Понедельник, 25.11.2024, 09:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Сентябрь » 17 » Святыни кривичско-мерянского пограничья
17:46
Святыни кривичско-мерянского пограничья

2 сентября краеведы кривичского эко "Твержа" и краеведы мерянского  эко "Metsa Kunnta" провели совместную экспедицию по сакральным объектам народного культа Кашинского района Тверской области. Земля Кашина это древнее балто-финнское пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной аккультурации наших людей.  Здесь, на загадочной речной петле  на рубеже XII-XIII веков возник город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери,и потом Москвы. Бытующая здесь местная легенда гласит, что город был основан в середине XII столетия суздальским князем Юрием Долгоруким.

Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, очевидно, финского происхождения. Племя меря, которое принадлежало к этой этнической группе, населяло этот край вместе с балто-кривичами до освоения верхневолжской территории русскими князьями, начавшегося в XII столетии. Память о них сохранилась и в более позднее время в наименованиях мерянских этно-территориальных образований в составе Московского государства - Мерецкого и Чудского станов Кашинского уезда 15-17 веков.
 

Эта благодатная земля издавна славилась своими целебными источниками, удивительными камнями и святыми деревьями.

В настоящее время многие сакральные объекты, находящиеся в лесах, деревнях и городах Кашинской земли незаслуженно забыты… А ведь сколько чудесного и прекрасного хранится в этих местах!…
 

Именно поэтому посредством краеведческих экспедиций мы не только стараемся "оживить" заброшенные святые места (камни, родники, места часовен), но и маркируем их на местности, чтобы в дальнейшем время от времени возвращаться туда из крупных городов вдохнуть Силы родной Земли и Предков.
 



Купалка

Наша поездка началась с поисков знаменитого некогда на всю округу реки Медведицы лечебного "Синего камня". В этом нам помог местный краевед из Верхней Троицы Валерий Анатольевич Карасёв.

В настоящее время этот крупный валун почти забыт, но лесная дорога, ведущая к нему, еще не успела окончательно зарасти. К этому камню издавна местные жители приводили детей и взрослых в надежде избавления от недугов. Сам ритуал напоминал действия, производимые и теперь у "Киндяковского камня" на реке Кимерше (Дмитровский район Московской области).

На "Синем камне" так же проводили омовения. Выглядело это так: камень обливали водой, взятой из рукотворного лесного озерца, называемого в народе "Купалкой". Находится он в 30 метрах от камня. Вылитую воду собирали в особую посудинку и омывали больного.

После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на растущих вокруг деревьях. Считалось, что если человеку суждено жить, то он совсем скоро пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет. Подобные обряды проходили на нем вплоть до середины 20-го века. Согласно местным легендам, особой интерес к нему проявляли и монашки женского монастыря, находившегося в нескольких километрах на берегу Медведицы и уничтоженного литовскими людьми батьки Лисовского в начале 17 века.
 

Все время, проведенное у камня, мы буквально летали, а наша собака, которую мы используем в качестве биолокатора при поисках мест силы, вся радостно излаялась, искрутилась стараясь слиться с энергиями этого места.  Энергетика там очень мощная. Но даже само это место, его устройство, совершенно поразительно.

Сам гранитный камень имеет четко плоскую верхнюю поверхность площадью около 5 квадратных метров и овальные очертания близкие к кругу, если смотреть на него сверху. С одной из боковых сторон он напоминает огромную медвежью морду. Следов и надписей на нем мы не обнаружили. "Купалка", находящаяся от него в 30 метрах, сильно обмелела, но все еще наполнена водой, выходящей из близко расположенных водоносных пластов. 
 

Средневековая сельская дорга

Напитавшись Силой, мы оставили топкие ельники и осинники "Синего камня" и светлые, стройные сосновые боры долины Медведицы. Следующий пункт нашего путешествия  - река Кашинка и град Кашин. Там нас ждал "Казак-камень" информацию о котором мы получили от  угличского историка и краеведа, зам. директора Угличского музея Виктора Ивановича Ерохина. 
 

Церковь Илии Пророка

Как оказалось, "Казак-камень" в Кашине не одинок. Вокруг лежит еще несколько камней… Но обо всем по порядку.

В эту часть нашего путешествия нам сопутствовал особенный успех и мистическое озарение, благодаря которым мы нашли еще два интереснейших объекта. Немного заплутав в витиеватых улочках исторического центра и миновав один из мостов, мы выехали на высокий левый берег реки, разрезанный надвое оврагом, спускающимся к реке.
 

Церковь "Рождества, что на "Горе"

На этих двух холмах стоят две церкви - кирпичная пятиглавая церковь Илии Пророка с небольшой трапезной и колокольней в стиле классицизма (дата постройки каменного здания: 1775 - 1778 годы) и кирпичная одноглавая церковь Рождества Христова основанная в начале 16 века (дата постройки каменного здания: 1774 - 1786 годы). В народе полное название последней - церковь "Рождества, что на "Горе"". Очень специфическое с точки зрения сакральной топонимики название, сразу вспоминается "Куда же древе погани жряху бесом на горах – туда же ныне церкви стоят златоверхия". Решив осмотреть берег высоченной и крутой "Горы" мы не ошиблись…
 

Овраг между двумя церквями

У ее основания лежал крупный светлый, почти белый валун с рукотворными изображениями.  На верхнюю поверхность валуна нанесен четко прослеживающийся прямоугольник, менее четкий знак свастики и слабо выраженные изображения неких знаков, напоминающие рунические. Если прямоугольник был явно выбит металлическим зубилом, то свастика и знаки прочерчены металлическим предметом.
 

Белый камень.


Высеченный прямоугольник

Учитывая специфику места: "Гора"-река, церковь Рождества с приделом во имя Иоанна Предтечи, а также специфику изображений на самом камне, можно с уверенностью идентифицировать это место как языческое святилище, которое было связано с Зимним Солнцеворотом, Рождением нового Солнца, Колядой, а так же Ивановым днем, Купальем, Кокуем.
 

Свастика






Как могли поклоняться Белому Камню? Судя по тому, что пик его почитания приходился на Зимний Солнцеворот (Рождество) и Летний Солнцеворот (Иванов день),  это могли быть стандартные для этих праздников гадательная и сексуально-аграрная магия. У самого камня могли устраиваться святочные гадания и омовения в реке, а на нависшей над ним горе ритуальные пляски и огненные ритуалы.

Под соседней горой с церковью Илии Пророка нами так же был обнаружен крупный, сильно задернованный камень темного цвета, размером в 3-4 раза больше, чем соседний "белый". Специфических изображений при первичном осмотре выявлено не было. Вполне вероятно, он так же играл определенную роль в сакральном пространстве древнего Кашина.
 

Вид на церковь "Рождества, что на "Горе"от Черного камня.


Черный камень

После исследования открытых нами камней, мы отправились на поиски "Казак-камня". Он был найден нами  лежащим на середине Кашинки в самом узком месте кашинского перешейка. Рядом с валами древнего города.
 

Казак камен

 

Казак-камень это ноздреватый, покрытый бороздами и рытвинами тёмный валун со светлыми вкраплениями (1,8×0,8×1,6 м) лежит на небольшом островке в русле неторопливой и извилистой Кашинки, пробившей самый настоящий каньон среди высоких крутых берегов. В дождливую пору, как сейчас, этот островок целиком затоплен. Откуда камень получил название в землях, где казаки являются экзотикой? Как ни странно, но одна "лингво-фрическая” версия, объясняющая название таких камней (КАЗак от слова уКАЗующий), здесь вполне уместна. Дело в том, что в прежние времена камень, вероятно, лежал не в русле, а на высоком берегу Кашинки, как раз на перемычке кашинского "сердца” (см. карту ), т.е. при древнем входе в защищённый со всех сторон рекой город. Камень как бы указывал вход в город…

Неспроста в пределах городища древнего Кашина такое скопление сакральных объектов.

Тихая и плавная Кашинка, несущая свои воды к Волге, упершись в высокие холмы, огибает их, образуя причудливую загогулину-петлю, являющую собой классическое место Силы. Достаточно взглянуть на снимок города из космоса, чтобы понять: тут – естественный своеобразный "стоунхендж", в котором точки наблюдения за восходами и закатами Солнца в дни Солнцестояний и Равноденствий были созданы самой Природой. Нашим предкам оставалось  лишь выбрать те, что наиболее соответствовали их религиозным пристрастиям…

Возникает вопрос, кто нашел или положил на этой местности все эти камни? Кто смог узнать в топографии этого странного места Божественный Строй? Кривичи, меряне, тверичи, московиты? Ну, конечно, сами Боги этой земли. Трансформируются языки, приходят новые религии и идеологии, а вечные Боги и их потомки - люди остаются. Люди -  их дети. Конечно же, Боги делают все не своими руками. Есть люди, которые знают, что надо сделать и как. У человека для этого есть изначальное чувство.

Человек может много не знать – например физики, астрономии, механики, но тем неменее чувствовать, что именно в этом месте должен быть поставлен камень. Не потому, что календарь, восходы-заходы, посевная, а потому что чувствуется особое беспокойство в душе...

Вот как раз для того, что бы человеческий мир был спокоен и правилен, чтобы чувствовалась Гармония в Мире, надо установить в Месте Силы - у лесного озерка, источника, на холме или в глубоком овраге у ее подножия маркер Бога. Это надо сделать так, что бы божий маркер четко вписался в вмещающий нас всех ландшафт и в место конкретной мистической топографии.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8739 | Добавил: merja | Теги: мерский стан, Твержа, КРИВИЧИ, меря, финны, Тверская область, Меряния, балты, священные камни | Рейтинг: 4.3/9
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика