Вторник, 28.03.2017, 22:42 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Апрель » 20 » Шумящие украшения мерянского типа на территории Верхневолжья
17:41
Шумящие украшения мерянского типа на территории Верхневолжья

О характере этнического состава населения Верхневолжья в X-XIII вв. свидетельствуют данные археологии. Прежде всего это материалы погребальных памятников. На данной территории отмечается большое разнообразие элементов погребального обряда и инвентаря, что не удивительно, поскольку в указанный период Верхневолжье являлось окраиной для крупных политических и этнических образований.

Рис. 1. Находки шумящих украшений мерянского типа на территории Верхневолжья.
1 - Пекуново1, 2 - Плешково1, 3 - могильник Посады, 4 - городище Посады, 5 - Колюбеево,6 - Воробьево, 7 - Выркино, 8 - Кашин, 9 - Бежицы, 10 - Борисовское, 11 - Сорогожское, 12 - Вашловское, 13 - Абаконово, а - могильник, б - поселение.

Прояснить этническую ситуацию в отдельных микрорегионах Верхневолжья позволяет выделение и картографирование различных элементов погребального обряда и определенных типов украшений, являющихся этническими маркерами. Помимо височных колец различных типов, такими маркерами являются шумящие украшения мерянского типа (Рис. 2, 3).

Имеются сведения о находках на территории Верхневолжья таких украшений. Практически все находки относятся к памятникам, расположенным в восточной части Верхневолжья (современные Кимрский, Кашинский, Бежецкий, Лесной районы Тверской области). Большинство из них найдено в погребениях, единичные находки — на поселениях (Рис. 1).

Характерными деталями всех украшений являются плетеные косички, волюты, ребристые элементы. Практически все украшения снабжены привесками в виде бубенчиков, колокольчиков, лапчатыми и гладкими трапециевидными, прикрепляемыми с помощью колец или нескольких звеньев цепи. Выполненные в мерянском стиле шумящие украшения, найденные на территории Верхневолжья, представлены следующими типами.

Большинство составляют треугольные каркасные подвески (Рис. 2: 1-4), с дополнительной планкой, исходящей из вершины треугольника, и с плоским ушком (найдено всего 18 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево, Пекуново 1, Выркино 7, Посады, Кашин, Вашловское). Чаще всего такие подвески выполнены из пластин, ребристых с одной стороны (Рис. 2: 1-3). Встречаются и треугольники из плетеных жгутов (Рис. 2: 4). С внутренней стороны они иногда украшены волютами, выполненными из тонкой проволоки, дополнены пластинами, образующими внутренний треугольник.

Основание треугольника оформлено петлями (4-6 петель), к которым подвешиваются привески. Чаще всего это трапециевидные гладкие привески. Встречены также бубенчиковидные привески на цепочках. Размеры щитков треугольных каркасных подвесок — от 4 до 7 см высотой и от 4 до 5 см шириной. В целом их можно разделить на два варианта: 1) крупные украшения высотой 5-7 см, как правило, с гладкими трапециевидными привесками и 2) небольшие, высотой 4-5 см, с бубенчиковидными привесками на цепочках. Чаще всего подобные украшения являлись деталями женского костюма и входили в состав нагрудных украшений. Зафиксировано их ношение на тонкопроволочных гривнах.

Одна такая подвеска была оставлена в мужском погребении в качестве погребального дара. Треугольные каркасные подвески характерны для поздней дьяковской и мерянской культур.2 Большинство этих украшений происходит из памятников бассейна оз. Плещеево, Неро, владимирских курганов. Подвески треугольной формы и повторяющиеся элементы треугольной формы в орнаменте сохранились в культуре многих финно-угорских народов до XX в. Треугольный мотив в традиционной культуре финно-угров этнографы связывают с культом водоплавающих птиц. Одновременно треугольный мотив соотносится с женской фигурой и трактуется как единство женщины и птицы.

Перстневидные шумящие подвески (8 экз.; могильники Плешково 1, Посады, Пекуново 1) представлены двумя вариантами: 1) имитация широкосрединного перстня, с петлями в широкой части, на которых подвешиваются привески — бубенчики, трапециевидные или лапчатые (Рис. 2: 7, 8); 2) цилиндрические ажурные (Рис. 2: 5, 6). В погребальном костюме они выполняли функцию нагрудных украшений.


Рис. 2. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1-4 - треугольные каркасные подвески, 5-8 - перстневидные подвески, 9 - подвеска конек, 10 - пластинчатая подвеска. 1-4, 7, 8, 10 - курганный могильник Плешково1, 5,6,9 - курганный могильник Посады

Найдены также украшения в виде коньков (Рис. 2: 9), выполненные в наборной технике, с плетеными косичками, в сочетании с гладкой и крученой проволокой (7 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево, Посады, селище Борисовское). Основания коньков дополнены петлями, к которым крепятся трапециевидные гладкие привески — по 6-8 петель. Эти подвески известны в литературе как коньки «мерянского типа». Большая часть этих украшений сосредоточена в памятниках Ростово-Суздальской земли, в области расселения мери, и датируется X-XI вв. В погребальном костюме Верхневолжья, как женском, так и мужском, плетеные коньки являлись поясными украшениями.

Найдены также пластинчатые украшения (всего 4 экз.; могильники Плешково 1, Колюбеево), изготовленные из ребристой пластины, с петлями, к которым прикреплены трапециевидные или лапчатые привески (Рис. 2: 10). Такие украшения являются характерной деталью костюма муромы X-XI вв.


Рис. 3. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1 - застежка, 2-7 - украшения индивидуальных типов. 1, 2 - курганный могильник Сорогожское, 3-6- курганный могильник Плешково1, 7 - курганный могильник Посады

Еще три экземпляра (могильники Колюбеево, Выркино) являются украшениями арочной формы, с плетеной средней частью, украшенные волютами, плетеными косичками, с привесками — колокольчиками и бубенчиками. Арочные подвески найдены на памятниках мери IX-X вв.,6 курганах костромской мери XI-XII вв.

В Сорогожском обнаружена круглая плетеная пряжка с бубенчиковидными привесками на цепочках (Рис. 3: 1). Подобные украшения характерны для женского костюма муромы.
Все остальные украшения представлены индивидуальными типами. Так, в могильнике Плешково 1 найдено 5 экземпляров таких подвесок: 1) подтреугольной формы, с петлей, с крупными полушариками с углах, украшенная плетенкой (Рис. 3: 6), аналогичное украшение происходит из муромского могильника у д. Чулково; 2) из стержня, с петлями и трапециевидными привесками (Рис. 3: 4); 3) квадратная плетеная с привесками — бубенчиками на цепочках (Рис. 3: 3), аналогичная подвеска найдена в Шельбовском могильнике, похожее украшение происходит из могильника у с. Городищи Переславского района; 4) умбоновидная; 5) в виде плетеной «лунницы» с лапчатыми привесками (Рис. 3: 5). Еще одно украшение из Сорогожского — подвеска пирамидальной формы, из крупных шариков с тремя колоколовидными привесками (Рис. 3: 2). Похожие украшения известны по материалам раскопок курганов костромской мери и муромы. В могильнике Посады найдена небольшая треугольная подвеска с двумя лапчатыми привесками (Рис. 3: 7).

Большое количество мерянских украшений в могильниках позволяет говорить и о присутствии собственно мерянского населения. Материалы раскопок полностью изученного могильника Плешково 1 (бассейн р. Волга) позволяют предположить, что мерянское население составляло значительную часть данной сельской общины. Здесь обнаружено в общей сложности 24 украшения мерянского типа. Помимо шумящих украшений, в погребениях Плешково 1 зафиксированы и другие признаки, указывающие на присутствие мери. Это втульчатые височные кольца и лепная керамика, формы которой восходят к мерянской керамике VII-X вв. По мнению К. И. Комарова, появление здесь выходцев из земли мери связано с княжеской политикой по укреплению пограничных территорий Залесской земли в XI в.

По-видимому, выходцы из земли мери могли находиться и в Колюбеево (бассейн р. Медведица). Здесь найдено 9 шумящих украшений мерянского типа.

Возможно, что мерянское население присутствовало не только в Плешково и Колюбеево.

Находки XI-XII вв., связанные с мерей, за-фиксированы и на других памятниках, расположенных в восточной части Верхневолжья (Рис. 1). Это курганные могильники Пекуново 1, Посады, Выркино 7, Воробьево 1, Сорогожское, курган в г. Кашин, а также городище Посады и селище Борисовское. В Пекуново 1 мерянские украшения сочетаются с лепной керамикой, аналогичной керамике из Плешково 1.

Единственная находка мерянского украшения (треугольной каркасной подвески с трапециевидными привесками), не относящаяся к восточной части Верхневолжья, происходит из раскопок XIX в. Она соотносится с пунктом Вашловское, вероятно, курганным могильником, отнесенным к бассейну р. Тудовка (ГИМ, хр. 45 988, оп. 300). В. В. Седовым памятник локализован на левом берегу р. Волга, на территории современного Селижаровского района Тверской области, вблизи курганного могильника Большая Коша.

Погребальный обряд могильников, в которых найдены шумящие украшения мерянского типа, характеризуется неустойчивым набором признаков. Это различная ориентировка: западная соседствует с меридиональной, как правило, северной (Сорогожское, Бежицы). В могильниках Плешково 1, Посады, Сорогожское помимо погребений с западной и меридиональной зафиксированы захоронения с восточной ориентировкой. Характерно разнообразие погребальных сооружений и способов захоронения умерших: на уровне горизонта и в подкурганных ямах, на выжженных площадках (Бежицы, Плешково 1, Пекуново 1, Посады) и каменных выкладках (Воробьево 1, Сорогожское), в сидячем положении (Сорогожское). В курганах зафиксированы каменные выкладки вокруг могильных ям (Воробьево 1), очаги из камней (Посады). Найдены остатки четырехугольных деревянных домовин (Плешково 1) и деревянных гробовищ (Воробьево 1 и 2).

В то же время, для погребений этих могильников характерен определенный набор женских украшений, отличающийся от комплекса украшений остальной территории Верхневолжья. В этот набор входят перстнеобразные и среднего диаметра проволочные височные кольца с заходящими концами. Височные кольца данного типа были интерпретированы В. В. Седовым как украшения, характерные для славянизированных финно-угров. Женский убор характеризуется большим количеством металлических украшений. Помимо подвесок мерянского типа, это многочисленные цепочки (Бежицы, Сорогожское, Плешково 1, Выркино, Пекуново 1) и другие украшения широко распространенных типов (круглые привески, браслеты и перстни). Следует отметить, что на востоке Верхневолжья концентрируются и находки плоских и полых подвесок в виде коньков и уточек, характерных для финно-угров (Воробьево 1, Выркино 7, Сорогожское, Бежицы, Пекуново 1, Плешково 1).

Ареал распространения некоторых находок относится к северо-восточной области расселения финно-угров. Так, например, в Колюбеево и Бежицах обнаружены две одинаковые полые птицевидные подвески с привесками-бубенчиками (Рис. 4: 1). Их особенностью является поперечное расположение петель для шумящих привесок. Такие украшения концентрируются на памятниках Волго-Камья. Две похожие подвески найдены в Костромском Поволжье. Из могильника Абаконово (Лесной район Тверской области) происходит подвеска подтреугольной формы, с напаянными треугольниками зерни, в основании которой имеются 4 петли и подвешенные к ним колокольчики (Рис. 4: 2). Такие украшения, по А. П. Смирнову, являются типичными для чепецкой культуры. Почти идентичное украшение, только с тремя петлями, происходит из Починковского могильника марийцев ХП-ХШ вв.


Рис. 4. Украшения мерянского типа, найденные на памятниках Верхневолжья.
1 - подвеска птичка, 2 - подтреугольная подвеска с зернью. 1 - курганный могильник Бежицы, 2 - курганный могильник Абаконово

Таким образом, в восточной части Верхневолжья зафиксировано скопление находок шумящих подвесок мерянского типа, с небольшой долей украшений, характерных для муромы. Имеются и другие признаки, указывающие на присутствие мери, в частности, посуда мерянского типа. Здесь же концентрируются украшения, характерные и для других финно-угорских народов. Эти данные позволяют выделить на территории Верхневолжья микрорегион, в котором, вероятно, в XI в. расселились выходцы из земли мери. Прежде всего, это территория, включающая бассейн р. Волга от д. Пекуново до р. Кашинка и нижнее течение р. Медведица, от д. Выркино. Здесь расположена группа из семи памятников (могильники Пекуново 1, Плешково 1, Посады, Колюбеево, Воробьево, Выркино 7, городище Посады). Еще одна группа памятников, правда, с единичными находками, находится в бассейне верхней Мологи: могильники Бежицы, Сорогожское, селище Борисовское; недалеко расположен могильник Абаконово.

По-видимому, здесь мерянские традиции в материальной культуре и погребальном обряде соединились с во многом сходными традициями местного населения, в которых в указанный период сохранились черты финно-угорской этнической самобытности. Наличие могильников с неустойчивыми чертами погребального обряда свидетельствует о сложном этническом составе населения восточной части Верхневолжья и о «затянувшемся» ассимиляционном процессе между местным балто-финно-угорским и, в данном случае, пришлым финно-угорским населением.

Концентрация шумящих украшений мерянского типа на территории выделенного микрорегиона довольно высока. К. И. Комаровым было отмечено, что наибольшее распространение таких украшений характерно именно для окраин мерянской территории, что подтверждает мнение А. Е. Леонтьева о вытеснении мери на окраины ростовской земли в XI-XII вв. По-видимому, обилием шумящих украшений, необычным женским убором и другими особенностями материальной культуры мерянское население стремилось подчеркнуть свою этническую самобытность на фоне славянского населения.

Очерченный микрорегион распространения мерянских украшений частично совпадает с территорией Мерецкого (Мерского) стана, существовавшего в составе Кашинского уезда в XVII в., расположенного к северу от Кашина, ограниченного с запада р. Кашинкой, Бежецким уездом, с севера и востока — Углицким уездом.

Интересные материалы для дальнейшего изучения этнической истории восточной части Верхневолжья могло бы дать лингвистическое исследование с привлечением письменных источников периода позднего Средневековья и Нового времени. Проблема выделения собственно мерянских топонимов до сих пор не решена в лингвистике. В то же время названия с формантами на -бол, -бал большинством исследователей признаются как мерянские ойконимы.

Названия с формантами на -мар, -мер, -мерь ряд исследователей считает мерянскими этнотопонимами. Некоторые названия подобного рода выявляются на территории современных Кашинского, Калязинского, Кимрского, Бежецкого, Молоковского, Лесного районов Тверской области по данным источников XVIII-XIX вв. Например: д. Кумерталь, Вербилка (от Вербол) в Кашинском уезде; д. Шаболово (Бежецкий верх), д. Мерско, Мерцыно, р. Мержа в Бежецкой пятине, и др. Некоторые названия сохранились и на современной карте — например, д. Выдумерь/Водомарь (Бежецкий район), Маймеры (Калязинский район), рун. Вонзобол (приток Нерли Волжской).

Автор: Ю. В. Степанова (Тверь). Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории Тверского университета.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2674 | Добавил: merja | Теги: шумящие подвески, тверь, Древняя Русь, финно-угры, археология, меря, Верхнее Поволжье, этническая история, балты | Рейтинг: 4.8/11
Всего комментариев: 801 2 »
avatar
0
80
Чучундра же это крыса из Рикки-Тиккит- Тави    Киплинга

Крыса в первоисточнике никогда и нигде не была Чучундрой, пока не попала в Россию.
В буквальном переводе она называлась просто: мускусная крыса.
Именно здесь её так обозвал К.И.Чуковский, применив услышанное слово от мерянской бабушки.
Такшта нинада тут...
cool
avatar
0
79
Оговорился же:
"какими путями он попал в русский язык? Вопрос не так прост, и не имеет однозначного ответа".

"укр." па́рень - элементарное заимствование из русского

чеш. раrę - да, аутентично. Но между чешской и русской формами - украинское  паробок / парубок. Утверждение, что "паре", "паряк", "парень" это уменьш. от "раrоbъkъ (па́робок)" - не выдерживает критики. Тем более неправдоподобна этимология этого термина.

Нет! Термин довольно древний, и в разных формах встречается у разных народов (не только славянских!). И укр. "парубок" - это лишь замысловатый завиток на грозди различных форм этого термина. А вот окончание "-ень" указывает на бытование этой формы слова в мерянском!

Да, с "чучундрой" погорячился. Но это не отменяет вопроса о столь широком бытовании этого словечка в жаргонной речи. Перекличка с ф.-у. терминами слишком явная! Старая форма могла быть просто вытеснена новомодной, но всё же близкой по звучанию.
avatar
0
78
smile парень па́рень род. п. па́рня, диал. па́ря (Мельников), парь, сиб., парневые слова «необдуманные слова, речи» (Котошихин 116),
укр. па́рень, чеш. pařák¹ «портач». Вероятно, первонач. *раrę, род. п.
*раrętе, уменьш. от раrоbъkъ (см. па́робок); см. Соболевский, РФВ 66,
335 и сл.; Мi. ЕW 225; LР 556; Будде, Jagić-Festschrift 228. Прочие
попытки см. у Преобр. II, 18. ¹ Эта форма автором приведена ошибочно,
значению «халтурщик» в чешском соответствует párák. — Прим. ред.

паробок па́робок род. п. -бка «парень», укр. па́робок, па́рубок, польск. раrоbеk, чеш. раrоbеk «невольник, раб». Из ра- и
*rоbъkъ; см. раб, ребёнок.

Чучундра же это крыса из Рикки-Тиккит- Тави    Киплинга.
avatar
0
77
"Но он имел местное значение"

А я чево сказал?  biggrin  
Волга - стратегия, Нерль - тактика.

Вот я бы ещо к термину "поток" попридирался...  cool
avatar
0
76
Нордический тип у нас чаще встречается вдоль Волги: Рыбинск, Ярославль, Кострома. Впрочем, и здесь он составляет меньшинство населения. На Кинешме этот ручеёк иссякает.
Вдоль обеих Нерлей типажи смешанные, суб-мерянские. Здесь в Мерянию шёл поток пеших беженцев-славян. Торговый путь по Нерли был. Но он имел местное значение (в отличие от "международного" по Волге).
avatar
1
75
А вот и она, знаменитая стратегическая транспортная артерия!

это та артерия, которая вливала силы цивилизации в наши дикие края (по Teminy)

Когда варяги и прочие колонизаторы залезали в неё всей ватагой, вода поднималась из берегов, вследствие чего в неё помещалось ещё больше колонизаторов, что безусловно ускоряло процесс колонизации!

cool
avatar
0
74
Арифметикой позанимались, русско-мерянским позанимались, вернёмся к географии.
Читаем первый пост:

Temin
Нерль- это та артерия, которая вливала силы цивилизации в наши дикие края. Этим путем шли скандинавы и новгородские славяне. Сейчас бы назвали этот путь стратегическим. ...  Именно на этом стратегическом направлении должен быть наиболее мощный поток колонизации ...

Карту все видели? Просто посмотрите на Волгу и на Нерль.
Какая дивная стратегия! Мощные варяги (и новгородские славяне, куда ж без них) перетаскивали ладьи поперёк через Волгу, искали  в болотах верхнего Ополья дохлый ручеёк и, вот она, стратегия!


Наиболее мощный поток колонизации настолько должен быть, насколько это направление - стратегическое.
smok
avatar
0
73
это военно-торговая интернациональная вольница) А цветные металлы традиционно в наш регион привозились с Урала.
avatar
1
72
Не в бровь, а в глаз!

http://cs625218.vk.me/v625218463/35226/Xctng_IMaJo.jpg
avatar
0
71
Какой же вы скушный, Горыныч... но раз продолжаете пересчитывать ступеньки, скажите, сколько у вас голов? А хвост есть?
Мне для новой сказки надо. Куча метафор, реки страстей, море правды. Будет не хуже старых.
Не знаю ещё только, как флаг в вашей заднице оказался... Методом клизмирования или метким броском мерянского чудо-богатыря с 20-ти саженей?
Наверное всё-таки метким броском... Так героичнее!
smok
avatar
0
70
Я Вам уже сказал, куда Вам идти, краевед.
avatar
0
69
Нет. Просто это мой дом.
А лестница - вон там.

И не забудьте погладить флаг.
И не подеритесь из-за утюга.
smok
avatar
0
68
Шом-толгай
Вообще, у человека интересная манера вести дискуссию. Сначала спорит, потом вдруг соглашается. А в итоге, опять же - вдруг! - забыв все предыдущие выводы и аргументы, возвращается к исходному мнению.

Так то ж Горыныч!  
Чудо-дурище многоголовое. Одна голова чёта брякнет, другая её может и не перечитывает, так по кругу и ходят.
avatar
0
67
чета с интерфейсом у мну... на крайнее сообщение ответ только здесь можно дать...
или внизу
suspect
avatar
0
66
Вы являетесь владельцем сайта? Если нет, идите к черту, хамоватое и быдловатое создание.
avatar
0
65
"Ну какой же вы тупой, Ипполит!"(с)
Когда в приличный дом приходят подобные вам жлобы, которые говорят хозяевам - этого нет, то не так, диван не в том углу стоит, с ними сначала разговаривают, потом терпят, но в конце концов спускают с лестницы. Они ещё недоумённо отряхиваются, потрясая кулачками на "хамоватых" хозяев.

Ваша лестница - флаг, который торчит у вас из задницы. 
Не подеритесь из-за древка.
smok
avatar
0
64
Вы не только малограмотный, но еще и хамоватый краевед. Мерянская генетика?
avatar
0
63
Вообще, у человека интересная манера вести дисскуссию. Сначала спортит, потом вдруг соглашается. А в итоге, опять же - вдруг! - забыв все предыдущие выводы и аргументы, возвращается к исходному мнению. И так и непонятно остаётся: а чего же человек хотел-то?
Хотел чего-то узнать? Ему говорят - он не верит.
Что-то очевидное принимает - но это всё равно не может изменить его давно устоявшуюся "картину мира".
Как это говорят: "хочет, но не может..."
Пусть бы лучше поделился собственными "фантазиями". В чём сам то силён?! Что может предложить миру??!!! dry

Ну и на последок, для доходчивости - совсем уж простой пример.
Возьмём одесских евреев. В 19 веке они говорили на идиш. В 20 веке - на неподражаемом одесском жаргоне. С применением массы еврейских словечек, с оборотами - кальками с идиш, с особой манерой и акцентом. Но в целом уже по-русски. В течение столетия все эти особенности постепенно уходили. Ну а теперь речь одесского еврея едва отличишь от русской речи, только иногда что-то проскальзывает.

Но значит ли это, что полторы сотни лет назад одесские евреи не говорили на идиш? Или что всего лишь пол сотни лет назад в Одессе не было той особой языковой атмосферы, которая всем известна по ряду фильмов и выступлениям Жванецкого?
Или может, для Вас подобные факты и явления попросту не имеют сколь-нибудь весомого исторического и культурного значения?!
avatar
0
62
Вот кто бы сомневался, что вывод будет именно такой? Подумайте вашим многоголовым корпоративом - вы делаете вывод о русской лексике только на одном основании, что я не отвечаю на провокативно поставленный вопрос. fool  
Вместо того, чтобы смирно тянуть руку из-за парты, вы используете агрессивную семантику, и хотите, чтобы я тут разбежался и подпрыгивал.

А теперь давайте посмотрим, как вы здесь выглядите, гипотетически:
В моём городе есть Детский Дом Слепоглухих. Идут титанические усилия по социальной реабилитации детей... И вот приходит такая гидра-мустанг (в дом, на сайт, куда угодно) и говорит - вы тут все слепые, глухие, ещё и немые!.. 
Ну не урод? 

У меня есть следующие 5 известных слов. Ни один словарь не отослал их к славянским, тюркским, индо-европейским корням. Просто русские слова. Типа древнерусские. Взялись ниоткуда. Эдакое где-то стыдливое, где-то наглое виляние жопой.
При любом раскладе вы будете вилять также.
что в общем-то неплохо, апатамушта флаг моей малограмотности будет развеваться согласно вилянию.
Тока эта... рты закройте... - флагшток видно.
smok
avatar
0
61
Не хотите, не надо.  Вот мы и разобрались, что никакого существенного следа в русской лексике меряне не оставили. Есть только фантазии отдельных краеведов.
avatar
0
60
Я вам щас разжёвывать буду, ага.
Рты открывайте.
Только по очереди.
smok
avatar
0
59
Давай, пройдем. Итак, где Ваши аргументы в пользу мерянского происхождения этих слов?
avatar
0
58
Горыныч, выходи!  biggrin

Малограмотный мерянин будет тебе уроки русского языка давать.
Сегодня проходим букву Б:
Балда, багульник и баиньки.
smok
avatar
0
57
А, так значит вы тут коллективным разумом выступаете, и интеллекта одного из вас хватило на то, чтобы сдать всю вашу гидру с потрохами по очередному бестолковому поводу...  
Ну что ж,.. голов несколько, а флаг один. Теперь он продвинулся унутрь вашего общего нико-тельца (внимание! сейчас будет ещё одно мерянское слово) на вершок!
smok
avatar
0
56
Да Вы еще и малограмотный.  Не подскажете первый документальный памятник польского языка?

Пока не подсказали, думаю, что Вы - малограмотный мерянин.
avatar
0
55
"Да Вы еще и малограмотный.  Не подскажете первый документальный памятник польского языка?"

"Не было народов - не было и языков. Был единый славянский язык в различных диалектах."

Это один из наиболее самых мощных задвигов, которые я тут видел. То, что вы называете "диалектом" - языки племён, которые существовали тогда, переформировавшись из племён в "народы", сохранив государственность, существуют и теперь. Отсутствие "документального памятника" автоматически вычёркивает язык(спасибо, что не племя) на право на существование? Например, чукчам записали первый документ на их языке в начале 19-го века. Значит, по-вашей логике, раньше чукотского языка не было.

Такшта засуньте мою малограмотность себе в задницу, и счастливо носите этот флаг во время всей движухи на этом форуме...

А пока займёмся арифметикой.

"Что и требовалось доказать. Четыре слова на весь русский лексикон. Жидковато."

"с мерянским происхождением слова "парень" (с чем я склонен согласиться)"

"Кочка, кавардак, бугор, каверза - ровно четыре "мерянских" слова. ... Так что это Вы, а не я, считать не умеете."

Кочка+кавардак+бугор+каверза+парень= ?
Я уже говорил, что и читать вы не умеете. Нелюбовь ко мне экстраполируете на все мерянские слова, забывая что писали раньше и не мне.

А теперь нащёт жидковато... Вы настолько глупы, насколько и ленивы. Читать не умеете, считать не умеете. Если уже мерянские гидронимы (подумать только - на каждый ручеёк у мери было своё название-слово) вас раздражают, узнаете ещё мерянских слов больше критической массы - съедет славянская крыша.
Поэтому будем дозированно разбавлять ваше славянское эго :
Вот ещё 5(пять!) слов - кавычки, тёша, тальник, как-никак, как-нибудь.

Только записывайте, а то опять в лужу сядете... а вам садиться нельзя - там флаг.
smok
avatar
0
54
Не уверен насчёт сербского и хорватского. По-моему, есть сербо-хорватский.
avatar
0
53
Похоже, человек не стремится к познанию исторического процееса. Удовлетворяется лишь его итогами. Уж сколько твердили: длительное либо интенсивное культурно-идеологическое давление доминирующей культуры на относительно изолированные популяции ВСЕГДА приводит к переходу на язык доминирующей культуры. С сохранением в бытовой речи только небольшого числа бытовых терминов.
Возьмите хоть нижегородских эрзя, хоть тверских карел, хоть тоншаевских марийцев... Они на 90% перешли на русский язык буквально в течение 20-го столетия! Тоже самое было и с меря. Только на столетия раньше.

Тем не менее, широкое бытование на Верхневолжье "тайных языков" и около-блатного жаргона с кучей мерянизмов отражает происхождение большей части местногот населения и создаёт здесь атмосферу "языкового андеграунда". Явление сколь любопытное, столь и перспективное - в плане саморазвития, а так же в межэтническом диалоге.
avatar
0
52
Кочка, кавардак, бугор, каверза - ровно четыре "мерянских" слова. Больше Вы так и не смогли найти. Так что это Вы, а не я, считать не умеете.
avatar
0
51
Да Вы еще и малограмотный.  Не подскажете первый документальный памятник польского языка?
avatar
0
50
"Я в курсе, что тысячу лет назад ... не существовало ... чешского, польского, словацкого, украинского, сербского, хорватского и т.д."

Нет, Вы всё-таки не в курсе. Из перечисленных языков не существовало только украинского.
smok
avatar
0
49
Вы не только читать, Вы ещё и считать не умеете.
А от самоублажания на пустом месте скоро себе дыру на пузе протрёте.
smok
avatar
0
48
Что и требовалось доказать. Четыре слова на весь русский лексикон. Жидковато.
avatar
0
47
Четыре слова я нашёл за десять минут навскидку. 
Лопатить весь словарь по этому поводу - метать бисер перед забредшей свиньёй.
"Сама-сама-сама" - самый правильный вариант, щитаю.
shades
avatar
0
46
Всегда пожалуйста. Я очень рад, что и спустя тысячу лет потомки чувствуют свою кровь: меряне - мерянскую, а славяне - славянскую. Мы с Вами, пожалуй, действительно разные народы.
avatar
0
45
Гладит сабя по пузу "чистокровный" славянин и млеет лёжа на диване : "славянское море-славянское море-славянское море" . А меряне? - снисходительно спрашивает себя промытый вековой политикой государства "чистокровный" славянин - Ну пусть... 

Благодарствуйте, барин.
smok
avatar
0
44
Я в курсе, что тысячу лет назад русского языка не существовало. Как и чешского, польского, словацкого, украинского, сербского, хорватского и т.д. Ну и что? Не было народов - не было и языков. Был единый славянский язык в различных диалектах.

а что касается Вашего "сама, сама, сама" - таким образом Вы подтверждаете, что в русском языке чрезвычайно мало слов, которые можно было бы ассоциировать с мерянскими. Даже Вы их предоставить затрудняетесь. Я же прекрасно знаю, что в русском есть много заимствований из германо-романских, греческого, тюркских языков, и чрезвычайно незначительное присутствие угро-финских слов. Для этого мне совершенно не требуется рыскать по словарям.
avatar
0
43
Вы, может не в курсе, но всего лишь тысячу лет назад Русского языка, как пользуемую ныне единицу, не было вообще. Это величайший компилятор, монстр синтезирования. Мегаинтернациональный лексикон с восхитительным синтаксисом (чего стоит предложение, например, из трёх гласных букв "Э, а я?") и бесконечными исключениями из правил...
Греческие, еврейские, татарские и прочие слова смирно стоят в русском словаре по алфавиту. Иван-да-Марья подвергнувшись местной(!) трансформации пришли, например, из библейского иврита. Будете спорить, что это теперь не самые что ни на есть русские имена?
Все претензии отражены в этимологии слов. И тут происходит замечательный момент - слово, у которого нет аналогов в других языках, скромно обходится без этимологии, по умолчанию считается исконно русским. Упоминание о мерянском происхождении просто не в интересах той самой русской государственности.

Кочка, кавардак, бугор, каверза... возьмите словарик и "сама-сама-сама"(с)
cool
avatar
0
42
Как видно, влияние мерянского языка на русский литературный достаточно скудное, даже если согласиться с мерянским происхождением слова "парень" (с чем я склонен согласиться). Это говорит о том, что меря ассимилировалась среди славян очень давно, и практически растворилась в "славянском море". Хотя, безусловно, меря является неотъемлемым компонентом русского этногенеза. Только не стоит его преувеличивать, он "один из", причем остальные компоненты в основном славянские: словене ильменские, кривичи, вятичи. северяне, радимичи, донские славяне.
avatar
0
41
Да хоть бы и не было таковых в русском! На что бы это могло повлиять? Мы занимаемся популяризацией старинных диалектов и "тайных языков". В которых мерянизмов было полно. И носители которых, при всём при том, были "условно говоря" русские.

Ну да ладно, - любопытство не порок. Хотите узнать мерянизмов - для Вас их есть у меня!

Ну вот, подумайте: откуда в русском слово ПАРЕНЬ?! Где, в каких языках ещё встречается этот термин? И какими путями он попал в русский язык? Вопрос не так прост, и не имеет однозначного ответа. Однако ж, всё указывает, что посредством мерянского.

Далее, целый ряд "детских" словечек и просторечий: кутя, тютя, калякакть (болтать), накалякать (написать), шелушить, шерашить (тереть, чесать),ошарашить, "пошарашили!"("двинули", "пошли"), шишок, шишига (отсюда жаргонное "шишка" - начальник), кузька (леший, домовой)...
Присловия: "баш на баш", "у них там всё "на вась-вась""...

Диалектные Верхневолжья: кока (сестра матери, тётка), понга (гриб).

Ну а если вспомнить блатной жаргон... happy !!! Только уши завянут! dry
Чучундра, лох, кулёма, канай!

Некоторые выражения мерянского происхождения имеют "кальки" на русском. Но что любопытно: по-мерянски они звучат привычнее и потому понятнее. Тот случай, когда "русское" выражение легче объяснить через "мерянское" чем наоборот!
Вот например: "дать хорошего" всмысле "наподдать". Но почему "хорошего"-то?! sad Другое дело, когда слышим "щас саечку дам - за испуг!", - всё органично. biggrin

И таких примеров множество. Проблема в том, что подобные выражения и термины постепенно уходят. Но, чесслово, без них русский язык совсем осиротеет!
avatar
0
40
Вы бы, вместо своего балабольства, предоставили конкретные русские слова, идущие от мерянских. Не гидронимы и не "пердушки". Сможете?
avatar
1
39
Сцылка именно на США - это, канеш, страшный аргумент, прям симптоматичный.
И гидронимы никакова отношения к языку не имеют - пральна, этож существительные не нарицательные, а собственные, нещитаются.
И меря немые были, знали тока как их изба называется, штоб на улице не ночевать. А разговаривали руками.
И русский язык такой беспомощный, што даже если бы было што сожрать из мерянского - он бы не переварил, да!
И государственная идеология, 800 лет как поставившая в игнор мерю и вырастившая за это время правильных мустангов, которые точно знают, что мерянских слов в русском языке нет (внимание!) ввиду их полного отсутствия. Блестящее доказательство!

А што до "пердушки"... Шом-толгай с таким уважением относится к собеседникам, что опускает стратегические понятия, полагая эту ступень очевидной, дробит понятия до тактического бисера... и мечет его,.. мечет... перед каждой...
smok
avatar
0
38
Гидронимы и словарные заимствования из угро-финских языков - это разные вещи. В США полным полно гидронимов из индейских языков, но это не дает основания говорить о сколь нибудь существенном индейском субстрате в английском-американском.
А вот со словами из мерянского языка в русском - полная беда ввиду их полного отсутствия. Не считая региональных "избушек-пердушек".
avatar
1
37
Возьмите картинок, которыми так любят кидаться ваши славянские хохлобратья, доказывая, что мы с ними не родня. Тока вот незадача - мы давно в курсе этого.
Мерянский язык вложился в Русский полностью, обогатив его и изменив относительно славянских.
И нет теперь более Русских названий тысяч(!) , например, речек, чем мерянские Клязьма, Воря, Которосль, Нерль, Лух, Вёкса, Сулоть, Судогда,..(все тысячи перечислять?) это музыка воды и слов, это песня букв, это - русский язык на мерянском субстрате.
cool

...Не работает ссылка под отображаемым текстом "Возьмите картинок" - там картинки по набранному в поисковике "сравнение русского и славянских языков"
avatar
0
36
Ну так не они же будут "внедрять". Мы от них берём - и продвигаем в массы. На что информ.технологии?! wink
avatar
0
35
Ну, допустим, пара тысяч местных жителей и будет употреблять эти "пердушки". Маловато для внедрения в широкие массы.
avatar
0
34
В старинных виршах "Шёл я лесом, видел чудо..." встречается: "Что за странная избушка, не избушка, а пердушка". В современных же просторечиях Верхневолжья о маленьких тесных помещениях говорят: "ну, пердушка какая-то!". Дело в том, что мерянские избушки были маленькие, чуть больше русской бани. Так что это аутентичный употребительный термин, не требующий чьих либо "признаний".
А в жгонском "дом, изба" иначе как ПЕРТ и не называется!
В тех местах этот термин практически разговорный, - для тысяч местных жителей. Им вы тоже будете доказывать, что подобные словечки ни кому не интересны?! sad
avatar
0
33
Первый раз слышу такое выражение "избушка-пердушка". Если и остальные "мерянизмы" такого же свойства, вряд ли Вам удастся привнести их в широкую разговорную речь.
avatar
0
32
Их и так с дюжину в "литературном" русском, десятки - в просторечиях, сотни - в жаргонах и диалектах. Мы лишь зафиксируем их в массовом сознании, перенеся их из жаргонов в круг широко употребительных слов.

Ну вот, к примеру: смешное выражение "избушка-пердушка". А восходит оно к мерянскому названию избы: ПЕРТ.

Ну вот видите, как просто?! теперь и Вы никогда не забудете это словечко. wink
avatar
0
31
Назовите хоть одно мерянское слово, которое Вы собираетесь привнести в массы?
1-50 51-80
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2264
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 828
Статистика
Яндекс.Метрика