Среда, 28.06.2017, 13:32 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Июнь » 28 » Все мы немножко меря
11:52
Все мы немножко меря

Картинка 2 из 55

"Yтро" не так давно писало http://www.utro.ru/articles/2003/10/02/237066.shtml о происхождении слова "Москва" и об исчезнувшем языке финно-угорского народа Меря, что жил некогда в самом центре России, на территории Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей. А затем наш корреспондент побывал в Киеве и встретился с автором книги "Мерянский язык" академиком Ткаченко, чтобы окончательно во всем разобраться. В уютном кабинете, в окружении сотен фолиантов на всех языках мира, начался неспешный разговор о племени меря и Москве.

"Yтро": Первый вопрос: так кто же были эти загадочные меряне?

Орест Ткаченко: Меря – финское племя с высокой культурой, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам финнов, эстонцев, карелов). Меряне были талантливыми земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами. Эта была одна из самых многочисленных финских народностей на свете к началу славянской колонизации Нечерноземья.

"Yтро": Так почему же они ассимилировались?

Орест Ткаченко: Видите ли, в истории остаются не те народы, что имеют "пятерку" по поведению, вовсе не те. Так и меря, вероятно, спокойно относившаяся к расселению славян, со временем вошла в состав великорусской народности. Вы знаете, иногда я думаю, что каждый славянский народ имел неславянского предка по отцовской линии, который и обусловил его своеобразие, отличия от других славянских народов. Для русских, по материнской линии, безусловно, связанных с общей славянской прародиной, этой отцовской традицией стала финская.

"Yтро": Когда же меря растворилась окончательно?

Орест Ткаченко: Этой границей, вероятно, были первые десятилетия XVIII века. К сожалению, мы не можем точно датировать этот период. Однако, по некоторым косвенным данным – например, по редчайшему словарю угличских офеней (торговцев стариной), – мы можем реконструировать мерянские слова и выражения для этого периода.

После XVIII в. мерянский язык перестал существовать и употребляться в повседневной речи, однако его многочисленные следы сохранялись как на уровне отдельных слов, так и звучания славянской речи на бывшей территории мери. На севере Ярославской губернии еще в XIX в. часть слов, фиксируемая исследователями, звучала так, будто ее произносили едва наученные русскому эстонцы: вместо "батог" звучало "патог", а "брат" становился "батом". Но откуда там эстонцы?! Вот вам и потомки мери. Все это наследие, содержавшееся в диалектах или вошедшее в русский язык, позволяет мне вести работу по восстановлению мерянского языка из небытия. Восстановлены основе лексики, грамматики, и, быть может, если кто-нибудь в будущем захочет говорить на мерянском...

"Yтро": Скажите, Орест Борисович, действительно ли происхождение слова "Москва" может быть связано с финским корнем "моска", что значит "конопля"?

Орест Ткаченко: О, это очень занимательный вопрос. Ну что ж, слушайте. Московская территория действительно входила в состав земель, заселенных когда-то мерей. Об этом свидетельствуют данные топонимики, то есть названия рек, деревень и других объектов. Так, река Яхрома выводится из корня "яхре" или "егре", что значило "озеро". "Яхрома" – "озерная река". Сравните с финским словом "ярви" (jarvi), что тоже означает "озеро". Из всех финноязычных племен только прибалтийские могли оставить название такого вида, а самым южным племенем, чей язык был близок к прибалтийским финнам, была меря.

А теперь давайте вспомним, как называется Москва в европейских языках. В английском – "Москоу" ("Мoscow"), то есть там сохранилось старинное летописное наименование "Москов", помните: "Прииде ко мне в град Москов", это первое упоминание о Москве в летописи 1147 года. Что же это означает? Только то, что когда англичане заимствовали это слово в свой язык, город еще назывался Московом, а не Москвой. Но гораздо увлекательней оказывается история с языком итальянским: слово "Москва" в итальянском звучит как "Моска"! Мне думается, что эту, наиболее архаичную форму, прямое заимствование из мерянского, принесли с собой в Италию первые итальянские архитекторы. Те самые мастера, что еще в XII-XIV вв. работали над созданием великих соборов Кремля. А летопись, что сохранила для нас "Москов", писалась уже позже, поэтому она и не могла сохранить "Моску".

Еще один аргумент связан с бытующим названием реки Москвы в московском говоре. Точнее, и с названием, и со склонениями этого топонима. Коренного москвича всегда можно отличить от гостя столицы по тому, что он называет реку Москву Москва-рекой и не склоняет само слово "Москва". Это противоречит нормам склонения в славянских языках, зато прекрасно укладывает в эти же нормы языков финно-угорских. Мало того, что слово "река" ставится после названия, точно так же, как какая-нибудь Терийоки на Карельском перешейке (где "Тери" – название реки, а "йоки" – и есть по-фински и карельски "река"), так еще и название остается без изменений в любом склонении! Все названия водных объектов в финно-угорских языках складываются из собственно названия и наименования класса водного объекта, то есть Терийоки, а не просто Тери, Москва-река, а не просто Москва. Исключения составляют лишь самые большие водные артерии, которые просто называют "река". Например, Ока (все те же "йоки" слышится в ее древнем имени), куда и впадает Москва-река.

Одним из основных доказательств моей гипотезы послужило найденное мною в писцовых книгах XVI-XVII вв. упоминание о втором названии истока Москвы, именуемого Москворецкой Лужей. В то время реку здесь называли Коноплёвкой. Это прямо доказывает происхождение названия Москва от корня "моска" – "конопля". Но главное то, что современные москвичи в слове "Москва" произносят нейтральный финно-угорский звук "а" – он сопоставим с таким же звуком в слове "молоко", которое произносится как нечто среднее между "мылако" и "малако". Этот средний звук не знаком ни балтским, ни славянским языкам, а значит, и само слово "Москва" или "Мысква" – мерянское.

* * *

На этом академик Ткаченко закончил свой рассказ о происхождении названия "Москва". Оставалось выяснить, что предлагает в качестве ответа на этот вопрос современная российская историческая наука. Компетентный ответ был получен нами в одном из московских исторических вузов, где нам рассказали, что на сегодняшний день существует более двух десятков версий о происхождении этого слова (сразу оговоримся, что никто не упомянул версию Ткаченко о конопле). Наиболее убедительными теориями историкам кажутся сравнения "москвы" с балтийскими и славянскими корнями "маск", "мож" и даже "мозг". В балтийских языках находят похожие на "москву" слова, связанные с понятием "болотистый". Однако объяснения из финно-угорских языков наши исследователи дружно отвергли. Тут же историки признают, что вопрос этот крайне сложен и надежд на его решение в ближайшем будущем нет никаких. Но исследовать, по их словам, необходимо почему-то именно в русле славянских и балтийских соответствий.

http://www.utro.ru/articles/2004/01/05/265312.shtml
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3162 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 11
avatar
-1
11
2 вариант- мосхи - скифское племя, Москва город мосхов. О том что мосхи предки москвичей писали европейские историки. Это вам не ваша угро-финская история и мифология нигде не записанная, никому не известная. наша исория нам известна, нам известен наш этнический тип и ваш тоже известен.  угрофашисты, помешанные на своей рассвой идее про расу мифологию которой написал швед Ленрот.
avatar
-1
10
моска по чеШски и польски мужчина,  муж,  то есть москва река мужчин (вода. ва это не угро-финское а общеиндоевропейское вода, water, vann, Wasser) 
Во вторых предоставьте письменное доказательство в летописях что меря это угро-финны а не балты (индо-европейцы) например или кто-то еще, какая то древняя праиндоевропейская общность.
В третьих на картине изображены славяне так как их отличает характерная для славян и только славян и скандинавов одежда- САРАФАН. Просмотрите все старинные фото угро-финнов, Они никогда не носили сарафан их одежда состояла из белой полотняной рубахи или двух рубах, как правило коротких а так же юбка не шилась а наматывалась на тело, вместо платков сделанный из бересты убор, украшенный монетками, НА НОГАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ШТАНЫ ПОЛОТНЯНЫЕ. . И ЗАЕТЕ , ЭТО УЖЕ ФАШИЗМОМ ПОПАХИВАЕТ, ВАШИ НАПАДКИ НА СЛОВЯН ЧЬИ ПРЕДКИ ИМЕЮЩИЕ ГАПЛОГРУППУ R1A ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО ТОГО КАК НА УРАЛ И В СИБИРЬ ПРИШЛИ ПЕРВЫЕ УГОРСКИЕ НАРОДЫ (ВРОДЕ ЯКУТЫ)ЖИЛИ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ. 
В четвертых Ефим Честняков ,написавший картину был европейцем а не угро-финном. Его тип внешности европеоидный. имя русское а не угро-финское, как и фамилия (честь славянское слово). В своих письмах он никогда не упоминал угро-финнов.
avatar
-1
9
Это твои личные проблемы, Сирожа, мы, меряне, тут не при чем.
cool
avatar
-1
8
Сами вы все немножко меря, я то точно нет.
avatar
0
7
Катерпилла, кстати если у Вас есть интересные материалы по краеведению Костромы, присылайте, опубликуем с удовольствием.
avatar
0
6
ПРОМОЗГЛАЯ погода-так у нас говорят, когда на улице сырость, значит это прилагательное осталось от Мери, так же у нас в Костромской обл. протекает река Мера, есть местечко, именуемое "Мерская гора".
avatar
0
5
"коровья вода"..."навозная вода" - всё одно !
avatar
0
4
Merlu, а подробно где про него прочесть?
avatar
0
3
Вспомнился, Батиев - основатель Коми... Он утверждал, что Москва переводится как "коровья вода"...
avatar
0
2
Моско-ва - гнилая не только по названию , но и по самой своей имперской сути! http://anvictory.org/index.php?name=pages&op=view&id=531
avatar
0
1
Москва - это всё-таки "гнилая вода". Именно из мерянского в русский перешло и свово "мозгемс" -мозгнуть - гнить. Ва - вейси - это общефинское "вода"
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика