Среда, 24.05.2017, 14:39 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Февраль » 18 » Pyrnya sonko ogol - Угол старых брёвен. Фильм о самобытной культуре древней Меровии
17:25
Pyrnya sonko ogol - Угол старых брёвен. Фильм о самобытной культуре древней Меровии
 
Представляем вашему вниманию документальный этно-экологический фильм Ольги Ляпаевой "Угол старых бревен" рассказывающий о языческих и народно-христианских традициях природопочитания нижегородских ветлугаев. Кто такие ветлугаи? Знаете ли вы, что в XII-XV веках, на протяжении трехсот (!) лет, на территории нынешней Нижегородской области, в междуречье Пижмы и Ветлуги, существовало Ветлужское мари-княжество. Один из его князей, кугуза Кай Хлыновский, имел письменные договоры о мире с Александром Невским и ханами Золотой орды. А в четырнадцатом веке кугуза Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-мерского князя Андрея Фёдоровича. В 1372 году Ветлужское княжество стало полностью независимым.
 

Меровия показана на карте синим цветом
 
У земли Ветлужского княжества существует свое историческое название, это Меровия. Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности и сопутствующей этому христианизации населения финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть меря отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией.  Об этом есть упоминания как о бытующих в Ростове Великом и на современных марийских территориях Нижегородской области и Марий Эл легендах, правда, уже достаточно позднего времени.
 
Древние родовые тамги на кладбищенских памятниках

Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области. В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере - Маура, Мериново и др.
 

Ветлужское народное православие

Ряд учёных (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков) отождествляют мерю с современными мари. Луговые марийцы воспринимают слово меря как русифицированное самоназвание западной ветви мари — Мäрӹ, которое до сих пор в употреблении у жителей Поветлужья и междуречья Ветлуги и Унжи. Костромские марийцы и сейчас называют себя словом мерен.
 

 
Оставшаяся меря постепенно интегрировалась в состав народности московитов и стала одной из основ ядра современного русского этноса. 
 
Кстати, характерно, что меря смогли колонизировать междуречье Унжи и Ветлуги, занятой другими поволжскими финнами, раз земля получила этнонимическое название Меровии.
 
http://www.tonshaevo.ru/images/2011/01-2011/Osh_Pandash_KusAte_RomachiVillage.jpg
ОшПандаш роща в деревне Ромачи.

Центр княжества находился в существующей и поныне деревне Ромачи Тоншаевского района Нижегородской области, а в Священной роще деревни, согласно историческим свидетельствам, в 1385 году был похоронен сам кугуза Ош Пандаш.

В 1468 году Ветлужское княжество прекратило независимое существование и вошло в состав Московии.

Цит. по книге "Нижегородский топонимический словарь" (сост. Н.В. Морохин) Нижний Новгород 1997 г. "КиТиздат". с. 132.

В фильме Ольги Ляпаевой вы увидите уникальные съемки, на которых запечатлены традиционные обряды, представлены интервью с живыми носителями самобытной и древней культуры, сохранившейся в Европе до 21 века. 

В советское время запрета на обряды в священных рощах ветлугаи совершали их дома, эта часть жилища и называлась "Pyrnya sonko ogol", "Угол старых бревен". Фильм рассказывает о священных деревьях, о правилах почтительного отношения к природе, о сакральной стороне привычного мира...

Фильм создан при поддержке Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Экологического центра "Дронт" и телепроекта "Для тех, чья душа не спит". 

Перепост фильма осуществлен с порталаТоншаево.ру


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2943 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 13
avatar
1
13
Интереснейший фильм. Плетение из соломки было и у карел, а сегодня всё ещё существует в Финляндии. Рябина как оберег до сих пор используется у карел. Куски белой ткани также были до последнего времени у карел на кладбищах. Побольше таких фильмов!
avatar
0
12
Всех с праздником.

Вопрос к знатокам ф.-у. языков.
Значение слов Вялино (Вяльно), Шатово, Мухора(мухоря, мухорка)
Если они имеются.
avatar
0
11
biggrin Мӹнят техень йӹлмӹ доно хытырем доко. Попымыштым цилӓ ынгылышым. Ӹне нинӹ кырык марынвлӓ ылыт. Кырык марынвлӓ доно малын кӹлӹм ак кычеп?
avatar
0
10
В меню строка ссылки. Много слов можно понять. На самом деле
близкие язык к карельскому... Спасибо!
avatar
0
9
Спасибо! А где взять банер вашего сайта?
avatar
1
8
Разместил фильм у себя на сайте.
Сделаю ссылку на ваш сайт. (баннер)
С ув. Александр
http://belomor-lam.ucoz.ru/
avatar
1
7
Отличный фильм!!! Побольше бы таких...
avatar
1
6
Поро кече!

Всем заинтересовавшимся этим предложением напоминаем сайт Тоншаево - http://www.tonshaevo.ru/ Пагален ӱжына! smile
avatar
0
5
Пуро кеце, маре шамыц!
ДВД диск с фильмом Пырня Шонко Огол в оригинальном качестве высылаем бесплатно по запросу в любую точку Россиянии. Это на случай, если у вас возникнет мысль показать его в школах, типо, на уроках по этноэкологии. Или вообще, интересующимся. На сайте Тоншаево. Ру есть форма для обратной связи.
avatar
2
4
Мерьямаа спасибо! up
avatar
2
3
Замечательный, тонкий фильм. И родные лица cool
avatar
1
2
Фактический этот фильм дает представление о духовной жизни древних меря) И вас с масленицей. В Сужбал не поедем, собираемся на озеро Неро.
avatar
2
1
Замечательный фильм. Ждём чего-нибудь наподобие и от Мерян.
Всех с началом масленицы поздравляю. На проводы в воскресенье в мерянский Суздаль едите?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 847
Статистика
Яндекс.Метрика