Пятница, 19.10.2018, 10:49 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Октябрь » 6 » С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли!
00:27
С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли!

В молодежной библиотеке областного центра с успехом реализуется проект «Владимир интернациональный». Здесь в конце сентября прошла неделя финно-угорской культуры. Посетители библиотеки встретились с активистами реконструирующими меря и мурому.

Финно-угры — это та культурная общность с которой началась сама история России. Согласно последней переписи населения, в Владимирской области живет более 10 тысяч эрзян, мокшан, марийцев, коми, коми-пермяков, удмуртов, карелов, финнов, хантов и других представителей финно-угорских народов. Еще больше здесь финно-угров обрусевших, вернее потомков обрусевших лет триста назад меря, муромы и мещеры.

В средневековье из всех них меря были самым крупным народом.


Карта Окско-Волжского междуречья (приблизительно до 1350 года) с показанием мест обитания мерян и соседних племен. Нажать для увеличения

 

Не только название племени сохранилось до настоящих времен, но и многие наименования старинных сельских населенных пунктов Суздальского Ополья, многие из которых известны с средневековья, имеют финно-угорские, мерянские корни:

Шордога (шордо - лось, га - речной формант),
Уронда (ӱрӧ - табун, стадо),
Яришнево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.),
Сандырёво (санд - песок, санда - красный),
Тимерёво (тимер - дубняк, дубовая роща),
Нельша (нельшо - глотающий), 
Сахтыш (сахта - моховое болото),
Уреево (ур - белка, Урей - имя),
Кибол (кӱв(б)ал - каменистый верх),
Кидекша (ки - камень),
Тарбаево (Тарбай - имя),
Цыбеево (от имени Цыб(е)ай),
Тартышево (тарташ - вертеться, вращаться),
Колокша (кол - рыба),,
Чаганово (цӓгӓн - рогоз; травянистое растение семейства рогозовых),
Шихобалово (шух/ших - сор),
Калмань (кал/кол - рыба),
Кистыш (кесе - диал. коза., тыш(ке) сюда; в (на) это место, в (на) эту сторону, в этом направлении., тӹш - знак, примета, след, дух.),
Шекшово (шекш - жёлчь),
Ярышево (ярыш - смесь, месево, мешанина. Ярышево. Яр.обл.), 
Шухра (шух/ших - сор),
Воймига (воймо - мочь, сила),
Шельбово (шель, шоль - молодой),
Ирмес (ирмузы - куропатка серая. Ирмузь река в Судогодск.р-не Влад. обл.),
Кинобол (кӱанбал - каменистый пригорок),
Кубаево (Кубай - имя),
Парша (пӧршан - покрытый инеем; заиндевелый),
Шельбово (шел - мясо, жир),
Тума (тумо - дуб),
Шелдяково (шелде зоол. свиристель),
Вежболово (веж/вож - корень),
Шуново (шун - глина),
Чаганово ( чаган - побеги-ростки или рогоз; многолетняя высокая болотная трава; листья рогоза или копьевидного тростника,)
Елтесуново (Елтеса, Ельтесей - имя),
Кишлеево (киш - смола, обл. сера, живица, кишлаш - смолить),
Толба (тол - нарост, выступ),
Башкирдово (в(б)ашка, в(б)аска - железо. возм. от имени В(б)аскельде),
Выжегша (выжык - криво),
Косагово (имя Косаг, от каса - переносн., наследник, приемник, +иге, ик - род, поколение. Отпрыск.)  
Кусуново (кӱсын-долг, кӱсӧ - роща)
Суромна (суро - замок, защита)
Туняково (тӱня - мир, свет, вселенная; все мироздание)
Кадыево (Кадый - имя. от кӓды - голубь, горлица)
Балгачево (Балкай, Балга - имя. от валге - белый, светлый)
Ундол (ундал - обнять)
Кочуково (кочык - короткий, краткий; небольшой в длину) 
Азиково (азык- пища, запас корма)
Кокуй (кокуй - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер)
Ваганово (ваган - мужик)
Тартышево (тартыш -ам диал. вертеться, вращаться; крутиться)
Выремша (вырь/бырь - водоворот, пойменный луг, калуга) 
Мордыш (мӧр - земляника, дыш формант множественного числа)
Юкша (юкша - кормить, поить)
Кукса (кук - корень)
Кибергино (кӱв(б)ер - каменистое место)
Суново (ш(с)ун - глина)
Кунеево (от имени Куней/Кунай)
Яксаево (от имени Яксай)
Кондырево  (от имени Конди, Кондый - конда - дом, домочадец)
Конышево  (от имени Коныш - кон - дом, очаг)

Слышали такие?

История многих этих сел и деревень уходит корнями в раннее средневековье, в селища и посады городищ мерянской эпохи и еще более раннего дьяковского времени.

Как например село Выжегша историю которого можно отсчитывать от финского городища расположенного в паре сотен метров от села.

Это уникальный памятник дьяковской и мерянской культур, одна из крепостей летописной мери в центральных районах Северо-Восточной земли (Залесья). 

Этот памятник был исследован археологом А. Е. Леонтьевым, вскрывшим на городище площадь более 200 кв. м (Леонтьев, 1988 б, с. 94–102; 1996, с. 196–209).Имеет две площадки. Верхняя, площадью ок.1500 кв.м., располагающаяся на высоте 26 м. над рекой, с напольной юго-юго-восточной стороны ограничена валом длиной ок.60 м., высотой до 1 м. при ширине в основании 6-7 м. С внешней стороны вала сохранился заплывший ров глубиной до 0.6 м. В средней части системы укреплений – перемычка въезда шириной 5 м. Понижаясь к северу, верхняя площадка переходит в узкий перешеек длиной 40 м. при средней ширине 10 м., который в дальнейшем расширяется, образуя вторую, нижнюю и основную площадку в 3600 кв. м., ограниченную сопковидным валом, воздвигнутым в самом узком месте перешейка. Высота этого вала 3 м., размеры в основании 28х20 м. С северной стороны к валу примыкает ещё одна невысокая насыпь неясного назначения. Территория городища поросла кустарником и отдельными деревьями, склоны мыса, на котором расположен памятник, нарушены размывами. 

На территории памятника найдена лепная керамика, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, дьяковской культуры, лепная мерянского облика. Последняя преобладает. Среди других находок – железные ромбовидные, трехпастные и ланцетовидные наконечники стрел, бронзовые шумящие украшения, серебряная нашивная бляшка с прочерченным орнаментом из концентрических кругов, литейные формочки, обломки тиглей, керамическое сопло от горна. 

На стрелке мыса археологами был обнаружен уникальный клад из 14 стандартных слитков-палочек оловянисто-свинцового сплава (единственная на территории Залесья находка, свидетельствующая о торговле оловом) длиной 19-20 см., весом 129-140 г., отлитых в деревянных формах, – партия стандартных брусков металла, использовавшегося как сырьё для изготовления сплавов цветных металлов при производстве ювелирных украшений (Леонтьев, 1996, с. 206–209) и 1274 целых и рубленых серебряных монет, арабские дирхемы преимущественно аббасидского и омейядского чекана и сасанидские драхмы, документирующих начало поступления арабского серебра в мерянские территории Волго-Клязьминское междуречье. Младшие монеты чеканены в 841/842 г., по оценкам А.В. Фомина, Выжегшский мерянский клад принадлежит к числу самых крупных монетных находок первой половины IX в. в Восточной Европе (Фомин, 1988 а, с. 103–131). 

Культурный слой на площадке памятника почти полностью уничтожен грабителями, извлекшими из него остатки клада куфических монет и сотни предметов вооружения, украшений и бытовых вещей. Грабительские раскопки начались в начале 1990-х гг. и продолжаются по сей день. Часть здешних находок продавалась на рынке «Вернисаж». 

А.Е. Леонтьев отмечал, что его топографические особенности нехарактерны для укреплённых поселений Волго-Клязьминского междуречья, но находят соответствие на финских памятниках Поволжья (в том числе Марийского и Костромского краёв), что, возможно, отражает восточные связи оставившего его мерянского населения.

Неожиданным оказывается, прежде всего, присутствие значительного количества восточного серебра и других импортов на поселении, находящемся в стороне от крупных водных путей, но которое, судя по своему характеру, могло быть крупным торговым и административным центром мерянской округи. А.Е. Леонтьев полагает, что оловянисто-свинцовые слитки, имеющие балтийское происхождение, и монетное серебро попали в Выжегшу не с юга, со стороны Оки, а с Севера, со стороны Верхнего Поволжья, и свидетельствует о включении мерянских земель по реке Клязьма в зону циркумбалтийской торговли. Индикаторами северных связей, помимо оловянисто-свинцовых слитков, выступает ланцетовидный наконечник стрелы.

Аутентичных мерян, муромцев, мещеряков, которые проживали на территории Владимирской области, не осталось — они к 17 веку обрусели, влились в великорусскую народность, но продолжают жить в своих потомках.

Сейчас меря становится модной и пытливая залесская молодежь начинает заниматься реконструкцией культуры своих предков. Например, этим увлечены ребята из владимирского клуба исторической реконструкции «Рарог». В один из дней недели финно-угорской культуры они пришли в библиотеку и встретились с посетителями, желающими узнать, как выглядели финно-угры Владимиро-Суздальской Руси.

- Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры раннего средневековья, 9-11 века нашей эры, - говорит руководитель клуба Юлия Бирюкова. - Женщины в те времена носили «шумящие привески» - медные фигурки, чаще всего в виде лошади или водоплавающих птиц, с колокольчиками на концах. Обилие шумящих привесок характерно для всех финно-угров. Привески использовались как обереги. Серебра практически не было — использовали в основном бронзу, латунь и медь.

Обувь финно-угорских женщин были идентичны позднерусским «поршням». Мужчины носили кожаные сапоги. Остатки обуви неоднократно находили археологи.

А вот целой вещи из текстиля не найдено практически ни одной, и поэтому воссоздать одежду финно-угоров очень трудно, признаются реконструкторы. Однако по сохранившимся фрагментам одежды доподлинно известно, что штаны носили не только финно-угорские мужчины, но и женщины. А значит, представителям прекрасного пола приходилось наравне с мужчинами проводить часть жизни в седле. А ткали одежду в основном изо льна.

Карманов у древних финно-угоров не было — пожитки носили на поясе в специальном кошеле. Там обязательно лежало кресало, чтобы добывать огонь, водились в кошеле и монеты, чаще всего медные.

- В качестве оружия использовали копья и топоры, - говорит руководитель клуба исторической реконструкции «Рарог» Юрий Вавилов. - В мирное время копье применяли на охоте, а топором можно было, например, срубить дерево...

Фото: Екатерина Игнатова
Фото: Юлия Бирюкова
Использован материал: Аннеты Татарниковой mk.ru

Просмотров: 3731 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.2/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2466
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1009
Статистика
Яндекс.Метрика