Суббота, 03.12.2016, 07:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Июнь » 25 » Синеглазая костромская тайга, "град Китеж наоборот" и мерянское капище
11:47
Синеглазая костромская тайга, "град Китеж наоборот" и мерянское капище

Главный редактор Нижегородского новостного портала Ньюс-НН.ру и по совместительству краевед и путешественница Юлия Сухонина на страницах журнала Holiday-Trips.ru рассказывает о мерянском сакруме Костромской земли:

В мерянской костромской синеглазой тайге, в редеющем хороводе мертвых деревень стоит "град Китеж наоборот". Наоборот потому, что если бы утоп - легенды бы сложили и туристов возили. А раз не утоп - то Зажопинск и дыра, куда черемисы-то с набегами редко заглядывали - страшно им было. Железная дорога тоже обошла Кологрив, хоть там уже и вокзал готовый был. И прогресс оттуда сбежал, хоть люди живут там умные и добрые. Так и застыл городок-сиротка Кологрив в каком-то безвременьи, один в той тайге с сундуком своих сказок и легенд. Если не считать, конечно, светлоглазое население, мерянских богов и снежного человека.

От Нижнего Новгорода до Кологрива около 500 км не самой лучшей дороги. Но мы гостили в Кикнурском районе Кировской области и поехали оттуда, сократив себе путь всего на какую-то сотню километров и усложнив маршрут посещением Княжей пустыни - остаткам монастыря среди глухой тайги на месте древнего мерянского капища.

Кстати, решение о посещении пустыни далось непросто. Ради этой горы посреди тайги пришлось пожертвовать посещением кологривских музеев - оказаться в глухом лесу в сумерках нам как-то не очень улыбалось А не посетить Княжью пустынь или, как еще говорят Княжью гору - непростительная ошибка в тех краях. Уж очень место знаменательное, до сих пор привлекающее редких паломников, набравшихся смелости добраться до той глуши.

Итак, мы выдвинулись...

Первое, что морочит в древней кологривской земле - это карты. Любые - бумажные и электронные. Выбросьте их, они не скажут вам правды. Единственно правильный навигатор в тех краях - местное население. А оно советует не верить, что от Кологрива до Княжьей горы 20 км. Та дорога давно разбита лесовозами, и потому необходимо сделать крюк по битому асфальту и грунтовкам через Георгиевское, село Николу и лесозаготовительный пункт Советский, откуда до горы останется всего 8 км тайги.

В Николе мы высадили нашу попутчицу, и она показала нам дорогу на поселок лесозаготовителей Советский, махнув рукой в лесную даль и сказав: "Все время прямо".

Все время прямо не получилось - дорога из отсыпанного грейдера, местами поверх деревянных гатей, иногда все же петляла. На бумажной карте - вокруг на десятки и сотни километров - сплошная тайга и не души, если не считать зайцев, лисицы, соколов и одного охотника, попавшегося нам по пути.

Иногда дорога проходила через брошенные деревни.

Наконец, через 30 км появился поселок лесозаготовителей Советский.

Местный житель, копающий что-то в огороде, сказал, что на Княжую гору дорога точно есть - только надо преодолеть брод через Княжую реку. Что мы и сделали.

И вот все, мы приехали! Княжья гора на самом деле не является настоящей горой. Это высокая точка над речной долиной, отрезанная со всех сторон резкими спусками и оврагами. Сейчас склоны поросли лесом, но если бы ели и сосны расступились - вид бы поразил вас! Море, океан тайги! Костромской ли, вологодской ли уже - глаз не понимает и не различает.

Настало время рассказать об этом необычайном месте.

Местные краеведы утверждают, что именно тут, на Княжей горе было мерянское святилище. По их информации это место чтилось населением еще до строительства монастыря, туда ходили молиться, разговаривать с духами и приносить жертву. Я не специалист в таких вопросах, но из тех мест, которые я видела и которые обозначались как капища, Княжья гора вполне вписывается. Уединенное высокое место, видовая точка, большое количество источников, бьющих из склонов горы. Ну и наконец, то странное впечатление, которое оставляет это место.

Представьте, что вы долго ехали, вы устали, вас искусали комары, может даже от солнца и гула машины болит голова - а там все это или забылось, или ушло. И ходишь по поляне как-то разом посвежевшим, и думаешь - "А чо голова-то не болит? Ха, прошла!" Вот такое странное местечко. Кстати, воспринимаешь его светлым и добрым, там нет паники, как на въезде, где что-то словно пугает и отговаривает ехать дальше.

Дальнейшая история капища очень похожа на судьбу некоторых священных природных мест - тут основали монастырь. Правда, история не говорит, что это было сделано нарочно. Сохранилось предание, что основателем монастыря был кологривский помещик Фома Данилович Цезырев из селения с мерянским названием Урма. Охотившись на берегу Княжей реки, Цезырев увидел икону Успения Божией Матери на одной из огромных лип, находившихся на горе, и по молитве получил исцеление от болезни в ногах. Это настолько потрясло его, что помещик принял монашество под именем Иезекиль и в 1719 году построил здесь деревянный храм, а позже основал монастырь.

Обитель просуществовал недолго - уже в 1762 году после смерти основателя монастырь был покинут братией и упразднен, а храм стал приходским. Правда, люди остались жить на том месте. И каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена уже в 1842 году на средства Анастасии Степановны Никулиной (потомка Цизаревых). Да и паломники еще долго ходили в это место для молитв и за водой.

Многие во искупление грехов тащили в гору ведра воды или камни. А от зубной боли исцелялись от местный лип, которые реально сгрызли - сейчас этих деревьев уже нет, но кусок, говорят, хранится в кологривском музее.

Понятно, что такое место, как Княжая гора обросла легендами, которые морочат до сих пор.

Также странно и под завесой тайны исчезла явленная икона Успения Пресвятой Богородицы, после закрытия монастыря перевезенная в Кологрив. В городе храм Успения стоит, а вот иконы уже нет.

Ну и на закуску мерянское капище сыплет щедрые пригоршни таких же странных вопросов. Например, куда исчез камень со следами небесного знамения, лежащий раньше в пустыни? И где та таинственная дверь в подземелье, которую когда-то наяву видел местный житель в соседнем лесу у Пустыни, но не смог ее сначала открыть, а потом и вовсе потерял? А еще говорят, что когда умирала последняя монахиня, она сказала: "Будут люди ходить по кладу, но никогда его не найдут". Что за клад?

Мы же, осмотрев храмы и не став углубляться в кладбище на склоне, перешли на другую сторону поляны и стали спускаться к источнику. У спуска стоит беседка.

Дорога все время идет вниз

Наконец, тропа упирается в часовню

Внутри - пара икон на чурбачке - очень аскетично

О часовни истончившаяся тропка бежит вниз, на дно оврага, туда, где тучи комаров

Там стоит купальня

И поклонный крест

По желобам бежит вода. Стоит кружка

Количество повязанных лент и тряпиц поражает. Такие гроздья я видела только в до сих пор почитаемых капищах в Мордовии, на Нижегородчине, да у марийцев, вешающих вышитые полотенца.

Считается, что духи и боги услышат просьбу, если в этом месте оставить снятую с себя тканую или плетеную вещицу. Также через подношение люди оставляют болезни. Поэтому иногда даже вяжут золотые цепочки - с капища все равно ничего нельзя уносить - это уже даже не людское, и не брошенное - это все отдано духам. Кто же рискнет забрать себе чужую боль?

Мы тоже нашли, что повязать. Отдали дань урокам моей бабки, которая вынесла из Вачского района Нижегородской области поразительный культ воды. Я даже по детству в деревне помню, как старухи запрещали купаться в родниках, бросать в них что-то, как просили прежде чем взять воды смочить в роднике пальцы и попросить добра. Как оставляла бабка на роднике в траве пару-тройку печенюшек или пряничек, или кусок пирога - гостинец, за которым дух непременно пришлет птицу или лису. Как проливали родниковой мертвой водой гробы, прежде чем класть в них покойника. И как мы, дети, ходили с бабками на родник, чтобы просто набрать в нем ведро воды и облиться в стороне. Да, причудлива вера людская. Кстати, в купальне было обнаружено ведро - для тех, кто верит, что нельзя окунаться в купальню и осквернять воду... Местные верят, что вода из источников лечит и даже может светиться в темноте.

По дороге обратно в гору на тропе были обнаружены свежие волчьи следы...

Автор текста и фото: Юлия Сухонина
Источник: http://holiday-trips.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2287 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 11
avatar
1
11
Спасибо за рассказ!
avatar
1
10
Да, очень интересно. Кологривский лес - заповедник. Когда-то, лет 30 назад, ехала в Кологрив в командировку. В автобусе от ж/д ст. Мантурово
до Кологрива рядом со мной сидел молодой учёный из Москвы, от которого я
впервые тогда и узнала, что кологривский лес представляет большой
научный интерес. Позднее уже читала статьи В. Пескова об этом феномене.
СПАСИБО!
avatar
0
9
Если вы обратили внимание, то именно наша северная Россия имеет такое обилие
"священных источников". И это не случайно. Все финно-угорские народы до
сих пор к воде относятся весьма трепетно и уважительно, находя в них
целебные и магические свойства.
Полагаю, что многим знакомо описание ибн-Фадланом русов. Вспомните церемонию их омовения, когда женщина от
старшего руса к младшим подносит лохань с водой, в которой те по очереди
умываются, куда счесывают волосы, полощут рты, сморкаются...Как в
показано в фильме "13-й воин". И это происходит если не на воде, то на
берегу точно. Я убежден, что всё это связано с "опасностью" осквернить
реку или иной другой водоем. Я даже уверен в том, что и во время
плавания процедура была та же самая. Лохань выливали только на берегу во
время причала.
avatar
0
8
Это про наши места медвежьи. А к нам еще подальше, тоже жили черемисы и много легенд...
avatar
0
7
когда то я бывал на этой земле. красота.... всему предпочетаю.....
avatar
1
6
Совершенно с вами согласен. Основание монастыря или церкви на месте языческого
святилища это классика жанра. Таких мест сотни по нашему северу. На
вскидку яркий пример - Аврамиево-городецкий монастырь на Чухломском
озере. Основан на мерянском городище-святилище.
avatar
1
5
рады что вам понравилось!
avatar
1
4
Спасибо за такую чудесную экскурсию.
avatar
1
3
Это нам кажется глушь,а ведь когда-то там жили меря. К стати ,ленты и
иконы.. вот уж смесь всего))) Ленты вешают и на деревьях молодожёны
.Недалеко от Сыктывкара тоже есть огромное сухое дерево ,увешанное
лентами..
avatar
2
2
Те леса уже считаются тайгой ))) Фотки не отражают, наверное, но место глухое. На карте там сплошь зеленое море и немного мертвых деревень http://maps.yandex.ru/?um=B_0....9&l=map
avatar
0
1
Гм... а где же тайга?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич Унорож север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище новгородцы Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2205
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 779
Статистика