Понедельник, 24.07.2017, 19:47 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » Контуры Мерянского. Унорож на Тойге, предшественник Галича
12:11
Контуры Мерянского. Унорож на Тойге, предшественник Галича


Этой заметкой про Унорож, мерянский предшественник Галича, я Йогай Весе открываю серию заметок "Контуры Мерянского". Галичский край был заселен человеком с древнейших времен, когда население лесной зоны осваивало преимущественно озерные котловины, наиболее пригодные для жизни и передвигалось вдоль рек. На рубеже тысячелетий наряду с традиционными селищами в обиход вошли укрепленные поселения - городища.


Одним из таких племенных центров в округе озера Нерон было городище Унорож являвшееся центром мерянской группировки, заселявшей северный берег озера и верхнее течение реки Вёкса. В 9-10 веках он стал центром развитой производственной и торговой деятельности местных меря.

Городища возводились на возвышенных, защищенных природным ландшафтом местах, укреплялись валами и рвами, деревянными стенами. Они служили центрами крупных племенных группировок, являясь центрами ремесленного производства, и местами защиты местного населения.

При раскопках в Унороже были выявлены ремесленные зоны металлургического производства, ювелирные мастерские, косторезов. Особенностью этого городища является обилие иноземных предметов: это стеклянные бусы привезенные из Новгорода и Скандинавии, арабские монеты, булгарская посуда, изделия из кости мастеров из марийских княжеств.


Находки на городище Унорож. Галичский исторический музей.

В 12-13 веках самостоятельный мерянский центр продолжал существовать одновременно с новым феодальным городом - Галичем Мерским, который впрочем был построен в непосредственной близости от другого мерянского городища на южном береге озера.


Городище Унорож, р.ж.в., IX—X, XI— XIII, XIV-XVII вв. Южная окрайнна села, останец надпойменной террасы правого берега вытекающей из Галичского озера реки Вёкса (лев. приток р. Кострома, лев. притока р. Волга) близ устья реки Тойга, правый берег последней. Известно с кон. XIX в., неоднократно осматривалось, обследовано в 1950-е гг. М.И.Матасовым, в 1983 г. — К.И.Комаровым, исследовалось в 1908 г. В.Н.Глазовым, в 1988—1989 гг. — Е.А.Рябининым.


Вид на реку Тойга с валов Унорожа.

Площадка в плане имеет форму неправильного четырехугольника, вытянута с севера на юг, с юга и запада ограничена склоном к пойме реке Вёкса, с севера и востока — склонами к реке Тойга. Размеры площадки с севера на юг 190—200 м, с запада на восток — 70—120 м, высота над поймой до 9 метров, над рекой — до 12 метров. В северо-западном углу площадки имеется овальное в плане возвышение (местное название — «Курган Журавец») размерами в основании около 20x10 метров, высота немногим более 2 метров, являющееся остатками оборонительного сооружения типа надвратной башни.


Большая часть площадки занята совр. кладбищем. Согласно местным преданиям, на городище находилась крепость галицких князей. Площадь раскопок В.Н.Глазова, проводившего исследования на «Кургане Журавец», неизвестна, Е.А.Рябининым вскрыто 96 кв.м.


Культурный слой в виде темно-серой и черной гумусированной супеси с углисто-золистыми, глинистыми и песчанистыми прослойками имеет мощность до 1,05 м, в раскопе 1988—1989 гг. разделялся угольной прослойкой на два горизонта. Для ниж. горизонта характерна исключительно лепная мерянская керамика: баночной и горшковидной форм, с примесями в глиняном тесте песка, дресвы, реже — шамота, без орнамента или украшенная по краю венчика пальцевыми вдавлениями и насечками, под горлом — оттисками гребенчатого и зубчатого штампов.


Из датирующих находок ниж. горизонта следует отметить бронзовую булавку с кольцевидным навершием скандинавского типа, которая датируется IX—X вв., саманидский дирхемы чекана 892—907 гг., железный наконечник копья с ромбовидным пером и костяные односторонние наборные гребни IX—XI вв.


Найдены также бусы: глазчатая, синяя трехмастная, голубая прозрачная в виде куба со срезанными углами, синий и желтый бисер. Среди других находок из нижнего горизонта — железные ножи и наконечники стрел, бронзовые колокольчиковидные и бутыльчатые шумящие привески, спиральные пронизки, костяные рукояти, керамические тигли с остатками олова и бронзы, бронзовые слитки, железные крицы и шлаки.


Луг у слияния Вексы и Тойги. Вид с вала Унорожа

Для верх, горизонта характерна гончарная посуда с линейным и волнистым орнаментом, датированная XII—XIII вв. Здесь найдены также железные ножи, гвозди, овальное кресало, рыболовный крючок, костяные рукояти, обломок витого стеклянного браслета синего цвета, бусины, сердоликовая плитчатая и сереб-ростеклянная цилиндрическая, каменные оселки.

В нижнем горизонте культ, слоя выявлены остатки наземного бревенчатого жилища размерами 5,0x4,4 м, рубленного «в чашу», с глинобитной печью на деревянном каркасе, а также остатки других сооружений из бревен, плах, жердей. Нижний горизонт культурного слоя в раскопе 1988—1989 гг. по комплексу находок может датироваться IX—XI вв., верх. — XII— XIII вв.

Нижний горизонт культурного слоя связывается А.Е.Леонтьевым с остатками города, являвшегося центром племенной группировки костромской мери.

Древнерусский горизонт культурного слоя является остатками укрепленного пункта Галичской земли. Находки фрагментов сетчатой керамики на площади городища позволяют высказать предположение, что поселение здесь, возможно укрепленное, существовало как в р.ж.в., так и в позднее средневековье.


Река Тойга. Вид на современное село.

Рядом с городищем находилось и не укрепленное мерянское селище  р.ж.в., 2-я пол. 1-го тыс. н.э.  Находится оно в 0,5 км к юго-востоку  от центра села, на мысовидном выступе первой надпойменной террасы левого берега реки Вёкса. Оно было обследовано в 1920-е гг. В.И.Смирновым, в 1982 г. — Ю.Н.Урбаном. Размеры ок. 90x80 м, выс. над поймой 2— 3 м. Территория селища поросла деревьями и кустарником. В слое темно-серого слабогумусированного песка до глуб. 0,3 м от совр. поверхности найдены множественные обломки лепных сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенных без орнамента, обожженные камни от очагов.


Территория городища занята кладбищем 19-20 веков.

В средние века село Унорож было в составе Ликургской волости, которая еще в XIV— XV вв. принадлежала галичским князьям. В жалованной грамоте 1474 г. великого князя Ивана Васильевича, данной митрополиту Геронтию на владение в Унороже Благовещенской церковью, говорится: «По деда своего грамоте великого князя Василия Дмитриевича и по отца своего грамоте великого князя Василия Васильевича се яз князь великий Иван Васильевич пожаловал есми игуменов и попов у церкви Благовещения в Ликурге». В это же время в Унороже на городище был основан мужской монастырь, называвшийся по имени церкви Благовещенским, и принадлежал он русским митрополитам, а позже патриархам. До 1749 г. Унорож был в подчинении Святейшего Синода. Монастырь интересен тем, что в нем был подстрижен в монахи будущий митрополит Киевский и всея Руси Иона Московский.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/Jonah_Metropolitan.jpg
Митрополит Киевский и всея Руси Иона Московский. (1390-е, село Одноушево близ Солигалича — 31 марта 1461, Москва) — Митрополит с 1448 по 1461; святой Православной Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году)

Родился он в 90-х годах XIV века в селе Одноушево близ Солигалича в семье землевладельца по имени Феодор. «Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве». Через несколько лет после пострига Иона перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря. С 1431 года — епископ Рязанский и Муромский. На Соборе 15 декабря 1448 года он был митрополитом Киевским и всея Руси.


Слева на холме стояла главная башня города.

В 1684 г. Благовещенский монастырь был приписан к Ферапонтову монастырю (сейчас село Ферапонт в Буйском районе). В Благовещенской церкви села Унорож был придел в честь Ионы. Здесь в 1449 г. был пострижен в монахи под именем Ионы житель села Одноушева из-под города Солигалича. Позже Иона стал Московским и всея Руси митрополитом и способствовал примирению галичских князей с московскими князьями в междоусобной войне между Галичем и Москвой.

В конце XVI века московские патриархи, владевшие деревнями у Унорожа, стали раздавать их своим слугам. Так, деревня Савинское (Савино) была дана в 1586 г. боярскому сыну Белому, служившему при дворе митрополита. Монастырь был ликвидирован в 60-ых годах 18 века по указу Екатерины II. На месте сгоревшей деревянной церкви монастыря в 1814 г. была построена каменная Благовещенская. 

http://www.old-churches.ru/images/ga_100_00.jpg
Благовещенская церковь. Фото С.А.Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

Церковь была обнесена каменною оградою(ограда не сохранилась), в которой кладбище. Престолов 3: в холодной а) в честь Благовещения Божией Матери, в теплой б) правый в честь Покрова Божией Матери, в) левый в честь святителя Ионы, митрополита Московского. Достопримечательность церкви - квадратный вал, на котором стоит храм, обнесенный оградою. Расстояние от Костромы 109 в., от  Буя 23 в., от Галича 21 в.


Cовременный интерьер церкви



Спуск к мосту через Тойгу




Мой сопровождающий пес Йолс


Памятные портреты жителей села Унорож.










Автор Jogaj Vese.  Obranosh(Нижний Новгород) - Kostromaa - Unorozh

использованы картинки из работ Е.А. Рябинина (картинки 6-8, начиная сверху).
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3359 | Добавил: iogaivese | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
avatar
0
5
Спасибо автору материала, краеведение должно быть активным, практическим, а не кабинетным бумажным
avatar
1
4
Сыны и дочери мерянской земли все со стержнем smile
avatar
0
3
Спасибо. Будут и не только по Галичу cool
avatar
0
2
Ай да Иогай, ай да молодец! Еще будут материалы по Галичу?
avatar
0
1
Лица какие чарующие... Вроде бы простые люди, но с стержнем, от земли.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика