Суббота, 29.04.2017, 20:31 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Январь » 30 » «Синие камни» Vologdamaa
17:53
«Синие камни» Vologdamaa


Культовые камни, привлекающие в последнее время внимание многих исследователей, распространены на значительной части лесной зоны вос­точ­ной и северной Европы. Уже при беглом знакомстве с этой группой памятников становится очевидна их неодно­род­ность. Значительная часть исследований по данной теме, посвящена культовым камням на поверхности которых, имеются углубления или рисунки - «следовики» и чашечные камни («чашечники»). Однако, в тени таких исследований остается другая не менее привлекательная для исследования группа камней так называемые «Синие камни». 

На территории Вологодской земли так же можно найти немало свидетельств поклонения природным объектам – священным родникам, рощам, и камням.



На сегодня имеются сведения о 67 культовых камнях на Вологодчине. В данном выступлении я хотел бы остановится на культовых объектах известных как «Синие камни».  Сведения о культовых камнях в названии которых присутствует эпитет "синий” можно найти в исследованиях посвященных изучению Карелии, Ярославской и Новгородской областей.

Пожалуй, самым известным из подобных памятников, исследованию которого посвящены более десятка статей – Синий камень, расположенный на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским. 

На данный момент имеются сведения о трех подобных объектах и на территории Вологодской области:  



1. Синий камень. Расположен на возвышенном берегу р. Кулой, у д. Захаровская, Осташевского с/с, Верховажского района, на расстоянии 0.5 к м. от старого русла, от нового русла 1.5 км в местечке с названием Нижний и Верхний Осинники.     Размеры камня в длину – 7 м, ширина – 4.5 м. в высоту камень достигает 2 м. от поверхности земли. Ориентация по линии ЮЗ – СВ. Поверхности камня частично заросла мхом, имеет крупные трещины. Цвет камня серый, после дождя – синий, пористый.  



2. Синий камень. Расположен у д. Анисимовской, Осташевского с/с. Камень находится на пригорке, у обочины дороги ведущей в деревню. Под пригорком протекает р. Скочиха.     Размер камня ширина – 1.5 м, длина – 4 м, высота над поверхностью земли – 40 см. Ориентирован по линии ЮВ – СЗ. Поверхность камня плоская. По словам местных жителей камень обладает специфической особенностью уходить и подниматься из земли. Старожилы утверждают, что такое явление происходит с периодичностью раз в сто лет. В сер. 50-х годов камень поверхность камня возвышалась над землей на 50 см. по данным на 1996 г. поверхность сравнялась с уровнем земли. Максимальная высота которой достигал камень – 2.8 м.  

3. Синий камень. Располагается у д. Обухово, невдалеке от п/о. Дубровск , по дороге в Оларево, Вологодского района.      Камень не обследован.   Графическая реконструкция. Вид камня у д. ЗахаровскаяПроисхождение названия данной группы памятников, обычно связывают с цветом камня, однако чаще всего «Синие камни» представляют собой обычные валуны сине-серого, а чаще серого цвета, без следов обработки. По форме и размерам они не чем не отличаются от других мегалитов в изобилии присутствующих на территории присутствия ледника.     В связи с этим, при изучении культовых камней, а в особенности культовых камней естественного происхождения, не имеющих на своей поверхности каких-либо следов, на первый план выходит фольклорно-этнографический аспект изучения культа камней. Наличие связанных с данными объектами материа­лов фольклорно-этнографического плана: легенд, преданий, роль которых для выделения данных памятников, окажется решающей.  

При анализе религиозных представлений связанных с таким видом культовых объектов как «синий камень», многие исследователи обращают внимание на древность и стабильность названия камня. В свете архаичных мировоззренческих представлений, ре­конструкция которых успешно осуществляется в последнее время (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и др.), представляется, что это название не случайно.   

Исследования по истории цветовых обозначений показали сложную систему значений цветового эпитета "синий” в древнерусский период, ко­гда ему было свойственно обозначение темной части спектра (т.е. обозна­чал собственно синий, серый, темный, черный). Исходя из этого, можно предполо­жить, что название камня "Синий” может являть­ся его цвето­обозначением в смысле "серый, темный”, хотя по своим цвето­вым показате­лям камень и не выделяется среди обычных валунов.  Но стоит обратить внимание и на символическое значение эпитета "синий”. Основные черты славянской мифологии могут быть описаны сис­темой семантических противопоставлений (жизнь – смерть, верх – низ, бе­лый – черный).

Черный цвет воспринимался как неблагополучный, цвет несчастья, горя, смерти, траура, загробного мира. Одна из сфер символического употребления эпитета "синий” связана с его ролью в мифологических представлениях, где он выполняет функцию маркированного признака, указывающего на соотношение объекта или явления с загробным миром, смертью.   

Следует заметить, что подобные факты фиксируются и в близкой к славянской балтоязыческой традиции. На основании предложенного значения, можно предположить, что эпитет "синий”, включенный в название камня, является признаком смерти, загробного мира.  "Синий камень" у д. ЗахаровскаяВ целом, говоря о религиозных представлениях связанных с культом камня, можно отметить, что в них отразилось двойственное отношение к культовым кам­ням, в одних случаях они оцениваются как сакральные объекты, в других – отношение к ним явно негативное. В том и в другом случае выделяется языческий элемент, хотя в негативном варианте он выступает более явст­венно, в позитивном варианте, в виду значительной ассимиляции языче­ских представлении христианством, его вычленить сложнее.      

Христианская направленность сюжетов, связанных с культом камней, хорошо прослеживается, но часть преданий относит культовые камни к языческому наследию. Так, например, в отношении  «Синего» каменя на р. Кулой сложилась специфическая традиция его связи с потусторонним миром и нечистой силой, негативное восприятие. Легенды гласят, что камень является центром капища Чуди, в осиновой роще так же находилось деревянное изображение чудинских богов, по-видимому здесь приносились жертвы. Рядом сосновый бор, в котором долго не рубили деревьев (до 50 - 60-х годов XX в), опасаясь, что постройки из этих деревьев сгорят, что и случилось при постройке овчарни на левом берегу – сгорела на второй год после постройки. Сейчас неизвестно место, но где-то неподалеку находился «горький ключ», солоноватая вода которого использовалась вместо соли. Убивать у камня животных разрешалось только в очень голодные зимы.       

Местные жители утверждают, что перед сменой погоды, если"Синий камень" у д. Анисимовская прислонится к камню ухом, то можно услышать, как он шипит или гудит. Говорят, что нельзя выбивать на камне свое имя, такой человек может в скором времени заболеть или даже умереть: таким образом раньше наводили порчу на скот и людей, надписи для этого выбивались в полночь при полной луне. На камне не держится снег, поэтому он всегда голый и виден из далека. Летом над камнем по утрам вьется туман. По легенде этот камень одна из малых гор, где раньше, раз в году проходил шабаш ведьм. На противоположном правом берегу р. Кулой расположено местечко Бечишно, которое, по утверждению местных, водило и пугало людей, а в заводи водились русалки.       

В ходе изучения культовых камней Ярославской области было установлено, что данная группа культовых камней чаще других подвергалась уничтожению, камни скидывали в глубокие озера, топили в болотах, разбивали. Возможно, что это было связано с крайне негативным отношением православной церкви именно к «Синим камням». Если по отношению к «следовикам» мы видим сначала попытки их крещения (вырубания крестов на камне), а на более позднем этапе, включения их в православные традиции, приписывания происхождения следов местным святым, или библейским героям, то по отношению к «Синим камням», единственным методом борьбы осталось полное их уничтожение. Возможно, известный нам по письменным источникам культовый камень, нахо­дившийся на древнем поселении Белозеро, который по легенде был свергнут в реку как языче­ское мольбище, так же относился к данной группе.  Рассматривая вопрос о данной группе культовых камней, следует отметить, что, несмотря на специфические особенности почитания и общность названия данных объектов, каких-либо археологических оснований, для выде­ления этой группы как особого типа культовых памятников нет.    

Если брать за основу классификацию культовых камней, в которой основанием является наличие или отсутствие изо­бражений и форма самого камня, тогда данные объекты следует отнести к типу культовых камней без следов обработки, в которую помимо камней естественной формы, к которым и относятся «Синих камней», входят так же камни имеющие необычную форму (ассоциирующиеся с животными и каменные кресла).     В заключении следует отметить, что попытки интерпретации данных о культо­вых кам­нях привели к осознанию сложности их изучения, поэтому расшире­ние источниковой базы и конкретизация данных по отдельным регионам и даже на микрорегиональном уровне являются в настоящее время актуальной за­дачей. 

[1] Бердников В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. – 1985. –  №1. –  С. 134.
[2] Шорин М.В. О цветной символике в связи с интерпретацией культовых камней // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Тезисы. – Новгород, 1988.     – С. 95.
[3] Там же. – С. 95.
[4] Там же. – С. 96.
[5] Там же. № 8
[6] Альквист Аря. Синие камни, каменные бабы // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. – Helsinki, 1995. – № 86. – С. 7-32.
[7] О явлении чу­дотворного образа Великого Василия Кесарийского. И како поставися перви соборная церковь на Беле озере на усть Шексны реки и о вере // ВГИАХМЗ. Сектор письм. источников. Ф.2 (Волог. Дух. Консистория). Оп.1. д. 117.
[8] Шевелев В.В.  Культовые камни в Каргополье  // РА. – 1992. – №2. – С. 57.

Кашинцев А.Ю. Вологодское археологическое общество
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1870 | Добавил: merja | Теги: вологда, деревенские святыни, синий камень, культовые камни | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 8
avatar
0
8
Чугунов - Кремлевский Камень называть Велесовым неправильно. Называйте его Боровским. Но еще правильнее Мещерским. (местные Мещерские жители вашего Велеса не почитали, а про Вятичей на Москва реке лучше на сайте Альтернативной истории пиcать. Археология их локализует в районе Калужской области).

merja  - камня нет, но он не погиб. Его вывезли по приказу митрополита Филарета. В 1847 году. Предположения: 1 - в Боровскую башню. Там некоторое время располагалась бывшая церковь рядом с которой был Камень. 2 - Придел святого Уара (северо-восточный придел Архангельского собора). Именно в это место был перенесен старый придел из разобранной церкви в конце-концов. Теоретически под алтарем может находится Камень. Нужно выбрать время и съездить посмотреть. 3 - в реке. Либо Москва-реке либо Неглинной. С учетом коллектора нахождение в Неглинной это действительно смерть Камня. Если в Моска-реке то шанс найти есть.
4 - Но самое реальное предположение (оно слегка обнадеживает) то, что Камень вывезли. Зачем? Дело в том что митрополит Филарет был масоном. Соответственно дальше можно фантазировать. Для своих обрядов. Но это все предположения.
Концы Камня я уже несколько лет пытаюсь нащупать. Пока все тщетно.

Немного мистики:
с исчезновением Камня начался закат Российской империи. Началось отпадение окраин. В принципе об этом предупреждали старые сказания. Типа эту местность охраняют 7 камней. (Да-да Плещеевский из той же оперы). Один камень убрали, страна стала расползаться.
avatar
0
7
"Исследования по истории цветовых обозначений показали сложную систему значений цветового эпитета "синий” в древнерусский период"

Связь со славянской традицией рассматривается как нечто само собой разумеещееся, как будто других версий просто не может быть. Авторы даже не дают себе труд обосновать отсыл к славянским традициям. А чья ж еще? Конечно древнерусский период...
avatar
0
6
Станислав, одно дело заимствования из ислама и православия, другое дело древние времена. Я не знаю ни одного упоминания ф-у богов из ранних русских
летописей. Это касается всех ф-у народов начала 2 тыс. н.э. Похоже
славянским монахам из столичного Киева было не интересно изучать
особенности местных верований. У наших Велес, а нехай и здеся буде.
Кроме того, имена славянских богов не засвидетельствованы в нашей
топонимике. В отличие от коренных славянских территорий. Это говорит о
многом
avatar
0
5
Пантеон мери думаю был восприимчив к богам соседей . Русские летописи пишут о идоле Велеса в чудском конце Ростова вроде . Да и у современных марийцев-язычников много заимствований как из Ислама так и из Православия .
avatar
0
4
А, его уже давно нет. Погиб вместе с церковью Предтечи. Между прочим это была первая каменная церковь Москвы...

Я честно не понимаю этой моды на велесовость камней. А почему не Сварога?
А ничего, что этот камень был посвящен другим богам?...
avatar
0
3
Кремлевский Камень, который правильнее было бы назвать Камнем Велеса, лежал с древнейших времен на склоне Боровицкого холма близ храма Иоанна Предтечи (более известного как церковь св. Уара). Он был продолговатый, длиной около аршина, слегка отёсанный. Следуя древнейшей традиции, к сему камню москвички приносили на праздник Купалы и на Петров день своих младенцев, особенно больных, «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов». Так сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирев в книге «Русская старина...» (т. 1, 3-е изд., М., 1852).
avatar
0
2
Чугунов, что такое Велесов камень?
avatar
0
1
Народ в тему камней, кто то поднимал вопрос о возвращении Велесового камня на место ?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика