Четверг, 18.04.2024, 04:55 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июль » 19 » Страсти вокруг Плёсского камня… Или конец вечного покоя?
23:52
Страсти вокруг Плёсского камня… Или конец вечного покоя?

на старом месте  у дома на ул. Ленина

Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой,  современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое  разрушение исторически-сложившегося  образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как  столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу.
 

крупный план камня

Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным  фактом  сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.

 

Этот камень долгие годы стоял на углу одного из жилых домов по ул. Ленина. Уже в  начале 90-х г.г. ХХ в. появлялись  публикации, относящие этот камень к категории языческих идолов. На территории Европейской части России плёсский камень – один из немногих сохранившихся памятников этой группы. В настоящий момент их известно не более десятка, причем два из них были вывезены с территории  Псковского музея немцами при отступлении во время Отечественной войны. Один из сохранившихся ближайших аналогов – так называемый Новгородский (Шекснинский) идол, найденный в 1893 г. при расчистке русла р. Шексны и ныне хранящийся в музее Новгорода Великого. От плёсского камня его отличает наличие  т.н. «личины» – высеченных глаза, рта и подбородка под шляпкой «гриба». Но, антропоморфный образ явно появился позднее, чем был сделан сам каменный фаллос.

Как объект культурного наследия плёсский культовый камень был описан и взят под охрану только летом 2011 года. Поскольку камень в основании Больничной горы долгое время был частью городского пейзажа Плёса – он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. Был известен как местная достопримечательность, но в силу расположения его не в самом доступном месте туристами посещался не часто. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной  анатомической конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий. 

Летом 2011 года  Плесскому музею-заповеднику пришлось в срочном порядке вмешаться в ситуацию, связанную с фактом перемещения камня к зданию ювелирных мастерских «Алмаз-холдинга» (г. Плес, ул. Советская, 57/2), где он был установлен в качестве рекламы ювелирного магазина.

 

 


у Алмаз-холдинга.

 

 

Перемещение это проводилось с разрешения городской администрации Плёса, а обязанности председателя городского совета  Плёса в это время исполнял А.В. Шевцов.   По  факту  перемещения было заведено судебное дело. Истица – хозяйка дома, рядом с которым  находился камень, претендовала на него, как на свое имущество. Археолог музея-заповедника  Галина Панченко вступила в дело в качестве третьего лица с требованием передать камень на хранение в Плесский музей-заповедник, как объект культурного наследия, являющийся собственностью государства. В результате камень был помещен на постоянное хранение в Плесский музей-заповедник. Казалось, что уникальному памятнику, чудом сохранившемуся в заштатном тихом городке больше ничего не угрожает, но…
 

Этим летом Общественным советом по развитию Плёса, возглавляемым губернатором Ивановской области  М.А. Менем, было принято решение о передаче камня из фондов музея во временное пользование теперь уже  бизнесмену С.В. Шевцову (брату бывшего градоначальника Плёса) для установки его в новой, туристически-активной точке города  «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». Самое большое удивление  в этой истории вызывает вопрос о том, полномочен ли, вообще, Общественный совет решать такие вопросы?

Несмотря на все попытки музея  отсрочить выполнение этого решения и соблюсти все меры безопасности для обеспечения сохранности уникального музейного предмета, передача состоялась. Камень установлен практически в центре города без серьёзного ограждения, под… навесом из досок. Вся охрана представлена камерой наблюдения, расположенной под крышей одного из ларьков «Калашного ряда», и скромным штакетником.
 

 

 

Уже в день установки памятника на новом месте редко кто из туристов отказался от возможности сфотографироваться на нём,  используя  форму камня во всех мыслимых и немыслимых вариантах позирования. В День города, говорят, народ здесь просто не слезал с него. В голове не укладывается происходящее...  Это уникальный памятник – его место в музее, а не рядом с сувенирными лотками, где он  используется как средство наживы. Инвентарный музейный номер на боковой поверхности камня только усиливает эмоциональные впечатления  от  нереальности происходящего.

 

 

 
Тётки на камне

 

 

Всё…! Туристам не до Левитана и не до потрясающих волжских пейзажей. Главный экспонат Плёса этого лета – камень! Там сейчас на каждом углу продаются майки и кружки с принтами камня в самом физиологически-удачном ракурсе с надписью "Камень любви», совершенно неисторическим названием, появившимся в городе за пару последних десятилетий на волне расцвета массового туризма.

 

 


фото майки, кружки, скан местной газеты.

 

 

Вот интересно, почему мэру польского г. Кракова  (или же главе Краковского воеводства) не приходит в голову выставить где-нибудь на центральной площади знаменитый Збручский идол, хранящийся  в местном археологическом музее? Слов нет, насколько бы свободный доступ туристов к идолу и сама возможность  сфотографироваться с ним в различных фривольных позах обогатила бы городскую казну или конкретного предприимчивого дельца, сумевшего заполучить идола во временное пользование. Наверно это не происходит потому, что Краков – это не Плёс,  это Европа… Сложно представить, что там могут быть приняты такие решения, кардинально и скандально меняющие  исторический образ  города.

Пожалуй, все случившееся – от неуважения и к себе, и к истории своей страны. Культ Рода – не только культ плодородия, но и культ предков. Смеяться над ним, скакать на культовом камне, повторять недавно придуманные пошлые легенды – все равно, что плюнуть в своих предков.  А чем, собственно, мы тогда  лучше Пусси Райт?

Светлана Чернецова. Ярославль.

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5612 | Добавил: merja | Теги: социум, общество, краеведение, Плёс, священные камни | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика