Среда, 28.06.2017, 18:57 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 8 » Здравствуй, дерево!
14:31
Здравствуй, дерево!

О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.

Впрочем, по счастью, не везде и не у всех.

Гармоничные отношения с природой и традиционное экологическое сознание, еще столетия назад объявленные пережитком прошлого, существуют, как ни странно, в человеческом обществе и по сей день. Особенно там, где насаждение новых религий не было излишне рьяным. При этом традиционное мировоззрение вбирало в себя и перерабатывало новые реалии, одновременно встраиваясь в них. В результате новые и старые верования переплетались самым причудливым образом, позволяя людям выстраивать гармоничные отношения с окружающим их миром и населяющими его существами. А также, что может быть еще более важно, с собственными представлениями об этом мире, что немало способствует поддержанию порядка в голове и душевному равновесию.

Край священных рощ

Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения. Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье Ветлуги и Вятки появились ассимилировавшие мерю, удмуртов и других своих родных предшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже включились в непростые военно-дипломатические отношения Москвы с Ордой. Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения.

 

http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/dsc_0356.jpg

Почитаемые родники у заветлужских марийцев — большая редкость. Этот, у шоссе около деревни Березята, обустроил несколько лет назад местный главный лесничий Сергей Вахонин, тем самым создав новую культовую традицию.

Лингвисты и этнографы относят нижегородских и кировских марийцев к отдельной северо-западной группе марийского народа. А сами они, в отличие от многих коренных жителей республики Марий Эл, явно тяготеющих к ставшим в последние годы снова модными традиционным языческим верованиям, в основном считают себя православными. И действительно, предки современных обитателей марийских сел Заветлужья приняли крещение по большей части в Елизаветинские времена в обмен на налоговые льготы и другие поблажки. Но, став христианами юридически и даже приняв сознанием новую веру, они не отказались от старой. Как и прежде они продолжали общаться с силами природы, лесными, полевыми и озерными духами, отправляясь на охоту, просили у леса разрешения забрать часть его даров… И при этом частенько крестились, входя в священную рощу.

Именно за этими священными рощами мы и отправились вместе с нижегородскими этнографами, проводящими у себя в области работу по нанесению на карту локально почитаемых объектов, в Тоншаевский район — самый дальний, если ехать на северо-восток. Самые известные из почитаемых рощ, или как их тут называют, Божьи леса — Кумал-матэ, кереметища или керемети, были описаны исследователями еще в девяностые. Некоторые даже получили статус памятников природы. Но тогда были найдены и отмечены не все.

Почитаемые рощи были у каждой деревни, каждого рода, каждой семьи.

Дело в том, что кереметей в марийском мире было очень много, и все они имели разный уровень сакрального значения в жизни живущих здесь людей. Почитаемые рощи были у каждой деревни, у каждого рода, а священные почитаемые деревья были у каждой семьи. Были и общие рощи, священные места межобщинного значения — на несколько деревень. Размер их поэтому мог быть совершенно разным. Кроме того, имелись специальные рощи и деревья — для особых случаев. К одним ходили, чтобы просить здоровья, к другим — по поводу урожая, к третьим — только вдовы, к четвертым — только взрослые мужики, к пятым — только старейшины и жрецы, ну и так далее.


Есть предание, что в этой роще возле деревни Ромачи похоронен Ош Пондаш — легендарный князь северных марийцев времен Ивана Грозного, воевавший с ним, а затем примирившийся и породнившийся после женитьбы на одной из родственниц царя. После смерти стал почитаемым божеством в Поветлужье.

Любое сохранившееся до наших дней старое дерево — стоящее отдельно или окруженное более молодыми, с некоторой долей вероятности может оказаться остатком целой рощи, даже если современные жители уже не помнят об этом. Люди уходили, переселялись с места на место, а их священные рощи оставались. Соседи туда не ходили и со временем могли забыть. А деревья продолжали расти…

Пересекая сырую луговину, и издали увидев огромную старую березу на краю более молодого леса, я не задумываясь взял азимут на нее. Во-первых, скорее всего, это было искомое кереметище под кодовым названием «Пеньки-2», а во-вторых, берёза эта могла бы в случае, если мы «сядем», послужить якорем для лебедки, благо тросов-удлинителей в избытке. Можно ли лебедиться за священную березу, координаты которой мы едем определять? Вопрос спорный даже при наличии корозащитной стропы. Но, разматывать лебедку, думая над морально-этическими аспектами, не пришлось: могучая береза сама не дала нам засесть и подпустила вплотную. Дело в том, что даже небольшая березка выводит за сутки через листья около двухсот литров воды, подсушивая излишне влажную почву вокруг себя. Сколько же тогда выкачивает такой великан и на какое расстояние простирает свое влияние?

Правда, когда мы подъехали и вышли, наш провожатый, мариец Вячеслав Тёркин, осмотрелся на местности и сказал, что приглянувшаяся мне береза к Божьему лесу отношения не имеет и, скорее всего, самое обычное дерево. А священная роща правее, в чаще за стеной елок. Доверять знаниям Вячеслава были все основания: он не просто сын Василия Тёркина, а самый авторитетный тоншаевский краевед и хранитель сельского музея в Ашкатах. И все-таки неспроста сохранилась та береза…

Если не знать, вычислить священную рощу среди других деревьев возможно не всегда: старые деревья умирали, новые поднимались, роща меняла свой облик. А место оставалось. Именно намоленное место, очевидно и есть суть священного леса. Несколько раз мы видели такие рощи, которым по рассказам жителей уже не одна сотня лет, а деревья растут сплошь молодые. И к ним тоже ходят. Или по-другому: священное дерево от времени падало, но оставалась молодая корневая поросль. Ее тоже продолжали почитать, как продолжение старого мудрого дерева. Ну и что, что она больше похожа, скажем, на липовый куст, чем на настоящее дерево: все равно — «матушка-липа». Более удивительно другое: в каких-то отдельных случаях общеродовую кереметь можно было перенести на другое место или продать другой деревне. Эти действа тоже обставлялись особыми ритуалами, память о которых, увы, сейчас осталась лишь в отрывочных сведениях. При этом из старой рощи в новую что-то переносили. Вот только что — никто здесь теперь и не знает.

 

Наш проводник по марийскому миру, известный краевед и мастер на все руки Вячеслав Васильевич Тёркин: «А чтобы дом конопатить, лучше всего смешать белый и зеленый мох, то есть сфагнум и кукушкин лён».

Обереги для природы

Сейчас какие-то из Божьих лесов остались стоять отдельными островками в полях, другие скрылись внутри новых лесных массивов. Строго говоря, действующая или хорошо сохранившаяся роща должна быть прямоугольной формы и строго ориентированной по сторонам света. Большие рощи выбирали карты, то есть марийские жрецы. Обходили приглянувшиеся места, ночевали в них — и боги наконец указывали, где быть священному лесу и очерчивали его границы. Вокруг деревья можно было рубить на любые хозяйственные нужды, что и делали довольно часто, но не всегда. А внутри ничего из растущего трогать было нельзя, даже для украшения и обустройства священного места и розжига ритуальных костров: все стройматериалы и дрова сюда приносили извне. Не то, что рубить, даже убирать упавшие естественным образом деревья запрещалось. Также, как ломать хворост, собирать грибы-ягоды, рвать цветы и косить траву.

Даже лишний раз ходить в священную рощу без надобности не следовало.

Если пришел — значит потревожил природные силы, а если потревожил их просто так, низачем — они обернутся против тебя, ведь должен же быть какой-то выход для потревоженных и нерастраченных на благое дело сил?! Поэтому такие рощи были настоящими заповедными островками. До сих пор туда просто так не ходят и уж тем более ничего из пределов керемети не выносят. Там поддерживается естественный природный баланс, благодаря чему в рощах, да и вокруг них сохраняются редкие растения. Так, обходя одну из кереметей, мы вдруг вышли на целое поле орхидей. Пальцекорники Траунштейнера цвели практически сплошным ковром. А ведь это Красная книга России! Да и более распространенным видам, когда их не тревожат, тоже хорошо… Другая прекрасная роща с названием Грозная, растущая на вершине круглого холма, была сплошь окружена зарослями спелой земляники. Ну как тут было еще на подходе к Божьему лесу не пасть ниц?

Биотопы священных рощ охраняло традиционное знание, что трогать их нельзя, подкрепленное рассказами, что, мол, вот тут кто-то по недомыслию или жадности нарушил запрет — срубил рощу и дачу себе выстроил... А затем все участники рубки померли нелепой смертью — кого трактором переехало, кто в колодец упал, в кого молния посреди поля ударила. И родственники их тоже туда же... Ну и кому после этого захочется идти в божественный лес с бензопилой? Похожих историй — про разные места, разное время и разных людей с разной степенью жадности — за одну эту поездку мы услышали несколько. Жадность вообще всегда у марийцев, да и других лесных народов считалась большим пороком, наказуемым богами. В отношении к природе всегда было важно ничего не брать лишнего. Зачем? Понадобится в следующий раз — придешь и возьмешь. И грибы, и ягоды, и рыбу, и дичь. А то обидятся лесные боги — и в следующий раз не дадут.

Как вы рощу назовете

Роща Грозная, посвященная богу полуденного солнца Ош Кеце Юмо, широко известна среди марийцев даже за пределами Нижегородской области. В прошлом году 19 ноября там проходило всемарийское моление — приезжал главный карт из Йошкар-Олы. Роще приписывается могучая сила и с ней связаны особо строгие запреты, соблюдаемые до сих пор. Отсюда и название. В рощу можно ходить только в белом обрядовом костюме.

http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/dsc_0471.jpg

Вот и наш проводник Тёркин признался: «Случается порой ягоды-грибы на продажу собирать, но каждый раз у леса специального разрешения просишь…» Сам Вячеслав адептом язычества себя не считает. Скорее даже наоборот, опасается невзначай таковым стать. Поэтому и не держит у себя в музее магических предметов, принадлежавших старым жрецам-картам, и внутрь священных рощ не заходит, и нам не советует. А то, говорит, пристанет марийская вера. А она строгая. Ответа попросит — а ты и не будешь знать, как себя вести. Накажет. Так что лучше с ней дела не иметь. По той же причине люди здесь не советуют брать что ни попадя в брошенных домах. «Дома ведь с заклятьями ставили. От пожара, от лихих людей и других напастей. Там всякие предметы могут быть, в которых марийская вера живет. А мы обращаться с ними не умеем.» И действительно, при обследовании выстроенного в 1928 году дома в деревне Горинцы, в котором остановилась наша экспедиция — не брошенного, но редко посещаемого — в тёмной подклети, в щели между дверью и уходящим вверх срубом — мы обнаружили старую-престарую ссохшуюся и мумифицированную гусиную ногу. Лежала она там явно неспроста — перепончатая лапа у всех финно-угров считается магическим символом и оберегом. Почему? Да много на то есть причин. Достаточно уже того, что именно водоплавающая птица достала первую землю со дна мирового океана и создала сушу.

Именно опасаясь заклятий здесь не разбирают на стройматериал и дрова старые чужие дома, оставшиеся без хозяев. Свои — можно. Именно так, используя хорошо сохранившиеся элементы прежнего дома, построили нынешний, где мы остановились, в Горинцах. Судя по всему, тёсанному топором из толстых плах потолку, под которым мы нашли приют, было никак не меньше полутора сотен лет. А то и больше… При этом брошенные деревни, из которых по разным причинам ушли люди, так и стоят, постепенно заваливаясь, раскатываясь по бревнам, зарастая бурьяном и молодым лесом.

http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0360.jpg

 http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0709.jpg

История часовни

Пока марийская вера в этих краях была в силе, в рощах были помосты для жертвоприношений, ритуальные костровища и другие религиозные атрибуты. В жертву приносили домашних животных, устраивали ритуальные трапезы. Позже, с распространением христианства, религиозное обустройство медленно сошло на нет. В окрестностях Тоншаева обустроенных рощ уже давно нет, хотя до сих пор в особых случаях рощам приносят жертвы.

Несколько лет назад в Большом Одошнуре случай был.

Один мужик спалил по недосмотру и пьяному делу деревенскую часовню. Когда заметил, что случилось — тушить уже было поздно. Еле спас из огня икону. Очень после переживал и каялся, ходил в лес молился, икону туда спасенную отнес, а затем принес в жертву священной роще белую козу и подался в Москву в реставраторы. Но прежде отстроил вместе с деревенскими мужиками временную часовню на старом месте из того, что было под рукой. А под рукой был шифер. Получилось строение типа хижины дяди Тома с православным крестом над входом. А вокруг кольцом его обступали не тронутые пожаром деревья — по одному из тех видов, что растут в окрестностях. Ель, сосна, береза, черемуха, липа, дуб, рябина… 

Но эту постройку мы тоже не застали. Потому что незадолго до нашего приезда районное начальство выделило денег на восстановление часовни святого Василия и ее отстроили заново из досок. Получилось что-то вроде круглой беседки. При этом сооружение было велено развернуть, как положено по православным канонам, алтарной частью на восток, потому что до сих пор часовня много десятилетий стояла задом наперед.

И тропинка к ней из деревни так шла. Деревья, кстати, тоже было велено попилить. Но на это уже народ возмутился: «Как можно? Это же божественная роща святого Василия Великого!» И рощу оставили.

«Божий столбик»

http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0742.jpg

«Божий столбик» Николая Чудотворца на улице в Больших Ашкатах. Этому столбику, как и одошнурскому, приносят жертвы — деньги и свечи. Деньги вставляют в щели столбика, кидают за стекло к иконе, закапывают рядом в землю — этот элемент культа совпадает с таковым у почитаемых марийцами деревьев (им в кору, в щели, дупла и в землю у корней тоже закладывали деньги).

Между прочим, эту часовню, выстроенную в память реально жившего в этих краях и тут же похороненного местно чтимого святого Василия, в своих трудах упоминают еще исследователи начала ХХ века. Но выглядела она в ту пору иначе — на рисунке 1908 года она в виде небольшого сруба на высоком пне по типу северного охотничьего лабаза или, скорее даже, подобного по устройству древнего финно-угорского святилища. Помните избушку на курьих ножках, где жила Баба-Яга Костяная нога? Ее прообразом, как считается, послужил похожий бревенчатый склеп на дереве. Разумеется, с костями внутри. И так же приблизительно выглядела изначальная версия часовни. Только внутри за двустворчатой дверцей стояли иконы и свечи. Туда же приносили дары — деньги, снедь и кусочки меха. Скорее всего, в Одошнуре подобный тип древних ритуальных сооружений был хорошо известен до весьма поздних времен, да и другие древние традиции они сохраняли довольно долго: недаром среди жителей окрестных деревень одошнурцы считались «народом овда», то есть, потомками мифологических лесных жителей, сильных и искусных в лесных промыслах, но уступающим в плане современной культуры и новых технологий. Это, кстати, тоже неспроста. Одошнур — одно из самых древних поселений в этом краю, по мнению историков, существующее еще с домарийских времен, а в мифологическом народце некоторые исследователи усматривают живших здесь раньше удмуртов. Но, вероятно, такая прочная связь с прошлым и замкнутость в традиции в данном случае оказалась для деревни благом. В отличие от многих подобных мест, здесь совсем не ощущается влияние ближайшего соседнего населенного пункта — поселка Буреполом, представляющего собой одно большое исправительное учреждение.

Так вот, о часовне. В советское время ее, как полагается, разрушили.

А вот пень бригада специалистов из Буреполома уничтожить не смогла. Его пытались выкорчевать, жгли, но он не поддавался. Так и стоит до сих пор посреди новой, третьей уже после того «амбарчика» постройки. «Бог Василий не позволил», — заканчивает исторический рассказ нынешняя хранительница часовни Людмила Леонидовна Стёпышева.

Здешнюю часовню и бога Василия, оказавшегося сильнее всех исторических катастроф, почитают не в одном только Одошнуре. Известна она за сотни километров. Вот недавно специально из Кирова приезжали. Там во время урагана кран упал, но крановщик, молодой парень, хоть и весь сильно переломался, остался жив. Приезжали его родители — молиться о выздоровлении сына, привозили вышитое полотенце. Почему полотенце? По традиции. Часовню изнутри чтобы украсить. Здесь так принято. И в часовне живут десятки вышитых вручную белых полотенец с марийскими орнаментами. Правда, сейчас все они были убраны — сначала надо стены докрасить, а потом уже их развешивать. Кстати, при пристальном рассмотрении и прочтении надписей, мы нашли в часовне образа Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца и других православных святых. Вот только Василия среди них не было. Центральное место занимала икона святого Харлампия. Но в сущности — какая разница?

 


 http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0179.jpg

Помимо часовни одошнурцы ходят к липе. В поле за деревней росла она с незапамятных пор. Но пришло ее время, и сгорела она от огненного шара. Он, говорят, сначала завис над ней на несколько часов, а затем спустился и испепелил. С одинокими большими деревьями в чистом поле это иногда случается — в них бьет молния, а если дело происходит в сухую грозу, то и до пожара недалеко. Теперь на старом месте молодая липовая поросль, но ей продолжают приносить дары — ягод горсть или несколько грибов. Растет она возле тропинки, ведущей в лес и на обратном пути как не отблагодарить матушку-липу за богатый лесной урожай. Подводя нас к дереву, Людмила Леонидовна крестится и делает земной поклон.

 


http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/dsc_0617.jpg

Лес и человек

Лес, человек, земное, потусторонее, очевидное и невероятное — все взаимосвязано.

Вы думаете, у жителей Заветлужья в головах страшная мешанина из всевозможных мистических представлений, оставшихся от разных времен и народов? Нет. У них очень четкая и гармоничная картина мира, в котором находится место всему, что их окружает. Лес, человек, земное, потусторонее, очевидное и невероятное — все находится во взаимосвязи. И не настолько этот мир прост, чтобы его было легко разделить на белое и черное, доброе и злое. Но в целом законы мироздания понятны и явления объяснимы. Разумеется, в рамках мифологической традиции.

Недалеко от Одошнура, как ехать к реке Пижме, есть священная роща, принадлежавшая уже несуществующему селению Верхопижемское. Небольшая, но красивая и светлая, с огромными старыми деревьями, в которых живут души уже умерших и еще на родившихся. Туда и сейчас ходят, например, если свадьба — благословиться на счастливую семейную жизнь. Известна эта роща тем, что в незапамятные времена над ней открывались небесные врата и бог через них спускался на землю — прямо на дорогу, по которой сейчас из деревни на речку ходят купаться. Место это помнят до сих пор. Что это было за небесное явление? Когда? Но то, что что-то было, сомневаться не приходится. Народные предания хранят память о реальных событиях, только интерпретируют их порой иначе, объясняя сложные явления через мифологические образы.

 http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0336.jpg

Верхопижемская роща, над которой открывалась небесная калитка, до сих пор сохраняет прямоугольную форму.

Эти образы вплетены в ежедневную жизнь. «Здесь сейчас осторожнее, нехорошее место будет. За речкой чертова дорога пересекает человеческую, — предупреждает меня наш провожатый, — то и дело машины бьются». И точно, шоссе делает крутой вираж, выходит на узкий мост через Ширтюшку, сразу за которым подряд два трамплина на дуге. Действительно, нехорошее место. Особенно, если подвеска раздолбанная и со скоростью перебрать. Вспоминаю окрестности и прицельно спрашиваю: «А как на Кувербу с шоссе ехать, там маленький мостик прогнутый над ручейком, — тоже наверное с чертовой дорогой пересечение?» — «Да, и там тоже народ бьется»… Улететь оттуда еще проще, особенно ночью: в свете фар прогиба не видно вообще, подбрасывает там похлеще, а на легковушке можно и вовсе без поддона двигателя остаться.

Так же, в мифологических рамках заданы и объяснены для человека правила поведения, к примеру, в том же лесу. Здесь нельзя громко кричать, ругаться матом, мусорить, а то лес ничего из своих даров не даст. А то и вовсе Млит или Ате-Малакай — марийский леший — заведет в чащу: будешь плутать, ходя кругами по одному и тому же месту. Хотя если Млит за тобой погнался, и молитва со святым крестом не помогли, есть другой верный способ: смело повернись к нему лицом и обложи крепким отборным матюком, чтобы мало не показалось. Отстанет. Скажете — глупость? Ни разу. Вы много грибов наберете, носясь по лесу с воплями? И вообще сильные эмоции в этом деле вредны — отвлекают от главного. А вот если вдруг страх безотчетный нашел, так тут другое дело — надо эмоционально себя встряхнуть и мозги поставить на место. С точки зрения психологии, все логично и функционально. Так же как предупреждения, что не желательно лазить в бурелом, в солнечный полдень стоять посреди поля или нырять в речной водоворот. Иначе можно встретиться с нечистью. Такая вот техника безопасности.

 http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/kkk_0482.jpg
Береза — важное сырье для экономики Тоншаевского района. Слева — фабрика по производству черенков для лопат в селе Ромачи. Сушка готовой продукции. Справа — производство березового дёгтя в поселке Пижма.

Благодарение высших сил за дары леса тоже полезно для мировоззрения. Опасно все-таки быть повелителем природы — слишком большая ответственность, с которой самонадеянное человечество, увы, не справляется. Гораздо лучше и безопаснее для всех быть просто ее частью. Природа без человека сколько миллионов лет обходилась? Вот и не надо ей мешать. Она сама справится, равновесие удержит, а заодно накормит, согреет и всю необходимую информацию выдаст. Надо только уметь это правильно взять, чтобы еще и потомкам хватило. А то, что к тебе не относится, не трогай. Слишком велик риск непоправимо навредить.

 http://www.all-road.ru/sites/default/files/pictures/chtivo/forest/dsc_0690.jpg

В Заветлужье мы отправились вскоре после урагана, пронесшегося над центральными областями России как раз в день ее независимости. Дров он наломал немало — мы ехали по его следу и по обеим сторонам дороги нам то и дело открывались целыми полянами вывернутые с корнем или сломанные напополам огромные сосны, ели, березы… Зрелище жутковатое. Среди причин погодного катаклизма специалисты назвали попытку повлиять на погоду в столице на время праздничных мероприятий… Да уж, повлияли. Но, что удивительно, ураган пронесся мимо Заветлужья, почти не оставив следов, тогда как по соседству — в Костромской области и других районах Нижегородской, бед натворил немало. Ни одного известного почитаемого дерева, как нам рассказали, в этот раз не упало. Пожалуй, самым заметным следом стихии был согнутый вниз крест на Никольской церкви посреди Тоншаева. «Очень плохой знак?» — поинтересовался я у местных. — «Да нет. Это все потому, что сюда много колдунов ходит грехи свои отмаливать. Вот крест и не выдержал такой тяжести». Так что все в этом мире взаимосвязано гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. А вы говорите — дерево…

19 августа 2010

За научные консультации при подготовке материала благодарим Дмитрия Доронина.


Текст: Евгений Константинов

  Фото: Ирина Константинова

Подробности: http://www.all-road.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2468 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика