Пятница, 28.04.2017, 03:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Январь » 23 » Утка, Конь, Олень - шелестящие обереги.
00:05
Утка, Конь, Олень - шелестящие обереги.


Со времен древнего каменного века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир.

А вот орнамент изначально возник как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриальное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения. Например, до сих пор по расцветке шотландских мужских юбок (кельти) узнают о семейной принадлежности их хозяина, его социальном статусе и даже партийной принадлежности.



В захоронениях финно-угорских народов, населявших Центральную Россиию, европейский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита (III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей и птиц. Первоначально они возникли как непременная деталь шаманского наряда - парки, помогающая шаману в общении с духами. Но позднее они выходят в широкий мир и становятся элементом одежды, главным образом женской, и благополучно доживают до наших дней. Модницы Финляндии и сегодня носят традиционные "шелестящие" украшения, не ведая об их исконном смысле. А они несли в себе некую сакральную, магически-охранительную идею. Их изучением и дешифровкой ныне занимаются археологи и искусствоведы. Однако истинное значение древних украшений и по сей день до конца не раскрыто.


Шумящие кольца
Шумящие украшения, как выясняют археологи, изучая материальную культуру наших народов, были чрезвычайно широко распространены. Шум, издаваемый ими, с незапамятных времен считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил. В одном из шаманских погребений X-XI веков были найдены фрагменты деревянных ковшей, служивших, видимо, для ритуальных возлияний, с краями, обрамленными обоймицами с колечками и шумящими монетовидными привесками. Их магическое значение в данном случае очевидно: они должны были своим звоном защищать от злых умыслов содержимое сосудов.

Среди финно-угорских женских украшений также известны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластины браслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII - первой трети XIII века. А вот в погребениях восточного и южного побережий Чудского озера их оказалось особенно много. В юго-восточной части нашего Севера, в областях встречается уже иная разновидность шумящих браслетов - с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты на открытой руке женщины должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар. Подобных примеров можно привести много.



1 – филигранные кони-олени, меря, IX – XI века; 2,3 – прикамские подвески-амулеты в виде парных коньков, XII век; 4 – полый конек- подвеска, Новгород, XII – XIV века; 5 – литая латунная подвеска, Новгород, XIII век.

Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере очень давно, еще в эпоху неолита, видимо, уже тогда утка была промысловой птицей.

Вероятно, уже на заре человечества складывается миф об утке-демиурге, то есть прародительнице мира. Этот сюжет нашел, например, свое отражение в мифологии всех финнов. "Уточка" - один из самых популярных эпитетов, оносящихся к девушке или женщине в карело-финнском эпосе "Калевала". Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возникает мир:

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный;

Из желтка, из верхней части,

Солнце белое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

Штампованные изображения уток историки находят на предметах неолитической керамики II тысячелетия до н. э., встречают уток и высеченных на кремне. Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у волго-камских финнов и у населения Приладожья с VI по XIV век н. э. Постепенно эти изображения распространяются на все большей территории.

Второе по значению место занимают изображения сакрального лося-оленя; позже его сменили фигурки коня. В "Калевале" речь идет о лосе Хийси - хозяине леса и представителе подземного царства Туонелы (эпос называет его "жеребенком Хийси"). Его связь с духами очевидна, да он и сам, как повествует эпос, мог стать оборотнем.

Особенно хорошо известны филигранные бронзовые олени-коньки из мерянских, мордовских и марийских могильников VI-XI веков. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья) сущность преобладает: на голове животного изображаются рога. И лишь на более поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конский облик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги - символ живо-творящего Солнца.

В западно-финских землях (район Приладожья) археологи также встречают литые пластинчатые подвески и пластины с изображениями лося-оленя, позже - коня (VIII-XI века).

Итак, изображение коня появляется позже лося-оленя, и появляется оно вместе со скотоводством, которое к тому времени здесь утвердилось. Судя по археологическим данным, скотоводство начало развиваться на Севере с появлением Дьяковской культуры раннего железного века (VII век до н. э. - VII век н. э.). Позднее у финно-угров возникает обряд погребения, когда вместе с умершим хоронят и коня.

Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.

Долгое время народная память сохраняла поверья, связанные со священным оленем. Так, в Подмосковье вплоть до недавнего времени считалось, что после Ильина дня (2 августа) уже нельзя купаться в водоемах, поскольку "олень в воду помочился".

Но вернемся к древнейшим украшениям. В XII - начале XV века на севере были распространены подвески иного типа, чем те, о которых речь шла выше, - полые коньки. Этот тип украшений-амулетов наследует художественный принцип более ранних, литых по восковой модели полых подвесок-уточек. Доказательство налицо. Коньки как бы сохраняют водную сущность: по их нижнему краю проходит рельефная волнистая линия, символизирующая воду. Во множестве их изготовляли в Новгороде, здесь найдены четверть всех известных амулетов такого рода и остатки ремесленных мастерских, в которых их производили. Находят их и на Ижорском плато (земля финно-угорского народа Водь и Ижора), и в костромском мерянском Поволжье.



Коньковые и треугольные подвески и височные кольца мерянского типа.


Изначально все виды подвесок с изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладать двухголовые варианты - на две стороны света ("тяни-толкай"). Традиция эта восходит еще к эпохе неолита. В 1954 году археолог А. М. Раушенбах при раскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз нашла роговую пластину с двумя утиными головами, обращенными в разные стороны, в пластине есть отверстие, за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска - в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

Двухголовость - отражение представлений о "дихотомии" - двойственности мира. И одним из проявлений такой двойственности древнего мировоззрения было деление мира на мир людей и мир духов. Правая сторона считалась у славян священной, левая - областью духов (в христианское время - стороной дьявола). Во всяком случае, двухголовые подвески - это защита "на все стороны света", на все случаи жизни как в мире духов, так и в мире людей.

Древнерусские шумящие подвески делали не только в виде утки и коня-оленя. Среди них можно найти изображения баранов, барса, петуха, бобра, медведя и других зверей. В конце XIV-XV веков бронзовые подвески выходят из обихода. Трудно сказать, с чем это было связано. Однако, согласно мнению историка Е. И. Горюновой, их место заняли более дешевые вышивки и ткачество. Причем часто вышивки располагались в том же самом месте, что и бронзовые амулеты. Например, орнамент на платье марийской женщины так и назывался "сторож груди" - "чызе орол".

Несколько слов о лапчатых привесках к амулетам. Человеческая кисть руки, конечность животного издавна считались символом защиты - оберегом. Наскальные изображения человеческой руки есть еще на палеолитических пещерных рисунках. Но даже в более позднее, христианское, время Богоматерь Оранта, например, всегда изображалась с поднятыми руками, ладонями к зрителю - жест защиты, благословения. Защитную функцию выполняли и камни - "следовики", то есть с отпечатками кисти рук наиболее почитаемых в XIII-XVII веках святых. На свадебных турецких коврах вплоть до начала ХХ века ткачи изображали ладони - знак охранения будущей семьи. До настоящего времени считается, что конская подкова приносит счастье.

Такое же значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках -амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. На Северной Двине их изображали на обрядовых санях для масляничного катания с гор даже в первой половине XIX века.

Таким образом, звериные финно-угорские подвески-амулеты - это украшения со сложным значением, они были призваны защищать от внешних сил как своим обликом, так и шумом-шелестом. Они словно вели разговор с духами того лица, кто носил такие украшения. Недаром славяне считали финнов большими колдунами. Все подвески были связаны с культом плодородия и благосостояния (в погребениях подвески чаще всего находят в области груди или тазовых костей - женского лона).

А. ВАРЕНОВ, научный сотрудник Института археологии РАН.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4936 | Добавил: merja | Теги: мифология, финно угры | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 16
avatar
0
16
Александр Гром, хватит уже передёргивать иудейскую карту, русское слово исстари надеюсь всем знакомо, как аналог издревле? Вот от этого родимого ИССТАРИ и произошло слово ИСТОРИЯ, но никак не от "из ТОРы", патриотизм - это хорошо, конечно, и даже здоровый национализм, но всему есть мера, долбославие головного мозга уже подзадолбало прилично, учитесь, выполняйте договор с Богом, и будет вам духовный рост и иноформация правильная. А то смотрю родовая память у некоторых долбославов ключём бьёт, хотя скорее по ляжкам так и хлещет. Сам я русский, если что, от паспорта до генома...
avatar
2
15
Спасибо всем, что есть данный сайт, очень много интересного можно узнать. Главное, что информация не преподносится как аксиома, а как гипотеза для размышления и саморазвития.
С уважением, Александр.
avatar
-1
14
Это лечиццо электротоком
avatar
2
13
"Человеческая кисть руки, конечность животного издавна считались символом защиты - оберегом."
Вот и медвежьи лапы (из вышеизложенного материала) - защитный элемент.
avatar
1
12
Утиные лапки, олени-кони, шумящие украшения, как раз то, по чему можно узнать финно-угров.
У всех финно-угорских народов утка фигурирует в мифе о сотворении мира. При том, что народы разошлись очень давно, что хорошо видно по языкам. Кстати именно по языкам можно вычислить примерную дату разделения одного племени или группы племен на несколько языков.
Достаточно сравнить две предельно разнесенные в пространстве точки уральского мира - фиинов и ненцев. Крайний запад и Восток.
Но при этом карело-финский эпос расскзаывает, как утка нырнула и достала со дна безбрежного океана землю и у ненцев то же самое:
вначале всё было покрыто безбрежным водным пространством. По повелению бога-демиурга гагара ныряет под воду и
достаёт со дна комочек глины, из которого и была создана земля.
Дальнейшее устроение мира нередко связывается уже с деятельностью двух
демиургов: у ненцев Нума и Нга или хозяина неба и хозяина земли, у
нганасан Дёйба-нгуо (или какого-либо другого бога) и Моу-нямы.

Заметьте как созвучно Нума - Юмо - Юмала
avatar
1
11
Иван, ну во первых в 3-2 тыс.д.н.э речи ни о каких меря не идет. на 3-2 тыс
это были волосовцы говорившие на прафинно-угорском языке. После сюда
приходят фатьяновцы, предки балтов. Приходят они с территории Беларуси и
Литвы. В первой половине 1 тыс.д.н.э их сменяют дьяковцы финно-угры
являющиеся прямыми предками мери. Есть такая версия, что происходила
лишь смена языка. Таким образом население количественно и качественно не
менялось.
avatar
0
10
Это никак уж не финно-угры в 3 тыс. до н.э. До них тут другие народы были, у которых первые очень многое переняли. Не надо упираться так категорично в меря. Это не истина в последней инстанции, а всего лишь пришедший народ, воссоединившийся с коренным и более древним народом.
avatar
2
9
Меричъ, однозначно.
avatar
2
8
В наших краях на Унже говорят - "Медведь в воду лапу опустил".
avatar
3
7
плюс, есть основания утверждать, что символика подковы может быть и не связана с культом лошади или лося напрямую - оберегом считались и обувные сапожные подковы. стоит вспомнить о том, что подкова является залогом богатств - и при чём тут конь?

к тому же, изображение подковы ране можно отождествить с изображениями суточного хода солнца - как на "лунницах", где изображён суточный ход солнца и сами солярные символы. отсюда есть вопрос - почему подкову надо вешать "проёмом" вверх - при чём тут "наполняемая чаша"? в соотношении с мерянскими и древнерусскими подвесками - её положение должно быть строго наоборот.
avatar
2
6
я знаю лишь выражение "олень в воду рога опустил". тут конкретнее - символ перевёрнутого мирового древа, смена сезона.
avatar
1
5
Спасибо за статью, почерпнул новенькое для себя. up
avatar
4
4
Не ошибусь если скажу, что это был не сарказм. МИЛЛИАРД лет это клинический диагноз.
avatar
-5
3
merja меня не трогает ваш сарказм... Мой НаРод - Великий и Неделимый! То, что вам подкинули пустышку, как и всему нашему роду во времена правления Екатерины - немецкой принцессы и Петра 1 - воспитанного немцами, не ваша вина... Но не видеть, что наш Род пытаются отравить поддельной исТОРЫией - это Ваша ошибка! То, что вы находите - точно так же находят на всей территории Великой Тартарии - он Польских границ до Тихого океана! Все это культура Русов Индославов.
avatar
3
2
Александр, не миллиард а ТРИЛЛИОН. Не разменивайтесь по малому.
avatar
-4
1
История Русов Индославово насчитывает МИЛЛИАРД ЛЕТ!!! Повторяю ещё раз. А вы здесь про какие-то 5 тысяч лет говорите. Глупости.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика