Понедельник, 24.07.2017, 19:47 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » Святыни. Древние Боги Ярославской земли.
20:10
Святыни. Древние Боги Ярославской земли.

Ярославская земля, Залесье, Merjamaa… Это самый центр исторической России. Отсюда ведёт начало русский язык, великорусский народ… Летом 2010-2011 годов активисты "Metsa Kunnta" провели несколько краеведческих экспедиций по этим землям. Он некоторых из них мы уже рассказывали на страницах нашего портала («Большой камень» в Majmera, Kondabol - Земля Медведя, Сара-вареш. Путешествие в заповедное царство, и другие). Настала осень, время подведения итогов летних изысканий. Этим материалом мы начинаем серию репортажей "Дорогами Merjamaa" в которых расскажем о наших находках.  


Бутримовский святой источник

На стыке Ярославской и Владимирской областей (Переславский и Александровский р-ны) до сего времени одновременно существуют и функционируют несколько сакральных объектов, объединенные общей локальной традицией. Это святой источник в бывшей д. Бутримово, представляющий из себя родник с камнем без часовни. Престольным праздником в д. Бутримово - была восьмая пятница после Пасхи. Неподалеку находится источник «Деревковский ключ» расположенный в д. Деревково, оформленный в жесткий колодец. По отношению к родникам до сих пор фиксируются элементы «жертвоприношений» в виде бросаемых в воду монет и небольших пучков пряжи, лоскутков ткани вешаемых на ветви окрестных деревьев.. Издревле воду из этих источников брали для лечения, принося дары, вешая на ближние деревья полотенца и одежду больных детей. 


Заросшая улица Бутримово

Рядом с животворящим родником в д. Бутримово находился  огромный священный дуб, около которого в старину игрались свадьбы. Считалось, что этот дуб защищает людей, дома и скот от молний. Так же в Бутримово ещё в 70-е г.г. ХХ в. имелась целая роща никем не тронутых огромных дубов. Эти дубы запрещалось рубить, делать на них метки и царапины. В 60-70 г.г., ХХ века Бутримово было практически «вымершей» деревней, в которой жило всего несколько человек, в том числе бабушка – «охранительница» источника, считавшаяся местной колдуньей. 

Она брала воду из источника, лила её на особую иконку и просила Бога об исцелении, после чего отдавала эту воду нуждающимся, приезжавшим к ней из далека. Сейчас от деревни осталась только заросшая деревенская улица старые липы и кусты сирени обрамляющие бывшие усадьбы. Но источник жив. К нему ведет протоптанная тропинка, на камне лежат монеты и подношения, висит кружка для воды, жертвенные лоскутки ткани.


Камень и Источник

Люди жили в этом месте издревле. По берегам реки Кубри в раннем железном веке располагались селища и городища дьяковцев, предков средневековой мери. В 7 километрах от Бутримово располагается один из таких укрепленных родоплеменных центров. Ближайшая округа Бутримова так же была заселена. В середине 1960 года музею сообщили, что в лесу рядом с деревней лесорубы и шоферы, вывозящие лес, обнаружили группу курганов, часть их разрыли и нашли черепа, кости, металлический топорик и бронзовый браслет. Посланный по этому сигналу научный сотрудник музея подтвердил наличие большой группы курганов разных размеров.


Косогор над Кубрей


Старая липа все что осталось о деревенской усадьбы.

В августе 1960 года экспедиция Переславского музея обследовала эти две группы курганов и в первой из них, насчитывающей 37 захоронений, раскрыла четыре. Этой группой оказалось обычное деревенское кладбище с мужскими, женскими и детскими захоронениями. Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, в не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся к XI веку, когда до местной мери еще не добрались христианизаторы. Это подтвердили и находки: витой проволочный перстень с несомкнутыми концами, браслеты, височные кольца и другие предметы. Такие же на, что и в мерянском Клещине. 

Бутримово славится не только своим святым источником. Недалеко от него имеются два «нечистых» места, где все плутают, людей черти водят. Одно из них недалеко от дороги на Болотную станцию, другое у д. Мосты. 

Особо почитается в этой же местности и святой источник «Деревковский ключ» (д. Деревково). Находится он на берегу речки Ёнки и найти не составляет труда. Бьет он из под пригорка справа от дороги Деревково-Новое и особо почитается в народе. Много веков подряд его охраняют местные жители, используют воду для питья, для лечения больных людей и скота. В 19 веке над источником была поставлена часовня разрушенная в годы советской власти. Сейчас колодец сегодня часовни не имеет, но крест поставлен. Есть бетонированный цоколь с желобком. Ставил это сооружение житель д. Деревково Н. И. Петров. На дне отчётливо видны три фонтанчика и монеты — живущее доныне язычество, отдарки духам источника взамен взятой воды.

Колодец не единственный сакральный объект в Деревково. К западу от деревни и к югу от с. Новое, около Козьева врага в мелколесье поля, называемого в народе «Полтинник» лежит камень чашечник. Мы пытались его найти в течении двух полевых сезонов, но по причине не точной информации о его местоположении поиски пока не увенчались успехом. Надеемся что в следующем году мы его все же найдем. По сообщениям школьных краеведов из села Деревковский камень серо-синего цвета и относится к мелкозернистым породам. Это ступенчатая плита имеющая сверху углубление. Местные жители называют Камень целебным. От камня откалывали небольшие кусочки и носили с собой как талисманы, обереги от различных болезней. Из поколения в поколение передавались сведения о могуществе этого камня. Около него проходили обряды моления и жертвоприношения. 


Дорога в Деревково из села Новое

Вот что рассказывают о месте его нахождения краеведы из Глебовской школы: На юго-восток от камня (метров за 400) расположено местечко «Церковище». Здесь видны меловые отложения, признаки бывшей часовни и бьющий из-под земли фонтан. Образовавшийся ручей питает речку Ёнку, а та уже впадает в реку Кубрю. Выше располагаются могилки (или курганы), их 11 штук. Много веков подряд его охраняли местные жители, использовали воду собиравшейся в чашке камня для лечения глаз. 

В округе существует еще несколько сакральных объектов на которых мы еще не побывали. Это источник в д. Лисавы — священный ключ около реки Сабля, при часовне, престольный праздник девятая пятница после Пасхи. Второй источник расположен в д. Долгое поле. Престольный праздник здесь десятая пятница после Пасхи. Все они вместе с пятницким источником в Бутримово в старину были связаны с традицией совершения крестного хода в день Тихвинской Божией матери (9 июля по новому стилю) в близлежащей д. Осипова пустынь, что на левом берегу р. Кубри (Владимирская обл.) В этот день «икону две крепкие девушки несли на руках из г. Переславля до самой Осиповой пустыни и нигде не садились. Впереди шли гонцы — два дюжих молодца сообщали в каждом селе о приближении иконы. Звон колоколов возвещал об этом на всю округу. Это было ещё в начале 20-х годов XX века».


Поле "БегА"


Круглая роща рядом с бывшей деревней


Река Кубря

Текст: А.Мерянин, С.Чернецова.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2941 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
avatar
-1
5
Странно на карте картинки проявляются - в максимально мелком масштабе в Лисавах проявляется, укрупняешь - пропадает и вылезает в другом блоке фотографий, в пос.Новое.
Точные координаты: 56 36 01.20"С 38 37 36.80"B

Не факт, кстати, что дом на дороге стоит. Любители навтыкать в гугл своих фотографий, зачастую плохо дружат с картографией. cool
avatar
0
4
Красота) сколько ездил мимо не обращал внимания
avatar
-1
3
Следуя выложенной карте, лазал по гуглу-пл.земля, в р-не д.Лисавы наткнулся на такого вот дракона:

(была тема "Мерянский дракон над Россией")
avatar
0
2
Значит не хочет пока открываться)
avatar
0
1
Жаль что камень не нашли. Он бы украсил коллекцию мерянских Мест Силы. Но видимо не время ему проявиться...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика