Пятница, 23.06.2017, 11:35 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Апрель » 26 » Святыни Merjamaa. Круговорт душ и камни-следовики.
22:59
Святыни Merjamaa. Круговорт душ и камни-следовики.

Следовик-чашечник "Следочкин камень". Угличский район Ярославской области. Уже во второй половине двадцатого века территория вокруг валуна  заросла лесом. Но местные бабушки еще помнили об этом камне, и его почитании. Фото Алексея Бутусова

В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале археологи и историки часто фиксируют камни-следовики, в которых они видят объекты древних культов. Различают камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными" углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение чашечек. Считается, что они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням, совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших, подземных духов, духов-покровителей.


Чашечник "на Панах". Даниловский район Ярославской области. Немой свидетель мерян. Жаль его испортили пастухи - жгли в нем костры, вот он не выдержал и лопнул. А так он был всегда полон дождевой водой... Фото Алексея Красильникова

Связь камней с древнейшим финно-балтским пластом древностей не вызывает сомнений. Обрусевшие аборигены пронесли культ поклонения камням через века, а пришедшие на данные территории славяне впитали многие элементы культуры и мировоззрения финнов и балтов.

Не будет ошибкой привлечь материалы финской мифологии для объяснения назначения данных камней. Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в страну мертвых: "В царство подземного бога можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землей, находится скала с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть препятствие и вступить в царство мертвых".

Таким образом, путь в страну мертвых лежит через скалу с маленьким отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают множественные камени-чашечники с лунками, постоянно заполненной дождевой водой.

Лунка - выход в страну мертвых, куда уходят души людей после смерти. С царством мертвых соотносится образ птицы и рыбы, представленные на ряде камней.


Фото Алексея Бутусова

Скала в финской мифологии располагалась на севере. Души мертвых летели в том направлении. На северо-западе Восточной Европы скала должна была ассоциироваться с крупными валунами.

Представления о горе как месте обитания душ умерших имеет широкие исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это - священная родовая гора, куда "уходят" умершие. Это - потусторонний мир, царство мертвых. Скала - вода - рыбы - птицы, - все это связано с царством мертвых. Потому часто камни-чашечники располагаются у воды, озера, на болоте, у ключей и т.д.

Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали связь камней с культом плодородия. Гора - плодоносящая утроба. Данный образ сохранился у многих современных народов Евразии.


Камень "Божий след". Большесельский район Ярославской области. Некогда у камня устивались гулянья и празднования. Фото Narkop

Гора - прародительница. И.Л.Кызласов по этому поводу пишет, что в представлении древних горы были производящими и воспроизводящими центрами древних коллективов. Души постоянно пребывали в священном родовом центре, выходя оттуда в виде новорожденных, оставаясь внутри конкретной общины. Гора являлась источником происхождения рода, центром, концентрирующим все биологические и экономические потенции, вместилищем душ предков.

Если с этих позиций посмотреть на камень-чашечник, то это не что иное, как гора, имеющая вход внутрь. Вход в пещеру матери-горы - одновременно и детородный орган. Сам камень - хранилище душ родового коллектива, на территории которого он находится. Происходил своеобразный   "круговорот душ" в обществе,   подмеченный И.Л.Кызласовым.

Использовано: "А погост Жабна пуст..." (М. 1994) Кандидат исторических наук. В.А.Буров.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3145 | Добавил: merja | Теги: камень чашечник, место силы, сакральные камни, синий камень, святой камень, камень следовик | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
живу в Даниловском районе, но вот про загадочный Чашечник "на Панах" ничего не слышала. хотелось бы посмотреть на него. )
avatar
0
13
живу в Даниловском районе, а вот ни разу не слышала и не видела загадочного Чашечника "на Панах". ) интересно было посмотреть на него в живу.
avatar
0
12
...один из древнейших видов славянства...
...придумка жидов...
surprised dry angry wacko

Без комментариев. Жесть!
avatar
-2
11
Меряне это придумка жидов в 19 веке

Точна! Ай да жиды, ай затейники какие!

Как щас помню, сидит в 19 веке в Бердичеве Гирша Иегудович, дует на чаёчек, и говорит Иде Соломоновне: "А давай-ка, Ида Соломоновна, мерян придумаем! Нешто нам впервой затейничать?..подай-ка мне вон ту конфетку"

Так все конфетки и спорол. А мы тут с мерей разгребайся...
cool
avatar
0
10
Меряне - это один из древнейших видов славянства. Меряне это придумка жидов в 19 веке для разделения единого славянского народа на народности и племена для разделения державы и в будушем возможность созднания на основе малых групп противодействие (местного ничем родным не обоснованным национализмом) против коренного большенства державы. Что мы сейчас и наблюдаем.
avatar
0
9
у нас в Эстонии тоже множество подобных камней, различают жертвенные камни и камни для поклонения, согласно одному из предположений эти камни относятся еще к доязыческой вере, к верованию в "души предков" т.е. к камням этим приходили чтобы пообщаться с предками, спросить совета.
avatar
0
8
Хотел бы заметить, что в местах обитания мери камни были редкостью, в первую очередь больших размеров. Учитывая культ природы у финно-угров, не приходится удивляться интересу коренного населения к большим камням, и как следствие, обожествлению некоторых из них
avatar
0
7
Замечательный материал. Благодарю за него!
avatar
0
6
"Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали связь камней с культом плодородия. Гора - плодоносящая утроба. Данный образ сохранился у многих современных народов Евразии. "
Верно отмечено, что камень-, в частности углубления в камне, связывались с утробой, дарующей жизнь и вбирающей ее, то есть граница между мирами мертвых и живых. Чаще в роли такого пограничья выступали пещеры, наделяющиеся сакральным смыслом (утроба Земли)(в них проходили обряды инициации - рождение в новом статусе через смерть, там и погребали...) Таким образом, валуны представляют собой центр мироздания, где сходятся горний и дольний миры. Где просят об исцелении и здоровье живых и поминают предков.
avatar
0
5
Всегда пожалуйста
avatar
0
4
Сергей, они вполне могут быть и межевыми, что в сущности не отменяет их сакральность
avatar
0
3
Отличный материал. Спасибо
avatar
0
2
Благодарю за информацию....Очень познавательно!
avatar
0
1
В Суоми такие камни часто возле полей, поэтому финские учёные объясняют их как жертвенные камни.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика