Понедельник, 24.07.2017, 19:48 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Сентябрь » 17 » Святыни кривичско-мерянского пограничья
17:46
Святыни кривичско-мерянского пограничья

2 сентября краеведы кривичского эко "Твержа" и краеведы мерянского  эко "Metsa Kunnta" провели совместную экспедицию по сакральным объектам народного культа Кашинского района Тверской области. Земля Кашина это древнее балто-финнское пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной аккультурации наших людей.  Здесь, на загадочной речной петле  на рубеже XII-XIII веков возник город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери,и потом Москвы. Бытующая здесь местная легенда гласит, что город был основан в середине XII столетия суздальским князем Юрием Долгоруким.

Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, очевидно, финского происхождения. Племя меря, которое принадлежало к этой этнической группе, населяло этот край вместе с балто-кривичами до освоения верхневолжской территории русскими князьями, начавшегося в XII столетии. Память о них сохранилась и в более позднее время в наименованиях мерянских этно-территориальных образований в составе Московского государства - Мерецкого и Чудского станов Кашинского уезда 15-17 веков.
 

Эта благодатная земля издавна славилась своими целебными источниками, удивительными камнями и святыми деревьями.

В настоящее время многие сакральные объекты, находящиеся в лесах, деревнях и городах Кашинской земли незаслуженно забыты… А ведь сколько чудесного и прекрасного хранится в этих местах!…
 

Именно поэтому посредством краеведческих экспедиций мы не только стараемся "оживить" заброшенные святые места (камни, родники, места часовен), но и маркируем их на местности, чтобы в дальнейшем время от времени возвращаться туда из крупных городов вдохнуть Силы родной Земли и Предков.
 



Купалка

Наша поездка началась с поисков знаменитого некогда на всю округу реки Медведицы лечебного "Синего камня". В этом нам помог местный краевед из Верхней Троицы Валерий Анатольевич Карасёв.

В настоящее время этот крупный валун почти забыт, но лесная дорога, ведущая к нему, еще не успела окончательно зарасти. К этому камню издавна местные жители приводили детей и взрослых в надежде избавления от недугов. Сам ритуал напоминал действия, производимые и теперь у "Киндяковского камня" на реке Кимерше (Дмитровский район Московской области).

На "Синем камне" так же проводили омовения. Выглядело это так: камень обливали водой, взятой из рукотворного лесного озерца, называемого в народе "Купалкой". Находится он в 30 метрах от камня. Вылитую воду собирали в особую посудинку и омывали больного.

После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на растущих вокруг деревьях. Считалось, что если человеку суждено жить, то он совсем скоро пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет. Подобные обряды проходили на нем вплоть до середины 20-го века. Согласно местным легендам, особой интерес к нему проявляли и монашки женского монастыря, находившегося в нескольких километрах на берегу Медведицы и уничтоженного литовскими людьми батьки Лисовского в начале 17 века.
 

Все время, проведенное у камня, мы буквально летали, а наша собака, которую мы используем в качестве биолокатора при поисках мест силы, вся радостно излаялась, искрутилась стараясь слиться с энергиями этого места.  Энергетика там очень мощная. Но даже само это место, его устройство, совершенно поразительно.

Сам гранитный камень имеет четко плоскую верхнюю поверхность площадью около 5 квадратных метров и овальные очертания близкие к кругу, если смотреть на него сверху. С одной из боковых сторон он напоминает огромную медвежью морду. Следов и надписей на нем мы не обнаружили. "Купалка", находящаяся от него в 30 метрах, сильно обмелела, но все еще наполнена водой, выходящей из близко расположенных водоносных пластов. 
 

Средневековая сельская дорга

Напитавшись Силой, мы оставили топкие ельники и осинники "Синего камня" и светлые, стройные сосновые боры долины Медведицы. Следующий пункт нашего путешествия  - река Кашинка и град Кашин. Там нас ждал "Казак-камень" информацию о котором мы получили от  угличского историка и краеведа, зам. директора Угличского музея Виктора Ивановича Ерохина. 
 

Церковь Илии Пророка

Как оказалось, "Казак-камень" в Кашине не одинок. Вокруг лежит еще несколько камней… Но обо всем по порядку.

В эту часть нашего путешествия нам сопутствовал особенный успех и мистическое озарение, благодаря которым мы нашли еще два интереснейших объекта. Немного заплутав в витиеватых улочках исторического центра и миновав один из мостов, мы выехали на высокий левый берег реки, разрезанный надвое оврагом, спускающимся к реке.
 

Церковь "Рождества, что на "Горе"

На этих двух холмах стоят две церкви - кирпичная пятиглавая церковь Илии Пророка с небольшой трапезной и колокольней в стиле классицизма (дата постройки каменного здания: 1775 - 1778 годы) и кирпичная одноглавая церковь Рождества Христова основанная в начале 16 века (дата постройки каменного здания: 1774 - 1786 годы). В народе полное название последней - церковь "Рождества, что на "Горе"". Очень специфическое с точки зрения сакральной топонимики название, сразу вспоминается "Куда же древе погани жряху бесом на горах – туда же ныне церкви стоят златоверхия". Решив осмотреть берег высоченной и крутой "Горы" мы не ошиблись…
 

Овраг между двумя церквями

У ее основания лежал крупный светлый, почти белый валун с рукотворными изображениями.  На верхнюю поверхность валуна нанесен четко прослеживающийся прямоугольник, менее четкий знак свастики и слабо выраженные изображения неких знаков, напоминающие рунические. Если прямоугольник был явно выбит металлическим зубилом, то свастика и знаки прочерчены металлическим предметом.
 

Белый камень.


Высеченный прямоугольник

Учитывая специфику места: "Гора"-река, церковь Рождества с приделом во имя Иоанна Предтечи, а также специфику изображений на самом камне, можно с уверенностью идентифицировать это место как языческое святилище, которое было связано с Зимним Солнцеворотом, Рождением нового Солнца, Колядой, а так же Ивановым днем, Купальем, Кокуем.
 

Свастика






Как могли поклоняться Белому Камню? Судя по тому, что пик его почитания приходился на Зимний Солнцеворот (Рождество) и Летний Солнцеворот (Иванов день),  это могли быть стандартные для этих праздников гадательная и сексуально-аграрная магия. У самого камня могли устраиваться святочные гадания и омовения в реке, а на нависшей над ним горе ритуальные пляски и огненные ритуалы.

Под соседней горой с церковью Илии Пророка нами так же был обнаружен крупный, сильно задернованный камень темного цвета, размером в 3-4 раза больше, чем соседний "белый". Специфических изображений при первичном осмотре выявлено не было. Вполне вероятно, он так же играл определенную роль в сакральном пространстве древнего Кашина.
 

Вид на церковь "Рождества, что на "Горе"от Черного камня.


Черный камень

После исследования открытых нами камней, мы отправились на поиски "Казак-камня". Он был найден нами  лежащим на середине Кашинки в самом узком месте кашинского перешейка. Рядом с валами древнего города.
 

Казак камен

 

Казак-камень это ноздреватый, покрытый бороздами и рытвинами тёмный валун со светлыми вкраплениями (1,8×0,8×1,6 м) лежит на небольшом островке в русле неторопливой и извилистой Кашинки, пробившей самый настоящий каньон среди высоких крутых берегов. В дождливую пору, как сейчас, этот островок целиком затоплен. Откуда камень получил название в землях, где казаки являются экзотикой? Как ни странно, но одна "лингво-фрическая” версия, объясняющая название таких камней (КАЗак от слова уКАЗующий), здесь вполне уместна. Дело в том, что в прежние времена камень, вероятно, лежал не в русле, а на высоком берегу Кашинки, как раз на перемычке кашинского "сердца” (см. карту ), т.е. при древнем входе в защищённый со всех сторон рекой город. Камень как бы указывал вход в город…

Неспроста в пределах городища древнего Кашина такое скопление сакральных объектов.

Тихая и плавная Кашинка, несущая свои воды к Волге, упершись в высокие холмы, огибает их, образуя причудливую загогулину-петлю, являющую собой классическое место Силы. Достаточно взглянуть на снимок города из космоса, чтобы понять: тут – естественный своеобразный "стоунхендж", в котором точки наблюдения за восходами и закатами Солнца в дни Солнцестояний и Равноденствий были созданы самой Природой. Нашим предкам оставалось  лишь выбрать те, что наиболее соответствовали их религиозным пристрастиям…

Возникает вопрос, кто нашел или положил на этой местности все эти камни? Кто смог узнать в топографии этого странного места Божественный Строй? Кривичи, меряне, тверичи, московиты? Ну, конечно, сами Боги этой земли. Трансформируются языки, приходят новые религии и идеологии, а вечные Боги и их потомки - люди остаются. Люди -  их дети. Конечно же, Боги делают все не своими руками. Есть люди, которые знают, что надо сделать и как. У человека для этого есть изначальное чувство.

Человек может много не знать – например физики, астрономии, механики, но тем неменее чувствовать, что именно в этом месте должен быть поставлен камень. Не потому, что календарь, восходы-заходы, посевная, а потому что чувствуется особое беспокойство в душе...

Вот как раз для того, что бы человеческий мир был спокоен и правилен, чтобы чувствовалась Гармония в Мире, надо установить в Месте Силы - у лесного озерка, источника, на холме или в глубоком овраге у ее подножия маркер Бога. Это надо сделать так, что бы божий маркер четко вписался в вмещающий нас всех ландшафт и в место конкретной мистической топографии.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4710 | Добавил: merja | Теги: мерский стан, Твержа, КРИВИЧИ, меря, финны, Тверская область, Меряния, балты, священные камни | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 48
avatar
0
48
"...ситуация в России должна дойти до максимума разгула..."

"Должна"?! surprised Или, всё-таки, "грозит"? Будьте внимательнее к терминам! wink

"Однако, очищение будет полное"

Очищение, конечно - очищение!
Но что Вы под этим разумеете: духовное очищение русского народа, причём, непременно каждого индивида? Или вульгарную зачистку "огромных территорий" от иноплеменников?

Вы во что вообще верите?
avatar
1
47
Дорогой русич с милейшим именем hmyu, да вы понятия не имеете о том, что такое Империя в европейском смысле... biggrin
Средневековые европейские империи не отвергали регионального различия и самоуправления.

В России же империя существует в виде симулякра, и до сих пор у националистов есть иллюзии в отношении построения нац. государства. Без серьезной санации в отношении как имперского, так и антимперского дискурса в России сложно будет построить что-либо жизнеспособное.

Между тем вместе с подъемом культурного регионализма и закатом национальных государств в Европе все чаще говорят об опыте имперского этно-федерализма в Духе Священной Римской империи.

А нам в России, видимо, предстоит преодолеть кривую траекторию, которую Европа давно прошла: от империи к нац. государству, от нац. государства к региональному федерализму и наднациональной организации разных этносов (неоимперии как ЕС). Вопрос в том, хватит ли на эту трансформацию времени...
avatar
-2
46
Раскол и распад русской империи готовился изначально, базово с Ивана Грозного, отдавшего за помощь в войнах с языческими общинами Руси своим тюрским и хазарско-иудейским наёмным сподвижникам огромные территории Поволжья, башкирско-казакских степей и кавказа. Все это наши исконно русские земли Руси.Там испокон веков проживали различные славянские племена. А пришлые ино-земные кочевники,не имели и не имеют никакого основания претендовать на наши земли.И то,что масонская ленинская власть дала им автономию-это незаконно и подлежит отмене. Это территории их временного незаконного проживания и только.Сейчас мы имеем в сотни раз их увеличившиеся инородные племена,кроме того закрепленные советской властью бумагами на их автономию,чего царская власть не допускала изначально. За эти 350-400 лет эти племена, внедрившись на наши земли в связи с войной, другим способом и не могут быть изгнаны. Последние 800 лет истории Руси были весьма драматичны для славян,атакованных разными иноземцами и превративших вольный народ в рабов.Сейчас на границе эпох,когда ситуация в России должна дойти до максимума разгула мрачных энергий и даже до полного абсурда. То есть можно ожидать уничтожения всего, что было завоёвано и подчинено Иваном Грозным, и начинать с начала.Россия летит в пропасть и пока ещё дна не видно.Однако очищение будет полное.Если кто-то это не понял,то природа откроет им глаза,где они и зачем они здесь.
avatar
1
45
И вятичи, кривичи с древлянами это теперь, оказывается, "новые названия людей"...
И славяне - единый монолит, который колют злые люди примитивным образом. Уж так, например, хорваты с сербами любют друг-друга, а колет и колет их Автор книг и сайт merjamaa...

А это ваще высший пилотаж -
но наш народ на генетическом уровне чувствует свою общую генетическую основу

Смешнее простого дурака только дурак пафосный.
cool
avatar
2
44
Давайте так.
1. В чём для Вас заключается видимость злокозненности нашего сайта?
Уверяю вас, все участники сообщества являются истыми патриотами своего Отечества, радеют за сохранение и возрождение народных традиций и в страшном сне не пожелают разделения русского народа.

2. Вы не ощущаете в себе никакой иной крови и этнической традиции, кроме славянской?
Что ж, а мы их в себе ощущаем. И видим вокруг себя. И понимаем, что это далеко не худшее, что нам досталось. Пожалуй, что это самая соль характера русского народа, самые потаённые глубины его души. Поймите это.
Этничность во всём её многообразии - самое тонкое творение Господа. Вы гордитесь своим исконным славянством - замечательно! Но оглянитесь вокруг: много ли осталось в нашей жизни того, чем Вы про себя так гордитесь? Этнические черты (в т.ч. русские) под давлением "масс-культуры" (безвкусицы и безкультурья) стираются.
Кто-то цепляется за жёсткие методы "национального спасения", оставаясь с раннего детства под неизгладимым впечатлением фильмов про Штирлица. Но к чему это может привести?
Мы же поднимаем на щит то, что казалось раньше обыденным, но теперь в таком дефиците: душевная близость к природе (/"экологическое сознание"), семейные ценности, уважение к памяти и культуре предков (и славян, и мери, и балтов, и сарматов)... Всё это не может разъединять, но лишь обогащает наш культурный потенциал.

3. Вы всерьёз верите, что это может быть каким-то зарубежным проектом?
Но Вы здесь глубоко ошибаетесь. Таких высоко-моральных и порядочных людей, как в сообществе Меряния я давно не встречал...

P.S.
А "Бурановские бабушки" Вам, может, тоже не нравятся?! wink
avatar
-1
43
Автор книг и сайт merjamaa видимо специально создан для раскола и разъединения славянского рода. Придумав новые названия людей, такие как балты, меряне, cаамы, тверяне, вятичи, кривичи,смоляне, древляне, cибиряки, поморы и можно придумать миллионы других названий, которые связаны с местностью или городом или рекой или селом. Но наш род связанный русским, а в древности древнеславянским языком, нельзя расколоть таким примитивом. Да, конечно, на это работают целые зарубежные институты и сообщества для поиска подрывных причин для раскола славян и русов, но наш народ на генетическом уровне чувствует свою общую генетическую основу, которая несравнима с местничеством или вернее по вашему с местечковостью.
avatar
0
42
нужно провести этнографическую экспедицию, а не к теще с глупыми вопросами приставать

А что есть энтографическая, краеведческая экспедиция, как не "приставание" к коренным жителям соответствующего возраста?
На неодушевлённых предметах исследования же не написаны их местные обозначения и сами они не расскажут...
Вы уж "поприставайте", пожалуйста.
Замечательная возможность, кстати, подружиться с тёщей. biggrin
avatar
1
41
Приставать не надо. Но иногда, под настроение, на людей находит приступ воспоминаний. Если проявить заинтересованность, слово за слово - кое-что можно подчерпнуть... smile
avatar
2
40
Для того, что выяснить,как у них назывались предметы повседневного быта, труда, части дома, участки земли, ближайшие поля, леса, болота и овраги...и отличались ли они чем-то от общерусских, нужно провести этнографическую экспедицию, а не к теще с глупыми вопросами приставать biggrin , не поймет старушка. Татарами я их назвал больше из-за характера angry , а так у них все как у всех. Хотя сами сицкари считают себя отличным от других народом. Карелы, мне кажется, тут не причем, их деревни по р.Себла в Тверской области. Жили они обособлено.Старики у них и язык свой сохранили. В наших деревнях их называют "корела некрещеная" biggrin
avatar
0
39
31 vened
Гидронимика - это конечно весомый довод. Значит все, кто живет на Дунае и Днестре - это безусловно иранцы, а на Дунае - кельты.

Досмерти напуган vened племенем Меря, если сравнивает территории, им занимавшие, с территориями, по которым текут воды Днестра и обоих "Дунаев"...

Вывод "Значит", vened, существует только в вашем болезненном желании сравнить тёплое с мягким. Сравнение такое же мелкое, как и карта, на которую вы смотрите.
Возьмите карту покрупнее масштабом, чтобы были видны одновременно не два ваших "Дуная" и Днестр, а каждый по отдельности, в разных течениях(верхнем,среднем,нижнем) с паутиной прилегающих ручейков и их названиями.
Только тогда можно будет говорить о "безусловности" и закономерностях.

И неважно, что между сербами, румынами и немцами есть небольшая разница.

А этот "изящный" стёб достиг бы своей цели, если бы не был из разряда "сам придумал - сам посмеялся". Можете засунуть его себе в задницу.

Кстати. неплохая мысль, почему бы вам не открыть сайт в Венгрии и не доказать им, что они на самом деле чуть овенгеренные славяне, или даже кельты с иллирийцами. Любопытно будет посмотреть...

Болезненное желание сравнивать несравнимое, ходит за руку с таким же воображением.

А когда в следующий раз снова будете обижаться на "хамство" в ответах оппонентов, попробуйте обратиться к этому своему посту, в котором "гениальные" рекомендации (открыть сайт в Венгрии) с наиценнейшими указаниями(доказать им, что они на самом деле) и предвкушением дальнейшей реакции(Любопытно будет посмотреть), чуть ли не опережают "неплохую мысль", выросшую на пустом месте в соответственной голове.
cool
avatar
0
38
Маурино - от женского имени Мавра. Были такие святые мученики Тимофей и Мавра. Сама форма на -ин намекает на производную от женского имени. От Мавра было бы Маврово-Маурово
В тюркских я тоже не очень силен, могу и ошибаться. Фамилию Каев этимологизируют от татарского имени Кай, в переводе «крепкий». С Хауровым еще проще, от "каурый", тоже тюркское заимствование. У татар, башкир есть фамилия Хайров, правдв не знаю от чего происходит. Да и на мой слух, а я живу в регионе, где много тюркоязычных, вполне по-татарски названия звучат
avatar
0
37
Допустим, это производные от христианских имен. Однако, составлены они по правилам не вполне русского языка. Ивак он и есть Ивак, - не Ивашка. Кучность же таких названий на местности и их тесное соседство с сугубо мерянскуми названиями указывает на высокую вероятность их мерянского происхождения.

По Маурину объяснитесь. Читал статьи, специально посвящённые этому названию. Его смысл и происхождение признаны "тёмными". Ведь не от "Мавра" же! surprised Скорее, от прозвища. Десяток селений с этим названием все расположены на Верхневольжье. Т.е. это как минимум диалектизм. И к какой этнической традиции он может восходить?! wink

По Хаурову и Каеву тоже объясните: что из чего? Я не тюрколог. Мне казалось, что Кай - вполне себе мерянское имечко. И Хаурово, по Вашей логике, должно быть скорее от "Гаврюши" или от "Ховри". Что в нём тюркского?
Хавроньей называют свинью (ср. с балтским "скавра")...
avatar
0
36
Биться село на село - это очень распространённая традиция в нашем вроде-бы меланхоличном Верхневолжье. Причём, именно на праздники.

Чёрные волосы (и карие или каре-зелёные глаза и даже небольшая смуглота) могут говорить не только о южном происхождении, но и о "северо-восточном". Дело в том, что подобный типаж (хотя и в меньшинстве) встречается и среди вепсов, и среди коми, и среди обрусевших популяций Вологодской и Архангельской областей.

Впрочем, Вам виднее: угадывание происхождения по чертам лица и оттенкам характера - дело тонкое... happy

Вот, если бы Вам удалось порасспросить, как у них назывались предметы повседневного быта, труда, части дома, участки земли, ближайшие поля, леса, болота и овраги...
Тогда бы стало сразу ясно, какую именно этно-тадицию унаследовали Ваши родственники. smile
avatar
0
35
P.S. Хаурово и Каево - однозначно тюркский след. И то, что рядом расположены - дополнительное подтверждение. Видимо там служилых татар поселили
avatar
0
34
"У нас же мерянских названий сёл, деревень и городов куда больше, чем в Венгрии славянских"
И Россия тоже немножко больше Венгрии

http://s44.ucoz.net/sm/1/smile.gif

А карта действительно интересная, и большая часть названий там действительно финского-мерянского происхождени. Но не все. Паникарово, Иевлево, Анциферово, Ивакино, Маурино - это производные от христианских имен (хотя кажется об этом уже писали). Это конечно не делает их автоматически славянскими, но для убедительности стоило бы их вычеркнуть
avatar
0
33
Отвечу заодно и merya. Теща моя из тех мест tongue , но мы с ней душа в душу, так что все объективно. Оговорюсь сразу, татарские в смысле южные, степные, видел много есть с чем сравнивать.Внешне, да монголоидные черты присутствуют, но согласен, в нашем крае это не редкость. У многих коренных черные как смоль волосы. Но главное это характер, взрывной, бешеный, южный. На фоне нашего спокойного, даже меланхоличного среднерусского они этим выделяются.Дед говорил, что в его годы, если у сицкарей на праздник никого не порежут, или колами не забьют,то это не праздник. В престольные праздники ходить к ним побаивались. Теща у меня родом с Сить-Покровского.
avatar
0
32
Vened!
Думаю, они сами о себе давно догадываются. surprised
И сами себе при случае чего-нибудь там докажут. cool

Вот только зачем всё так упрощать?! sad
Вы же человек грамотный и прекрасно понимаете, что гидронимы довольно "консервативны" и отражают этническую обстановку той или иной местности многовековой и, отчасти, тысячелетней, двух-, тёх- и даже более -тысячелетней давности.

Если же нас интересует период в пределах нескольких веков (до тысячи лет), то лучше смотреть на топонимы: названия населённых пунктов, округов типа волостей, микротопонимы (ойконимы)... cool

В случае с Венгрией, например, довольно много встречается славянских топонимов. И не для кого не секрет, что венгры по крови на-половину славяне. Но никто из этого не делает никакой трагедиии, ни повода для разборок. Более того, словаки всегда догадывались о своём кровном родстве с венграми и потому, вплоть до образования Чехословакии, не отделяли себя от венгерской нации. happy

У нас же мерянских названий сёл, деревень и городов куда больше, чем в Венгрии славянских! В ряде же районов селения с мерянскими названиями образуют сплошные (без вкрапления славянских) острова: smile

http://merjamaa.ucoz.ru/_fr/0/2972811.jpg

Неужели это Вам ни очём не говорит и ни сколько ни в чём не убеждает?! wink
avatar
0
31
Гидронимика - это конечно весомый довод. Значит все, кто живет на Дунае и Днестре - это безусловно иранцы, а на Дунае - кельты. И неважно, что между сербами, румынами и немцами есть небольшая разница.
Кстати. неплохая мысль, почему бы вам не открыть сайт в Венгрии и не доказать им, что они на самом деле чуть овенгеренные славяне, или даже кельты с иллирийцами. Любопытно будет посмотреть на реакцию тамошних 'толерантных европейцев' happy
avatar
0
30
Да, квадрат определенно очень давно выбит.
avatar
0
29
Шом-толгай, что и требовалось доказать cool
avatar
2
28
merja
Шом-толгай

Восхищён вашим многотерпением, господа!

Объяснять каждый раз, каждому дураку простые вещи вплоть до чтения топо-гидроназваний географической карты, которую он и открывать-то не будет, потому что счастлив в своём корыте с сытными идеологическими отрубями и кружке пива.
cool

Да вы святые! biggrin
avatar
0
27
"Откуда вы понабрали сведений то? Названий?"

Сергей (Иванович)!
Специально для Вас - по названиям местностей:

http://merjamaa.ucoz.ru/news....-21-368

http://merjamaa.ucoz.ru/news....-28-324

По археологии почитайте:

Седов В.В.
Восточные славяне в VI-XIII вв. (Серия Археология СССР)
М.: "Наука", 1982.

http://www.mirknig.com/knigi....vv.html

Здесь, хотя книга посвящена специально славянам, наглядно показано вплетение в культурную ткань Древней Руси значительных культурных слоёв "финского" (чудского и мерянского) происхождения.

Рябинин Е.А.
Финно-угорские племена в составе Древней Руси.
СПб.: Изд-во С.- Пб. Университета, 1997.

http://merjamaa.ru/news....-12-565

Леонтьев А.Е.
Археология мери. К предыстории Сев.-Вост. Руси.
Археология эпохи ... раннего средневековья. Вып.4. / Ин-т археологии РАН, М., 1996.

Дубов В.И.
Спорные вопросы этнической истории Северо-Восточной Руси 9 - 13 вв.
Вопросы Истории, 1990, №5.

По этно-истории на основе письменных источников:

Егоров В.В.
Сложение полиэтнич. Древнерусс. гос-ва.
Археол.сборник, М., 1999.

Кузьмин А.Г.
Начало Руси. Тайны рождения русского народа.
М., 2003.

Это для начала. wink

И, кстати, Киевская Русь рождена союзом пяти племён (в числе которых меря) с центром в Новгороде. Вы не знали?! :-/
avatar
0
26
Реально, Temin, заинтриговали! happy
"по моим наблюдениям... ярко выраженные..." Это Вы по внешнему облику? Или по говору? Поделитесь наблюдениями! cool

Если заметили небольшую "монголоидность" - то это скорее мерянский след, нежели татарский... wink
avatar
0
25
Сергей (Иванович) ну не будьте диким, посмотрите финнские коллекции исторического музея времен р.ж.в и сравните с славянскими того же периода. так для саморазвития, для начала ;0)
avatar
-1
24
Слушайте, ну вы достал со своими мерянами! Финно-угры были полудиким народом, ассимилированным славянами при продвижении Киевской Руси на восток и северо-восток. Откуда вы понабрали сведений то? Названий? Может вы верете в то, во что хотите верить?
avatar
0
23
Temin, в чем эти татарские корни заключаются?
avatar
0
22
=До сих пор среди этнографов идут споры: сицкари - бывшие меря или карельский след?
Вероятно, имело место частичное смешение карел и местного позднемерянского населения=
Уважаемый Шом-толгай сицкари, по моим наблюдениям, имеют, кроме всего прочего,имеют ярко выраженные татарские корни. cry
avatar
1
21
"Говорят, что на языке древнего племени меря слово «каша» означало «тростник». «Кашина» — речка, поросшая тростником".

My WebPage

Вопрос тонкий. Быть может, что-то тверское диалектное? Во всяком случае, схожие по звучанию названия рек есть в Костромском Поволжье (Куекша), в Поветлужье (Какша) и некот.др.

P.S.
Кстати, "КАШ" по-марийски значит "дернина, травяная поросль" (!) ...

P.P.S.
А ещё вспоминается КАШка: так у нас называют некоторые виды мелких цветущих трав, обычно - клевер...
Вспомним Аполлона Майкова:
«По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой...»
avatar
0
20
На каком языке "кашА" означает тростник?
avatar
0
19
Так утверждают музейщики. Разъясню у них этот вопрос в октябре.
avatar
0
18
На каком из финно-угорских языков "кашА" - это тростник? Словарь марийского языка даёт "вӱдвондо".
http://marlamuter.org/muter/10_томан/вӱдвондо

По-мокшански это "нюди". Что еще за "кашА"?
avatar
2
17
Семён, Долгорукий был князем в первую очередь...ему по статусу положено города закладывать...
avatar
1
16
Да, свастика - это сильно!
avatar
1
15
Спасибо! Очень интересно!
avatar
0
14
О конкретном изображении судить не берусь. Вероятно, оно древнее: на камне заметна трещинка, пересекающая один из завитков.
Но более меня поразил камень с квадратом. Эта штука посильнее квадрата Малевича затягивает... Чувствуется реальная древность. surprised

До славян Тверичинна была "финской". Причём, в основной своей части, - мерянской.
До того, в бронзовом веке, эта территория, как и всё Верхневолжье, испытала наплыв И.-Е.-цев, оставивших по себе след в генотипе местного Ф.-У. населения, ряд терминов в их языке и некоторые навыки хозяйствования (напр., - коневодство). Пожалуй, что и с сакральными символами (в числе которых свастика) познакомили... cool

Тверские карелы - беженцы кон. 16 - нач. 17 вв. Как православным, им не было будущего на перешедшей тогда к Швеции сперва западной, а затем и восточной частях Карельского перешейка. Лишь немногие остались там.
Почему карел поселили именно вокруг Максатихи - вопрос на засыпку. Кто знает, может здеь некогда был один из "чудских" станов? До сих пор среди этнографов идут споры: сицкари - бывшие меря или карельский след?
Вероятно, имело место частичное смешение карел и местного позднемерянского населения. happy
avatar
2
13
Сема, заканчивайте курить анашу)))))
avatar
0
12
Информация от Кашинских музейщиков - название реки Кашинка (в старина Кашина или Каша), восходит к финно-угорскому слову "кашА", что означает тростник.
avatar
-2
11
"Очевидно", слово каша и фамилия Кашин тоже "финского" происхождения...
avatar
-3
10
Интересно только как мог Долгорукий, будучи славянином, основать свино-балтский город? И ещё откуда в тех местах могли взяться свино-балты.
Поймать бы вас в лесу.
avatar
1
9
Да, сделайте пожалуйста. Любопытно посмотреть.
avatar
2
8
Свастика не есть исключительно индоевропейский маркер. Заметьте, именно у русских и наших финских народов он массово присутствует на народной вышивке. А вот у славян украинцев свастичные символы в вышивке мало распространены. У поляков и других славян их вообще нет. Есть в большом количество только у беларусов, но особенности орнаментики говорят о том что это от балтов.
avatar
0
7
Может быть, я ошибаюсь, но скажу, что свастика, изображенная на одном из камней, что на фото, есть индоевропейского происхождения. Настолько я знаю, финны свастику не изображали. Так что эта территория действительно когда-то была финно-индоевропейским пограничьем. Да, кстати, хотя это будет немного не по данной теме, но все равно спрошу - этнографическая группа «тверские карелы» на территории Тверской области являются первичным или вторичным финским населением края?

Спасибо.
avatar
1
6
да, однозначно разная техника нанесения знаков говорит о разном времени их нанесения. Прорисовку сделаем. На моей практике это первый такой камень.
avatar
2
5
Отличная экспедиция! А вы прорисовку камня со знаками на месте не делали? Было бы интересно всю композицию увидеть. И знаки действительно чётко отличаются по технике, что может говорить о разном времени и целях нанесения
avatar
1
4
Спасибо за отзыв smile
avatar
3
3
Читая, как будто вновь окунулся в неторопливый, размеренный быт моего родного города...
Спасибо, ребята, за прекрасную статью!
avatar
1
2
Кстати согласен. Расположение абсолютно идентичное Сарскому городу. И целых три святилища-камня здесь же. Далеко не каждый русский город таким может похвастать.
avatar
2
1
Весьма доходчивый экскурс в особенности миросозерцания наших предков: непосредственное общение с божественным через видимое окружающее.

Расположение Кашинского кремля действительно довольно необычно для древнерусского градостроительства: на перешейке речной излучины с двумя валами - в сторону поля и в сторону луга. Такое расположение и устройство более характерно для мерянских городищ (напр.: Сарское).
Любопытно, что территория древнего Кашинского кремля ныне почти не застроена: только два храма да ещё пара старинных зданий у одного из валов. Возможно, это место в старину почиталось заповедным?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика