Среда, 24.10.2018, 05:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Февраль » 18 » Потаённая Меря (Часть шестая). Вохма. История и современная антропология.
10:29
Потаённая Меря (Часть шестая). Вохма. История и современная антропология.

Посёлок Вохма

Поселок Вохма — это бывшее село Вознесение, называвшееся по имени построенной здесь церкви во имя Вознесения. Вохомский район занимает древнюю Вохомскую волость, получившую название от реки Вохмы, которая перерезает территорию района с севера на юг. Большая часть волости раньше входила в состав Никольского и Велико-Устюжского уездов Вологодской губернии. Одноимённый город Выхма( Vohma ) расположен в Эстонии, Уезд Вильяндимаа. Название Вохма имеет финно-угорские корни. Похожее по звучанию слово в эстонском языке означает «болотные острова», а в финском – зеленые густые массивы леса или кустарников. В северных русских говорах существует также слово «вагмас» – сырое место, заросшее лесом с буреломом. Не исключено, что «вохма» на языке местного меряно-чудского населения означало «лесная река».  

Аборигенами здешних мест, как и всего Заволжья, были представители угро-финской народа меря. Память о них осталась в названиях рек и урочищ. В III—V вв. нашей эры в Заволжье из междуречья Оки и Суры переселились мари (черемисы), которые с правого берега Волги были потеснены эрзянами. Марийцы, осевшие на луговом левом берегу Волги, стали называться луговыми.

Память о мере сохранялась еще в XIX веке. Так, дорога, которая шла из Галича на восток через село Георгиевское, Пыщуг, Вохму и др. называлась Mерянской дорогой. Само село Георгиевское имело эпитет Мерское. Да и сам Галич в древности назывался Галичем Мерским в отличие от Галича, находящегося в 3ападной Украине. 

Славянизация шла в эти земли с запада через Галич и с севера через Великий Устюг. Территория Поветлужья была разбита на четыре стана: Воздвиженский, Богородицкий, Троицкий и Воскресенский — по именам погостов. Станы эти назывались черными (не освобожденными от податей) и были в составе Унженского пригородка Галичского уезда. В 1620 г. все Ветлужские черные станы были отданы в вотчину князю Федору Ивановичу Мстиславскому — главе боярского правительства, царскому родственнику.

Процесс славянизации шел медленно. Жившие за рекой мари — союзники казанских татар, оказывали активное сопротивление, да и Москва до завоевания Казанского ханства сдерживала колонизацию. «А за межу людям не ходить, и пашни не похать, и сено не косить, и угодья не угоживать...». Река Ветлуга и была межой, отделявшей мари владения от московских.

Воздвиженский стан в Поветлужье охватывал западную и южную часть Вохомского района, и процесс здесь шел особенно медленно, до XVIII века включительно. Исторические документы XVII века пестрят указаниями, что за Кажировым, дальше на восток, был «дикий Черемисский лес» и русское (крещёное в православие) население здесь было незначительно.


Кажирово

Славянизации способствовала монастырская колонизация. Монахами в Кажирове был основан монастырь, а так как примонастырским крестьянам предоставлялись налоговые льготы, то постепенно принимая православие, меря стали селиться здесь, в основном по Ветлуге, Якшанге, Вохме. 

На Вохомской земле никогда не было крепостного права, её не топтала татарская конница. Вот почему люди этого края имеют самобытные обычаи, обряды, богатейший фольклор и говор, который во многом отличен от других районов Костромской области. Основной комплекс поселений сложился к концу 15 века. Первое упоминание о Вохме относится к 1658 году.

Возникновению с.Вознесенье - Вохма способствовало пересечение древних торговых гужевых путей, по которым в допетровские времена везли московиты свой товар к Москве и Белому морю, через которое Московия поддерживала связь с Европой.

Село Вохма упряталось в яме за Волковской (Петрунинской), Тарасовской и Жаровской горами – так здесь называют большие угоры Северных Увалов – на северо-востоке Костромской области в 500 км от Костромы, своего областного центра. Примерно столько же до Вологды, Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Чебоксар и Йошкар-Олы, до Кирова чуть ближе. Своё название оно получило по центральной церкви Вознесения Христа Спасителя, построенной в 1740 году и стало центром Вознесенской волости, расположенной в бассейне реки Вохма и входившей в состав Никольского уезда Вологодской губернии вплоть до 1944 г.

В селе Вознесенье / Вохма / издавна проводились четыре ежегодные ярмарки: Алексеевская, Благовещенская, Рождественская и Семёновская. На ярмарках продавался хлеб и хлебные изделия, мясо, сало, мёд, воск, холсты, пенька, смола, привозимые из Вятки телеги, тарантасы, колёса, сбруя.

К началу 18 века Пётр I переводит центр своей торговли на Балтийское море. Сразу падает значение северных торговых путей. Однако торговля в крае не прекратилась. У Вохмы завязались другие торговые связи: с Котельничем, Слободским, Вяткой, Макарьевым. Во второй половине 18 века при Никольском погосте находилась пристань, и жители Вохмы вели значительную торговлю с Казанью и Вяткой.

Вохомская земля издавна слыла плодородной и изобильной хлебом. Местные жители в основном занимались  земледелием: сеяли рожь, лён, коноплю, изготовляли дёготь и смолу, а также  скотоводством, звериным и птичьим промыслами, заготовкой и сплавом леса. Промышленность была представлена винокуренными заводами купцов Ногина и Казакова, несколькими водяными мельницами и мелкими кустарными производствами – кожевенными и маслобойными. В селе были салотопенный и свечной заводы, пряничное и крендельное производство. В с. Вознесенье имелись конторы устюжских, костромских и архангельских купцов и фабрикантов по закупке сырья: Грибановская, Чабаевская, контора Линденга и др.

Безусловно, лихой ХХ век беспощадно прошёлся и здесь. Обжитые места и поля, распаханные с таким трудом, то тут, то там заброшены. На бывшей пашне вырос берёзовый лес, осинник и просто кустарник. Если к 1917 году на территории современного Вохомского района проживало более 50 тысяч человек, то сейчас осталось едва более 5 тысяч. Но кто остался - тот остался, чтобы жить здесь свободным человеком на своей земле.

Остались люди сильные духом - те, кто научился довольствоваться малым, жить в согласии с природой, помогать ближнему и рассчитывать в жизни только на себя. Они научились выживать в трудных условиях в основном за счёт своего домашнего хозяйства. Тем более, что Природа создала для этого почти все условия. Здесь леса и сейчас богаты грибами и ягодами; не счесть зайцев, кабанов, лосей, медведей, волков и лис. Это самый настоящий «медвежий угол» в самом лучшем смысле. Неслучайно и герб Вохмы - медведь, стоящий на задних лапах, через передние перекинуто полотенце, украшенное народным узором, а на полотенце - по одной версии каравай, по другой бочонок с мёдом.

http://www.adm44.ru/i/u/Vohomskiy1.jpg

Люди не разучились печь домашний хлеб, который вкуснее и полезнее магазинного. Говорят, даже в советские времена, здесь не все поголовно вступали в колхозы: кто-то был единоличником-пасечником, а кто-то - профессиональным охотником. Благодаря свойственным здешним людям сплочённости и взаимовыручке и годы сталинского лихолетья прошли здесь спокойнее, чем в других местах.

Список источников:
История села Вохма. http://www.boxma.ru
Вохма - земля, дающая силы. Надежда Корнева. http://merjamaa.ucoz.ru/publ/kraevedenie/kraevedenie/n_korneva_vokhma_zemlja_dajushhaja_sily/12-1-0-26
Костромка - энциклопедия костромской области. http://kostromka.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6387 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2470
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1013
Статистика
Яндекс.Метрика