Среда, 13.12.2017, 16:16 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Ноябрь » 27 » Ребус из ростовского Спаса на Сенях
13:13
Ребус из ростовского Спаса на Сенях

Помню, когда мне в руки впервые попала книга Бжезинского "План игры" (в 1987, по моему, году) , впечатлен я был ею до крайности. Увидеть мир под другим углом - это всегда означает сделать его еще больше и интереснее. Борьба сверхдержав показалась какою-то эффектною и важною игрою, наблюдать за которой - прямо-таки удовольствие тютчевского Цицерона. Что ж сейчас? Разговоры о геополитике, мысли о ней и даже занятие ею кажутся уделом, достойным бессмысленных и пустых маргиналов - то ли людей, то ли вовсе ботов. Игра в пустые карты.

Вот только в таком виде как в кусочке "Страшного Суда" из хрестоматийной росписи ростовской церкви Спаса на Сенях она и остается пока что любопытной.

Митрополит Иона достроил ее в 1675 г. Казнен Разин двинувший супротив Москвы мордовские, марийские, татарские да казачьи полки. Завершилась и война с Речью Посполитой, давшая Москве Смоленск и половину Украины. Скоро из-за той же Украины начнется война с Турцией. Последний год жизни царя Алексея Михайловича. В это время Соловецкий монастырь с не принявшими никоновских книг монахами уже семь лет отстреливается и огрызается вылазками против осаждающих его московских стрельцов.

Роспись и внутреннее убранство церкви Спаса будут завершены уже позже, в 1680-е, после смерти царя Алексея и кровавой расправы над стойкими монахами Соловков.


С. М. Прокудин-Горский. Портрет Ионы III, митрополита Ростовского, строителя Ростовского Кремля и Белой палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фото 1911 г.

Ростовский митрополит Иона, крестьянский сын из-под мерянского Углича, ухитрился как-то проскользнуть сквозь свое очень уж подвижное столетие (от Смуты до Петра, на минуточку), никого всерьез не обидев, ни с кем серьезно не столкнувшись, но оставив после себя столько зданий, сколько, по-моему, никто из современников.

Архитектура и росписи - целый "ионинский стиль", глубоко залесский, внешне далекий и от московских церквей этого времени, и от дыхания надвигающегося на Русь чужого  украинско-литовского барокко, лаконичный, с отсылами к архаичным деталям родной верхневолжской старины - но при этом полный идей, глубокий, свободный и чуткий к новшествам.

Церковь Спаса на Сенях была домовым храмом Ионы, легким, но мощным центром огромного и изящного Ростовского Кремля, построенного вокруг одного этого человека. Из своих покоев он проходил к церкви прямо по открытой площади гульбища, не опускаясь на землю, и глядя на обычно серое ростовское небо. Дверь в храм не была огромна - без ступеней лестницы и профилированного портала, но с очень симпатичным крылечком, контрастирующим с возвышающейся над человеком стеною.

Все, кто был в Спасе на Сенях, помнят это ощущение красочной шкатулки, которая при этом высока и сбалансирована по пропорциям и колориту - не давит на человека, а возвышает его. Особенности ионинской церкви - иконостас-стена с росписью, а не доски тябл с привычными иконами и высокая площадка перед алтарем - солея - с ведущей на нее лестницей в восемь ступеней. А там, наверху - расписанные парапет и аркада с золочеными колонками, прикрывающие предалтарное пространство.

Вход в церковь с севера, западная стена глухая, и на ней свободно и красиво разместилась фреска со Страшным Судом. Ее фотографировал в 1911 году еще Прокудин-Горский. Особенно всем любопытны грешники в европейских и азиатских одеждах. Роспись внешне традиционна, но и многие новины, как требник Петра Могилы или Скрижаль нашли в ней свое незаметное нам сейчас отражение.

Культ образа Спаса Нерукотворного, которому посвящен храм, давно был присущ Ростову, достаточно заглянуть в "ростовский" зал Третьяковки или вспомнить Спасский монастырь, построенный княгиней Марией, вдовой убитого после сражения на Сити в 1238 г. Василько, оставшейся с двумя грудными детьми на руках во главе княжества во время ордынского нашествия и 33 года потом мягко удерживавшей своих Бориса и Глеба Васильковичей от взаимогрызения.

Впрочем, сложно сказать (во всяком случае - мне), чем было обусловлено посвящение этой церкви, и был ли у нее храм-предшественник.

Однако с озера именно ее одинокая легкая глава с золотым куполом, возвышающаяся над острой щипцовой кровлей, плоскостью стен и невидимым за крепостными бойницами нижним этажом обширнейших сеней, давших церкви прозвище, показывает, что Ростовский Кремль хоть и был построен весь одним человеком, однако этот человек имел в виду не столько себя, сколько что-то более важное, важное и сейчас.

Автор: Аким Трефилов.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 829 | Добавил: merjanyn | Теги: Ростов Великий, митрополит Иона, Ростовский Кремль, Спас на Сенях, великороссы, Залесье, меря | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми бронзовый век Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2347
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 913
Статистика
Яндекс.Метрика