования научной библиотеки музея. Краеведческое общество было уничтожено в 1937 году, но труд первых краеведов оказался настолько фундаментальным, что им пользуются и по сию пору. 

Финские черты мерянских и чудских предков в облике современных жителей Солигаличской земли со временем не сгладились. Лица их всё такие же круглые, угловатые и скуластые, глаза, в основном, светлые и чуть раскосые. Окрест Солигалича как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота и реки с древними названиями - Кострома, Шугома, Сельма, Корба, Юрманга, Сундоба, Сонгиш, Кохтога, Полешма, Вохтома, Ножига. До сих пор встречаются и селения с финскими названиями - Корба, Пегуза, Ламса, Пундово, Солда, Кордоболь, Вига, Судай, Ворваж, Якша, напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и чудь ещё говорили на родном языке.  

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5034 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 15
avatar
-1
15
я скопировал ваше фото как доказательсвто того что русские не угро-финны. А то эти нападки фашиствующих угров и укров , их родственников уже переходят все границы.
avatar
-1
14
Кстати данный антропологический тип не свойственен славянам и русским, что лишний раз доказывает что русские не угро-финны.  Правда на паре фото чистые славянки которых автор ошибочно приписал к угро-финнам. Это те у кого глаза не узкие и не раскосые и лица продолговатые а не круглые как у угро-финнов.
avatar
1
13
если есть резонанс значит в Вас говорит генетическая память smile я рад что Вам интересны наши материалы.
avatar
1
12
Интересно всё-таки... Внешне ни я, ни мои родители не принадлежим к финно-угорским типам. Но зато обе родные сестры моей бабушки очень похожи на некоторые лица в этой галерее (вся семья по материнской линии родом из Костромской области). М-да.. "Причудливо тасуется колода"...
...Я и сама пока не поняла, почему вся эта история с мерянскими корнями так сильно запала в душу. Я не очень склонна к мифотворчеству, но начала читать про финно-угорские народы, и резонанс очень сильный. Как будто что-то родное, но забытое.. Пытаюсь понять.
avatar
0
11
Не стоит благодарности) Вы правильно сделали, что поставили ссылку, а господин kvn938 зря так разволновался)
avatar
0
10
Ведяна спасибо за ваш комент. Вы всё верно описали. Впрочем я уже сам нашел альбом уважаемого kvn938 проставил копирайты.
avatar
0
9
Господин kvn938, ваше обращение к администратору перешло в бурную дискуссию, потому что вы сами изъясняетесь довольно образно. Указываете на Русь, бессовестных русских, правовое государство и проч. Чтобы разговор был обстоятельным и конкретным, нужно было изложить определенно, что вас не устраивает и какие изображения данной статьи нуждаются в авторстве. Интернет-пространство необъятное и фотографии, размещенные на сайте БРА, фигурируют также в яндекс картинках, таким образом любой может изначально не дойти первоисточника, ибо не всякий пользователь интернет указывает их. В данном случае, как и сказал iogaivese, нет никаких проблем, так как коммерческих интересов сайт Меряния не имеет.
avatar
0
8
kostroma да, вполне возможно это не ф-у типаж. Таких я встречал в Ярике...
avatar
1
7
Куванов от мерянского кува(куба) - бабушка, старуха. В переводе на русский фамилия будет звучать Старухин, Бабушкин cool
avatar
0
6
iogaivese нет не знаю. Какое у неё значение?
avatar
1
5
Иван, кстати фамилия у вас весьма характерная, мерянская wink Знаете что означает в переводе на русский язык?
avatar
1
4
Зашел к вам с galich44 и увидел свою фотографию в теме про Галич) Всегда интересовался историей, но никогда бы не подумал какие именно корни у нашей семьи и видно у большинства наших горожан. Спасибо вам за интересный сайт. И, жду еще материалов по истории Костромской земли! Удачи!

PS: kvn938 я бы на вашем месте, если для вас это так важно, просто указал ребятам на ваши авторские фото и дело с концом. ;)

avatar
1
3
Интересно рассматривать лица в Вашиx галереях. Действительно, довольно четко прослеживается определенный антропологический тип, который Вы связываете с финно-угорским происхождением, и, наверно, это так и есть. Однако, как мне кажется, девушка, которая 4-я сверху в галерее, выпадает из этого типа. Но самое интересное это то, что подобная внешность (узкие скулы, большие глаза) очень распространена среди женского населения Ярославля, где я выросла. Этот тип довольно сильно отличается от остальных лиц галереи. Я бы его назвала скорее "скандинавским", чем финским. Внешне я и сама к нему принадлежу smile ...
avatar
1
2
Благодарим Вас за отзыв
avatar
0
1
Прекрасная портретная галерея. Увидел лица своих родственников, которые видел с детства. Спасибо.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика