Вторник, 13.11.2018, 07:32 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 27 » Потаённая Меря (Часть пятая). Чухлома. История и современная антропология.
12:38
Потаённая Меря (Часть пятая). Чухлома. История и современная антропология.


Чухлома, вид с вала.

Районный центр Костромской области Чухлома расположился на восточном берегу Чухломского озера в 50 километрах от Галича и в 170 километрах от Костромы. Население Чухломы - 5.5 тысяч человек, территория - 7 квадратных километров.


Современные жители Чухломы

В далекой древности в этих местах, как и во многих северных и восточных районах, жили финно-угорские племена - чудь и меря. От них в наследство и осталось название города. Чухломское озеро в древности называлось Чудским, но позже название Чудское прочно закрепилось за озером рядом с городом Псковом, а за Чухломским - его современное название. В летописи Чухлома впервые упоминается в 1381 году как город, входящий в Галицкое княжество. Но возникла она раньше, вероятно, уже в Х веке.

Вдоль Чухломской дороги простираются нехоженые леса, болота, реки - Ламза, Касть, Вига, Шача, Ножига.  Встречаются селения с финскими названиями - Едомша, Возега, Морега, Чуватово, Нероново, Самылово, Коконыгино,  напоминающими о далеких временах, когда здесь жили языческие фино-угорские народы меря и чудь.

Во время татарских набегов, феодальных войн и усобиц Чухлома имела важное оборонительное значение. На высоком берегу озера были насыпаны валы и выстроена деревянная крепость, просуществовавшая до 1727 года, когда она была уничтожена пожаром. Крепостные валы частично сохранились до настоящего времени.


Жительница Чухломы. Первая половина 20-го века.

В XVI веке Галичское княжество, а с ним и Чухлома, вошло в состав Московского государства, междоусобные войны закончились, но долгожданный покой не наступил. Более десяти раз в течение столетия как ураган проносились татары. На чухломские земли вторгались и литовские отряды. В результате очередного нападения на Чухлому в 1609 году крепость устояла, но все окрестные деревни были сожжены, многие люди покинули родные края, оскудел Чухломской край. Вследствие этого Чухлома превратилась почти в деревню, по данным дозорной книги 1615 года там значилось тридцать дворов с тридцатью душами мужского пола.

К середине XVII века количество дворов достигло семидесяти, оживилась торговля, на озере появилось много рыбаков. Строились боярские хоромы как на территории крепости, так и за ее стенами. 

В 1708 году Чухлома при административной реформе Петра была отнесена к Архангелогородской губернии. Позже - в состав Чухломского уезда, образованного в составе Костромской провинции Костромского наместничества 5 сентября 1778 года. С 1796 года уезд вошел в состав Костромской губернии. В 1780 году был установлен прямоугольный новый регулярный городской план, на котором основывается планировка города по сей день. 8 октября 1928 года ВЦИК принял постановление "О районировании Костромской губернии", был образован Чухломский район. В 1929 году Чухломский район вошел в состав Костромского округа Ивановской промышленной области. В 1936 году Чухломский район вошел в Ярославскую область, а в 1944 году - в Костромскую.

Вся древняя деревянная застройка: кремль, боярские и купеческие палаты, дома горожан, погибла при пожаре 1727 года. Из архитектурных памятников в Чухломе сохранились Успенская церковь (1730-40), Преображенский собор (1746; сильно перестроен), бывшее здание присутственных мест (1837) и жилые дома (вторая половина 19 в.). Территория сгоревшего кремля длительное время пустовала, а в 1837 году городская управа стала сдавать её горожанам в аренду под огороды, и это продолжалось свыше полувека. В 1890 году стали засыпать рвы, и на территории бывшего кремля разбили городской сад. Городской сад с вековыми деревьями существует по сей день. На конце крепостного вала, над озером стоит беседка, из которой открываются чудные виды на озеро и город.


Вид на Авраамиев Городецкий монастырь.

В 11 километрах от Чухломы, на северном берегу озера, близ  села Ножкино расположен Авраамиев Городецкий монастырь. Он был основан в конце XIV века Авраамием Галичским, но от тех времен ничего не сохранилось. Самое древнее здание монастыря — пятиглавая Покровская церковь (1608—1632). От XVII века остались также руины надвратной Никольской церкви. Остальные строения монастыря — церковь умиления Богоматери (1857), колокольня и братский корпус — были сооружены в XIX веке.

В наши дни основа экономики Чухломы - лесная и деревообрабатывающая промышленность. Чухломские плотники издавна славились своим мастерством, не померкла эта слава и в наши дни. В Чухломе действует ОАО "Чухломский леспромхоз" (деловая древесина, пиломатериалы), маслосырзавод, ООО "Форест менеджмент ЛТД" (производство пиломатериалов, садовых домиков, оконных и дверных блоков).

Современная Чухлома не сильно отличается от Чухломы XIX-XX веков. Те же двухэтажные дома, большей частью деревянные, тот же неспешный темп жизни. Если в поле зрения нет автомобиля (а это в Чухломе не редкость), легко представить себе выезжающего на пролётке уездного предводителя дворянства, урядника или земского доктора.

Почти все древнейшие города будущей Московии - Переславль, Ростов, Новгород, Галич, Белоозеро, Изборск, основывались не берегах озер. Город Чухлома здесь не исключение. Сам город разлегся на холмах на юго-восточном берегу озера, а напротив Чухломы, на северном берегу, тоже на холме, стоит монастырь. По прямой это около 10 километров, но громадный храм и колокольня видны из города в любую погоду. Наверное, так и было задумано когда-то иноком Авраамием, учеником Сергия Радонежского, который впервые пришел к Чухломскому озеру, на берегах которого проживало языческие народы меря и чудь. Место для обители Авраамий выбрал самое видное, чтобы через красоту люди приобщались и к христианской вере. 

Как несколько лет назад, так и сейчас я прошел пешком от монастыря до города. Ходу - где-то 2,5 часа. Несмотря на поздний вечер, по трассе то и дело в сторону Костромы проезжали грузовики с лесом. Мне уже говорили о том, что местное население живет продажей леса, причем, рубка его, как правило, нелегальная и дело здесь связано с криминалом. Но что делать людям, если все сельское хозяйство на северных неплодородных землях сейчас в упадке? Чем еще им кормиться? На полдороги, у деревни Починок, я увидел вообще невообразимое: за широким столом, прямо у обочины, шумно пировали... кавказцы! Как на картине Пиросманишвили, человек сорок... Вот, тебе и "Русский Север"!...

Кроме леса, мужчины в Чухломе занимаются самым распространенным в России «отхожим» промыслом, который здесь почему-то принято называть «строительством бань для москвичей». Москвичи их величают «гастарбайтерами». Что там строят чухломичи в первопрестольной и других больших городах - бани, дачи, небоскребы или дворцы - не важно, но те мужики, которые регулярно уезжают на длительное время на «промысел», обычно возвращаются хоть и не богачами, но с вполне приличными деньгами. Именно поэтому в Чухломе трудно встретить нищих или просто «бичей»: все как бы при деле. В мужчинах-чухломичах чувствуется какая-то стать, внутренняя уверенность в себе; посмотришь на такого отца семейства, гордо ведущего под одну руку красавицу-жену, а другой везущего дорогую коляску с полненьким дитем, - и сам как-то уменьшаешься в росте, что ли. Вот, только не понятно: что будет, когда все бани и дворцы будут построены и весь лес вырублен? Ведь в Чухломе не налажено ни одного производства...


Жительница Чухломы начала 20-го века.

Маленькая, с 4-тысячным населением, Чухлома всегда умудрялась жить получше других городов. Просто, традиция такая была: работать и не задавать «проклятых» вопросов о том, что твой труд может обогатить какого-то там «дяденьку» (есть, черт возьми, в русском миропонимании такой «прыщик»). Взять, к примеру, историю чухломского рода Июдиных, который ведет свою родословную с XVI века.
Начинали они с простых вещей - ловли знаменитых чухломских карасей и добывали зверя - но вскоре род возвысился до того, что один из Июдиных, Федор Иванович, был занесен в книгу знатнейшего купечества Российской империи. Он обогатился на международной торговле, в которой неплохой доход приносило вовсе не сырье (продажей которого, кстати, перебивается сейчас Москва), а готовый, качественный продукт. Июдинские обозы с пенькой, льняным семенем и мехами перегружались на суда и сплавлялись по Сухоне и Двине до Архангельска, где у Федора Ивановича имелись собственные заводы. Дальше, в Англию и Голландию, отправлялись канаты, кожа и великолепно выработанная пушнина. Возвышение Июдина прервано было чрезвычайным происшествием: в 1809 году караван с его кораблями был захвачен турками. И, хотя через несколько лет Июдин смог в счет контрибуции вернуть свои деньги, имя его к тому времени было вычеркнуто из списка знатных купцов и он был признан банкротом. Федор Иванович более не решился заниматься коммерцией «по-крупному», переселился в Одессу, и его потомки впоследствии разъехались по всей России.


Житель Чухломы начала 20-го века.

Один из Июдиных, Геннадий Васильевич, осел в Красноярске. Прославился он не тем, что тоже принадлежал к купеческому сословию, а своей уникальной библиотекой, которая состояла из 80 тысяч книг и 100 тысяч рукописей. Геннадий Васильевич, к тому же, издал двухтомный труд «Материалы г. Чухломы и рода костромичей Июдиных». В конце своей жизни оставшийся одиноким, он предложил свою библиотеку царскому правительству, но чиновники были заняты решением других проблем и отвергли предложение. Кончилось тем, что в 1907 году собрание перекочевало в Америку и теперь оно является частью собрания Библиотеки конгресса США.

Чухломское озеро постепенно теряло то значение, которое имело раньше: значение кормильца. То, что на гербе Чухломы красуются две скрученные жестяные остроги на голубом фоне, призванные напоминать о распространенности здесь рыбацкого промысла, теперь имеет, к сожалению, только историческое значение. Главная «достопримечательность» озера - знаменитые чухломские караси, подававшиеся некогда к самым высоким столам, теперь - большая редкость. В нашу эпоху произошла трагедия, может быть, и местного масштаба, но - сравнимая с исчезновением мамонтов в незапамятные времена: карась погиб.
Многие до сих пор спорят о том, почему это случилось. Сходились лишь в одном: что-то было нарушено в хрупком равновесии, в негласном договоре природы и человека. 


Жительница Чухломы начала 20-го века.

Автору этих строк, фотографу и путешественнику Геннадию Михееву удалось поговорить об экологии озера и не поверите с кем. С Июдиным! Нет, не с Федором Ивановичем и не с Геннадием Васильевичем: со Львом Анатольевичем Июдиным, достойным продолжателем традиций славного рода. Лев Анатольевич 46 лет проработал директором Чухломской ветеринарной лаборатории, а потому о биологии и проблемах озера знает немало. Даже адрес у Июдина «знаковый»: улица Озерная, дом 1. Сейчас он на пенсии, но, тем не менее, боль от происходящего в Июдине не утихает. 

И вот, почему: ...Собственно, у всех чухломичей, будто бы, в душе заложена любовь к нашему «морю». Нет таких людей, чтобы были равнодушны. Отец у меня был охотник-промысловик, дед тоже к этому делу отношение имел. Да и вообще, вся наша родня в той или иной степени с озером связаны были. Раньше я не помню того, чтобы с озером были какие-то проблемы. Существовали рыбартели, вели промышленный лов, но в те времена относились к озеру не как потребители, а с бережливостью. То, что случилось в последние годы, а именно, «заморы», - это что-то такое, о чем тогда и помыслить нельзя было.
- Что за «заморы» такие?
- Вот, представьте себе: выходите вы утром на берег, смотрите - а вода до самого горизонта сплошь усеяна рыбой, всплывшей «кверху брюхом». Вот, это и случилось однажды с нашим карасем. А за ним и ерш погиб.
- Почему?
- Здесь, много мнений. По-моему, главная причина в том, что в придонной части скопился сероводород, сказалось, что в тот год была маловетреная погода и не было дождей, а ведь карась - рыба придонная. Озеро вбирает в себя много рек, а вытекает из него одна: Векса. Раньше на Вексе Григорьевская мельница стояла и она большое значение имела: ее плотина поддерживала уровень озера. Само «море» не глубокое, около полутора метров и только в «глубях», которые у нас называются Елочная, Южная и Озерко, глубина до шести метров. Вот, рыбе-то тогда и некуда было деваться...
- Неужели в прежние времена не было засушливых лет? Рыба-то не погибала...
- Да, главное, конечно - это антисанитария озера. Вся грязь из города, органика с ферм, химия с полей (правда, сейчас-то химии не стало оттого, что колхозы обнищали)  - все шло в озеро. И еще, вот что: мотолодки все завели, и у людей какая привычка появилась: приплыли, бачек бензиновый промыли - и в озеро...

И все-таки, озеро площадью в  5,5 тысяч гектар способно еще самоочищаться. Не стало, к примеру, удобрений на полях - все приплод рыбе. Карпа вот попытались искусственно развести - он прижился. Правда, некоторые специалисты намекали на то, что на карася напала какая-то неведомая болезнь, но за недоказанностью версию отмели. Немножечко карася все-таки осталось. И вот, что заметил Лев Анатольевич (он сам - заядлый рыбак): карась нашел своеобразный «выход» из положения: он смог каким-то образом скреститься с карпом и в результате в рыбацкие сети частенько стала попадаться странная рыба, которая очень похожа на гибрид карася с карпом. Водится в озере еще линь, окунь, плотва (ее здесь называют сорожкой), щука. Но о промышленном масштабе лова речи идти не может.

В начале 90-х были распущены рыболовецкие артели, а вскоре ликвидирован колхоз «Путь Ленина», тоже специализировавшийся на рыбе. После того на озере настал форменный беспредел. Удочку здешние рыбаки не жалуют: ловят сетями. А в сети попадается не только рыба. Это еще и коварная ловушка для дичи. Сети разрешены официально, и даже в тот период, когда у уток только-только появляются выводки. Берешь себе лицензию - и ставь сеть хоть в километр длиной. А то, что в ней могут запутаться и утки, и утята, - это даже рассматривается как удача. За день таким «нечеловеческим» способом можно наловить и 30, и 50 уток...

Лев Анатольевич частенько спорит с рыбинспектором на тему этих самых сетей, на что тот парирует: «Людям надо ловить рыбу, чтобы прожить...» Хотя, некоторые породы рыб запрещены к лову, рыбаки, как правило, не разбирают, что там попалось в их сети. «Метут» все подряд.  Рыбинспектор у нас парень молодой, старательный, - размышляет Июдин, - но он один на все озеро и контролировать его полноценно не может. Разве он способен проследить, что и карася, и линя тайком ловят? Ему бы хотя б одного помощника...

...Следующим вечером на берегу озера был праздник. Что-то типа «Играй-гармони». Чухломичи любят веселиться так же, как и работать. Но вот, что я заметил: хотя, сцена была сооружена прямо у кромки «Чухломского моря», почти никто, кроме, разве, детей, не обращал внимание на озерную гладь, на кровавое солнце, заходящее аккурат за такой далекий и прекрасный монастырь. И мне показалось, что и впрямь какая-то таинственная связь людей с озером нарушена. Может быть, только показалось. 

Мне рассказывали такую легенду. Каждый год Чухломское море должно «взять» хотя бы одну человеческую жертву . В награду за то озеро одаривает людей всеми своими благами. Своеобразный такой «договор». Уже несколько лет в озере никто не тонул.
О том, хорошо это, или плохо (и вообще: правдива легенда - или так, сказочка...), мне хотелось спросить у Льва Анатольевича. Но на праздник он не пришел.


Геннадий Михеев. Костромская обл.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8144 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.2/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2476
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1018
Статистика
Яндекс.Метрика