Воскресенье, 18.11.2018, 23:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Январь » 12 » Этнофутурист Валентин Константинов: О мерянском наследии в монолите русской культуры
14:34
Этнофутурист Валентин Константинов: О мерянском наследии в монолите русской культуры

- Здравствуйте Валентин. Прошел год с начала проекта "Мифология малой Родины", в рамках которого прошли уже две выставки в Любиме и Грязовце.  По рассказу директора одного из музеев, в котором проходила выставка, на открытие приходили местные священники и благословили ее на посещение прихожанами.

Как вы думаете, почему Церковь благосклонно отнеслась к вашему художественному обращению к мерянской истории русского народа?


«Мерянские колядки»

Валентин Константинов - У меня нет основания сомневаться в авторитетном мнении православных священников Любима и Грязовца. Ведь благословение это личное их решение. Говорить за всю Церковь  тут не возможно, поскольку в конкретном месте конкретная выставка показалась им полезной для прихожан...  Или как минимум не вредной.

- Мерянский футуризм ищет утерянный русский образ, угадывает его в давних финно-угорских предках, в северной среде обитания,  в переживаниях прошлого Верхнего Поволжья,  в преображении тварного в индивидуальном, в деятельном поиске. Как вы думаете, это направление глубоко патриотично? Просто есть мнение узкого круга критиков, что обращение к мерянской истории «раскалывает» русскую культуру.

Валентин Константинов - Мерянский этнофутуризм...  Это первые шаги собственно северорусского этнофутуризма как такового.  До него существовали эстонские, удмуртские, марийские, мордовские, коми этнофутуристические течения в искусстве и мысли.  Это лишь первый шаг к осознанию нашей верхневолжской богатейшей истории. Ведь не только меря участвовали в формировании России и ее народа... балто-кривичи, мурома, словене, чудь, водь, вепсы , ижоры , меря, мещёра, мордва, корела, голядь и другие древние народы.

Занимаясь мерянской культурой мы достаем лишь один кусочек из огромного пазла картины нашей российской истории который еще предстоит собрать.
До нас дошло к сожалению немного, но ведь если не заняться этим сейчас можно потерять и это какую то часть себя .

Этнофутуризм и политика как я уже говорил в одном из своих прошлых интервью не совместимы. Этнофутуризм по моему мнению это лишь средство для сохранения традиций и культуры. Раскрытие их в современном обезличенном мире с помощью актуальных художественных средств.


«Сошествие Духа Святого»

Касательно критики, у любого движения есть критики, тут нет ничего нового. Но ни мнение людей упорно ищущих в любом акте современной народной культуры политику и тайный заговор, ни вообще, что либо, нашу российскую культуру расколоть не сможет. Это сформировавшаяся за тысячу лет система координат, вобравшая в себя массу различных местных аутентичных традиций. Эта система была до нас и будет после нас, это мое мнение. Кроме того, я думаю, что у нас художников этнофутуристов  с этими критиками слишком разные мировоззрения.

Я думаю, что скорее игнорирование региональных особенностей истории и культуры, централизм и унификация нашей большой страны, грозят разрушением этой, сложившейся за века, уникальной системе. 

-Хорошо, а какая роль мерянского наследия в монолите русской-российской культуры. Ваше ощущение? Теплая и простая бабушкина молитва, резной наличник, языковое наследие? Или это некие универсальные архетипы?

Валентин Константинов - Меря, как мы знаем, населяли земли нынешних Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской, северную часть Московской, юго-восточную часть Тверской и южную часть Вологодской областей.  Это огромные территории, на которых меря граничили с другими родственными финно-угорскими народами и древнейшими  соседями -балтами. Уже после возникновения Северо-Восточных княжеств тут начинают появляться славянские переселенцы. Это самый центр возникновения нашей страны.  Архетипический ее центр.


«Северо-Восточная земля»

Это и уникальная культура, базирующаяся на древней финно-угорской, мерянской, народные верования и обряды, мерянские словечки в русских диалектах, мифологические мотивы в резьбе и вышивке, сказки и легенды, археологические памятники, прозвища и фамилии, имена самой земли, да и сами лица людей,  все это делает нашу землю особенной. Ведь куда бы мы не поехали, наш говор и овал лица узнают, и поймут, откуда мы – «а, шуйские, а костромские! Знаем, знаем».  

Эти милые глазу, уху и душе явления хранятся не столько на пыльных полках музеев и библиотек, сколько в сердцах и умах самих наших современников. Бережно передаются как мерцающий огонек из века в век. Схвати это грубыми руками и неуклюже сунь под микроскоп... Все, порвется эта тонкая нить, связывающая нас со многими поколениями предков.

И это реальные вещи, которые не нужно объяснять с помощью пространных роликов или грозя кому-нибудь кулаком, доказывать свою правоту.

Простой пример: в наших краях до сих пор в семьях, на древний мерянский манер, сестру матери и крёстную называют - «кока», колодец - «витник», язык – «елман», сенной сарай – «шаха». Поговорим по нашему – «покалякаем», рычаг – «вага», посуда – «шабал», помереть – «околеть», иди – «канай», перепел – «пулдырь», чёрт – «ёлс», низкорослый – «пигалица», мохнатый – «лузга», корзина – «пайва» и многие другие. Как и давние предки, наши современники ходят к «синь-камням», приносят в поминальные дни трапезу для своих умерших на кладбища, вырезают на наличниках «гадов ползучих» и многое другое… 
Большинство людей уже не помнит, почему они это делают.

- В одном из прошлых интервью вы говорили, что особенно важные образы рисуете и пишете, предварительно беря благословение у своего духовника. Чем важно для вас Благословение священника?

Валентин Константинов - Скажу честно, духовника у меня пока нет. К большому сожалению. Но приступать к изображению важных тем, особенно связанных с историей Церкви на мерянских землях, без благословения для меня, как православного христианина, не возможно.  Это огромная ответственность перед самим собой, прежде всего.

Православие наша древняя живая Традиция, роль которой в формировании нашего духовного и культурного пространства огромна. Неоязычники сознательно отмахиваются от тысячи лет нашей истории...  А для нас, мерянских этнофутуристов, это невозможно, потому, что мы глубоко укоренены в собственной культуре и истории. Нельзя разрывать связи, которые существуют много веков....

И если, например, кому-то не нравиться народ МЕРЯ, то, что же, мы теперь должны забыть Леонтия Ростовского, Павла Обнорского, Авраамия Галичского и других святых несших слово Христово нашим предкам? 

Да и вообще благословение на хорошее дело вещь нужная.


«Святой Леонтий Ростовский. Креститель мери»

- А у кого же вы получаете благословение?

Валентин Константинов - У священника из Храма святой Ксении Петербуржской. В этом храме я регулярно бываю на службах.

 - С этим батюшкой вы часто общаетесь? Или просто вот так подошли и, не зная его, попросили, дайте благословение?

Валентин Константинов – «Просто так» у батюшек не бывает, я уверяю. Естественно регулярно общаюсь, беру благословение и рассказываю потом о своих творческих результатах.

- А батюшку не удивляет такое внимание к мерянской, финно-угорской истории в свете художественного описания вами русской культуры?

Валентин Константинов - Батюшки, как и мы, читать умеют. А если заглянуть в житие того же Леонтия Ростовского там черным по белому про мерю написано. Про мерю написано в житии Авраамия Галичского:  когда в XIV в. Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря». 

Когда я просил благословения на образ святого Павла Обнорского, рассказывал священнику свой замысел, сказал - мол, вот тоже удивительный святой.  На что он мне ответил, ну у нас «не удивительных» святых нет. На самом деле в среде священников Русской Церкви очень много людей, глубоко знающих этническую историю России.

 - И не отрицающих глубокое проникновение финского элемента в наши русские Естество и Душу?    

Валентин Константинов – Конечно, ибо глупо отрицать то, что было, есть и будет.


«Святой преподобный Павел Обнорский»

- Вы православный меряно-великоросс, художник-этнофутурист, что же, Бог насколько парадоксален в Своих решениях, настолько и Благ. Думается эта Благость не в вычурности, а в естественной Простоте. Меря - это благая улыбка Простоты. Но меря - это и однозначно - Сила. По-вашему, в  чем может заключаться эта Сила?
 

Валентин Константинов - Сила в реальности: глубинной истории, народных традициях, нашем языке и образе мыслей, в той самой жизненной правде, которая у каждого народа своя.

- У вас есть работы посвященные святым нашего финно-угорского Севера, нашей Северной Фиваиды. Чем они привлекли вас?

Валентин Константинов – Период христианизации финно-угорского Севера интересен тем, что в этот период  начинала формироваться Московия как таковая, ставшая при Петре Россией. Именно эти святые подвижники закладывали фундамент Православия на этих землях, они были духовными первопроходцами. Во времена средневековья  финно-угорские народы и их культуры оставались бесписьменными, и жития этих северных святых, крестивших чудь и меря, весь и  мурому, мещёру и корелу, несут для нас уникальную информацию.  Это удивительные подлинные документы способные приоткрыть для нас завесу нашего прошлого.

Думаю, что каждый из святых крестивший меря достоин, как минимум, полнометражного фильма, настолько насыщенной и интересной была их Судьба и Подвижничество. Будь то Леонтий Ростовский, который очень широко известен, или менее известные святые Павел Обнорский или Авраамий Галицкий и Чухломской.

Из жития великих святых 14-16 веков, многие из которых сами были выходцами из обрусевающей финно-угорской  среды, мы можем узнать о людях того времени их дохристианских традициях, но что важно настоящих, а не фейковых коих расплодилось сейчас великое множество благодаря «славянским неоязычникам». Важно знать и понимать, почему финские и балтские племена, населявшие изначально земли Руси, объединились под знаменами Спаса Нерукотворного, и насколько это было не быстрым и постепенным делом.

Изучая подлинные документы древности люди уже не поверят в байки ультраправых о «карательных армиях» «насильно крестивших» «миллионы» «славяно-ариев».


«С Рождеством Христовым!»

- Наступил один из величайших православных праздников - Рождество Христово, грядет Крещение Господне. Каков смысл этих дней для вас как для православного мерянского этнофутуриста?

Валентин Константинов - Рождество Христово для меня является новой точкой отсчета в жизни и творчестве. Светлым ориентиром духовного развития. Мы живем и творим для того, что бы окружающий нас мир изменился в лучшую сторону, и начинается все в нашей собственной Душе.

В нашей большой стране, в каждом ее регионе, были Рождественские традиции.  Сейчас мы уже почти забыли о них. Для меня как для этнофутуриста возрождение реальных традиций важнейшая часть Бытия. Нельзя вычеркнуть ни один период из нашей истории. Рождество в нашей стране выпадает на 6-7 января и не связано ни с веселым Санта Клаусом, рекламным лицом Кока-колы, ни с Дедом Морозом придуманным коммунистами в СССР.

Смысл Рождества в нашей традиции это не приход толстого дяди через печную трубу в дом для того что бы насыпать кондитерских изделий в наши носки, а праздничная служба в храме. Думаю, пройдет немало времени, прежде чем живые традиции наших предков войдут в нашу жизнь.

Каждый ведь может по честному спросить себя, а кем были мои прадед и прапрадед, как они жили, какие праздники справляли и как.

- Какие ваши планы на наступивший 2016 год?    

Валентин Константинов - Планов много, но основным все же является подготовка к выходу книги "Анка-линд (Птица-Утица)" - мерянского археофутуристического эпоса (каким он мог бы быть). Хотелось бы конечно больше путешествовать по нашему финно-угорскому Северу и узнавать, что-то новое, Творить.

- Тау за интересную беседу.  Валентин, что бы вы хотели пожелать всем православным читателям в эти святые дни?

Валентин Константинов - Желаю всем вашим читателям в эти светлые дни – стремиться быть на Светлой стороне, быть честными с самими собой, уважать и любить своих предков и свою малую и большую родину. Счастья и любви всем вам!

Источник: Инфопортал FINUGOR. Андрей Мерянин. 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3649 | Добавил: merja | Теги: православие, Залесская земля, Мерямаа, археофутуризм, финно-угры, мерянский этнофутуризм, Залесье, меря | Рейтинг: 5.0/12
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика