Суббота, 24.06.2017, 13:34 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 27 » Потаённая Меря (Часть пятая). Чухлома. История и современная антропология.
12:38
Потаённая Меря (Часть пятая). Чухлома. История и современная антропология.


Чухлома, вид с вала.

Районный центр Костромской области Чухлома расположился на восточном берегу Чухломского озера в 50 километрах от Галича и в 170 километрах от Костромы. Население Чухломы - 5.5 тысяч человек, территория - 7 квадратных километров.


Современные жители Чухломы

В далекой древности в этих местах, как и во многих северных и восточных районах, жили финно-угорские племена - чудь и меря. От них в наследство и осталось название города. Чухломское озеро в древности называлось Чудским, но позже название Чудское прочно закрепилось за озером рядом с городом Псковом, а за Чухломским - его современное название. В летописи Чухлома впервые упоминается в 1381 году как город, входящий в Галицкое княжество. Но возникла она раньше, вероятно, уже в Х веке.

Вдоль Чухломской дороги простираются нехоженые леса, болота, реки - Ламза, Касть, Вига, Шача, Ножига.  Встречаются селения с финскими названиями - Едомша, Возега, Морега, Чуватово, Нероново, Самылово, Коконыгино,  напоминающими о далеких временах, когда здесь жили языческие фино-угорские народы меря и чудь.

Во время татарских набегов, феодальных войн и усобиц Чухлома имела важное оборонительное значение. На высоком берегу озера были насыпаны валы и выстроена деревянная крепость, просуществовавшая до 1727 года, когда она была уничтожена пожаром. Крепостные валы частично сохранились до настоящего времени.


Жительница Чухломы. Первая половина 20-го века.

В XVI веке Галичское княжество, а с ним и Чухлома, вошло в состав Московского государства, междоусобные войны закончились, но долгожданный покой не наступил. Более десяти раз в течение столетия как ураган проносились татары. На чухломские земли вторгались и литовские отряды. В результате очередного нападения на Чухлому в 1609 году крепость устояла, но все окрестные деревни были сожжены, многие люди покинули родные края, оскудел Чухломской край. Вследствие этого Чухлома превратилась почти в деревню, по данным дозорной книги 1615 года там значилось тридцать дворов с тридцатью душами мужского пола.

К середине XVII века количество дворов достигло семидесяти, оживилась торговля, на озере появилось много рыбаков. Строились боярские хоромы как на территории крепости, так и за ее стенами. 

В 1708 году Чухлома при административной реформе Петра была отнесена к Архангелогородской губернии. Позже - в состав Чухломского уезда, образованного в составе Костромской провинции Костромского наместничества 5 сентября 1778 года. С 1796 года уезд вошел в состав Костромской губернии. В 1780 году был установлен прямоугольный новый регулярный городской план, на котором основывается планировка города по сей день. 8 октября 1928 года ВЦИК принял постановление "О районировании Костромской губернии", был образован Чухломский район. В 1929 году Чухломский район вошел в состав Костромского округа Ивановской промышленной области. В 1936 году Чухломский район вошел в Ярославскую область, а в 1944 году - в Костромскую.

Вся древняя деревянная застройка: кремль, боярские и купеческие палаты, дома горожан, погибла при пожаре 1727 года. Из архитектурных памятников в Чухломе сохранились Успенская церковь (1730-40), Преображенский собор (1746; сильно перестроен), бывшее здание присутственных мест (1837) и жилые дома (вторая половина 19 в.). Территория сгоревшего кремля длительное время пустовала, а в 1837 году городская управа стала сдавать её горожанам в аренду под огороды, и это продолжалось свыше полувека. В 1890 году стали засыпать рвы, и на территории бывшего кремля разбили городской сад. Городской сад с вековыми деревьями существует по сей день. На конце крепостного вала, над озером стоит беседка, из которой открываются чудные виды на озеро и город.


Вид на Авраамиев Городецкий монастырь.

В 11 километрах от Чухломы, на северном берегу озера, близ  села Ножкино расположен Авраамиев Городецкий монастырь. Он был основан в конце XIV века Авраамием Галичским, но от тех времен ничего не сохранилось. Самое древнее здание монастыря — пятиглавая Покровская церковь (1608—1632). От XVII века остались также руины надвратной Никольской церкви. Остальные строения монастыря — церковь умиления Богоматери (1857), колокольня и братский корпус — были сооружены в XIX веке.

В наши дни основа экономики Чухломы - лесная и деревообрабатывающая промышленность. Чухломские плотники издавна славились своим мастерством, не померкла эта слава и в наши дни. В Чухломе действует ОАО "Чухломский леспромхоз" (деловая древесина, пиломатериалы), маслосырзавод, ООО "Форест менеджмент ЛТД" (производство пиломатериалов, садовых домиков, оконных и дверных блоков).

Современная Чухлома не сильно отличается от Чухломы XIX-XX веков. Те же двухэтажные дома, большей частью деревянные, тот же неспешный темп жизни. Если в поле зрения нет автомобиля (а это в Чухломе не редкость), легко представить себе выезжающего на пролётке уездного предводителя дворянства, урядника или земского доктора.

Почти все древнейшие города будущей Московии - Переславль, Ростов, Новгород, Галич, Белоозеро, Изборск, основывались не берегах озер. Город Чухлома здесь не исключение. Сам город разлегся на холмах на юго-восточном берегу озера, а напротив Чухломы, на северном берегу, тоже на холме, стоит монастырь. По прямой это около 10 километров, но громадный храм и колокольня видны из города в любую погоду. Наверное, так и было задумано когда-то иноком Авраамием, учеником Сергия Радонежского, который впервые пришел к Чухломскому озеру, на берегах которого проживало языческие народы меря и чудь. Место для обители Авраамий выбрал самое видное, чтобы через красоту люди приобщались и к христианской вере. 

Как несколько лет назад, так и сейчас я прошел пешком от монастыря до города. Ходу - где-то 2,5 часа. Несмотря на поздний вечер, по трассе то и дело в сторону Костромы проезжали грузовики с лесом. Мне уже говорили о том, что местное население живет продажей леса, причем, рубка его, как правило, нелегальная и дело здесь связано с криминалом. Но что делать людям, если все сельское хозяйство на северных неплодородных землях сейчас в упадке? Чем еще им кормиться? На полдороги, у деревни Починок, я увидел вообще невообразимое: за широким столом, прямо у обочины, шумно пировали... кавказцы! Как на картине Пиросманишвили, человек сорок... Вот, тебе и "Русский Север"!...

Кроме леса, мужчины в Чухломе занимаются самым распространенным в России «отхожим» промыслом, который здесь почему-то принято называть «строительством бань для москвичей». Москвичи их величают «гастарбайтерами». Что там строят чухломичи в первопрестольной и других больших городах - бани, дачи, небоскребы или дворцы - не важно, но те мужики, которые регулярно уезжают на длительное время на «промысел», обычно возвращаются хоть и не богачами, но с вполне приличными деньгами. Именно поэтому в Чухломе трудно встретить нищих или просто «бичей»: все как бы при деле. В мужчинах-чухломичах чувствуется какая-то стать, внутренняя уверенность в себе; посмотришь на такого отца семейства, гордо ведущего под одну руку красавицу-жену, а другой везущего дорогую коляску с полненьким дитем, - и сам как-то уменьшаешься в росте, что ли. Вот, только не понятно: что будет, когда все бани и дворцы будут построены и весь лес вырублен? Ведь в Чухломе не налажено ни одного производства...


Жительница Чухломы начала 20-го века.

Маленькая, с 4-тысячным населением, Чухлома всегда умудрялась жить получше других городов. Просто, традиция такая была: работать и не задавать «проклятых» вопросов о том, что твой труд может обогатить какого-то там «дяденьку» (есть, черт возьми, в русском миропонимании такой «прыщик»). Взять, к примеру, историю чухломского рода Июдиных, который ведет свою родословную с XVI века.
Начинали они с простых вещей - ловли знаменитых чухломских карасей и добывали зверя - но вскоре род возвысился до того, что один из Июдиных, Федор Иванович, был занесен в книгу знатнейшего купечества Российской империи. Он обогатился на международной торговле, в которой неплохой доход приносило вовсе не сырье (продажей которого, кстати, перебивается сейчас Москва), а готовый, качественный продукт. Июдинские обозы с пенькой, льняным семенем и мехами перегружались на суда и сплавлялись по Сухоне и Двине до Архангельска, где у Федора Ивановича имелись собственные заводы. Дальше, в Англию и Голландию, отправлялись канаты, кожа и великолепно выработанная пушнина. Возвышение Июдина прервано было чрезвычайным происшествием: в 1809 году караван с его кораблями был захвачен турками. И, хотя через несколько лет Июдин смог в счет контрибуции вернуть свои деньги, имя его к тому времени было вычеркнуто из списка знатных купцов и он был признан банкротом. Федор Иванович более не решился заниматься коммерцией «по-крупному», переселился в Одессу, и его потомки впоследствии разъехались по всей России.


Житель Чухломы начала 20-го века.

Один из Июдиных, Геннадий Васильевич, осел в Красноярске. Прославился он не тем, что тоже принадлежал к купеческому сословию, а своей уникальной библиотекой, которая состояла из 80 тысяч книг и 100 тысяч рукописей. Геннадий Васильевич, к тому же, издал двухтомный труд «Материалы г. Чухломы и рода костромичей Июдиных». В конце своей жизни оставшийся одиноким, он предложил свою библиотеку царскому правительству, но чиновники были заняты решением других проблем и отвергли предложение. Кончилось тем, что в 1907 году собрание перекочевало в Америку и теперь оно является частью собрания Библиотеки конгресса США.

Чухломское озеро постепенно теряло то значение, которое имело раньше: значение кормильца. То, что на гербе Чухломы красуются две скрученные жестяные остроги на голубом фоне, призванные напоминать о распространенности здесь рыбацкого промысла, теперь имеет, к сожалению, только историческое значение. Главная «достопримечательность» озера - знаменитые чухломские караси, подававшиеся некогда к самым высоким столам, теперь - большая редкость. В нашу эпоху произошла трагедия, может быть, и местного масштаба, но - сравнимая с исчезновением мамонтов в незапамятные времена: карась погиб.
Многие до сих пор спорят о том, почему это случилось. Сходились лишь в одном: что-то было нарушено в хрупком равновесии, в негласном договоре природы и человека. 


Жительница Чухломы начала 20-го века.

Автору этих строк, фотографу и путешественнику Геннадию Михееву удалось поговорить об экологии озера и не поверите с кем. С Июдиным! Нет, не с Федором Ивановичем и не с Геннадием Васильевичем: со Львом Анатольевичем Июдиным, достойным продолжателем традиций славного рода. Лев Анатольевич 46 лет проработал директором Чухломской ветеринарной лаборатории, а потому о биологии и проблемах озера знает немало. Даже адрес у Июдина «знаковый»: улица Озерная, дом 1. Сейчас он на пенсии, но, тем не менее, боль от происходящего в Июдине не утихает. 

И вот, почему: ...Собственно, у всех чухломичей, будто бы, в душе заложена любовь к нашему «морю». Нет таких людей, чтобы были равнодушны. Отец у меня был охотник-промысловик, дед тоже к этому делу отношение имел. Да и вообще, вся наша родня в той или иной степени с озером связаны были. Раньше я не помню того, чтобы с озером были какие-то проблемы. Существовали рыбартели, вели промышленный лов, но в те времена относились к озеру не как потребители, а с бережливостью. То, что случилось в последние годы, а именно, «заморы», - это что-то такое, о чем тогда и помыслить нельзя было.
- Что за «заморы» такие?
- Вот, представьте себе: выходите вы утром на берег, смотрите - а вода до самого горизонта сплошь усеяна рыбой, всплывшей «кверху брюхом». Вот, это и случилось однажды с нашим карасем. А за ним и ерш погиб.
- Почему?
- Здесь, много мнений. По-моему, главная причина в том, что в придонной части скопился сероводород, сказалось, что в тот год была маловетреная погода и не было дождей, а ведь карась - рыба придонная. Озеро вбирает в себя много рек, а вытекает из него одна: Векса. Раньше на Вексе Григорьевская мельница стояла и она большое значение имела: ее плотина поддерживала уровень озера. Само «море» не глубокое, около полутора метров и только в «глубях», которые у нас называются Елочная, Южная и Озерко, глубина до шести метров. Вот, рыбе-то тогда и некуда было деваться...
- Неужели в прежние времена не было засушливых лет? Рыба-то не погибала...
- Да, главное, конечно - это антисанитария озера. Вся грязь из города, органика с ферм, химия с полей (правда, сейчас-то химии не стало оттого, что колхозы обнищали)  - все шло в озеро. И еще, вот что: мотолодки все завели, и у людей какая привычка появилась: приплыли, бачек бензиновый промыли - и в озеро...

И все-таки, озеро площадью в  5,5 тысяч гектар способно еще самоочищаться. Не стало, к примеру, удобрений на полях - все приплод рыбе. Карпа вот попытались искусственно развести - он прижился. Правда, некоторые специалисты намекали на то, что на карася напала какая-то неведомая болезнь, но за недоказанностью версию отмели. Немножечко карася все-таки осталось. И вот, что заметил Лев Анатольевич (он сам - заядлый рыбак): карась нашел своеобразный «выход» из положения: он смог каким-то образом скреститься с карпом и в результате в рыбацкие сети частенько стала попадаться странная рыба, которая очень похожа на гибрид карася с карпом. Водится в озере еще линь, окунь, плотва (ее здесь называют сорожкой), щука. Но о промышленном масштабе лова речи идти не может.

В начале 90-х были распущены рыболовецкие артели, а вскоре ликвидирован колхоз «Путь Ленина», тоже специализировавшийся на рыбе. После того на озере настал форменный беспредел. Удочку здешние рыбаки не жалуют: ловят сетями. А в сети попадается не только рыба. Это еще и коварная ловушка для дичи. Сети разрешены официально, и даже в тот период, когда у уток только-только появляются выводки. Берешь себе лицензию - и ставь сеть хоть в километр длиной. А то, что в ней могут запутаться и утки, и утята, - это даже рассматривается как удача. За день таким «нечеловеческим» способом можно наловить и 30, и 50 уток...

Лев Анатольевич частенько спорит с рыбинспектором на тему этих самых сетей, на что тот парирует: «Людям надо ловить рыбу, чтобы прожить...» Хотя, некоторые породы рыб запрещены к лову, рыбаки, как правило, не разбирают, что там попалось в их сети. «Метут» все подряд.  Рыбинспектор у нас парень молодой, старательный, - размышляет Июдин, - но он один на все озеро и контролировать его полноценно не может. Разве он способен проследить, что и карася, и линя тайком ловят? Ему бы хотя б одного помощника...

...Следующим вечером на берегу озера был праздник. Что-то типа «Играй-гармони». Чухломичи любят веселиться так же, как и работать. Но вот, что я заметил: хотя, сцена была сооружена прямо у кромки «Чухломского моря», почти никто, кроме, разве, детей, не обращал внимание на озерную гладь, на кровавое солнце, заходящее аккурат за такой далекий и прекрасный монастырь. И мне показалось, что и впрямь какая-то таинственная связь людей с озером нарушена. Может быть, только показалось. 

Мне рассказывали такую легенду. Каждый год Чухломское море должно «взять» хотя бы одну человеческую жертву . В награду за то озеро одаривает людей всеми своими благами. Своеобразный такой «договор». Уже несколько лет в озере никто не тонул.
О том, хорошо это, или плохо (и вообще: правдива легенда - или так, сказочка...), мне хотелось спросить у Льва Анатольевича. Но на праздник он не пришел.


Геннадий Михеев. Костромская обл.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6856 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 631 2 »
avatar
0
63
Якуты... А откуда же тогда название небольшой речки Саха?У В.Даля - ручей,у якутов -Саха-Якутия.
12-13 000 лет назад в период последнего потепления,ледник,отступая,образовал приречные террасы,куда пришли северные народы пасти оленей.Стало теплеть,они ушли вслед за оленями.Вот,откуда след якутов и других северных народов здесь.
avatar
0
62
Доброго дня!Заинтересовалась Вашим проектом и исследованиями, поиском типичных мерян.
Привычно слышать утверждение, что русские - это славяне. Но вопрос "А
славянка ли я?" возник у меня после общения с археологом, участвовавшим в
раскопках в районах Шуи и Плеса (города Ивановской области). По его словам,
раскопки свидетельствуют о том, что жителями Ивановской области был заимствован
лишь славянский язык, а орнаменты на одежде, посуде являются фино-угорскими. Я
- коренной житель Ивановской области. Все мои предки - из деревень Ивановского,
Фурмановского, Лежневского, Приволжского районов нашей области. Тот же историк
поведал, что славяне на территории нашей области не селились - земли у нас для
посевов не подходят, урожаи скудные, что славяне остановились в районе
Владимира, Гаврилов-Посада - конец черноземья, Владимирское ополье. Славянская
знать осела в крупных населенных пунктах. Так что очень велика вероятность
того, что я и есть тот самый потомок мери без примеси славянских и прочих
кровей)). Это интересно. Все бы замечательно, но смущает вот что - лица,
которые Вы приводите в пример мерян и описание антропологического типа. Вы
относите мерян к восточно-балтийскому расовому типу. Смотрю на себя, фотографии
своих предков - тип не тот))) Из песни слов не выкинешь - у нас овальные лица,
прямые, в большинстве своем длинные носы, крупные глаза (внешний угол не выше
внутреннего), мы НЕ коренастые. Почти расстроилась, но в комментариях к статье
нашла ссылку на фотографии типичных костромичей, ярославцев и владимирцев
столетней давности - вот это наши ребята, узнаю))) наш типаж! Отсюда вопрос: вы
при размещении фотографий интересуетесь, является ли человек коренным жителем
края, были ли приезжими его предки? В Ивановской области огромное количество
приезжих, которые появились после революции, после ВОВ, люди ехали на вновь
строившиеся заводы, фабрики. Возможно, в Костромской области ситуация
аналогична. Для моей семьи широкие скулы (восточно-балтийский тип) - как раз
признак приезжего, а не коренного жителя области. И опять же - те фотографии
столетней давности жителей Костромы, Владимира и Ярославля - никакой курносости
и круглолицести. Буду рада получить адекватные ответы на вопросы))) А с мерей у
меня очень резонирует их культ камня, почтение камням. Именно в этом я и вижу
свою связь с предками, я чувствую камни, они для меня живые)))
avatar
0
61
Строительство деревянных домов на сайте http://kosrub.ru - выполняется мастерами чухломского района
avatar
0
60
И потом, Дьяковская культура (названная так по одноимённому селу и городищу находящимися на территории г. Москвы) сменила (и отнюдь не мирным путём, о чём свидетельствуют археологические раскопки на западе этой культуры) население Фатьяновской культуры (по мнению. большинства специалистов, протобалтских племён), т.е. предки мери, муромы, веси. В себя индоевропейские элементы не впитала (не ассимилировала)? Кто и когда оттеснил мерю, мурому и весь на северо-восток?
avatar
0
59
"Такие же как в Нижегородской или Рязанской области. Только там в отличие от мери, эрзяне жили еще лет 100 назад" А давно Эрзя жила на территории Рязанской области? Если жила, то отчего её нет в западной Мордовии? Не считая шокшу, которая подверглась влиянию мокши.
avatar
0
58
Что касается , костромичей, то придется вам напомнить начало дискуссии. Мы говорили о Чухломе, где наиболее представлен явственно финно-угорский типаж по причине большого процента ассмилированного мерянского населения среди местных жителей , а не всей Костромской области. Между прочим, язык мерян отмечался в тех краях вплоть до 18 века. Опять вам посоветовал бы обратиться к профессиональным антропологам, они бы развеяли все ваши сомнения. Между прочим, полещуки , на которых вы указываете, тоже не попадают под финно-угров, вам любой проф.антрополог скажет. Тем более, это не совсем даже белоруссы их выделяют даже в отдельный народ, да и проживают они не только в Беларуси, но еще в Польше, Украине, России - Брянская область, т.е. собственно в Полесье. И опять обращаю ваше внимание, что не являюсь сторонником "воскрешения" мери. Ассимиляция зашла слишком далеко, и все действия энтузиастов этого, мне представляются больше как "ролевая игра".
avatar
0
57
Жукову. Я все больше убеждаюсь, что в антропологии вы не слишком разбираетесь, вы уж меня извините. Это я про Вайду и казанских татар. Ну, а про Пушкина это вообще несерьезно. Вы забываете, что помимо одного предка, кстати, скорее всего эфиопа, или из народа "котоко", он являлся потомком известного рода Пушкиных - одной из ветвей Ратшичей - потомков Ратмира из "немцев" (фильм-то "Александр. Невская битва" смотрели, так его играет Игорь Ботвин). Конечно, из "немцев" не означало , что он был германец, а имелось ввиду из Западной Европы. Кстати, эфиопы это не совсем негроиды , если говорить проще "слишком темные арабы". Да и язык у них принадлежит к семитской группе. Между прочим, можно посмотреть на портрет того же Ганибала - прадеда Пушкина и убедиться насколько он имел негроидные черты. Смешно искать у потомков Пушкина сейчас какую-то негроидность, особенно рассматривая их последующую родословную. Вы законы Менделя в школе же наверное проходили. Поэтому не надо передергивать.
avatar
0
56
Сергей. Ну да, конечно, в Белоруссии такого нет. В Белоруссии поголовно живут чистейщие европеоиды. Вы слыхали когда-нибудь про полесский тип?

http://img383.imageshack.us/img383/2194/bel15hf.jpg

http://sites.google.com/site/familnaaistoriagulevic/_/rsrc/1267440030541/albomy/home/IMAGE0012.JPG

http://sites.google.com/site/familnaaistoriagulevic/_/rsrc/1267440030541/albomy/home/IMAGE0015.JPG

По мне, так вполне типичные марийцы.

avatar
0
55
Эта ссылка мне прекрасно известна. Ничего нового вы мне не сказали.

Вот вам фото Анджея Вайды в молодости.

http://www.ro-mashka.ru/photo_a/Andrzej-Wajda-20-2.jpg

Если бы я не знал, что это поляк, то подумал бы, что это казанский татарин.

Ну, что вы, я никогда не комплексовал по этому поводу. Практически у всех русских людей, есть далёкие или близкие нерусские родственики. Возможно, что и у моих предков были связи с нерусскими. Мне это неизвестно. Но это не означает, что русские люди являются нерусскими, на том основании, что когда-то их предки смешивались финами, татарами, евреями, немцами, румынами, кавказцами, и тд. Скажите мне, можно ли Пушкина и его потомков считать неграми на том основании, что его дед был родом из Африки? Может на этом основании вы предложите русским в обязательном порядке изучать быт и культуру африканцев? Так сказать, быт и культуру "своих" предков. Посмотрите, сколько русских потомков от одного только Абрама Ганибала, расплодилось по всему миру? Вы же считаете костроимичей потаённой мерей. Почему бы вам тогда не считать потомков Пушкина неграми. Только вод незадача, белые они какие-то негры и совсем как-то на негров не похожи. Они больше похожи на типичных русских, чем на негров.

avatar
0
54
Жукову. Посмотрите http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t28.html
Ну про Анджея Вайду вы это слишком опрометчиво.
Гляньте http://en.wikipedia.org/wiki/File:Olbrychski_wajda.jpg Рядом с Д. Ольбрыхским в молодости

Ну и где тут что-то общее с теми фотографиями из чухломы? Любой антрополог вам скажет . У меня сложилсь впечатление что вы как-то комплексуете, что у вас среди предков есть меряне.
Мой совет, если вас так заинтерсовала тема обратитесь или в институт антропологии или на кафедру антропологии Мгу там профессионалов еще много. Получите квалифицированную консультацию.

avatar
0
53
Сергей. Я вам привёл антропологическую карту, или, по-вашему, антропологи неправильно местных жителей измеряли? И на Псковшине и в Новгороде и в Вологде и на севере Костромы преоладает ильменско - белозерский антропологический тип.

Ну, конечно, у поляков ничего такого нет и быть не может.
Анджей Вайда.
http://www.memo.ru/2008/03/24/Wajda_18.03.2008_01.jpg
Józef Teodor Konrad Korzeniowski
http://dept.kent.edu/IBEWebsite/images/potrait1.jpg

avatar
0
52
Почитать захотели про терюхан у Мельникова-Печерского? Читайте.

Из всех народов так называемого чудского или финского племени, обитающих в России, ни одно так не обрусело в настоящее время (1867), как Мордва, особенно же та часть её, которая живет в Нижегородском уезде, и называется терюханами. Здесь Мордва уже совсем почти забыла свой язык, и лишь в некоторых немногих деревнях женщины сохраняют еще остатки мордовского наряда, но и то с каждым годом встречается все реже и реже.

avatar
0
51
Ну посмотрел. Да я и раньше читал, что у некоторых групп немцев немного примеси от гуннов. Естественно. Песнь о Нибелунгах все читали? Король Этцель это Атилла. Ну все равно типаж у немцев преобладающий "арийский" "никуды не денишся".
Там в статье прикол про Анджелину Джолли.
А вот ответ откуда у ней такие черты из википедии нарыл можете сами проверить
По происхождению Джоли, таким образом, приобрела кровь нескольких народов — словацкого, немецкого (по отцу) и франко-канадского, голландского, ирокезского (по матери). Ага , значит бабушка у нее индианка из племени ирокезов. Во, не знал.
avatar
0
50
вы любитель делать скоропалительные выводы Жуков. Проблемы завсегдатаев Славантро меня мало волнуют. С кем ассоциирует себя профессор Ткаченко надо спросить у него самого.
avatar
0
49
merja
Я вижу, что тематика жителей Украины, и Славантро для вас наболевшая тема. Меня же эта тематика мало волнует и мало интересует. Мне жаловаться на Славантро не надо. Пожалуйтесь на этот сайт в ОБСЕ или в Гаагу.

Насколько сильно повлияли якуты на формирование русского народа? Думаю что это влияние приближается к нулю. Но это не значит, что русские не могут изучать формирование якутского народа и его историю. Для этих целей существуют профессиональные историки и этнографы. Это их работа, они выполняют свою работу независимо от их национальностей. Это я к тому, что совершенно не факт, что большинство из тех людей, кто по роду своей профессиональной деятельности занимается изучением мери, каким-то образом ассоциируют себя с этим народом. Вот скажите мне, украинский лингвист Орест Ткаченко, который придумал мерьский язык, считал себя мерей? Этот любитель мери интересовался финноугорской компонентой в своей истории?

avatar
0
48
Сергей, некоторым трудно поверить, что этим занимаются сами русские, да еще не за гранты Сороса....
avatar
0
47
да ладно в 18 - том. Вы "Записки о Мордве" Мельникова - Печерского читали? Если нет то почитайте. Он написал их в середине 19-го века. И в начале 20-го эрзяне помнили свой язык. Повальная русификация произошла только при советах.

"Если есть желание сохраниять культуру своего народа, какие проблемы? Сохраняйте. Только не лезьте к русским. "

На счет этого люди сами разберутся. Если вам эта тема не интересна, занимайтесь другими.

avatar
0
46
merja
Язык они свой забыли ещё в 18 веке. В начале 20 века считали себя русскими людьми. Сейчас, они все имеют русских родственников в нескольких поколениях. И если вы им скажете что они на самом деле не русские, а мордва, то, в лучшем случае, они посчитают вас идиотом, в худшем случае, этот разговор закончится для вас в травматологическом отделении местной больницы .
С эрзянами и марийцами приходилось встречаться, а вот с ихними активистами не приходилось. Если есть желание сохраниять культуру своего народа, какие проблемы? Сохраняйте. Только не лезьте к русским.

Безусловно, у русского народа встречаются уралоидные типы, и у марийцев встречаются европеоидные типы. Никто этого не скрывает. Только вот количество их абсолютно ничтожно на фоне господствующих антротипов этих народов. Надо сказать, что уралоидность или монголоидные антропологичесие компоненты встречаются не только у русских, но и у многих других народов Европы, причем, даже в больших объёмах, чем у русских. Вот к примеру отрывок из работы Чебоксарова о монголоидных компонентах у немцах

http://blog.trud.ru/users/1223113/post61926039/

avatar
0
45
Сита Роса, Э(!)нертные финно-угры в 8 веке создали Венгерское королевство, которое на самом деле и не пустило монголов в Европу. Не кыяне, а прото-венгры, "Энертные" рязано-окцы контролировали Оку и верх Волги, будучи первым высоко милитарным протогосударством лесной части Европейской России.

Карелы в 12 веке разгромили шведскую столицу Сигтуну
И это всё "Энертность")

Ну а про изгнавших в 17 веке из Московии литву бородатых финно-угров из Нижнего я вообще промолчу....

avatar
0
44
Для velesich она и не даст. Люди исторических источников не знают, а в интернете как раз можно говорить что угодно без ссылок..
avatar
0
43
Сергей за ссылку спасибо. Но основной вопрос был к Сита Роса по поводу набедренных повязок.
avatar
0
42
Для velesich Пожалуйста http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/17.htm
avatar
0
41
Сита Роса Ну, все не авторитеты у вас. Все у вас историю подтасовывают, кому не лень. Опять повторяю тема дискуссии, если ее можно назвать таким образом, в другом - население Костромской области, в значительной мере состоит из ассимилированного мерянского населения . Несмотря на идеи, выдвигаемые разработчиками сайта, я не считаю, что в Костромской области какая-то часть населения как-то идентифицирует себя с мерянами. Я бывал сам в этих местах и про себя отметил такую характерную особеннсть как сильная финну-угорская примесь. В Белоруссии, например, такого нет. Отличия сильные и по менталитету и по типажу. В Псковской и в Новгородской гораздо меньше. Также и в запдных регионах Тверской, на востоке там сложнее там уж черезполосица начинается. Особенно ближе к Весьегонску.
avatar
0
40
Ссылку в студию
avatar
0
39
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=3 Кому интересно.
avatar
0
38
Сергею.
Ключевский - не автоитет. Он последователь баеров и шлецеров, главных подтасовщиков нашей истории. Кстати, в одной своей статье о походах на константинопол князя Олега он описывает финнов, ссылаясь на какие-то немецкие "источники" и они там у него рыжие и в набедренных повязках.... Думаю, после этого с ним всё понятно.
avatar
0
37
Частенько бываю на slavanthro, действительно, манера общения многих его посетителей не тянет на научность, скорее на маргинальность.
avatar
0
36
Сергей, это всё бес толку. Оне нонче ориентируются только на "божественные" гаплогруппы. =)))))
avatar
0
35
Обычно в интернете у людей язык что помело. Если вы другой точки зрения просто создайте свой проект и рассказывайте про богиню Каму и бога Шиву на исконно арийских землях России. А люди сами разберутся что к чему. wink
avatar
0
34
Для merja. Ха! Меня Жуков в ваши модеры записал, прикольно. Не могу понять почему так человеку трудно принять очевидное.
Кстати вот еще что Ключевский писал.
«Древне русский говор в наибольшей чистоте сохранился в наречии новгородском, в говоре владимирском мы видим первый момент порчи русского языка под финским влиянием, а говор московский представляет дальнейший момент этой порчи» . И еще "Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. ...Стороннюю примесь... с большой вероятностью ставят на счет финского влияния»
avatar
0
33
Жукову. Очевидно Вы на Псковщине никогда не были. А у поляков никакой примеси ф.у. нет. Посмотрите фильмы Ежи Гофмана и др. типа "Когда солнце было богом". Там вся массовка польская и украинская частично. Очень хорошо типажи представлены. Ну и где там то , что в Чухломе ит.д.
avatar
0
32
Ерундой занимаетесь какой-то! У людей на фотках далеко не у всех есть финская кровь. У некоторых сход ноздрей под острым углом и скулы не так ярко выражены, как у финнов, + голубые глаза и светлые волосы:))))) Если так рассуждать, что все от немцев до индусов от мери произошли. Да наверное сложно, живя на своих территориях утратить свою культуру и язык, если, как официально считается, покорение финских народов славянами было мирным. Получается, был геноцид? Но в летописях этого нет, тока касаемо мордвы, у которой сохранились и язык, и культура, и история...
тем более, финский субстрат русского народа (а он крайне незначительный и далеко не во всех областях просматривается этнически) не мог стать государствообразующим, в виду природной энертности народов финнского корня, т.к. народы финно-угорской группы - единственные в Европе, которые не смогли создать своих государств.
avatar
0
31
Давным давно это лет 50 назад наверное) Нижнем и области полно эрзянских культурных активистов, так же как и марийских. На счет особого отличия, не скажите. В той же Марий Эл можно встретить достаточно марийцев которых и не отличишь от тех же костромичей, или достаточно взглянуть на фотографии русских центровых губерний столетней давности, что бы убедиться в их ф-у антропологии в половине случаев.
avatar
0
30
Я заметил, что на Слав Антро много жителей Украины тусуется, из русских. Это заметно по оголтелой "хохлофобии" Понятное дело у них кризис идентичности и они болезненно на все связанное с русской историей реагируют.

Таким трудно поверить, что среди русских в России хватает тех, кто интересуется ф-у компонентой в своей истории.

Поверьте таких людей много. В Москве например существует мерянское краеведческое общество. Один московский лингвист взялся за воссоздание языка муромы. Краеведы Мещёры выпустили уже с десяток альманахов по истории своего края, в которых популярно доказывают ф-у происхождение мещеряков. Ивановские краеведы и археологи изучают мерянское наследие. В Костроме есть издатель выпускающий книги по мере. В Ярославле русские историки и этнографы вместе с финами изучают мерянское наследие Ярославщины. Владимирские историки и краеведы собирают информацию о священных мерянских камнях.

И большинство этих людей отнюдь не маргиналы, они не тусуются на бонских сайтах, а занимают руководящие должности в университетах, занимаются бизнесом и наукой, входят во властные структуры РФ.

Ну так вот, наш сайт и создается такими людьми. Гражданами России, русскими людьми любящими свою историю и культуру.

avatar
0
29
Сергей. Я прям вам сразу и поверил, что вы не модератор на этом сайте , и лишь по счастливому стечению обстоятельств, вы мне так быстро ответили.
Вот вы говорите, что русские на Псковшине, таки да, похожи на поляков. Но дело в том, что русские на Псковшине и русские на севере и северовостоке Костромской области, в том числе и в Чухломе, относятся к одному и тому же антропологическому типу. Это ильменско - белозерский антропологический
Карта антропологических типов
http://s44.radikal.ru/i106/1102/29/d08618011d95.jpg
Как видите, и там, и там, один и тот же антропологический тип. Видимо поляки наши, судя по вашей логике, тоже из мерян будуть.
Не надо мне ничего обьяснять. Я не отрицаю и никогда не отрицал, что русские смешивались с окружающими их народами только видимо смешение было таким что практически вся уралоидность свойственная финским народам подавлялась более многочисленными русскими.
avatar
0
28
merja Ну надо же какой вы проницательный? Спрашивается с чего такая проницательность у вас обнаруживаетеся? Когда вы делаете провокационный сайт, то не удивляйтесь, что русские люди думают, что это происки свидомых хохлов. Что эти "товарищи" думают России и русских мне прекрасно известно и без Славантро. Благо опыт общения с ними был весьма большой на других сайтах.
avatar
0
27
Yalo. Ввиду того, что я живу в Нижегородской области мне иногда приходится общаться с марийцами. Я прекрасно вижу, что антропологический тип подавляющего большинства марийцев отличается от русских. Это, как правило, так называемый субуральский антропологический тип. Что касаемо терюхан, то они все давным-давном русифицировались и сильно перемешались с русскими из соседних деревень. Так что оригинальным антропологическим типом там и не пахнет, Разве что более широколицые, чем окресные русские. Что касаемо коми, то там в основном распространен сублапаноидный антропологический тип, ну а у карелы в основной своей массе восточные балтиды. Собственно финские нарды тем и отличаются от русских, что у них более ярко выражены уралоидные элемены. Вы этого не знали?
avatar
0
26
Сергей, спасибо за интересную ссылку. Если еще что будет по теме, присылайте.
avatar
0
25
О, я так и знал, что закончится всё Галичиной и выявлением агентов, выражаясь в терминах форума "Славянская Антропологоия" - "угро-хохлов". Вы случаем не от туда забрели?

Вы привыкли видеть везде политическую подоплёку. А это мешает смотреть на мир адекватно.

avatar
0
24
http://www.russiancity.ru/fbooks/f3.htm Вот посмотрите. Неплохая и вполне научная статья специалиста.
avatar
0
23
По антропологии и археологии северо-востока россии есть достаточно много серьезной литературы. Даже в интернете. Конечно никто поголовно ничьим потомком не является. Странная постановка вопроса. Просто славяне сначала новгородцы, а потом поток переселенцев из Суздальской Руси приходили на заселенные финнами территории и куда же это аборигенное население девалось? Оно же не уничтожалось. Проходил многовековой процесс ассимиляции, причем прошел настолько серьезно, что даже местное население забыло свои корни. Поэтому все современные попытки "восстановления" мери мне кажутся несерьезными. Тем более, все население Костромской области считает себя русскими, кроме небольшой этнической группы "костромских марийцев". Между прочим, Чухлома это финнское название. А Галич даже назывался Галич Мерьский. Еще раз хотел бы Вам заметить, если серьезно заинтересовались темой не поленитесь почитайте серьезную научную литературу.
avatar
0
22
Да не модератор я просто зашел и посмотрел Ваш ответ решил написать. Не с Галичины, поверьте. И совсем не симпатизирую "западенцам", там тоже не чисто славянский тип - угры , вероятно и печенеги постарались и тд. Не буду спорить, обратитесь к специалистам по этому региону. Поляка отличить? Смотря от какого русского, есть русские южные там один антропологический тип, а русские, например, из Псковщины "скобари", практически идентичны. Тем более, сами поляки тоже имеют свои особенности и этнические группы. Например польский премьер - Доналд Туск, он вообще не поляк, а кашуб, кашубы - потомки балтийских славян, в Польше у них что-то даже типа нацавтономии. Я же Вам пытаюсь объяснить только одно - каждая нация имеет сложное происхождение, и несколько антропологических типов. Яркий тому пример немцы - у восточных немцев много славянской крови, у баварцев кельтской. Даже следы гуннского влияния находят антропологи у определенных групп немцев.
avatar
0
21
А вы можете отличить русского из Костромы от марийца из Тоншаево или Марков или от терюханина из Нижнего, чья бабушка еще говорит по эрзянски? Или от карела с коми? )
avatar
0
20
Сергей. Быстро вы мне ответили. Сразу видно, что вы модератор на этом сайте, который проводит соответствующую этому сайту политику. То есть, вы без особых проблем определите русский это, то бишь, по вашему финн, это или европеец? Сможете вы, к примеру отличить поляка от русского? Или поляки тоже от финнов пострадали?
avatar
0
19
Сергей. Я вас спросил про черепа мерян. Единственная антропологическая реконструкция "мерянской" девушки меня не интересует. Скажите мне конкретно, сколько всего черепов средневековых мерян было найдено и на каком основании эти черепа, если они существуют, считаются мерянскими?
Я даже могу предположить с каких западных губерний вы вещаете. Неужели с самой Галичины? Вы наверное себя считаете истинными славянами, не то что какие-то там жители Чухломы?
В любой русской области существет свой местный выговор или диалект. И что вы этим хотите сказать?
То есть, по вашему, жители Великих Лук, Пскова, Ржева, Новгорода, не контактировали в средние века с финскими народами, там жили и живут чистые славяне, а вот жители Чухломы все поголовно являются потомками финов-мери? Антропологические отличия между жителями северо запада России и жителями Костромы, даже профессиональному антропологу будет очень тяжело обнаружить. Они мало чем друг от друга отличаются - это в основной массе балтиды, западные балтиды, и нордиды. Иногда бывают восточные балтиды, более свойственые финским народам.
avatar
0
18
Нет, абсолютно разные вы уж мне поверьте. Просто согласен с ним с этим. А в Бенилюксе финнами и не пахнет. Если бывали конечно. Мы же говорим о другом. Что в данном регионе меряне подверглись ассимиляции, что и обусловило расовый типаж совренного населения. Яркий пример современные мексиканцы , которые сохраняют очень много ацтекских черт. Например в Италии тоже очень разнообраное по расовому типу - на юге явная примесь арабов и берберов, на севере кельты и германцы. Это объективно, любая европейская нация современости смешанная по своему происхождению. Не понимаю, почему вы возражаете против таких фактов общеизвестных.
avatar
0
17
merja Можно продолжить ваш список жителями Великобритании Ирландии, Германии, Северной Франции, стран Бенилюкса, Польши, Прибалтики, Белоруссии, Северной Украины. Видимо в этих странах тоже финны постарались? Ещё раз говорю, основная масса финских народов имеет уралоидные черты, в то время как основная масса северных европеодов, включая русских, имеет североевропеоидные черты.
Сдаётся мне, что Сергей и merja - это один и тот же человек, как и некоторые другие персонажи этого сайта, было бы странно, если бы вы сам с собой не согласились.
avatar
0
16
да. тип характерен для ф-у народов Верхнего и Среднего Поволжья
avatar
0
15
Жуков, да такие лица встречаются и в Финляндии, Норвегии, Швеции, за счет местных ф-у. Я не пытался найти среди чухломичей людей с наиболее уралоидными чертами.
Выложил первые попавшиеся из социальных сетей. При желании продолжить список можно до бесконечности.

Соглашусь с Сергеем, жители Костромской области очень сильно отличаются от жителей "западных губерний"

avatar
0
14
Нет, северные типажи все же другие , например в Великих луках, Пскове, Ржеве, Новгороде.
1-50 51-63
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика