Пятница, 28.04.2017, 11:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Июнь » 21 » Под Кологривом растет самая старая и загадочная сосна Костромской земли
20:27
Под Кологривом растет самая старая и загадочная сосна Костромской земли

Мы привыкли считать памятниками что-то монументальное. Вечные создания природы – величественные горы и вулканы, ледники, причудливые утёсы. Впечатляющие творения рук человеческих – пирамиды, храмы, замки и крепости, плотины и другие сооружения, поражающие самое смелое воображение. Но есть и другие памятники, казалось бы, не претендующие на бессмертие. Есть на Земле деревья, которые, несмотря на их уязвимость, живут значительно дольше человека.

Они не только удивляют своей жизнестойкостью («учись у них – у дуба и берёзы», - писал Афанасий Фет) и внушительным возрастом, но и дороги нам тем, что, являясь немыми свидетелями, сохраняют память о далёких от нас событиях прошлого. 

Во многих странах такие деревья берут под охрану, за ними тщательно ухаживают, чтобы максимально продлить им жизнь, объявляют их охраняемыми памятниками природы. К примеру, в Болгарии это сосна Байкушева, дуб Кайзера в Берлине, Стелмужский дуб – самое старое дерево Европы. 

Многие старые деревья связывают с конкретными историческими личностями, которые однажды просто посидели под их сенью или посадили их. Например, в Литве, в Курляндии, в заповеднике у озера растёт 700-летний дуб Морица Саксонского, внебрачного сына короля Августа, незадачливого претендента на разные престолы и неплохого военачальника, который однажды прятался в его дупле, где вполне свободно может поместиться десяток человек. Тем и знаменита эта местность, а дерево – чуть ли не символ целой страны.

В нашей области уже заявлены деревья-претенденты на статус «Памятника живой природы». В Кологривском районе давно считается местным памятником природы реликтовая уромская сосна. И, похоже, она с успехом может претендовать на звание самого старого дерева области.

В России преимущественно считаются долгожителями ель, дуб, серебристый тополь и крупнолистая липа. Но, судя по имеющимся данным, сосну тоже можно к ним причислить. Возможно из-за того, что это не декоративное дерево, а обычная для России лесная культура, имеющая, как и ель, промышленное значение. 

Сосна – одна из главных лесообразующих пород. В России её насчитывается до 12 видов, а в культуре - даже до 50. Сосна достигает спелости для лесозаготовки в возрасте, как минимум, около 80 лет.    

Во многих регионах России это дерево образует целые сосновые массивы, боры. Это величественные создания природы, где чувствуешь себя, словно во дворце с бронзовыми колоннадами высоких деревьев, под навесом раскидистых хвойных крон. Сбор белых грибов, которые видны издалека по белому мху - просто удовольствие! С наслаждением вдыхаешь смолистый сосновый запах. 
Прогулка по бору оставляет незабываемое впечатление. Не зря сосновые боры вдохновляли на творчество многих художников. Например, русского художника Ивана Шишкина, который оставил нам много памятных, хорошо узнаваемых картин с изображением сосен. 

Несмотря на то, что сосна представляет одну лесную культуру, многим деревьям присущи индивидуальные особенности и отличия, по которым можно безошибочно определить место, где они растут и придают неповторимый облик городу, селу, деревне, посёлку. Не потому ли сосны, вроде бы сугубо лесные деревья, сохраняются людьми в населённых пунктах? 

Зачастую их так и называют - по имени населённого пункта, как нашу уромскую сосну. Стоит она посреди большой, в прошлом, деревни, и памятна многим поколениям уромских жителей. После того, как деревня обезлюдела, сосна теперь, можно сказать, визитная карточка этого старинного поселения. Местные жители и гости района с большим интересом посещают этот памятник природы как одну из его достопримечательностей.

Достойна высокого статуса сосна в Урме. Когда стало известно о Всероссийской программе «Деревья – памятники природы», не было сомнений, что уромская сосна достойна высокого статуса памятника живой природы России. Вместе с заместителем начальника отдела культуры Эмилем Тимгановым и специалистом по спорту Егором Доставаловым мы побывали в деревне Урма, где обследовали состояние сосны, чтобы указать её параметры, насколько она доступна для обозрения.

Поскольку из-за разрушенного моста через речку Уромку проезд здесь недоступен, пришлось идти по заснеженной деревне, переходить через речку по упавшей ольхе, чтобы попасть в лощину, где стоит сосна. Для свободного доступа сюда нужно оборудовать подъезд и переход через речку, обустроить место для отдыха у сосны.

Аспирант Московского института леса Академии наук РФ Е.А. Доставалов выступил в роли эксперта. Мы обмеряли основание ствола сосны. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), по мнению специалиста, находится в удовлетворительном состоянии. Некоторые её ветви уже размером с солидное взрослое дерево. 

Повреждений от вредителей леса немного, часть нижних сучьев засохла, но крона по-прежнему развитая, густая. Примерный возраст дерева более – 300 лет. Высота её более 11 метров, длина окружности на высоте 1,3 метра – 6,30 метра. Чтобы её обхватить, взявшись за руки, потребуется не меньше 4 взрослых людей. Средний диаметр ствола – 2,20 метра.

По имеющимся данным, сосны достигают, в среднем, высоты от 20 до 40 метров. А живут иногда до 300-500 лет. Хотя в Интернете удалось найти сведения, что в мире известны 50 экземпляров сосны, чей возраст превышает пару тысячелетий.     

Уромская сосна растёт в небольшой лощине, что несколько скрадывает её огромные размеры. Выше по склону располагалось здание Уромской школы (сейчас оно перевезено в д. Тодино). На месте школы стоят ровной тёмно-зелёной стеной посадки елей. По сведениям старожилов, раньше лощина была чистая, без зарослей кустарника, и сосна хорошо просматривалась. 

Особым религиозным почитанием среди местных жителей она не пользовалась. Но всегда была достопримечательностью деревни. Многие не упускали возможность полюбоваться на это замечательное дерево. Школьники и отдыхающие пионерлагеря «Чайка» ходили сюда на экскурсии. 

А местные уромские и ивтинские ребятишки, привязав к большой ветви верёвку с палкой, совершали головокружительные полёты над лощиной. Особым шиком было пролететь над ней на большой высоте и приземлиться на противоположном склоне. Тот, кто недостаточно сильно оттолкнулся, рисковал повиснуть на высоте 3-4 метров. 

Дерево-долгожитель, несомненно, за прошедшие века является немым свидетелем многих событий.

Один кологривчанин, чьи родственные корни связаны с Урмой, рассказал, что ему известно, как в устье лощины находили ржавые кольца, возможно, остатки кольчуги, источенные ржавчиной клинки, проржавевшие железяки, вероятно, стволов самопалов и т.п. 

Название «Урма» в костромских говорах - древнего происхождения, означает «белка». А «урёма» - густой лес в поймах рек. Сейчас Урма как раз возвращается в первобытное состояние. 

По данным костромского краеведа Д.Ф. Белорукова, письменное известие о д. Урма датируется 1616 г. Тогда в ней было всего 3 крестьянских двора, как и в 1648-м. В те времена деревни были немноголюдные. В те далёкие годы в наших краях было две главных дороги: это река Унжа и так называемая «тотемская дорога», идущая по более удобному боровому левому берегу реки.

По Унже шёл судоходный путь с севера. До сих пор сохранились упоминания о речных разбойниках, грабивших торговые суда. Об одном таком их притоне у реки, пониже с. Ильинское, сообщает наш краевед Н.Я. Звонов. Урма, несколько удалённая от реки, тоже могла быть удобным укрытием для лихих людей и их добычи.

В 70-х годах XVII века на Ветлуге и Унже появились «Стенькины ребята» - участники восстания Степана Разина. После разгрома его войск под Казанью многие из них попытались скрыться в дремучих заволжских лесах. Видимо, им это удалось, поскольку знатоки наших лесов ещё в прошлом веке рассказывали о потаённых и даже укреплённых убежищах и скитах.
Наиболее известен был на Унже отряд разинцев атамана Ильи Пономарёва-Долгополова. Шли они в составе 400 конных и 300 пеших бойцов с Волги - от Цыкмы (Козьмодемьянска) по «мерянской дороге» к макарьевской Унже. К ним присоединялись местные марийские крестьяне. 

С Унжи они отступили под давлением воеводы Василия Нарбекова, который в Тотьму сообщал приметы атамана: «Росту средний человек, волосом светлорус, в лице продолговат, нос прям, продолговат, борода невелика, с бровями небольшими, почернее волос». А с ним - «воровские казаки», есаулы Митька Семёнов по прозвищу Куварка да Ондрюшка Власов-Скукарок, а также черемисский старшина Мирон Мумарин.

Отступали они «оружно бедно и пушек нет», взяв в «вожи» (проводники) некоего «детину тотмянина». Маршрут их был хорошо известен. В зимнюю пору, на морозе и в снегах, была им открыта одна тотемская дорога - через Урму и Вяльцево на север. В то время Урма, наверняка, могла послужить укромным местом. 

Погост Кичино (будущий Кологрив) стоял на старом Вятском тракте, но на Галич разинцам путь был закрыт. В доспехах повседневно не ходили, так что кое-что могли спрятать, чтобы потом вернуться. Подобные схроны, достоверно установлено, находились в овраге между Половчиновым и Воскресенье-Стан, в Банчурах в верховьях Унжи.

Пономарёв бежал, видимо, вперёд на двух возах с двумя подручными и крестьянской жёнкой к Кологриву (старому). Атаман «для проходу надел черничье (монашеское) платье с клобуком». Оставив осаждать Судай отряд под командой Мирона Мумарина, сам Пономарёв отправился дальше, видимо, на разведку, на 5 подводах с 9 товарищами. Впереди шла простая заводная лошадь, чтобы торить заснеженную дорогу. Он ещё надеялся разжиться оружием и людьми.

Но в Тотьме, «заводчика и тюремного сидельца», каким его считали, уже поджидал воевода Максим Ртищев. Пройти к Великому Устюгу и на Соль Камскую атаману не дали. На глухой лесной дороге под Тотьмой 11 декабря 1670 года его поймали. А на следующий день повесили на берегу Сухоны.

Сторонники его рассеялись, разбрелись кто куда.
Интересно, что найдено было у пойманных 160 рублей и 11 алтын, да много воровского скарбу. То есть прятать в придорожных тайниках «Стенькиным ребятам» было что.

Сергей Смирнов, газета «Кологривский край», № 10, 27.01.2014 г.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1464 | Добавил: merja | Теги: Костромская область, краеведение, Кологрив, экология, сосна, меря | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 1
avatar
1
1
Я рассказывала про свои местные "сакральные места"   smile , одним из которых является ногинская Волхонка. В своем роде, это уникальная лесная зона, расположенная на левом берегу Клязьмы. Географически Волхонка находится в самой основе старинного поселения - Торбеево. На Волхонке сохранились удивительные Серебристые тополя. На днях сделала несколько фото, внизу по ссылке:

http://merjamaa.ru/forum/5-50-1#986
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика