Вторник, 20.02.2018, 20:35 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Февраль » 2 » Костромские и ярославские старообрядцы-странники
11:30
Костромские и ярославские старообрядцы-странники

В 1784 г. старообрядец-филипповец Евфимий перекрестил сам себя в странничество905. Он написал несколько полемических сочинений, среди которых наиболее важны «Разглагольствие о настоящих в древлецерковном последовании несогласьях между собою» и «Цветник». Евфимий попытался создать скит в «Валицких лесах», но вскоре перебрался в д. Малышево Ярославского уезда к крестьянину Петру Фёдорову. Он крестил хозяина с семьёй в странничество, хотя те не ушли в странствие, а только дали обет сделать это в будущем. Таким же образом поступила его сожительница Ирина, перекрестив жителя с. Сопелки Ярославского уезда Петра Семёновича Крайнева и его родственников906. Исследователи оценивают эти поступки как попытку укрепить положение нового учения907.

На деле факты крещения странноприимцев стали причиной раздора в среде странников XIX столетия. В 1820-е гг. позиции странноприимцев, дававших странникам пищу и жильё, занимавшихся хозяйственной деятельностью, заметно усилились. Радикально настроенная масса странников стала опасаться обмирщения и утраты собственного влияния908.

Часть странников усилила пропаганду пустынножительства и выдвинула новый тезис отказа от денег. Лидер оппозиции «нерехоцкой» Иван Петров и его последователь Антип Яковлев считали, что владеть деньгами и собственностью может только община, так как через них отдельного человека себе подчинит антихрист. Символом его власти выступал имперский герб на ассигнациях и монетах909.

В отличие от других странников последователи Антипа не имели странноприимцев и стремились жить отдельно, в пустыни910. Общины «безденежных» находились в окрестностях г. Плёса Костромской губернии. Сам Антип был родом из д. Нечёсово Нерехтского уезда. После его смерти руководить странниками стал его брат Степан. В 1848 г. он был пойман в г. Плёсе, возвращён на постоянное место жительства, но через неделю снова исчез911. В середине 50-х гг. XIX в. в Костромском уезде был пойман странник, называющий себя Иваном. Костромской губернский секретный совещательный комитет о раскольниках заподозрил в нем Степана Яковлева. Пойманный долго отрицал это, но через некоторое время объявил, что он - Антип Яковлев912. Комитет пытался сравнить внешность пойманного странника с приметами братьев Яковлевых. С описанием внешности Степана приметы частично сходились. Приметы же Антипа не были найдены по причине беспорядка в архиве земской полиции. Таким образом, вопрос о том, кто же пойман, остался нерешённым913.

Другая часть странников подняла замалчивавшийся вопрос о крещении мирян. Они вспомнили, что Евфимий и Ирина безосновательно крестили странноприимцев и поставили это в вину нынешним лидерам странников Родиону и Анфиногену, жившим в с. Сопелки. Большинство членов согласия стали склоняться на сторону оппозиции. В это время её лидером выступал Михаил Андреевич Кувшинов, ставший странником после бегства с ярославской фабрики Яковлевых в 1827 г.914 Он принимал активное участие в обращении костромичей в Странническое согласие. Вместе с крестьянином с. Сидоровское Кинешемского уезда Кувшинов обошёл этот уезд, Нерехтский и Костромской уезды915. М. А. Кувшинов допустил большую ошибку, предсказав на 25 марта 1828 г. второе пришествие Христа. После этой даты сопелковцы созвали собор, где подвергли критике Кувшинова и нашли выход из сложной ситуации с крещением странноприимцев. За заслуги перед согласием его основателю было прощено отступление от правил, а всё согласие вынесло длительную епитимию. Кувшинову ничего не оставалось делать, кроме как присоединится к сопелковцам1.

В 1857 г. он и наставник д. Дудкино Ярославского уезда Логин Прокофьевич Еущин были сосланы в Сибирь. Рядовые странники (более 20 человек), захваченные вместе с ними, также направлялись в ссылку. В случае перехода в православие наказание могло быть смягчено. Консистория распорядилась об увещевании странников, и некоторые из них согласились перейти в официальное вероисповедание. Лидеры староверов остались непреклонны. Правда и тем, кто согласился перейти в православие, пришлось несколько месяцев находиться в тюрьме, а затем они были возвращены на место прежнего жительства, и за ними установлен полицейский надзор917. В соответствие со статьёй 213 Уложения о наказаниях, если возвращённые из ссылки старообрядцы, перешедшие в православие, вновь возвращались в прежнее вероучение, то подлежали ссылке на Кавказ или в отдалённые места Сибири уже безвозвратно918.


Село Коробово. фото Прокудин-Горский

Учение странников проникло и в c. Коробово Нерехтского уезда Костромской губернии, где проживали потомки Ивана Сусанина - белопашцы. Туда оно попало из округи г. Плёса, где вели свою пропаганду М. А. Кувшинов919 и А. Яковлев. Точными данными о принадлежности белопашцев к сопелковцам или их противникам мы не располагаем. Белопашцы официально не платили налоги и были освобождены от контроля со стороны местной полиции. Благодаря этому странники чувствовали себя здесь очень свободно. В 1859 г. министр двора констатировал, что белопашцы

«дошли до таких беспорядков в своей жизни, кои не могут быть далее терпимы; предавшись расколу так называемой секты бегунов или странников, они завели у себя в селении и окрестных лесах притоны для беглецов и бродяг, прикрывающихся раскольническим фанатизмом»920.

По указу императора Александра II часть белопашцев была лишена привилегий и выслана в различные районы страны. За оставшимися был учреждён надзор со стороны губернатора и управляющего удельной конторой. В будущем было приказано расследовать все дела о белопашцах общим порядком, без каких-либо привилегий. В случае же повторения инцидентов император пригрозил лишить потомков героя налоговых льгот, несмотря на заслуги предка921.


Костромской губернатор Иван Васильевич Романус

Высылкой «беглопашцев» было поручено заниматься губернатору Ивану Васильевичу Романус922 совместно с управляющим удельной конторой Павлом Егоровичем Ганенфельдом. Дело в том, что контора не зависела от местной административной власти, а подчинялась исключительно министру двора и уделов, а через него - императору. Если губернатор, всегда стремившийся найти золотую середину и слывший среди костромских помещиков либералом, мог пригрозить управляющему палатой государственным имуществ («всякое замедление в следовании бывших белопашцев, а равно и все расходы от сего происходить могущие останутся на личной Вашей ответственности»923), то с управляющим удельной конторой он был подчёркнуто любезен и настойчиво повторял свои просьбы до тех пор, пока не получал ответа.

Министерство императорского двора разрешило крестьянам продать дома и другое имущество. Полученные деньги должны были быть переведены в удельные конторы по месту отправления переселенцев. Подготовку к переселению первоначально осуществлял староста. Он не пользовался уважением среди крестьян, так как был назначен властями, а его выборный предшественник за помощь странникам был снят с должности. Староста не смог организовать сбор денег и П. Е. Ганенфельд вменил в обязанность своему подчинённому, голове удельного приказа Муравьёву, наблюдать за подготовкой к переселению924.

Несмотря на это, вскоре после объявления императорского приказа лично губернатором, двое крестьян, Селивёрст Андреев и Никита Ильин, бежали из села. Как оказалось, они ушли в Санкт-Петербург, чтобы ходатайствовать перед Александром II о разрешении остаться на родине или дождаться более теплого времени года. Вскоре беглецы были пойманы и взяты под стражу925. В положение крестьян вошёл управляющий удельной которой, который побывал в Коробово уже после отъезда губернатора. В семи семьях были беременные женщины и грудные дети. Это, по мнению чиновника, было уважительной причиной, для того чтобы отложить их переезд до лета926. Министерство двора согласилось с доводами и разрешило перенос сроков высылки927 Взамен крестьяне пообещали Ганенфельду быстро продать своё имущество, хотя до этого оттягивали заключение сделок. Управляющий с удовлетворением сообщил И. В. Романус:

«Могу теперь удостоверить Ваше Превосходительство, что в разговоре с ними об этом предмете я не только не заметил в них духа неповиновения, а напротив нашёл полную готовность покориться определениям о них начальства»928.

Далее Павел Егорович добавляет, что старообрядцев пугает зима и дальность мест ссылки: Оренбургское, Саратовское, Симбирское, Алатырское, Вятское и другие удельные имения. Среди оставшихся семейств были старики и дети старше 5 лет, но и они могли не перенести дороги. Кроме того, старообрядцы предпочли бы добираться до нового места жительства по Волге929. Губернатор передал просьбу Ганефельда как собственную в Министерство императорского двора. Полученный ответ был краток и не давал повода для сомнений. Узнав о просьбе белопашцев, император велел отправить просителей Селивёрста Андреева и Никиту Ильина по этапу в места поселения «немедленно», а

«Вашему Превосходительству заметить неуместное и неосновательное участие в судьбе высылаемых коробовцев, заслуживших гораздо вящее наказание за их преступления и неблагодарность к Монаршей милости...»930.


Император Александр II

Сказалась обида Александра II на белопашцев. В 1858 г. Александр II совершал поездку по центральным губерниям России с целью оказать воздействие на консервативное провинциальное дворянство, не желающее принимать участие в подготовке крестьянской реформы. В Костроме состоялась его встреча с представителями белопашцев: женщины снимали платки и расстилали их перед идущей императорской семьёй, а затем поднесли хлеб-соль. Растроганный император пожелал отправиться в само Коробово, что и было организовано. Пароход доставил императорскую чету в г. Плёс, а оттуда в экипаже император с императрицей прибыли в село931. Странноприимники, узнав, что к ним в гости едет никто иной, как сам антихрист, бросили дома и ушли в лес932. После этого в селе появился чиновник департамента уделов Министерства императорского двора, которому непосредственно подчинялись коробовцы, статский советник Неклюдов. Он расследовал инцидент, а на основании полученных результатов император приказал выслать жителей Коробово...


Село Коробово. фото Прокудин-Горский

После ареста ушедших в Петербург просителей в ночь на 5 января 1860 г. ещё трое мужчин с семьями бежали в неизвестном направлении. Солдаты так описывали способ бегства крестьян: «Домохозяин Сергей Иванов сперва уехал вместе с одной дочерью (якобы провожать зятя. - И. Н.), а затем из числа 3 оставшихся дочерей, одна, затопивши печь, без всяких сборов, в чём была одета, вышла на двор, как будто бы за своею надобностью, или к соседям, другая месила квашню и потом, без всяких тоже сборов, выходит, а спустя немного времени ушла и третья, также в чём была...»933. Ответом губернского начальства стала отправка ещё 5 солдат и одного офицера - прапорщика Назанского, который затем выписал ещё 16 человек рядовых934. Через два дня после нового побега семьи ходоков Н. Ильина и С. Андреева были отправлены по этапу935.

Стали выяснять далее, почему старообрядцы бегут с такой лёгкостью. Унтер-офицер А. Соколов заявил о том, что ему не было приказано применять каких-либо конкретных мер по пресечению самовольных уходов крестьян, а управляющий удельной конторой П. Е. Ганенфельд в свой первый приезд объявил, что белопашцы могут беспрепятственно продавать имущество и, следовательно, покидать селение936. Губернатор ничем не попрекнул управляющего, а только отправил ему копию с рапорта офицера937. Это вполне понятно. Система контроля оставляла желать лучшего: продать избу, не выходя из села, жители которого сами продают, а не покупают имущество, проблематично.

Наконец, 4 февраля, с опозданием почти на месяц, 31 белопашец был отправлен в ссылку938. Среди крестьян, окружённых войсками, которыми теперь руководил не мягкий чиновник удельного ведомства, а офицерский чин, начались конфликты. Умеренная часть коробовцев, которая, возможно вовсе не принадлежала к странникам и приветствовала императора хлебом-солью в Костроме, попросила удалить из села жену бежавшего переселенца Степана Ефимова Аксинью, которую они считали опасной для себя «по крайне дурному своему поведению»939. Затем из Коробова в костромскую тюрьму был отправлен Александр Ефимов с семьей, как проявлявший склонность к побегу. В дороге он злобно ругался и сожалел, что не успел сжечь село. Узнав об этом, прапорщик Назанский провёл расследование и выяснил, что священник и староста отзываются о Ефимове как об опасном и злом человеке. Местные жители вторили им: «Прежде-то был первый разбойник, а теперь и подавно, теперь со зла-то рад бы не только деревню сжечь, а и нас-то всех». «Чего доброго убьют окаянные из-за куста», - добавляли крестьяне, имея ввиду странников440.

Оставшиеся в Коробове белопашцы, приговорённые к высылке, были оправлены на новое место жительства в мае и июне 1860 г.941 Ещё несколько лет императорский дом держал белопашцев в опале. Наследник престола Николай Александрович в 1863 г. посещал Кострому, но с ними не встречался. Вскоре образ предка-героя, спасшего царскую персону, вновь был востребован. Покушение на Александра II 4 апреля 1866 г. примирило императора с белопашцами. В 1870-е гг. по приказу императора для коробовского храма, где хранились сусанинские реликвии, в том числе и жалованные грамоты, были установлены новые колокола с барельефными изображениями членов царской семьи942.

Инцидент с белопашцами заставил Александра II в 1859 г. отменить для странников возможность избегать уголовного наказания в случае перехода в православие. МВД было приказано ссылать их в Сибирь. Мотивировалось это тем, что из них не получались прилежные прихожане: странники никогда не переходили в православие искренне, а только уходили от ответственности. Распоряжение об этом поступило в Костромской секретный совещательный комитет, а оттуда через канцелярию губернатора943 было разослано в нижестоящие органы944.


Коробовский белопашец. фото Прокудин-Горский

Лидер ещё одного страннического течения - странников-иерархитов - Никита Семёнов также побывал в руках полиции. Настоящее имя предводителя странников - Меркурий Семёнович Киселёв. Родом знаменитый странник был из крестьян д. Стрелково Рыбинского уезда Ярославской губернии. После долгих путешествий он приобрёл авторитет и стал лидером странников-сопелковцев945. В этом качестве в 1854 г. он был схвачен в Вологодской губернии. По указу Александра II в 1856 г. Семёнов был выслан в Соловецкий монастырь, но по дороге бежал. Через два дня был вновь пойман в лесу местными крестьянами. 20 июня 1857 г. Александр II посетил Соловки и даровал, перешедшему в православие Семёнову, свободу с правом проживания в монастыре. Но вскоре странник скрылся и больше не был пойман. Умер Никита Семёнов 4 марта 1894 г.946 Небольшие различия в биографии Семёнова по разным источникам не закрывают главного: он неоднократно бежал и с лёгкостью использовал для этого смену веры.

Уже немолодого Семёнова (род. ок. 1800 г.) продолжали разыскивать и в 1860-е гг. По словам крестьянина д. Родионцово Романово-Борисоглебского уезда Ивана Лебедева, лидер странников часто бывал в деревнях Сеславино, Сопелки, Бурмакино Ярославского уезда и в Ярославле у купцов Разживиных. Семёнов въезжал к последним во двор в тарантасе и шёл в свой номер, никого не боясь. В 1866 г. ожидалось его появление на соборе странников в д. Мещёрка Ярославского уезда. Местный исправник опроверг слова крестьянина. Выдумки Лебедева он объяснил нетрезвым образом жизни и желанием выслужиться947.

В 1863 г. Семёнов написал важнейшее для истории странничества XIX в. произведение, содержащее 19 статей - «Символический статейник православной церкви». Старообрядцы, принявшие идеи, изложенные в манифесте, получили название «статейники» или «иерархиты». Н. Семёнов провозгласил создание особой иерархии во главе с «преимущим старейшим». Он считался патриархом и избирался собором. Ему подчинялись «старейшие страны», которые руководили двумя и более предела¬ми. В конце XIX - начале XX вв. существовало 8 пределов: Ярославский, Казанский, Тюменский, Томский, Костромской, Вологодский, Пермский. Каждым руководил «старейший предела». У него имелся ряд помощников: креститель и духовник, отправлявшие обряды; эконом, ведавший хозяйством. Отдельными моленными руководили игумены и игуменьи. Подобная структура управления была утверждена на соборе в д. Вахрушево Вологодского уезда в июле 1864 г. Естественно, что первым преимущим старейшим стал сам Семёнов, которого в 1895 г. сменил Роман Логинов. После смерти второго преимущего старейшего в 1901 г. был избран новый руководитель - Корнилий Петрович Логинов948.

В 1910 г. по неизвестной причине он был низложен. 21 августа собор в Вичуговском округе избрал патриархом Александра Васильевича [Пятакова], крестьянина с. Кувакино Нерехтского уезда Костромской губернии. В следующем году умер один из старейших предела Вичугской области Епифаний Иванович. Новый «патриарх» попытался подчинить территорию своей прямой власти. К спору о власти примешивался имущественный конфликт: на территории предела находилась приносящая большой доход мельница. Тут же нашлись противники, которые вменили в вину Александру Васильевичу то, что он присвоил деньги общины и на них купил это строение. Приехав в д. Яшкино/Яшино, он встретил недовольство со стороны областного правителя Фёдора Михайловича. Последнего поддержали странноприимцы и бывший преимущий старейший Корнилий. Александра Васильевича поддержал наставник д. Яшино, занявший эту должность с его помощью. Полемика коснулась и созданного Александром Васильевичем бегунского училища в г. Данилове Ярославской губернии. Фёдор Михайлович и странноприимцы были против существования учебного заведения. В итоге две группы странников отлучили друг друга от церкви949.


Коробовские белопашцы. фото Прокудин-Горский

Идеи Н. Семёнова вызвали негативную реакцию среди части странников, которая посчитала, что он взял на себя неподобающую ему власть. Иерархия, по их мнению, сближала странничество с поповщиной. Противостатейниками было создано несколько независимых друг от друга общин. Одна из них находилась около Ярославля, и руководил ею Осип Семёнов950.

Ещё одним крупным течением в среде странников стали «брачники». В 1860-е гг. около Ярославля зародилось Артемиевское согласие, по учению которого неофитам было разрешено сохранять браки, а платящие подати могли спастись после апокалипсиса. Причиной появления согласия была жёсткая политика властей по сокращению числа странноприимцев - людей, живущих в селениях и дающих укрытие странствующим. Известно, что по приказу императора МВД 9 июля 1855 г. разослало распоряжение «О принятии мер к прекращению распространения страннической секты и пристанодержательства». Приказ вменял губернаторам в обязанность

«обращать строжайшее внимание на пристанодержателей... в селениях, где уже были укрываемы, беглые, не редко обозревать домы, дабы удостовериться, нет ли при них тайников; по мере же открытия в них беглых тайники уничтожать, а пристанодержателей предавать суду»951.

Странникам нужно было смягчить учение, чтобы увеличить численность пристанодержателей. Около 1866 г. Мирон Васильев и будущий ярославский миссионер Русской православной церкви Н. И. Касаткин организовали первую брачную общину количеством около 50 человек. А уже в 1874 г. Михаил Кондратьев сформулировал новые основы брака: все семь таинств действительны, а, следовательно, любой странник мог быть священником после крещения952.

Странноприимцы страннического согласия, жившие в миру, оказывали на развитие согласия не меньшее влияние, чем наставники. Крупнейшим странником-предпринимателем Ярославской и Костромской губерний был Никита Петрович Понизовкин. Он был владельцем химического (д. Гузицыно) и крахмалопаточного заводов в Даниловском уезде Ярославской губернии.

Родился Никита Петрович в семье крепостных крестьян в д. Муханово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в 1804 г. В 1846 г. получил вольную от помещика и вскоре, в 1849 г., записался во II-ю гильдию ярославского купечества. В 1863 г. Никита Понизовкин был причислен к 1-й купеческой гильдии.


Старообрядцы-странники Давыд Васильевич и Федор Михайлович. Фотография 1918 г.

Он не раз обвинялся в содержании моленной, помощи старообрядцам. Однако власти не смогли доказать его причастность к странничеству. А в апреле 1867 г., чувствуя приближение смерти, Никита Петрович, как и положено страннику, ушёл в последнее странствие и «пропал без вести»953. Своё дело он передал сыновьям. Три сына Н. П. Понизовкина достроили новый завод на берегу Волги, создали торговое предприятие в Казани, приобрели ряд предприятий в с. Рыбницы, д. Пески, Новодашково Ярославского уезда и др. В 1890-е гг. была заложена основа торгового флота Понизовкиных, численность которого при внуке Н. П. Понизовкина, Андрее Андреевиче, достигла 20 судов. В 1916 г. внуки Никиты Понизовкина, Андрей и Владимир, стали учредителями Волжско-Бакинского нефтепромышленного товарищества, войдя в элиту российского предпринимательства954.

Странники занялись выпуском книг в 1870-е гг.955 Костромские бегуны принимали в этом процессе активное участие.

В 1875 г. двадцатишестилетний крестьянин д. Борисово Костромского уезда Яков Прокофьев был задержан в с. Колшево Костромского уезда за «шум в трактире». По его словам, он приехал с матерью для закупки хозяйственных вещей. От воза с лошадью, стоявшего перед питейным заведением, он отказывался. Причина столь странного поведения стала ясна, когда представители местной власти и корпуса жандармов, участвовавшие в задержании, заглянули в телегу. Там находилось 12 книг славянской печати не синодальной типографии.

В том же году к зданию Семёновского волостного правления Нерехтского уезда подъехала телега, которой управлял крестьянин всё той же д. Борисово Егор Фёдорович Храбров. Крестьянин показался подозрительным служащим правления. И, как оказалось, не напрасно: в возу лежал сундук с принадлежностями типографского станка, мешок с бук¬вами, бочонок с краской и уже отпечатанные книги. По словам задержанного, всё это он получил от неизвестного молодого человека в Кинешме и за 10 рублей согласился доставить в Кострому. Следствию удалось разыскать настоящего владельца лошади. Им оказался Василий Иванович Снопов крестьянин д. Безводье Костромского уезда. В его доме обнаружили 118 листов с напечатанными церковнославянскими текстами. Хозяин заявил, что они принадлежат его сыну, который находится в бегах. Экспертами на суде выступали видные издатели Костромского края Андроников и Дозе. Суд приговорил всех троих за печать старообрядческих книг к штрафу в 50 рублей каждому. Снопов и Храбров за содержание тайной типографии были приговорены к тюремному заключению сроком на 4 месяца956.

Яков Прокофьев не прекратил свою издательскую деятельность. Под г. Плёсом Костромской губернии в неизвестной деревне он совместно с Василием Яковлевым продолжил печатать старообрядческие книги. В их типографии на рубеже 1870-х - 1880-х гг. был напечатан «Цветник» Василия Гаврилова. В. Гаврилов странствовал по России, бывал в Женеве, Цюрихе и Париже, где состоялись его встречи с анархистом М. А. Бакуниным и Драгомановым (вероятно, Михаилом Петровичем Драгомановым, известным украинским националистом). Книга в количестве 550 экземпляров была привезена на Макарьевскую ярмарку.

Из них 150 экземпляров купил некий Василий Иванович Безпоповец, проживавший в Москве около Рогожского кладбища в Новой деревне. Остальные купил крестьянин Семёновского уезда житель Комаровского скита Алимп Фёдорович Яблоков. Он сумел перепродать там же на ярмарке 10 экземпляров, прежде чем на него вышла полиция957.
В начале XX в. среди костромских странников была популярна книга «Изумруд». Распространялась она богатыми покровителями странников. Внешне была похожа на «Книгу о вере» или «Златоуст», «такого же размера, в таком же кожаном, с застёжками, переплёте; на корешке её оттиснуто буквами: "Изумруд"». Книга содержала в себе обоснование учения странников. Стоило издание 14 рублей, а иногда распространялось бесплатно958.

Некогда скрытным странникам в начале XX в. приходилось бороться за выживание и вступать в полемику с миссионерами и представителями приходского причта. Миссионерская деятельность стала оказывать влияние на старообрядчество с 1880-х гг. Регулярно стали происходить беседы между миссионерами и старообрядцами, что потребовало от старообрядцев адекватного ответа. О создании специальной централизованной миссионерской службы говорить в этот период не приходится. Однако наставники осознавали необходимость противодействия миссионерам синодальной церкви.

Около 1885 г. в д. Александровица Тарасовской волости Пошехон¬ского уезда Ярославской губернии поселился наставник странников крестьянин д. Шемейки Жерноковской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии Иван Павлов. Он «с особенным старанием» обходил селения Пошехонского уезда по реке Ухтоме и местность в Романово-Борисоглебском уезде под названием Шаготь именно после приезда сюда епархиального ярославского миссионера. Наставник убеждал крестьян не ходить на беседы с миссионерами959. Купец Бузыкалов, живший в д. Матвеево Кинешемского уезда, был пристанодержателем в толке странников. Он же беседовал с синодальным миссионером А. Шашиным в здании местного волостного правления в 1892 г.960 Странник Тимофей Иванович Фомичёв, живший в с. Широково Нерехтского уезда, в 1902 г. возражал на беседе в д. Золотилово прихода с. Шохна уездному миссионеру961. На беседе в д. Филинская Нерехтского уезда окружному миссионеру А. Скворцову возражали два странника - Борис Фёдоров и Измаил Иванов962. Крестьянин д. Залесье Углецкой волости Кинешемского уезда Николай Иванович] Баклашин защищал учение странников на беседе с костромским епархиальным миссионером Е. Зубаревым в своей родной деревне в 1904 г. В с. Углеце Е. Зубареву противостоял странник из д. Юрино Кинешемского уезда Степан Васильевич Колпаков963. Известно, что в Кинешемском уезде «главным странническим наставником» был Иван Семёнович Ракитин964.

Странническое согласие занимало радикальные позиции в старообрядчестве. По мнению исследователей, учение Евфимия предвосхищает более позднее социально-политическое течение - анархизм. Оно возникло на той же социальной основе, отражало интересы беднейшего крестьянства и деклассированных элементов общества965. При этом необходимость материального обеспечения деятельности общины требовала от странников союза со странноприимцами. В XIX в. это вылилось в противостояние умеренных и радикальных групп внутри согласия и привело к образованию толков. Во второй половине XIX в. в странничестве возобладали умеренные позиции. Этому способствовало усиление репрессивной политики государства в отношении странников, а также развитие капиталистических отношений, усилившее позиции странноприимников.

Формирование согласия и его толков происходило на территории Ярославской и Костромской губерний. Этому способствовало наличие водной транспортной артерии - р. Волги, по которой передвигались странники и вдоль которой располагались многочисленные промышленные предприятия966. Проникая из Ярославля, странничество охватило именно ближайшие к Ярославской губернии уезды: Нерехтский, Костромской, Кинешемский, отчасти Юрьевецкий.

Литература:

904 - Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1902 г. // КЕВ. - 1903. - Приложение к официальной части № 19-21. - С. 15, 17.
905 - Мальцев А. И. Социально-политические взгляды Евфимия по его сочинениям и позднейшим старообрядческим источникам // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма/Под. ред. Н. Н. Покровского. - М., 1988. - С. 104-115.
906 - Трефолев А. Н. Указ. соч. - С. 179-180.
907 - Мальцев А. И. Споры в странническом согласии вокруг идейного наследия Евфимия (первая треть XIX в.) // Общественное создание, книжность, литература периода феодализма. - М., 1990. - С. 38.
908 - Мальцев А. И. Споры в странническом согласии вокруг идейного наследия Евфимия (первая треть XIX в.) // Обгцественное создание, книжность, литература периода феодализма. - М., 1990. - С. 40.
909 - Трефолев А. Н. Указ. соч. - С. 188.
910 - Дутчак. Указ. соч. - С. 73-83.
911 - ГАКО. - Ф. 539. - Оп. 1. - Д. 2 (ч. 6). -Л. 228 об. - 229 об.
912 - Там же. -Л. 220, 220 об., 223 об., 223 об.
913 - Там же. -Л. 224 об., 225, 229 об.
914 - Мальцев А. И. Споры в странническом согласии... - С. 40-41.
915 - Трефолев А. Н. Указ. соч. - С. 185.
916 - Мальцев А. И. Споры в странническом согласии... - С. 41.
917 - ГАЯО. - Ф. 230. - Оп. 3. -Д. 1308. -Л. 1, 2, 4, 7, 12, 13.
918 - ГАКО. - Ф. 539. - Оп. 1. -Д. 2 (ч. 5). -Л. 134 об.
919 - Трефолев А. Н. Указ. соч. - С. 183.
920 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2.-Д. 11059.-Л. 1.
921 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. -Д. 11059. -Л. 2-17 об.
922 - В источнике фамилия губернатора не склоняется.
923 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. -Д. 11059. -Л. 162.
924 - Там же. - Л. 60.
925 - Там же. -Л. 48, 48 об., 55, 55 об., 86.
926 - Там же. - Л. 50.
927 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. -Д. 11059. -Л. 72-72 об.
928 - Там же. - Л. 73 об.
929 - Там же. - Л. 73 об.
930 -Там же. - Л. 81.
931 - Зонтиков А. Н. Ив. Сусанин: легенды и действительность. - Кострома 1997 С, 143-144.
932 - Там же. - С. 145.
933 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп.    2.    -Д.    11059. - Л.    164 об.
934 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп.    2.    -Д.    11059. - Л.    101-102 об.
935 - Там же. -Л. 92, 95.
936 - Там же. -Л. 121-122 об.
937 -  ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. -Д. 11059. -Л. 126, 126 об.
938 - Там же. - Л. 152—152 об.
939 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп.    2.    -Д.    11059. -Л.    143.
940 - ГАКО. - Ф. 133. - Оп.    2.    -Д.    11059.-Л.    198.
941 - Там же. -Л. 258, 259, 259 об.
942 - Зонтиков Н. А. Ив. Сусанин... - С. 179.
943 - Комитет был секретным органом власти, и его постановления оформлялись как распоряжения губернатора.
944  ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. -Д. 11059. - Л. 2 об., 10: ГАКО. - Ф. 539. - Оп. 1. - Д. 4. -Л. 151-152.
945 - Дутчак Е. Е. Старообрядческая... - С. 41-50.
946 - ГАЯО. - Ф. 73. - Оп. 1. -Д. 4988. - Л. 3-3 об.
947 - ГАЯО. - Ф. 73. - Оп. 4. -Д. 2859. -Л. 1-4, 12-13. ш
948 - Дутчак Е. Е. Старообрядческое... - С. 52-57.
949 - Дутчак Е. Е. Старообрядческое... - С. 58, 60-66; Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1913 г. 7/КЕВ. - 1914. - 1 окт. -№ 19. - О. офиц. - С. 510-511.
950 - Дутчак Е. Е. Старообрядческое... - С. 66-72.
951 - ГАКО. - Ф. 539. - Оп. 1. - Д. 2 (ч. 6). - Л. 144-144 об.
952 -Дутчак Е. Е. Старообрядческое... - С. 86-88.
953 - Обнорская И. В. К вопросу о религиозной принадлежности ярославских купцов (представители страннического согласия) // Страницы минувшего (VI Тихомировские чтения). -Ярославль, 1997. - С. 80-81; Подробно о Н. П. Понизовкине и его семье см.: Пенкин А. Г. Никиты Понизовкина сыновья: Из истории рода /подред. Н. В. Обнорской. -Ярославль, 2011. —272 с.
934 - Щенников В. Никита Понизовкин и сыновья // Районные будни. - 1995. - 3 июня. —№ 43. — С. 4; Щенников В. Никита Понизовкин и сыновья // Районные будни. - 1995. - 14 июня. - № 46. - С. 4; Щенников В. Никита Понизовкин и сыновья // Районные будни. - 1995. - 25 июня. —№ 49. - С. 4.
955 -Починская И. В. Старообрядческое книгопечатание: Книгопечатание второй половины XIX- начат XXвв.: Книгопечатание старообрядцев-беспоповцев. //История культуры старообрядчества / Уральский гос. ун-т им. М. Горького, виртуальная библ. ЕПНпе1. - Екатеринбург, 1998-2007. [Электрон, ресурс].
956 -ГАКО. - Ф. 340. - Оп. 1. -Д. 196.-Л. 3-98 об.
957 -ГАРФ. - Ф. 730. - Оп. 1. -Д. 1518. -Л. 1-1 об.
958 - 0тчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1915 г. - Кострома, 1916. - С. 16.
959 -ГАЯО. - Ф. 73. - Оп. 9. -Д. 144. -Л. 36.
960 -Путешествие противорасколънического миссионера А. Е. Шашина по Костромской епархии // КЕВ. - 1893. - 1 февр. -№ З.-Ч. неофиц. - С. 69
961 - Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1902 г. //КЕВ. - 1903. - Прил. к офиц. части N° 19- 21. - С. 15.
962 - Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1903 г. //КЕВ. - 1904. - Прил. к офиц. части. - С. 8.
963 - Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1904 г. //КЕВ. - 1905. - 1 нояб. -№21,- Приложение к официальной части. - С. 8.
964 - Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевского братства за 1892 г. //КЕВ. - 1893. - Приложение к официальной части. - С. 39.
965 - Мальцев А. И. Социально-политические взгляды Евфимия... - С. 115.
966 - Трефолев А. Н. Указ. соч. - С. 184.

Автор: И.С. Наградов
Источник: Расколоть "раскол". Кострома 2013.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1716 | Добавил: merjanyn | Теги: раскол, старообрядческая пристань, Ярославская губерния, Костромская губерния, антихрист, великороссы, старообрядцы странники, старообрядцы бегуны | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2377
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 930
Статистика
Яндекс.Метрика