Суббота, 27.05.2017, 11:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Октябрь » 6 » С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли!
00:27
С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли!

В молодежной библиотеке областного центра с успехом реализуется проект «Владимир интернациональный». Здесь в конце сентября прошла неделя финно-угорской культуры. Посетители библиотеки встретились с активистами реконструирующими меря и мурому.

Финно-угры — это та культурная общность с которой началась сама история России. Согласно последней переписи населения, в Владимирской области живет более 10 тысяч эрзян, мокшан, марийцев, коми, коми-пермяков, удмуртов, карелов, финнов, хантов и других представителей финно-угорских народов. Еще больше здесь финно-угров обрусевших, вернее потомков обрусевших лет триста назад меря, муромы и мещеры.

В средневековье из всех них меря были самым крупным народом.


Карта Окско-Волжского междуречья (приблизительно до 1350 года) с показанием мест обитания мерян и соседних племен. Нажать для увеличения

 

Не только название племени сохранилось до настоящих времен, но и многие наименования старинных сельских населенных пунктов Суздальского Ополья, многие из которых известны с средневековья, имеют финно-угорские, мерянские корни:

Шордога (шордо - лось, га - речной формант),
Уронда (ӱрӧ - табун, стадо),
Яришнево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.),
Сандырёво (санд - песок, санда - красный),
Тимерёво (тимер - дубняк, дубовая роща),
Нельша (нельшо - глотающий), 
Сахтыш (сахта - моховое болото),
Уреево (ур - белка, Урей - имя),
Кибол (кӱв(б)ал - каменистый верх),
Кидекша (ки - камень),
Тарбаево (Тарбай - имя),
Цыбеево (от имени Цыб(е)ай),
Тартышево (тарташ - вертеться, вращаться),
Колокша (кол - рыба),,
Чаганово (цӓгӓн - рогоз; травянистое растение семейства рогозовых),
Шихобалово (шух/ших - сор),
Калмань (кал/кол - рыба),
Кистыш (кесе - диал. коза., тыш(ке) сюда; в (на) это место, в (на) эту сторону, в этом направлении., тӹш - знак, примета, след, дух.),
Шекшово (шекш - жёлчь),
Ярышево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.), 
Шухра (шух/ших - сор),
Воймига (воймо - мочь, сила),
Шельбово (шель, шоль - молодой),
Ирмес (ирмузы - куропатка серая. Ирмузь река в Судогодск.р-не Влад. обл.),
Кинобол (кӱанбал - каменистый пригорок),
Кубаево (Кубай - имя),
Парша (пӧршан - покрытый инеем; заиндевелый),
Шельбово (шел - мясо, жир),
Тума (тумо - дуб),
Шелдяково (шелде зоол. свиристель),
Вежболово (веж/вож - корень),
Шуново (шун - глина),
Чаганово ( чаган - побеги-ростки или рогоз; многолетняя высокая болотная трава; листья рогоза или копьевидного тростника,)
Елтесуново (Елтеса, Ельтесей - имя),
Кишлеево (киш - смола, обл. сера, живица, кишлаш - смолить),
Толба (тол - нарост, выступ),
Башкирдово (в(б)ашка, в(б)аска - железо. возм. от имени В(б)аскельде),
Выжегша (выжык - криво),
Косагово (имя Косаг, от каса - переносн., наследник, приемник, +иге, ик - род, поколение. Отпрыск.)  
Кусуново (кӱсын-долг, кӱсӧ - роща)
Суромна (суро - замок, защита)
Туняково (тӱня - мир, свет, вселенная; все мироздание)
Кадыево (Кадый - имя. от кӓды - голубь, горлица)
Балгачево (Балкай, Балга - имя. от валге - белый, светлый)
Ундол (ундал - обнять)
Кочуково (кочык - короткий, краткий; небольшой в длину) 
Азиково (азык- пища, запас корма)
Кокуй (кокуй - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер)
Ваганово (ваган - мужик)
Тартышево (тартыш -ам диал. вертеться, вращаться; крутиться)
Выремша (вырь/бырь - водоворот, пойменный луг, калуга) 
Мордыш (мӧр - земляника, дыш формант множественного числа)
Юкша (юкша - кормить, поить)
Кукса (кук - корень)
Кибергино (кӱв(б)ер - каменистое место)
Суново (ш(с)ун - глина)
Кунеево (от имени Куней/Кунай)
Яксаево (от имени Яксай)
Кондырево  (от имени Конди, Кондый - конда - дом, домочадец)
Конышево  (от имени Коныш - кон - дом, очаг)

Слышали такие?

История многих этих сел и деревень уходит корнями в раннее средневековье, в селища и посады городищ мерянской эпохи и еще более раннего дьяковского времени.

Как например село Выжегша историю которого можно отсчитывать от финского городища расположенного в паре сотен метров от села.

Это уникальный памятник дьяковской и мерянской культур, одна из крепостей летописной мери в центральных районах Северо-Восточной земли (Залесья). 

Этот памятник был исследован археологом А. Е. Леонтьевым, вскрывшим на городище площадь более 200 кв. м (Леонтьев, 1988 б, с. 94–102; 1996, с. 196–209).Имеет две площадки. Верхняя, площадью ок.1500 кв.м., располагающаяся на высоте 26 м. над рекой, с напольной юго-юго-восточной стороны ограничена валом длиной ок.60 м., высотой до 1 м. при ширине в основании 6-7 м. С внешней стороны вала сохранился заплывший ров глубиной до 0.6 м. В средней части системы укреплений – перемычка въезда шириной 5 м. Понижаясь к северу, верхняя площадка переходит в узкий перешеек длиной 40 м. при средней ширине 10 м., который в дальнейшем расширяется, образуя вторую, нижнюю и основную площадку в 3600 кв. м., ограниченную сопковидным валом, воздвигнутым в самом узком месте перешейка. Высота этого вала 3 м., размеры в основании 28х20 м. С северной стороны к валу примыкает ещё одна невысокая насыпь неясного назначения. Территория городища поросла кустарником и отдельными деревьями, склоны мыса, на котором расположен памятник, нарушены размывами. 

На территории памятника найдена лепная керамика, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской культуры, лепная мерянского облика. Последняя преобладает. Среди других находок – железные ромбовидные, трехпастные и ланцетовидные наконечники стрел, бронзовые шумящие украшения, серебряная нашивная бляшка с прочерченным орнаментом из концентрических кругов, литейные формочки, обломки тиглей, керамическое сопло от горна. 

На стрелке мыса археологами был обнаружен уникальный клад из 14 стандартных слитков-палочек оловянисто-свинцового сплава (единственная на территории Залесья находка, свидетельствующая о торговле оловом) длиной 19-20 см., весом 129-140 г., отлитых в деревянных формах, – партия стандартных брусков металла, использовавшегося как сырьё для изготовления сплавов цветных металлов при производстве ювелирных украшений (Леонтьев, 1996, с. 206–209) и 1274 целых и рубленых серебряных монет, арабские дирхемы преимущественно аббасидского и омейядского чекана и сасанидские драхмы, документирующих начало поступления арабского серебра в мерянские территории Волго-Клязьминское междуречье. Младшие монеты чеканены в 841/842 г., по оценкам А.В. Фомина, Выжегшский мерянский клад принадлежит к числу самых крупных монетных находок первой половины IX в. в Восточной Европе (Фомин, 1988 а, с. 103–131). 

Культурный слой на площадке памятника почти полностью уничтожен грабителями, извлекшими из него остатки клада куфических монет и сотни предметов вооружения, украшений и бытовых вещей. Грабительские раскопки начались в начале 1990-х гг. и продолжаются по сей день. Часть здешних находок продавалась на рынке «Вернисаж». 

А.Е. Леонтьев отмечал, что его топографические особенности нехарактерны для укреплённых поселений Волго-Клязьминского междуречья, но находят соответствие на финских памятниках Поволжья (в том числе Марийского и Костромского краёв), что, возможно, отражает восточные связи оставившего его мерянского населения.

Неожиданным оказывается, прежде всего, присутствие значительного количества восточного серебра и других импортов на поселении, находящемся в стороне от крупных водных путей, но которое, судя по своему характеру, могло быть крупным торговым и административным центром мерянской округи. А.Е. Леонтьев полагает, что оловянисто-свинцовые слитки, имеющие балтийское происхождение, и монетное серебро попали в Выжегшу не с юга, со стороны Оки, а с Севера, со стороны Верхнего Поволжья, и свидетельствует о включении мерянских земель по реке Клязьма в зону циркумбалтийской торговли. Индикаторами северных связей, помимо оловянисто-свинцовых слитков, выступает ланцетовидный наконечник стрелы.

Аутентичных мерян, муромцев, мещеряков, которые проживали на территории Владимирской области, не осталось — они к 17 веку обрусели, влились в великорусскую народность, но продолжают жить в своих потомках.

Сейчас меря становится модной и пытливая залесская молодежь начинает заниматься реконструкцией культуры своих предков. Например, этим увлечены ребята из владимирского клуба исторической реконструкции «Рарог». В один из дней недели финно-угорской культуры они пришли в библиотеку и встретились с посетителями, желающими узнать, как выглядели финно-угры Владимиро-Суздальской Руси.

- Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры раннего средневековья, 9-11 века нашей эры, - говорит руководитель клуба Юлия Бирюкова. - Женщины в те времена носили «шумящие привески» - медные фигурки, чаще всего в виде лошади или водоплавающих птиц, с колокольчиками на концах. Обилие шумящих привесок характерно для всех финно-угров. Привески использовались как обереги. Серебра практически не было — использовали в основном бронзу, латунь и медь.

Обувь финно-угорских женщин были идентичны позднерусским «поршням». Мужчины носили кожаные сапоги. Остатки обуви неоднократно находили археологи.

А вот целой вещи из текстиля не найдено практически ни одной, и поэтому воссоздать одежду финно-угоров очень трудно, признаются реконструкторы. Однако по сохранившимся фрагментам одежды доподлинно известно, что штаны носили не только финно-угорские мужчины, но и женщины. А значит, представителям прекрасного пола приходилось наравне с мужчинами проводить часть жизни в седле. А ткали одежду в основном изо льна.

Карманов у древних финно-угоров не было — пожитки носили на поясе в специальном кошеле. Там обязательно лежало кресало, чтобы добывать огонь, водились в кошеле и монеты, чаще всего медные.

- В качестве оружия использовали копья и топоры, - говорит руководитель клуба исторической реконструкции «Рарог» Юрий Вавилов. - В мирное время копье применяли на охоте, а топором можно было, например, срубить дерево...

Фото: Екатерина Игнатова
Фото: Юлия Бирюкова
Использован материал: Аннеты Татарниковой mk.ru

Просмотров: 2731 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 50
avatar
0
50
Я бы хотел задать вопрос: а где проходила западная и южная граница расселения финских племен? Судя по ряду гидронимов и топонимов - в Восточной Белоруссии они точно были, на юго-западе - район Калуги также однозначно был финским (само слово Калу-га в переводе с финского - какой-то поток), южнее просматриваются уже скифо-иранские названия: Дон, Днепр и т.д. И при чем здесь славяне?..
avatar
0
49
Мордва - это мордва. А угро-финны - это угро-финны)) Вятичи - пятидневники. в пяти днях ходьбы?)) А что такое славянский по-вашему? Воронеж,  Курск и Белгород - в древности мордовские, славяне позже здесь появились, или, скорее, "ославянилось" исконное население.
avatar
0
48
Шом-толгай пишет: "Где-то слышал, что Шача - это вроде как "мокрая", в смысле разливная."

ШАЧА = РОДИВШАЯ, ДАВШАЯ ЖИЗНЬ. Это в переводе с мордовских языков.
avatar
0
47
Не симбиоз, а ассимиляция. Именно меря переходила на язык пришельцев-колонистов. А не наоборот.
avatar
0
46
Мордва - это угро-финны. А угро-финны здесь не при чем. Это ареал вятичей, славянский.
avatar
0
45
Угро-финны ни при чём:-)) Здесь мордва при чём.
avatar
0
44
Роменско-борщевская культура (укр. Роменсько-борщевська культура) — археологическая культураславянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII—X века (Черниговская,Сумская,Липецкая,Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская  области).
Ранние лучевые височные кольца, послужившие прототипами семилучевых и семилопастных украшений радимичей и вятичей, имеют Дунайское происхождение.
Носителями борщевской культуры были вятичи, роменской — северянский союз племен.Генетически связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами.

И при чем тут угро-финны?
avatar
0
43
"Тула, Орел - земля вятичей" Нет, исконное население этих городищ - мордва. Имеются исследования и доказательства тому. 
Любопытные результаты были получены в ходе экспедиции Н.М. Могелянского, предпринятой в рамках программы Этнографического отдела Русского музея Александра III по сбору этнографического материала в 1902 году в Тульской и Орловской губерниях. Могелянский впоследствии писал: «Добытый мною материал показывает массу сходства, если не полного тождества... с теми образцами, которые собраны были еще раньше финским собирателем A. Heikel'ем гораздо восточнее, у чисто мордовского населения...». Необходимо, наконец, четко заявить, что на огромных территориях центральной России - как минимум, Калужской, Тульской областей (а в действительности весь верхнеокский бассейн), восточного района Брянской и западных районов Орловской и Курской областей даже в начале XX века еще ясно фиксировалась зона проживания мордовского этноса.
avatar
0
42
ЦІкавими є й коментарі до статті.
avatar
1
41
Не спорю. А на юг и запад - славянские. Поэтому правильно говорить не "финская Московия", а "пограничье между славянами, балтами и финнами", т.е. "славяно-финно-балтская Московия". Так будет намного корректней. Если Вы хотите уважения к вашему финскому прошлому, уважайте и наше, славянское прошлое.
avatar
0
40
Верно подмечено. В частности мазуры - это ославяненные пруссы.
avatar
0
39
Вы совершенно правильно описали подробности становления ростовской политической субъектности. И я соглашусь с Вами, что до определенного времени меря имела свою племенную автономию внутри русского пространства. Но Ростов (как Вы правильно отметили) - это центр именно русский, в отличии от мерянского Сарского городища. И население Ростовской земли изначально смешанное, славяно-мерянское, а не исключительно мерянское. 
О чем и шла речь в ветке.
avatar
0
38
Совершенно верно. Гидроним "Москва" существует в Польше. И это является безусловным подтверждением балто-славянского его происхождения, поскольку угро-финнов на территории Польши отродясь не было. 

И расскажите мне, пожалуйста, про самобытность вятичей. В чем она проявлялась? И чем вятичи отличались принципиально от кривичей и северян?
avatar
0
37
То, что "балтская" Москва оспаривает "финскую" давно известный факт. Поляки на половину тоже сложились на балтском субстрате, в Польше полно балтской топонимики.
avatar
1
36
А где сказано, что мерьская верхушка ушла на восток? И почему на восток, а не на север?...
avatar
0
35
От Москвы большинство гидронимов на север, северо-восток и юго-восток финно-угорские.
avatar
0
34
Интересно у вас получается, балто-славян "за яйца" притягивать. Вот например схема границ ядра Московии на 14-15 века. Центр земли получается как раз на мерянских землях. Как раз таки балто-славяне современных западных регионов РФ не входит в зону Московского государства.

карта -

Торопец, Козельск, Мценск, Курск, Белгород не входят в состав Москвы. Тонкая полоса - Ржев, Можайск, Калуга, Тула, Переяславль Рязанский, Елец, Коломна, а дальше на восток и северо-восток финно-угры.

карта -
avatar
0
33
Если времён Рюриковичей - тогда и Новгородской земли как гос.образования ещё не сформировалось. Был союз нескольких народностей, где словене с их Новгородом были объединяющим центром. И то, за Верхневолжскими землями тогда присматривал не собственно Новгород, а Белоозеро. Мерянская земля тогда в своём внутреннем устройстве была ещё вполне автономна. Её княжеский центр в сарском городище существовал до нач.11 века. Ростов же поначалу был торговой факторией. Центром одной из "земель" рус.гос-ва Ростов стал только после ухода мерянской верхушки на восток...
avatar
0
32
Что "подтверждает", что вятичи "из ляхов"?! Гидроним Москва??!!!
Ни лингвистика, ни этнография, ни археология, и даже летописная история это ни как не подтверждают! Единственное летописное утверждение политизировано. Может какой-то Вячко и забрёл на берега Оки откуда-то издаля... Но собственно вятичи настолько самобытны, что выделяются на фоне всех соседних славянских народностей!
avatar
0
31
Ростов как раз выделился в отдельный политический центр из Новгородской земли. Просто внимательно изучите историю этого выделения.
avatar
0
30
Знаете, я ничего не имею против финского происхождения гидронима Морква. У славян аналогов этому гидрониму нет. Но аналоги гидронима Москва у славян есть, а у финнов - нет. Версия о финских переселенцах в поздней истории не выдерживают критики. Гидронимы - это одни из самых древних и сохраняемых топонимов. 
Поэтому финское происхождение гидронима "Москва" не выдерживает даже поверхностной критики.  Зато подтверждает версию о том. что вятичи - "из ляхов".
avatar
0
29
Вы сами говорите о Залесьи, как о  пограничных балто-славянско-финских землях. Так оно и есть, судя по преимущественно балто-славянских гидронимам собственно Московского княжества. Почему же у Вас Московия - финская? Потому что рядом со славянами проживали еще и финны? Ну так и балты тоже проживали.
avatar
0
28
Московия не финская а преимущественно славянская. Москва, Калуга. Тула, Орел - земля вятичей, Тверь - кривичей.  Финские племена жили в основном на переферии ядра Московского государства.
avatar
0
27
Предложите ваши варианты
avatar
-2
26
С Сандырями , Сандыревыми и т.п. все куда проще . Сандир - южная варваризация имени Александр. Т.е. Название принадлежит к типу , к которому принадлежат более 90% поздних (14-17вв) названий Залесского края. Эти названия образованы от христианских имен и кличек (светских имен). Как пример - Кузнецово - отнюдь не село кузнецов , А производное от "погоняла" Кузнец или Кузнецов , если погоняло родоначальника приобрело статус фамилии (второй вариант актуален с конца 15в) .
ЗЫ Сандир в качестве имени встречается до сих пор.
avatar
0
25
Где-то слышал, что Шача - это вроде как "мокрая", в смысле разливная. По основе "шох, шух": в литературе встречается мнение о связи с "шуга" - может "шумящий", а может "захламлённый", всё смутно, чётких объяснений нет.
Я бы так же обратил внимание на перекличку с "согра / шохра / шухра" - заливной луг, заросший листвяком.
Молохта - вообще "песня", целое поле для фантазий.
Толпыгино, Пелгусово - похоже как от имён...
Кунес-тино перекликается с Кинеш-мой (но это название - тоже загадка... пытаются связать с "ки/кю" - камень). Имеется интересное сближение в марийском: "кун" - толк, "кунештараш" - делать что-либо толково, сноровисто. happy
avatar
0
24
Доказать это совсем не легко. Версий десятки. И "славянские" - лишь одни из. При чём, более правдоподобны балто-"славянские". Пара речек Москва в славянских землях - ещё не показатель. Ряд переселений компактных групп из Московщины в польско-литовские земли имел место. В том числе и финно-угров, тех же черемисов... С другой стороны, есть однотипный по строению гидроним Морква - приток Ветлуги. А это когда-то марийский край. Рядом с Морквой - Темта. Если думаете, что от морковки - то это совсем недоказуемо: подобных названий на славянских землях нет. Зато есть Морки, Моркино и т.п. - в том же суб-марийском Поветлужье.

И вот ещё. В низовьях Клязьмы есть посёлок Моста, изначально Мосты. Но не из-за "мостов", а из-за озёр, вблизи которых расположен. Одно озеро, ближе к пригорку, с песочком - Светлое. А другое, дальше в лес - Чёрное. Торфяники там кругом. В языках же чудско-пермского круга "мос" - тёмный, чёрный. Мерянский язык мог воспринять этот термин в составе гидронимов. Так что и Москва - это может быть: "Тёмные... воды(?)".
avatar
1
23
Что общего?! Дед Мазай и шанешки! biggrin и ещё куча диалектизмов и жаргонизмов... cool
Один из потоков славян шёл из Новгорода, разумеется. Однако этот центр не был ни инициатором, ни проводником, ни выгодополучателем этой "колонизации". Переселенцы были скорее беженцами из Новгорода, а не агентами его интересов. Известно же, что славяно-мерянский племенной конгломерат в р-не Костромы существовал с нач.11 века. Но вот в состав "русских земель" этот район попал только в 60-х -80-х гг. 12 века.
avatar
0
22
Суздальское Ополье было плотно освоено мерей. Славяне поселялись на окраинах мерянских селений. Дата основания Суздаля никому не известна. Но наверняка и на его месте было мерянское селение. Рядом с ним - Кидекша, Кибол. Так что происходила не просто колонизация, а симбиоз двух народов и культур. cool
avatar
1
21
Глядя не исторический костюм девушки -мерянки мне вот только одно не понятно, с женской точки зрения, а как же душегрейки- телогрейки , меха, десять юбок?
Ведь климат Московии довольно холодный. Как же можно было обходиться вот так, налегке? Лично я бы приняла такую одежду, за одежду летописных половчанки, или хазарки, ну или еще за какую-нибудь кочевницу smile .

Отдельное спасибо за ТАРБАЕВО (в г.Ногинске- Торбеево).
Давно уже подозревала, что в нашем городе этот район - поселение, Торбеево, очень древнее.
Если посмотреть по карте , то Торбеево протягивается как раз по берегам Клязьмы, (что характерно для старинных поселений, финно-угорских ). Название Торбеево есть и на старинных картах 18 века , когда еще не было ни города, ничего.
Получается, что в нашей местной истории, наверняка, фундаментом являются тоже финно-угорские народы, а не как принято считать в нашем местном краеведческом музее - вятичи из Купавны. По экспозициям местных краеведов, стоянка вятичей была в 25 км от города. Какая там Купавна? , когда есть и всегда было Торбеево, и в самом центре! и расположенное вдоль Клязьмы.
Оно сохранилось и по сей день,
(мои фото некотрых наличников как раз оттуда)
http://merjamaa.ru/forum/6-14-1
Кстати, в Мордовии есть Торбеевский район.
avatar
-1
20
Переводы топонимов мне кажется надуманы.
avatar
0
19
Гугл в помощь!
avatar
0
18
Много-ли Шач на правом берегу Оки и Волги?...
avatar
0
17
Вопрос сложный, я не утверждаю, а только формулирую возможное направление. Войны с Новгородом начались после организации низовской земли Юрием Долгоруким, как княжеские, а не этнические войны.
avatar
0
16
Что общего между русскими Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Пензенской областей и мордвой? А то, что как минимум половина русских обозначенных областей обрусевшие мокша и эрзя.
avatar
2
15
Старая добрая финская Московия заканчивается там, где появляются воспитанники иезуитской киевской академии и как следствие Малороссийская барокковая империя Романовых.)
avatar
0
14
не, ну нам тут после Крыма и Донбасса правда интересно стало. Крайпеда? Нарва? Варшава? Брюселль? или все же Алеппо)))). Вопрос, кому и зачем так много и чего делать со своим, мы воспитанно не поднимаем))
avatar
2
13
Не знаю, можно ли рассматривать Новгород как метрополию по отношению к Ростовской земле... Определенные политико-экономические отношения между ними существовали, группы новгородцев мигрировали в Переславль, Ростов, Костромское заволжье. Но это нельзя назвать новгородской колонизацией. Иначе бы не возникло Ростово-Суздальской земли как отдельного политического центра и потом Владимира. Можно еще вспомнить войны с новгородцами...
avatar
0
12
провокационный вопрос))))
avatar
0
11
"С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли!"

а где она заканчивается?)
avatar
0
10
Некоторые историки полагают, что название Шача происходит от мордовского слова «шачимс» (хорошо уродится), другие — от мордовского слова «шаня» (щедрое место), или от глагола «шацкать» (подгонять лошадей на пастбище).
avatar
0
9
Почему Вы не рассматриваете Новгород, как изначальную метрополию и, соответственно, центр  колонизационного движения? Берестяные грамоты как раз указывают на это. Как не крути, но и славянский язык был принят нашим народом не по простой прихоти. Нельзя, на мой взгляд, все списывать на христианство. Расстаться с языком предков это значит расстаться не только с религией, но и с прежней культурой, мировоззрением, разрушить или переделать внутреннее строение социальной организации. Что общего между русскими центральных областей и удмуртами, мари, двуединой мордвой?
avatar
0
8
спасибо! Пелегово и Пелгусово)) интересно читать, фото мари в национальных костюмах замечательное! видела эту статью только в усеченном варианте - с топонимикой, а здесь и фамилии, и диалект, и названия рек и поселений. Спасибо!! А вот по типам лица есть к авторам статьи нарекания, конечно, писала уже об этом не раз http://merjamaa.ru/forum/8-9-948-16-1441374630
avatar
0
7
Кое что есть в этой статье - Потаённая меря. Унжа-река: мерянско-марийское пограничье - http://merjamaa.ru/news....06-1006
avatar
2
6
Напишу здесь или лучше в группу по меря-языку? Может быть, у вас есть наработки по этимологии таких мерянских названий рек Иневеж, Шухомка, Шохонка, Молохта, Шача (речек Шача в наших землях очень много)) ) и населенных пунктов: Толпыгино, Кунестино, Пелгусово, Рыспаево, Бакшеево (из тюркского?). Буду очень признательна хоть каким-то ответам))) Именно топонимы и гидронимы сохранили мерянские корни, а сам язык, увы, утрачен...
avatar
1
5
Проблема в том, что большинство городов не "основывали", поселения на их месте существовали в более раннее время. Что касается колонизации, смотря что называть колонизацией. Колония подразумевает некую метрополию, политический и экономический центр. Вроде Лондона или Мадрида. В истории Залесской земли такого центра нет. Существует некий рыхлый конгломерат княжеств не являющийся империей, существует далекий Киев. Существует Новгород, с которым всегда то торговало, то воевало Залесье. Это вся "колонизация". Ну приходило на эту землю некоторое количество скандинавов, балто-славян, и тюрок, ну жили они бок о бок с финнами. Это не меняет того, что русские калужане, смоляне и брянчане сформировались на ином субстрате (основе) нежели русские ярославцы, костромичи и ивановцы.
avatar
0
4
да меряне жили в Ростове, мурома в Муроме, Суздаль основали переселенцы кривичи, также жили и вятичи и переселенцы из ильменских словен, ибо проходила колонизация
avatar
2
3
Не важно чей Москва топоним финский или балто-славянский. Важно, что Москва первоначально удел Великого княжества Владимирского находящийся на пограничных балто-славянско-финских землях. Только с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — Москва становится великим княжеством постепенно расширяющим свои владения.

Таким образом, центр Залесской, Низовской земли, ставшей ядром Московского государства это именно Владимир, Суздаль, Переславль, Ростов. Во Владимире, на Большой Московской на офисе ЕдРа висел банер - "Владимир сердце Единой России". Очень меткое замечание от правящей партии cool
avatar
0
2
Московия все таки началась с земли славян-вятичей. А уж потом, распространила свое влияние и на голядь, мерю, мурому, мещеру и кривичей. Гидроним "Москва" - славянского происхождения и это легко доказать: такие же гидронимы есть на территории Украины и Польши и их нет ни на каких финно-угорских территориях.
avatar
3
1
за толкование названия Сандырёво (санд - песок, санда - красный) благодарствую!!! Мой дед из деревни Сандырёво Приволжского района Ивановской области. Я долго голову ломала над происхождением этого названия))) Буду рада продолжению Ваших этимологических изысканий!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика