Молодые художники из Костромы и Санкт-Петербурга Андрей Малышев и Валентин Константинов презентовали в старинном верхневолжском городе Любим арт-проект "Мифология малой Родины". Своими картинами они приоткрыли дверь в таинственную предысторию древней Любимской земли. На картинах проекта первые любимцы с городищ на реке Обноре, почти сказочное прошлое этих мест, всего города и даже шире - Северо-Восточной Руси.
В верхневолжских малых городах удачно сочетается городская, деревенская и природная среда. Также мифология изначального мерянско-русского леса в работах арт-проекта оживает и приспосабливается к реальности города.
Город, природа, человек, предстают целыми и неразрывными: предки, мифы, знаки, загадки, современность и будущее. Все имеет смысл и предназначение. А что за смысл, разгадывать жителям Любима и его гостям!
ОТКРЫТИЕ ПРОЕКТА "МИФОЛОГИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ"
Рассказывают авторы выставки:
Мы называем себя этнофутуристами. Этнофутуризм как художественное течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в современность, воспользовались идеями, которые ранее сформулировали эстонские художники.
НУЖГОЛ-ЩУКА. Автор Валентин Константинов
Вкратце основы нашего направления можно обозначить так: Это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в глубоком кризисе. Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой то степени подтверждение кризиса традиционной этнической самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной культуре.
Постмодернизм конца 20-го века это пожалуй крайняя точка глобального кризиса культуры. Для людей эпохи постмодерна нет абсолютных ценностей, всё в жизни относительно. А если нет абсолюта, традиций, то по поводу всего можно иронизировать, играть смыслами, смешивать их. В итоге в основе постмодерна лежат тотальная игра, ирония и конечно - профанация. Из этого глобального кризиса ищутся разные пути выхода. Один из них - этнофутуризм. Для него главная ценностная система находится в народной архаике, в обращении к своим прямым предкам, традиционном мышлении, а значит нет места насмешке и цинизму.
ХАУТА, НОЙТЕРМАА. Автор Валентин Константинов
Этнофутуризм переносит традиционную ментальность в современность, и сохраняет её, используя современные средства выражения, информационные технологии, современный дизайн, электронную музыку, новые социальные и экономические модели. Появляется новая органика в которой разные формы вплетаются друг в друга и возникает ритуальный подтекст. Пожалуй современных этнофутуристов можно назвать шаманами 21 века. И это не случайно, средневековый кудесник, шаман был философом, врачом, психологом, жрецом и художником одновременно.
"МИФОЛОГИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ". В рамках презентации был показан мерянский документальный фильм Андрея Шляхова "Среднерусская Атлантида".
Корни российского этнофутуризма есть безусловно и в русском модерне начала 20 века. Например, картины Билибина – разве это не миф о сказочно красивой богатырской финно-славянской России? Или живописные сказки Васнецова, образы которых восходят к самым архаичным корням нашей культуры… Это верно и потому. что Русский модерн был ответом на опасность раствориться в западноевропейской культуре, которая становилась нормой для российских городов того времени.
Многие посетители наших выставок спрашивают: почему наше творчество связано именно с мерянской историей России?
Известно, что русских принято относить к славянским народам. Но этническая основа любой нации всегда складывалась из огромного количества народов и племен. Центральное положение при формировании московитов-русских в средние века занимали финно-угорские народы меря, мещёра, мурома.
СВАТОВСТВО ЙОЛСА. Автор Валентин Константинов
Они жили на обширной территории современных Московской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. На основе раскопок мерянских древностей ученым удалось установить в общих чертах границы проживания мери около тысячи лет назад.
ЛЕОНТАЙ РОСТОВЛАН - СВЯТОЙ ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ. Автор Валентин Константинов
Именно здесь находится сердце Московского государства — России, и здесь формировалось этническое ядро нашего народа. Северо-Восточные княжества: Ярославское, Переславское, Владимиро-Суздальское, Московское, где позднее воссел Великий князь, полностью совпадают с границами расселения народа Меря.
В нашу бурную эпоху глобализации и утраты своих корней всё больше людей обращают свой взор в глубины древнего наследия — устное народное творчество, художественное выражение самобытности, эпос, мифы... Краеведение, легенды и мифы помогают нам постигать не только историю, но и особенности мышления, мировоззрения наших предков, а главное лучше познавать самих себя, впитывать вековые сокровенные мысли нашего народа. Археология, накапливая бесценные памятники материальной культуры, — орудия труда, утварь, украшения, оружие, отвечает на вопрос: как, в каких условиях жили предки. Эпос и фольклор отвечают на вопросы о внутреннем мире предков: о чём думали и как воспринимали люди многообразный мир в отдалённые исторические времена.
Наше творчество это обращение к своим родовым корням. Нам видится, что осознание своих финно-угорских корней позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли и обрести наконец Духовную Целостность.
Андрей Малышев-Мерянин и Валентин Константинов
ЕЛС И УТКА. Автор Валентин Константинов
|