Пятница, 23.06.2017, 11:29 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Декабрь » 19 » Потаённая Меря (Часть третья). Нерехта. История и современная антропология.
19:58
Потаённая Меря (Часть третья). Нерехта. История и современная антропология.

Нерехта – город областного подчинения в Костромской области, районный центр, в 46 км к юго-западу от Костромы. Расположен у слияния рек Нерехта и Солоница (бассейн Волги). Узел железнодорожных линий на Ярославль, Кострому, Иваново. Население 30,1 тыс. человек. Нерехта – название мерянского происхождения, на русский язык его можно перевести как «река в низкой, болотистой местности».


Сегодняшние жительницы Нерехты.

Окрест есть еще много мерянских названий - села и деревни Пыщуг, Емсна, Улошпань, Сочелы, Сорохта, Балахна, Рохма, реки Тега, Кисма, Емсна, Корба, большой лесной массив Келохта. Испокон веков Нерехта не имела укреплений, то есть по средневековым представлениям не являлась городом, а была лишь торгово-ремесленным посадом.  Рядом с Нерехтой существовал и свой Мерский стан

Впервые Нерехта была упомянута в летописи Переславля Суздальского под 1214 годом, когда сын Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) Константин отнял ее у своего брата Ярослава (отца Александра Невского). Сведения об истории Нерехты до XV века скудны. По всей видимости, в 1364 году она в составе прочих костромских земель вошла в состав Московского Великого княжества. В это время Нерехта становится известна как один из центров соледобычи - рассольные колодцы были даже на месте нынешней главной площади города, фактически именно вокруг них поселение и выросло.

Известно, что в 1406 году великий князь Василий I передал Нерехту своей супруге Софье, особо упомянув при этом соляные варницы – мастерские, где в больших котлах производилось выпаривание соли из местных минерализованных грунтовых вод. Его сын Василий II в 1462 году также завещал город своей жене Марии. О масштабах соляного промысла дают представление Писцовые книги конца XVI века: в 1596-1597 в городе действовало 25 варниц (каждая из которых имела свое название, например Соболь, Казарин, Медведь, Крапива, Саврас и т.д.). В это время крупнейшим собственником здесь были уже не представители правящей династии, а Троице-Сергиев монастырь. Когда-то, в 1389 году несколько деревень вблизи Нерехты пожертвовала обители княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Позже, уже в XV веке, боярин Захарий Кошкин также передал монастырю одно из своих сел «с серебром, и с хлебом, и с животиною, да и варницю». С тех пор хозяйство монастыря разрослось настолько, что к XVII веку на него работало до четверти населения города. 

XVI век оказался временем максимального расцвета нерехтинской соледобычи. Впоследствии общероссийским центром солеварения стало Нижнеее Поволжье, где условия для развития этого промысла были лучше. Колоссальный урон Нерехте нанесло также Смутное время – в 1609 году город и вся волость пытались защититься от польских интервентов, выставив 7000-ое ополчение. Оно, однако, было разбито у Больших Солей (ныне Некрасовское, Ярославская область), поляки разграбили и сожгли Нерехту. Вскоре после Смуты из 25 варниц работало лишь 2.
Нерехтчанам пришлось искать себе другие источники дохода. В XVII веке в городе и его окрестностях возникает большое число различных промыслов от гончарного и кузнечного до иконописи и ювелирного дела. Однако во второй половине века выясняется, что выгоднее всего в Нерехте заниматься ткачеством: в округе развилось возделывание льна, а близость торговых путей и крупных городов Ярославля и Костромы позволяло сбывать большие партии льняных тканей. 

Продукция местных ткачей шла в том числе и на экспорт, в частности – в Англию. В городе до сих пор сохранилось здание одной из полотняных фабрик, построенное еще в 1761 году купцами Пастуховым и Лапшиным-Грязновским (современный адрес: ул. Шагова, д. 21-а). Это было одно из первых каменных промышленных зданий в России, в нем располагалось 110 ткацких станков, на которых работало около 300 вольнонаемных рабочих. Помимо этой фабрики в Нерехте известны полотняные мануфактуры О.С. Суворова (основана в 1778 году) и купцов Стригалева и Брюханова (около 1800 года). В середине XIX века возникла фабрика купца А.Ф. Сыромятникова, в советское время национализированная и называвшаяся «Красная текстильщица».


Драконы на наличниках - типичный мерянский маркер на Верхней Волге.

В 1778 году Нерехта стала уездным городом, и ей был присвоен герб с изображением двух раковин улиток, символизирующих реки Нерехту и Солоницу. В 1785 году город опустошил страшный пожар, после которого он был отстроен по радиально-кольцевой схеме. Другой сильный пожар произошел в Нерехте в 1838 году.

В XIX-XX веке город продолжает оставаться центром текстильной промышленности. Однако поскольку в том же направлении развивались и окрестные крупные села, оттягивая на себя рабочие руки, Нерехта сохранила тихий и неспешный уклад провинциальной жизни. В 1885-1887 году через Нерехту проходит участок железной дороги Ярославль-Кострома, после Революции в 1923 году в городе начинает работать электростанция. В 1966 Нерехта начинает застраиваться многоэтажными домами, однако строительство велось в стороне от исторического центра города. Внешне почти не изменившаяся за столетие, в 1970 Нерехта была включена в список городов Малого Золотого Кольца, здесь была создана реставрационная мастерская, а в 1975 образован краеведческий музей.

ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Потаённая Меря (Часть Вторая). Галич Мерский. История и современная антропология.

Потаённая меря (Часть первая). Кострома. История и современная антропология.


ПРИГЛАШАЕМ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ РАССЫЛКЕ МЕРЯНИИ

Дорогие друзья! Предлагаем Вам зарегистрироваться на нашем портале - http://merjamaa.ucoz.ru/index/3 Это позволит Вам оперативно получать информацию об обновлениях Мерянии прямо на Ваш емайл. Кроме того Вы сможете читать материалы форума http://merjamaa.ucoz.ru/forum/, многие из которых не попадают в информационную ленту нашего портала, задавать вопросы членам общества "Metsa Kunnta", и участвовать в дискуссиях.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5343 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 6
avatar
0
6
С большим интересом читаю ваши материалы. Огромное спасибо!
avatar
0
5
Великороссы это есть смесь славянского и финно-угорского народов. Об этом уже писал Ломоносов.
Настоящие русские лица, которы можно встретить в Подмосковье, на Волге, на Урале и Оби и т.д.
avatar
0
4
ну почему же, родное язычество сохранилось почти у всех wink
avatar
0
3
Традиционная религия на данный момент не является общей)
avatar
1
2
Чудь, вы всё верно написали.
avatar
1
1
Русский народ в самом начале сложился не только из славянских, но и из угорских племен(Чудь, Весь, Меря, Мурома, Эрзя, Мокша).Те же Веспы на Вологодчине это скорее всего и есть не ославянившиеся потомки Веси. Это надо рассказывать людям, прививать взаимное уважение между славянами и финно-уграми.

Для примера подойдет современная Венгрия - среди венгерского народа есть группы финно-угорского происхождения(венгры и секеи), тюркского(куманы-палоцы и печенеги-бешенё), скифского(ясы) и славянского(хайдуки), но все они прежде всего считают себя венграми, а Венгрию - своей родиной, хотя и гордятся своим происхождением.

Кроме того, с большинством финно-угров нас объединяет общая религия.

avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика