Воскресенье, 30.04.2017, 00:30 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Август » 12 » Старинная костромская изба из альбома Чернецова.
13:35
Старинная костромская изба из альбома Чернецова.

В альбоме г. Черенцова нашелся интересный образчик традиционной костромской избы. Внешний вид этого строения, пополненный нами детальными чертежами с других зданий, представляет изображение чуть ли не единственно сохранившегося частного дома с такими старинными архитектурными приёмами, как например большая крыша с плоскими отливами и покрытое бочкою крылечко в роде того, какое можно видеть на рисунке коломенского дворца царя Алексея Михайловича.

"Частные дома в Московии, от простой избы и до богатых хоромов, представляли в сущности одну ступень развития древнейшего архитектурного типа, восходящего к раннему средневековью; – это были два или несколько поставленных в ряд срубов, соединённых сенями и крыльцом, или переходами. Мост (сени), были не только кругом закрыты, но во дворцах богатых людей, даже устраивались тёплые. Мост представлял собой комнату, устроенную между двух срубов, соединённых по средствам двух стен. Крыльца, переходы и паперти были низенькие, наружные пристройки, служившие для входа и для соединения более удалённых одна от другой частей дома.

Этот тип жилого строения и до нашего времени сохранился в традиционных избах Костромской, Нижегородской, Владимирской губерний. В этих местностях оба сруба избы, -задний и передний, -которые бывают даже двух-этажные, соединяются сенями. В сенях устраиваются чуланы, служащие в летнюю пору спальнями. В старое время в сенях давались и парадные обеды, в наше же время в них устраиваются внутренние лестницы, особенно во Владимирской губернии. Внутри избы стены представляют гладко-выстроганные брёвна; вдоль стен уставлены скамьи, в красном углу – киот; у печи иногда бывает перегородка, и около дверей – рундук.

Устройство наружного крыльца и всхода во второй этаж сохранилось в обычаях населения преимущественно заволжья Костромской и Нижегородской губерний .

Наружные украшения избы в том виде, как они изображены на прилагаемом чертеже, с каждым днём выходят всё более и более из употребления и уступают место богатой «корабельной резьбе». Последняя представляет весьма оригинальное подражание орнаменту итальянскому и римскому, с своеобразными изменениями и прибавлениями. Это резное искусство развилось на волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами, и корабельные резчики стали работать по деревням; ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезают с большим вкусом: богатые же гребни с тычками, обсаженные коньками, как они изображены на нашем рисунке, теперь, кажется, более не делаются, потому что, как говорят, одно время они служили условным знаком раскольничьих молелен, и потому подавали повод к неприятным столкновениям с полицией.

Кто пожелает ближе ознакомиться с этим предметом, тому мы смело рекомендуем разбор коломенских дворцов в замечательном во всех отношениях труде г. Забелина о быте Московских царей и цариц.

Просмотров: 3489 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
Это село Вичуга.
Чернецовы зарисовали дом летом 1838 г.
"Тут мы видели дом, или русскую избу, с великолепным крыльцом, роскошно изукрашенную резьбою со всеми замысловатостями и гребнем поверху крыши на коньке. Подобных этому дому нам редко случалось видеть" (из дневника Чернецовых)
avatar
0
3
На рисунке обращает на себя внимание высокая (крутая) финская крыша.
avatar
0
2
всегда рады
avatar
0
1
Интересная статья. Спасибо.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика