Понедельник, 30.05.2016, 00:03 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Август » 6 » Тайная магия северной избы
20:18
Тайная магия северной избы

Как говорят умные этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя. Только таким концептуальным семиотическим освоением пространства дом человека принципиально отличается от нор, берлог, дупел и т.п. животных. И поэтому у правильного северного человека было много магических правил строительства.

Дерево

Северные русские и финно-угорские народы внимательнейшим образом подходили к выбору материала, то есть, читай, дерева для строительства дома. Люди жили с лесом в гармонии и хорошо его знали. Например, конечно, нельзя было использовать священные деревья. На Севере, как пишет этнограф Альберт Байбурин, священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле-ах (В Вологодской земле до сих пор существует полтора десятка священных рощ-кустов половина из которых располагается на месте средневековых финно-угорских кладбищ).

Это были также рощи с особенно старыми или высокими деревьями, деревья с разными аномалиями роста – раздвоенностью ствола, сквозным дуплом и т.п. Нехорошим считался лес у перекрестка, где традиционно жило много нечисти, нельзя брать срубленное дерево, упавшее на север (за полночь, как раньше говорили – там также направление злых сил). Рубить лес для дома можно было от зимнего Николы до весны, и затем после Троицы.

Поверья:
«Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день».
«Грешит тяжко тот, кто срубает сухое дерево. Такой либо сходит с ума, либо ломает себе руку или ногу, либо сам скоропостижно умирает»

Место строительства

Жилище нельзя было строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня (баня не воспринималась как доброе место, а из домашних духов банник был самым злобным). Исконное правоведение проявлялось в том, что дом нельзя было строить на спорном участке земли, причем не по практическим, а по магическим причинам. Конечно, нельзя было строить там, где были найдены человеческие кости, где волк или медведь «обложив и зарезав скотину», где меньше всего пасется скотина, где кто-то поранил топором, ножом, косой или серпом руку или ногу до крови, где опрокинулся воз, сломался коток, оглоблина, на месте дома, сожженного молниями, оставленного из-за мора, болезней, наводнений.

История из народной жизни. "Банник мужычка хотел отдуть, а мужык-то побежал от нево, а банник за им. Мужык побежал мимо овина: «Подовинник, батюшка, спаси меня!». Подовинник выскоцыл, начал банника хлестать».

Поверья:

«По углам будущего дома вечером хозяин насыпает 4 кучки зерна, если на утро зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно, если тронуты кучки не на будущем красном углу, а на печном, дверном или глухом – то дом строить нельзя».

«Вечером кладут сухое руно овечье под горшок на предполагаемом для дома месте. Если к утру шерсть под горшком отсыреет, место с читается подходящим, а дом будет богатым».

«После отвода крестьянину усадьбы для постройки дома пекут хлебы и назначают на этот дом один хлеб; если хлеб распадается или не поднимается, то будет худо, в противном же случае – хорошо».

«Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью».

Время строительства

По мнению исследователей, самой сакральной точкой годового цикла для начала строительства был стык старого и нового года. Староверы и их соседи и родственники – зыряне - считали, что удача будет сопутствовать, если начать рубить дом великим постом и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство избы захватило по срокам Троицу. Судя по всему, нежелательно было начинать в понедельник, среду, пятницу и субботу, лучше всего во вторник и четверг.

Поверье:
«Без Троицы дом не строится».

Строительная жертва

Еще даже в первые века второго тысячелетия русские перед началом рубки серьезного сооружения приносили человеческую жертву и закладывали тело в фундамент. Даже в номоканоне - своде церковных законов - было написано: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание – 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла». Жертвоприношение затем снизилось по качеству до петуха или коня, зато петуха рубили петуха даже и до конца XIX века.Это потому что с древности сохранялось поверье, что дом всегда приходился на чью-нибудь голову, поэтому при переходе в новый дом желательно было отрубить на пороге избы голову у курицы, которую после в пищу не употребляли. Побочной, но символически важной жертвой было так называемое мировое дерево – символ, встречающийся во многих культурах. Это мог быть в разных регионах кедр, рябина, на Севере ставили деревянный крест и т.д. Обряд жертвоприношения обычно был совмещен с закладкой первого венца, и каждый этап строительства имел свои обряды.

Поверье:
«Под угол деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости».

Другие обряды

Были свои приемы и при закладке матицы, и при рубке окон и дверей. Особо эффектно было обставлено так называемое «путешествие» плотника по черепному венцу, а затем и по матице с целью завладеть подвязанными к ней ценностями. «Плотник влезает (без лесов и подставок по красному углу на самый верх) и там, помолясь богу, начинает совершать следующее путешествие. Он идет по одному бревну посолонь до следующего угла, где так же молится, затем тем же порядком в третий угол и оттуда к красному же углу, на средине ему попадается матица, он идет по ней, снимает положенный там пирог и, положив его на голову им все время придерживая на левой руке, отправляется вновь к красному углу. Здесь, закончив полный круг и все еще держа пирог на голове на левой руке, он молится богу, а после этого снимает пирог и слезает вниз по углу».

Плотники

Это были ужасные в представлении народа люди. Без них нельзя ничего построить как следует, поэтому люди очень уязвимы перед ними. Как в те времена всем представителям ремесел, плотникам приписывались особые магические свойства, в данном случае тайные связи с лесом и колдовские способности. При этом чем выше было мастерство, тем сильнее считалась магия, поэтому особенно дурной славой пользовались костромские галичане, владимирские аргуны, вологодские, вохомские и другие северные плотники. Они могли сделать так, что в доме поселялась нечистая сила.

Случаи из народной жизни:

«Под самым городом подслушали бабы, как владимирские плотники, достраивая избу, приговаривали: «Дому не стоянье, дому не житье, кто поживет, тот и помрет – и подсмотрели, что бревна тесали они не вдоль, а поперек, а потом напустили червей. Стали черви точить стены, и едва успел хозяин помереть, как развалилась и хата его».

«Сказывали знающие о причинах этого происшествия, но разное: одни говорили, что либо на стояке, либо под матицу плотники положили свиной щетины, отчего и завелись в доме черти. Другие предполагали, что под домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник и что плотники знали про то и намеренно надвинули к тому месту первые венцы, когда ставили сруб».

«В Белозерском уезде Новгородской губернии в деревне Иглине, у крестьянина Андрея Богомола плотники так наколдовали, что кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с чужим, то не видят. В первую же ночь сына Михаила сбросило с лавки на пол. Решили сломать избу эту и поставить новую. Стали ломать и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба».

Изба на курьих ногах

И в заключении случай из жизни этнографов. В Костромской области в одном селении экспедицией А.К. Бабурина была обнаружена одна из древнейших на тот момент изб, в которой жил слепой старик Скобелкин. Избе было больше двухсот лет (с середины XVIIIвека) и была построена на так называемых курицах – то есть пнях от спиленных деревьев. Скорее всего, использование естественного пня, напоминающего с корнями куриную ногу, и послужило основанием для возникновения в народных сказках северных русских и финно-угров образа избушки на курьих ножках.

Источник: http://cyrillitsa.ru
Фото: http://cyrillitsa.ru и http://kostromka.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5718 | Добавил: merja | Теги: Русь, этнография, финно-угры, меря, зодчество, север, мерянский | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 5
avatar
0
5
насчёт курьих ног - слыхал, их так назвали потому, что сваи эти были "окурены", задымлены, обожжены, для защиты от гниения.
avatar
0
4
Про баню: смывают там все... Спать нельзя в бане болеть будешь ! Если в бревно положить сырое яйцо то покойником вонять будет smile
На дом тоже буду обереги делать...
Поставил чура себе, даже козы не стали заходить!
avatar
1
3
Фен- шуй своего рода.
avatar
0
2
Очень интересно! Вот же в народе суеверия и магия-одно мрачнее другого!
avatar
0
1
что-то большие сомнения в том, что русские делали человеческие жертвоприношения. очень  попахвает поповским враньем.

избушка не на куриных ножках, а на курьих.
и это слово не от слова курица, а от слова курень, курить. например, курильские острова.

про банника - тоже вранье. ничего в нем нет плохого, если все правильно
делать. а если злить кого, то не только банник, а любой домашний дух по
шеям надает...
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Меряния Merjamaa вепсы финно-угорский субстрат суздаль владимир меряне История Руси история марийцы Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище Московия Владимиро-Суздальская Русь Белоозеро мордва Залесская земля Европа великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2108
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 686
Статистика