Пятница, 28.04.2017, 03:25 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Октябрь » 1 » Ростов реальный и легендарный. К 1150 летию города.
09:04
Ростов реальный и легендарный. К 1150 летию города.

Над Стрелкой. (Князь Тугарин-Закедье и Царь-девица).
 
В начале сентября Ростов Великий отметил свой юбилей - 1150 лет. Представляем вашему вниманию виртуальную выставку художников из Карабихи Наталии и Владимира Бутусовых "Путешествие по Ростовской земле". Это этюды, зарисовки, картины по сказаниям Ростова Великого. Приятного просмота и мысленного путешествия по сказочной Ростовской земле!
 
 

Здесь начинается Которосль – место, называемое «Три воды» - здесь сливаются реки Устье и Вёкса и получается река Которосль. Необыкновенно красивое место, овеянное легендами (Николо – Перевоз: Святитель Николай и сокольник Богдашка – место обретения иконы Святителя Николая в 1199 году). Поле между Николо-Перевозом и Кладовицами необычно, (такой простор!) и место исторических событий. Здесь была битва ( В.В. Тёмный, Ю.Д. Шемяка, сын его Косой- они дрались и у нас в Карабихе, но здесь значительно просторнее! Однако в Карабихе был решён исход битвы, наверно, что на горе не так-то просто драться). Здесь же, на этом поле, в мае 1837 году наследник цесаревич Александр Николаевич делал смотр находящимся в Ростовском округе войскам. Я думаю, это прекрасное место в будущем будет достопримечательностью Ростова, а в конце 90-х мы не смогли даже подойти к месту слияния рек- висела грозная табличка «частная собственность!»

Наталия Бутусова. Одно из любимых моих мест. Это на другой стороне озера Неро, у села Угодичи. И про Неро (Каово), и про Угодичи можно целые тома написать, всюду история, всюду древность...


Озеро Неро.


Озеро Неро.


Деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне.






Церковь Иоанна Богослова на Ишне.



Варницы - родина Сергия Радонежского (отрока Варфоломея)


 
Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1314 году в селе Варницы близ Ростова Великого, в семье ростовских бояр. Семи лет Варфоломей был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота плохо давалась ему.

Однажды отец послал Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик, во время поисков своих, вышел на поляну и увидел под дубом «старца-схимника, погружённого как бы в молитвенное созерцание». Варфоломей приблизился и молча встал в ожидании, когда старец заметит его; и земно поклонившись, поведал свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом старец стал на молитву и рядом с ним Варфоломей. Дал ему чудный старец частицу просфоры, благословил и велел ему съесть: «…не скорби более, чадо моё, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении».

Посетил старец и родителей Варфоломея, сказав им, что сыну их «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей».
( Из книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» Н. Яровской)
 

 
Варфоломей убедил брата Стефана вместе отправиться на трудный подвиг, на «взыскание места пустынного»; этим было им положено начало нового, необычного подвига.

Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название «Маковец», находившееся в 30-ти верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры. Здесь впоследствии возник славный Троицкий Монастырь. Место это поражало своей красотою и, как летопись утверждает: «глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху». Тут братья поселились и поставили два сруба, один для церкви, другой для жилья. Митрополит Феогност, к которому они отправились, пешком, в Москву, благословил их и послал священника освятить церковь. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так было положено начало выполнению пророчества таинственного Схимника.

Но Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушел. Варфоломей остался один. Старец Митрофан постриг его в иноческий чин с именем Сергия. Затем начались дни, месяцы и годы полного одиночества, только лесной друг - огромный медведь навещал его.
( Из книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» Н. Яровской)


Изображён ростовский Синий Камень, носивший раньше название
Велесов Камень. По преданию, на этом камне стоял идол Велеса.


 
В Борисоглебском районе, в глухом лесу у деревни Березино находится огромный Тихонов камень. В конце 17 века один благочестивый крестьянин искал в лесу грибов и, подойдя к давно известному большому дресвяному камню, к удивлению своему, увидел на нём святую икону. Икона оказалась значительных размеров, с изображением семи ликов угодников Божьих. Крестьянин помолился перед святой иконой и отнёс её в свой дом. Оказалось, что в центре иконы – лик святителя Тихона Амафунтского.
 

 
В конце 17 века один благочестивый крестьянин искал в лесу грибов и, подойдя к давно известному большому дресвяному камню, к удивлению своему, увидел на нём святую икону. Икона оказалась значительных размеров, с изображением семи ликов угодников Божьих. Крестьянин помолился перед святой иконой и отнёс её в свой дом.
 

 
Молва о священной находке облетела всю округу, и два ближайших храма стали спорить, в какой из них поместить икону. За спорами наступил ноябрь, и икона святого Тихона была отнесена снова на место своего обретения, где был совершён молебен. Затем крестный ход с обретённою иконою направился в Николомолокшанский храм. Стечение Богомольцев было столь велико, что выпавший в то время довольно значительный снег утоптан был по пути шествия крестного хода как ровная мостовая. С тех пор было установлено совершать к месту обретения святой иконы ежегодный крестный ход в день праздника святителю Тихону 29 июня.

13 августа 2000 года мы тоже совершили поход к Тихонову камню. Провожал нас Лысаков А.Н., местный житель, а к нему направила нас Кармакова Л.М., Шереметьев-центр. Лысаков нас не хотел вести, это действительно далеко, он тянул, спрашивал, а действительно ли нам это надо, но после того, как мы сказали фразу Кармаковой, которую она просила ему сказать, быстро собрался, и мы пошли. Нашли не сразу, с приключениями, лезли через такие буреломы, что только в сказках бывают. Я даже провалилась в труху, по самую шею, и это было ещё не самое критическое в том путешествии. К тому же камень не хотел «находиться». Александр Николаевич потом рассказал: « Я шёл и тихонечко кричал: «Тихон, отзовись!»- « Вот я» - сказал камень и я его нашёл». Подробный рассказ об этом записан, но не обработан. Много топонимов -«Родительское поле», « Бабино поле», делянки Калужская и Романовская и т.д.
 

 
Велико Сохатское болото. В стародавние времена много чудес там бывало. Средь долины ровныя стоял курган Росстани, где добрая волшебница-русалка Шендора рассталась с сестрою любимою и улетела на лазуревом облаке в тридесятое царство. На кургане том лежал бел-горюч камень с надписанием.
 

Алатырь – Камень. Синий Камень Мироздания


 
За озером, за Угодичами,есть урочище Ангелово. Давно там лежал Синий камень, тот, что за Трясловым теперь, на камне Велес стоял. Потом место прозвали "чёртовым" - языческое, значит. А после того, как отсюда чудесным образом перенёсся в Киев митрополит Исайя, при помощи Ангела, место стало называться Ангеловым. А Иона Сысоевич здесь церковь построил чудесную, 365 окон! Она сгорела от удара молнии. Всё мечтаю увидеть рисунок этой церкви, говорят, был....
 


Это всё тот же Синий камень, что за Трясловом лежит. Автор картины на камне смотрит на комету.


 
Недалеко от Ростова Великого, на берегу речки-переходницы, на кочке, сидит необыкновенной величины жаба голубого цвета. Жаба-волшебница, жаба-вещебница, жаба-необидчица. Если беда придёт – выручит; дума падёт на сердце – как рукой снимет; скажет всю правду-истину и совет подаст; только скажи на берегу: «Жаба-необидчица, я с нуждой пришёл».

Тут же, в речке-переходнице, терем жабы-необидчицы, и хранит она  там ключи от царства подземного. ( А. Артынов «Сказания Ростова Великого»)
 



 
Синий камень у Островны, на Шалковском луге очень похож на лежащего медведя. Хотелось нарисовать какой-нибудь сюжет из древности, но никаких легенд не сохранилось. И у Тряслово Синий камень хорош, но преданий о нём не было, кроме того, что на нём Велес стоял. Однажды, более 10 лет назад я разговорилась с Гороховым В.Н., оказалось, он родом из Воробылово, что напротив Тряслово, и он с детства отлично знал Синий камень. Я спросила, не было ли каких-то обычаев, преданий о камне? Было! Старики рассказывали, к камню ходили и что-то делали, но что? Владимир Николаевич забыл! Было что-то, он долго вспоминал, потом с досадой сказал, что ничего не помнит, вот разве что цыгане свадьбу справляли… Как? Цыгане объезжали вокруг камня несколько раз, и свадьба считалась совершённой, законной. А цыгане были не местные, издалека приезжали, из Ивановской области. В.Н. ушёл из жизни в 2005 году, сейчас бы я более подробно расспрашивала его. Но он родился перед войной, значит, должны быть живы люди, которые могут помнить обычаи предков, связанные с трясловским Синим камнем.
 

 
Сказание о постороении града Ярославля. Недалеко от города Ростова, верстах в 60-ти, был остров, образованный реками Волгой и Которослью и протокой водной. Пуст был остров, лишь росли там вековые деревья, да травы высокие. Рядом с островом было селище Медвежий угол. Жили в нём язычники - умелые рыбаки и охотники, державшие скот и грабившие проходившие по Которосли суда. Поклонялись они идолу Велесу, скотьему богу. Этому идолу было построено святилище, и волхв неугасимый огонь у Велеса держал. По дыму от жертвенного огня волхв разумел все тайны, как будто читал слова самого Велеса.

Не захотели жители Медвежьего угла жить в мире с князем Ярославом Мудрым и выпустили из клети лютого зверя и псов, чтобы те растерзали князя и людей его. Князь секирой победил зверя, псы поджали хвосты и никого не тронули. Пали ниц язычники перед князем. А Ярослав Мудрый, оглядев место, водрузил деревянный крест и основал на сем месте храм Ильи Пророка, ибо хищного зверя победил в день его. Так начинался Ярославль.
 

 
Потомок священного дуба. Урочище Поклоны. Согласно преданию, во времена язычества на этом месте находилась священная роща, среди которой под огромным дубом стояла божница.
 

 
На картине» Велик Русский Бог Никола» изображен вид на Ростовское озеро и реку Которосль с возвышенности около села Великое. В этих местах до принятия христианства люди поклонялись языческому богу Велесу и на холмах у озера стояли идолы Велеса. Впоследствии образ Велеса стал отождествляться с образом святителя Николая. Между собой люди называли его Велесом, а, обращаясь к Богу, называли Николой.

«Русский Бог» - так говорили о Николае Чудотворце. «Велик Бог русский»- эту поговорку повторяли и русские и иностранцы. Присутствие святителя Николая особенно ощущается на Ростовской земле, недаром существует множества легенд о явлении Николая Чудотворца. « Видимый невидимо» стоит он над нашей Родиной, любуясь ею.

Лик святителя Николая взят с келейной иконы Преподобного Сергия Радонежского, который родился здесь же, на Ростовской земле.
 


« В лесах меж сёл опустошенных,
Отряды вражеские шли
В доспехах, дымом закопчённых.
Николу – дивную обитель
В бору нетронутой нашли.

Уж не впервой сюда враги
Скупые взоры устремляли.
И вот дремучие леса казались войском,
Восставали, врагам дорогу преграждали.

Молитвы поселян
И чудеса Николы
Все вражеские замыслы сметали…»
О.К.Мухин.



Следочкин камень

Источник: Наталия Бутусова http://vk.com/id114170810

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3139 | Добавил: merja | Теги: Ростов Великий, синий камень, мифы | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 3
avatar
1
3
Царь-девица очень верно нарисована. Монисто, головной убор... Истинная меря cool
avatar
2
2
Вот это да! Наконец-то появляется действительно русское искусство, а не набившая оскомину славянщина!
avatar
2
1
Нет слов! Чудо, как хорошо!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика