Со времен древнего каменного
века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом,
нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте,
как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило
знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и
тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в
изобилии населявших окружающий мир.
А вот орнамент изначально возник
как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных
отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему
веку индустриальное общество при массовом производстве товаров
потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл
традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в
чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения. Например, до сих
пор по расцветке шотландских мужских юбок (кельти) узнают о семейной
принадлежности их хозяина, его социальном статусе и даже партийной
принадлежности.
В захоронениях финно-угорских народов,
населявших Центральную Россиию, европейский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита
(III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так
называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески,
изображающие зверей и птиц. Первоначально они возникли как непременная
деталь шаманского наряда - парки, помогающая шаману в общении с духами.
Но позднее они выходят в широкий мир и становятся элементом одежды,
главным образом женской, и благополучно доживают до наших дней. Модницы
Финляндии и сегодня носят традиционные "шелестящие" украшения, не ведая
об их исконном смысле. А они несли в себе некую сакральную,
магически-охранительную идею. Их изучением и дешифровкой ныне занимаются
археологи и искусствоведы. Однако истинное значение древних украшений и
по сей день до конца не раскрыто.
Шумящие кольца Шумящие украшения, как выясняют
археологи, изучая материальную культуру наших народов, были чрезвычайно
широко распространены. Шум, издаваемый ими, с незапамятных
времен считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил. В одном из шаманских погребений X-XI веков были найдены
фрагменты деревянных ковшей, служивших, видимо, для ритуальных
возлияний, с краями, обрамленными обоймицами с колечками и шумящими
монетовидными привесками. Их магическое значение в данном случае
очевидно: они должны были своим звоном защищать от злых умыслов
содержимое сосудов.
Среди финно-угорских женских украшений также
известны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластины
браслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII - первой трети
XIII века. А вот в погребениях восточного и южного побережий Чудского
озера их оказалось особенно много. В юго-восточной части нашего Севера, в
областях встречается уже иная разновидность
шумящих браслетов - с ушками по краям для крепления колечек.
Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные
украшения-амулеты на открытой руке женщины должны были оградить своим
звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар. Подобных примеров можно
привести много.
1 – филигранные кони-олени, меря, IX – XI
века; 2,3 – прикамские подвески-амулеты в виде парных коньков, XII век; 4
– полый конек- подвеска, Новгород, XII – XIV века; 5 – литая латунная
подвеска, Новгород, XIII век.
Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в
виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок
или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере
очень давно, еще в эпоху неолита, видимо, уже тогда утка была
промысловой птицей.
Вероятно, уже на заре человечества
складывается миф об утке-демиурге, то есть прародительнице мира. Этот
сюжет нашел, например, свое отражение в мифологии всех финнов. "Уточка"
- один из самых популярных эпитетов, оносящихся к девушке или женщине в
карело-финнском эпосе "Калевала". Согласно его повествованию, утка
снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возникает мир:
Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце белое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Штампованные
изображения уток историки находят на предметах неолитической керамики
II тысячелетия до н. э., встречают уток и высеченных на кремне.
Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у
волго-камских финнов и у населения Приладожья с VI по XIV век н. э.
Постепенно эти изображения распространяются на все большей территории.
Второе по значению место занимают изображения сакрального
лося-оленя; позже его сменили фигурки коня. В "Калевале" речь идет о
лосе Хийси - хозяине леса и представителе подземного царства Туонелы
(эпос называет его "жеребенком Хийси"). Его связь с духами очевидна, да
он и сам, как повествует эпос, мог стать оборотнем.
Особенно
хорошо известны филигранные бронзовые олени-коньки из мерянских,
мордовских и марийских могильников VI-XI веков. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья)
сущность преобладает: на голове животного изображаются рога. И лишь на
более поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конский
облик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные
лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические
круги - символ живо-творящего Солнца.
В западно-финских землях
(район Приладожья) археологи также встречают литые пластинчатые подвески
и пластины с изображениями лося-оленя, позже - коня (VIII-XI века).
Итак,
изображение коня появляется позже лося-оленя, и появляется оно вместе
со скотоводством, которое к тому времени здесь утвердилось. Судя по
археологическим данным, скотоводство начало развиваться на Севере с
появлением Дьяковской культуры раннего железного века (VII век до н. э. -
VII век н. э.). Позднее у финно-угров возникает обряд погребения, когда
вместе с умершим хоронят и коня.
Академик Б. А. Рыбаков,
крупнейший знаток язычества, утверждал, что на севере России
существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на
конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.
Долгое
время народная память сохраняла поверья, связанные со священным оленем.
Так, в Подмосковье вплоть до недавнего времени считалось, что после
Ильина дня (2 августа) уже нельзя купаться в водоемах, поскольку "олень в
воду помочился".
Но вернемся к древнейшим украшениям. В XII -
начале XV века на севере были распространены подвески иного типа,
чем те, о которых речь шла выше, - полые коньки. Этот тип
украшений-амулетов наследует художественный принцип более ранних, литых
по восковой модели полых подвесок-уточек. Доказательство налицо. Коньки
как бы сохраняют водную сущность: по их нижнему краю проходит рельефная
волнистая линия, символизирующая воду. Во множестве их изготовляли в
Новгороде, здесь найдены четверть всех известных амулетов такого рода и
остатки ремесленных мастерских, в которых их производили. Находят их и
на Ижорском плато (земля финно-угорского народа Водь и Ижора), и в
костромском мерянском Поволжье.
Коньковые и треугольные подвески и височные кольца мерянского типа.Изначально все виды подвесок с
изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем
начинают преобладать двухголовые варианты - на две стороны света
("тяни-толкай"). Традиция эта восходит еще к эпохе неолита. В 1954 году
археолог А. М. Раушенбах при раскопках неолитической стоянки
Николо-Перевоз нашла роговую пластину с двумя утиными головами,
обращенными в разные стороны, в пластине есть отверстие, за которое ее
подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи
неолита. Сегодня найденная подвеска - в экспозиции Государственного
Исторического музея в Москве.
Двухголовость - отражение
представлений о "дихотомии" - двойственности мира. И одним из проявлений
такой двойственности древнего мировоззрения было деление мира на мир
людей и мир духов. Правая сторона считалась у славян священной, левая -
областью духов (в христианское время - стороной дьявола). Во всяком
случае, двухголовые подвески - это защита "на все стороны света", на все
случаи жизни как в мире духов, так и в мире людей.
Древнерусские
шумящие подвески делали не только в виде утки и коня-оленя. Среди них
можно найти изображения баранов, барса, петуха, бобра, медведя и других
зверей. В конце XIV-XV веков бронзовые подвески выходят из обихода.
Трудно сказать, с чем это было связано. Однако, согласно мнению историка
Е. И. Горюновой, их место заняли более дешевые вышивки и ткачество.
Причем часто вышивки располагались в том же самом месте, что и бронзовые
амулеты. Например, орнамент на платье марийской женщины так и назывался
"сторож груди" - "чызе орол".
Несколько слов о лапчатых
привесках к амулетам. Человеческая кисть руки, конечность животного
издавна считались символом защиты - оберегом. Наскальные изображения
человеческой руки есть еще на палеолитических пещерных рисунках. Но даже
в более позднее, христианское, время Богоматерь Оранта, например,
всегда изображалась с поднятыми руками, ладонями к зрителю - жест
защиты, благословения. Защитную функцию выполняли и камни - "следовики",
то есть с отпечатками кисти рук наиболее почитаемых в XIII-XVII веках
святых. На свадебных турецких коврах вплоть до начала ХХ века ткачи
изображали ладони - знак охранения будущей семьи. До настоящего времени
считается, что конская подкова приносит счастье.
Такое же
значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках
-амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на
лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика
на глиняных грузиках для сетей. На Северной Двине их изображали на
обрядовых санях для масляничного катания с гор даже в первой половине
XIX века.
Таким образом, звериные финно-угорские
подвески-амулеты - это украшения со сложным значением, они были призваны
защищать от внешних сил как своим обликом, так и шумом-шелестом. Они
словно вели разговор с духами того лица, кто носил такие украшения.
Недаром славяне считали финнов большими колдунами. Все подвески были
связаны с культом плодородия и благосостояния (в погребениях подвески
чаще всего находят в области груди или тазовых костей - женского лона).