Суббота, 27.05.2017, 10:59 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Сергей Григорьев - Вождь племени Чудь
14:56
Сергей Григорьев - Вождь племени Чудь

краевед orei в прошлую пятницу побывал на вечере посвященном Мещёре и рассказал в своем журнале о небольшой лекции Сергея Григорьева который не один год занимается возрождением забытого племени Чудь. Много лет  этот человек работал в МГУ им. М.В. Ломоносова, в научно-исследовательском секторе. Был старшим лаборантом НИИ антропологии им. Анучина, а также старшим инженером лаборатории структурной и прикладной лингвистики филологического факультета. После МГУ С.М. Григорьев занимался журналистикой, как пишущий кинофоторепортер. В 1996 году был приглашен на работу в Министерство по делам национальностей РФ, где предложил программу проведения экспедиций по изучению состояния народных культур в отдаленных и труднодоступных местах России.

 

В 1997 году в деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области он встретил немало людей, сохранивших свое название – народ чудь. На тот момент народ с таким названием  уже не значился в списках народов России, хотя упоминался в исторических документах  и играл определенную роль в политической жизни Древней Руси.

.

«В царское время последняя перепись состоялась в 1864 году, в переписи советского времени (1920 год) чудь стояла под №111. В переписи 1939 года список учитываемых народов СССР был волевым порядком резко сокращен, из более 600 наименований оставили только 130. Таким образом, чудь и другие неосновные народы выпали из внимания ученых и общества. Среди отличительных признаков современной чуди можно отметить наличие остатков финно-угорского языка, наличие местной топонимики и сохранившиеся «рисунки» народных танцев. Показательны похоронные обряды, в том числе намогильные обозначения. Особо нужно отметить большую схожесть чудских реалий с элементами культуры эстонцев, финнов, мордвы, мари, венгров, удмуртов, поволжских русских», – поделился некоторыми  выводами своих исследований  Сергей Григорьев с собравшимися на вечер.

В 90-е годы руководство Министерства по делам национальностей одобрило  план восстановления в правах чуди и изучения ее истории. В   1997 году С.М. Григорьев организовал музей крестьянского быта и общину народа чудь, которые функционируют до сих пор в д. Нюхча.  К  переписи населения  РФ 2002 года  герой  нашего рассказа добился включения  чуди в официальные списки под кодовым номером 351, в которые записался 21 человек. К переписи населения 2010 года, по пока еще неофициальным данным, записалось в десятки раз больше.

Григорьев увлек местных жителей историей, рассказами о племени чудь, доказав, что именно они являются потомками древнего народа. Организовал общину и музей, на базе которого одно  время  даже работала детская  судоверфь. Местная ребятня сутками напролет торчала на этой верфи, где под его руководством строила малые лодки для плавания по реке Пинега. Сегодня воспитанники Сергея Михайловича выросли. Родители ребят  благодарят нашего героя, что в свое время занимался ими.

В настоящее время С.М. Григорьев продолжает начатое дело и работает как историк-этнолог, являясь руководителем общественного центра по изучению народа чудь и музея крестьянского быта «Дом Лукеи» в деревне Нюхча, где сейчас имеется 200 домов и  проживает  750 человек.

Участники Мещёрского вечера с интересом прослушали рассказ гостя, высоко оценив его исследования, а также  выполняемую им культурологическую и социальную миссию в жизни отдельно взятой деревушки Русского Севера, население которой является  прямыми потомками племени чудь, стоявшего  у истоков зарождения Русского государства наравне с такими племенами, как новгородские словене и кривичи, вятичи, меря, мурома, мещёра, весь.




Какой настоящий чудин может прожить без рыбалки....


без лесования....


ну и конечно без улыбчивых чудских девок! )))

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3825 | Добавил: merja | Теги: чудь, этнография, Чудьямаа, этнофутуризм, Этнология | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 27
avatar
0
Молодцы,очень интересно!
avatar
0
26
herubino "Без политики, можно популяризировать историю только мамонтов и динозавров"

И то не везде! Благодаря комиксам история Америки начинается с динозавров. "Динозаврики" - их любимый образ и игрушка.
Если же американец вдруг видит чучело мамонта, то наверное испытывает дискомфорт и начинает беспокоиться за безопасность...

Впрочем, потомки меря сумели выстроить непростую, но взаимовыгодную (при условии соблюдения интересов сторон) систему взаимоотношений с государством.
В этой связи, показателен пример со старообрядцами-поморами. Пётр-1 поехал на Выг с целью разгрома этой "занозы". А уехал с него, дав Выгу грамоты на рыбные ловли в Поморье и пашни под Костромой...
avatar
0
25
От Боголюбского до Донского - да. Затем влияние потомков народа меря на государственные дела резко уменьшилось.
Хотя народная культура оставалась в основе мерянской.
Т.е. мерянская история - это история страны, но не всегда история государства.
avatar
0
24
вот с этим не согласен. История меря не вступает в противоречие, поскольку история меря это и есть история Московского государства)
avatar
-1
23
Популяризировать историю надо, политизировать - нет

Порожняк гонишь, гражданин начальник. biggrin
Куда девать победителя, который пишет историю?
Популяризация истории Меря, например, вступает в прямой конфликт с политикой руководящих режимов и партий всех государств, в которые входила ранее и входит ныне территория Мерянии (РИ, СССР, РФ)

Без политики, можно популяризировать историю только мамонтов и динозавров.
cool
avatar
0
22
Молодец! Одним махом поставил точку в многовековом споре о происхождении чуди...
Но вот что меня смущает: в Коми-Пермяцком округе на севере Пермского края находятся очень много чудских городищ, а рядом с ними могильники. И местный народ по сей день проводит над ними особые обряды поминания своих древних родителей (хотя самому молодому могильнику - 1500 лет). И чудские амулеты ПЗС то тут, то там находят при вспашке своих огородов, особенно на месте древних капищ... И до сих пор говорят на своем языке, где 18 падежей.
А сколько могильников и городищ чудских исследовал Григорьев?
avatar
0
21
Здравствуйте Владимир! спасибо за уточнение. Мы тоже выступаем за возвращение к старым региональным названиям
avatar
0
20
Поговорку мне карелы рассказали в Повенце
Популяризировать историю надо, политизировать - нет
avatar
0
19
Григорьева заню лично, т. к. во время экспедиций по Пинежью у него бывали.
Не согласен с термином Русский Север, т. к. Русский Север тождественен таким понятиям, как Российский Север, Север России. Кроме того, Русским Севером себя считат Новгородчина и Псков. Понятие Русский Север было введено в 19 в. губернатором Архангелогородской губернии Энгелгардом в целях укрепления позиций Российской Империи на окраинах, что с государственной точки зрения правильно! Поморье понятие более локальное и с исторической и культурной точки зрения более правильное. Но ни сколько не навязываю Вам эту точку зрения. С уважением, Владимир.
avatar
0
18
вот этого не знаю. Но могу сказать одно, ирония для любого научного сообщества это нормально. Потому что научные товарищи привыкли работать только с прошлым. А Григорьев этнофутурист и реэтнизатор. Что куда круче)
avatar
0
17
а он этнолог дипломированный? просто я в этнологическом сообществе, в основном, сугубо негативные и ироничные оценки данного предприятия слышал... я не к тому, что этнологи - авторитет, просто интересно, какое этот человек имеет отношение к профильному академическому сообществу.
avatar
0
16
про вепсов не слышал такой поговорки
но популяризировать наши историю необходимо. иначе совсем загнемся
avatar
1
15
А им пофиг
Правда, что вепсов сами финские народы называют "финские евреи" за дикую приверженность традициям?

Кстати, археолог ИИМК РАН Ольга Щеглова, классный специалист по ранним славянам и моя хорошая знакомая, тоже из вепсов. У нее до сих пор, кажется, родственники в Весьегонске живут
avatar
0
14
для нас не новость. а вот для большинства наших читателей да
avatar
1
13
Я и без этих "исследований" давным-давно (лет 10, если не больше0 в курсе того, что у нашего президента и моего земляка в предках были финны, только не чудь, а вепсы.

Странно, что для Вас это новсоть
avatar
1
12
я немного пообщался с этим человеком, на фестивале ФУ народов в представительстве коми, на неделе родственных народов это мероприятие было, у него выставка, посвящённая чуди была. Толково объясняет всё, видно что серьёзно занимается изучением чуди и вообще истории.
avatar
1
11
Чудин Путин, мерянка Чирикова… http://vepdui.livejournal.com/130985.html Печально и прискорбно. Брат на брата – хуже супостата…
avatar
0
10
славяне, наряду с названием "весь" употребляли по отношению к ним этноним "чудь", использовавшийся для всех прибалтийско-финских народов. Кстати в Волго-Окском междуречье не мало названий с корнем чудь. Что говорит о широком бытовании этого названия в прошлом.
avatar
1
9
merja, вполне может быть.... но Новгородцы называли эстов именно чудью, а весь - веспами...
avatar
0
8
Maksul, вообще говоря чудь в Росс.империи общее название для всех финнских народов и племен европейской части Р. Кстати этноним чудь распространен вплоть до Коми и Урала.
avatar
1
7
Биармия, насколько я помню, древнее название Архангельской области... Но чудь - это эстонцы, точнее их предки, просто раньше селились они достаточно шире...
avatar
1
6
ну да, чудь бывет разная... А не Весь ли называют предков архангельцев и воложан?
avatar
0
5
Maksul, Вообще предки русского населения территории Архангельской и Вологодской области словене новгородские, чудь, весь, меря(район Белоозера и Вологды), ну и карелы естественно.
avatar
0
4
Руслан, Отец – Владимир Спиридонович Путин, ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Ленинграда, инвалид войны, русский.
Мать – Мария Ивановна Путина, родом из Тверской области, пережила блокаду Ленинграда, русский.
avatar
-2
3
А то что он еврей,никого не смущает?
avatar
0
2
Maksul, Чудь Заволочская - предки архангелогородцев и вологодцев
avatar
1
1
Чудь - сие эстонцы...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика