Четверг, 27.07.2017, 01:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Ноябрь » 27 » Живая и Мёртвая вода Мериновской волости
10:35
Живая и Мёртвая вода Мериновской волости

Нам продолжает поступать новая информация о деревенских святынях Костромской Merjamaa, самой загадочной и мало изученной пока еще заволжской части нашей земли. Сегодня мы расскажем вам о Святом и Чертовом Бочаге у села Захарово Красносельского района Костромской области. Информацией о них с нами поделилась участница форума Костромских Джедаев, жительница Костромы - Анеста. За что её благодарим.


Село Захарово примечательно тем, что находится на землях древней Мериновской волости, существовавшей там в 15-17 веках и имевшей своим центром село Мериново. И сейчас в Красносельском районе Костромской области сохранился целый пласт названий мерянского происхождения - Мериново, Ворокшино, Рупосово, Питягино, Черемискино, Шушково, Сунгурово, Вакорино. Они напоминают нам о древней истории нашего народа.


Итак слово уважаемой Анесте:

"В течении 2007 - 2009 г. я несколько раз бывала в широко известном в узких кругах "месте силы "у "Святого" Бочага, что у села Захарово. На самом деле - озёр два. Они маленькие -  10 - 15 кв. метров. Очень правильной округлой формы. Располагаются метрах в 30 друг от друга в заболоченной местности и соединены полуподземным ручейком. И очень отличаются и видом и свойствами...


Святой Бочаг. По местной легенде, здесь когда-то стоял православный храм. А однажды он провалился "сквозь землю" вместе с прихожанами, и на его месте возникло озеро. (Озерный гидроним Святое широко представлен в Волго-Окском междуречье. Такое название имеют множество озер. Очень распространенным так же является предание, по которому на месте озер, названных Святыми, некогда стояла церковь, скрывшаяся-провалившаяся под воду. Они сродне  легенде о невидимом граде Китеже знаменитой марийско-русской святыни озера Светлояр.)


Считается, что вода в этом озере исцеляет от многих болезней. Она на самом деле такая, как на фото - мутно-белая, дна не видно. Там живут пиявки и очень красивые лягушки. Может, ещё кто живёт...


Чёртов Бочаг. Немножко поменьше Святого. Вода очень чистая, голубоватая. Считается, что купание в этом озере вызовет неизлечимую хворь. Одна из наших собак напилась водицы из этого озера, и её потом тошнило..


Камень. У края Чёртова озера - камень. Вот с ним связана уже вполне свежая местная легенда. Считалось, что под камнем (он тогда лежал строго посередине озера) зарыл свой клад то ли Стенька Разин, то ли какой другой борец за народное счастье... Лет 30 тому назад местный тракторист решил пополнить свой бюджет содержимым предполагаемого клада. Пригнал трактор, зацепил камень и поволок... И услышал вой. Оглянулся и увидел стадо разъярённых огненно-красных быков, выскочивших из леса... Остаток жизни бедолага провёл в дурдоме... А камень с тех пор лежит на краю озера. Сосед незадачливого тракториста стал выполнять там роль сталкера..))) Всех желающих посетить Бочаги отводил к ним. Нас в первое посещение отвёл в глубокой темноте...


Костромские эзотерики бывавшие на этом месте считают, что камень - Хранитель этого Места. Ощущения возле него сложно передать словами.


В августе 2009 г. местные жители затеяли апгрейд территории Бочагов. Раскопали Святой Бочаг, углубили, расширили... Выкосили траву, вырубили часть кустов... Чёртов (Малый) Бочаг  сильно обмелел, и вода в нём стала белёсо-мутной. А в Святом - наоборот, вода стала прозрачной, дно видно... Что-то с ними (озёрами) произошло... Сейчас вода стала живая в обоих озёрах, но каждая несколько по-разному."


Можно с уверенностью сказать, что почитание этих двух небольших озер и камня у одного из них идет со времен седой мерянской древности. Культ озер и водных источников является древним архаическим культом, который прослеживается относительно волжских финнов с I тыс. н. э. до современности.

Длительную устойчивость культа вод и в особенности родников отмечал Мирча Элиаде: "уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался в конечном счете терпим даже христианством – после бесплодных гонений в средние века.”  Жертвоприношения воде как постоянный элемент языческого культа автохтонного населения наших мест фиксируются в древнерусских летописях, связанных своим происхождением с Северо-Восточными княжествами: «…жруще озером и кладязем и рощением яко же прочии погани».

Любопытно, что очень многие источники нашей земли в православной традиции посвящены святому Николаю. Об одном таком источнике в селе Филипповском Киржачского района мы недавно писали. Давно известно, что святые православного культа прочно вошли у волжских народов в собственные религиозные представления о мире духов и их связи с природой. Ярким примером этого служит культ Николая-угодника, возведенного большинством наших ближайших родствеников марийцев в ранг «малого бога» - Николы-Юмо, помогающего большому богу - Кугу-Юмо. Образ Николы-Юмо совпадает у марийцев с языческими представлениями о Дедушке водяном (летний Никола).

А функция целителя, закрепленная за Николаем в Русской Церкви нашла соответствие «обычному образу мифологического водного «хозяина», каковые у финнов насылали болезни, но также и приносили исцеление, если люди умели задобрить их и упросить об избавлении от страданий», - как отмечает Вятский исследователь Владимир Коршунков. По его словам, «Никола (точнее, Никола-Юмо)» «превратился у марийцев в языческого бога… иной раз довольно-таки опасного и вредоносного», будучи ассоциирован с водными источниками, переняв «черты опасных потусторонних водных «хозяев» их языческой религии».

Здесь даже возникает вопрос, а не произошло ли в сознании наших пращуров соотнесения святого Николая также и с Кереметом – божеством Нижнего мира, брата и соперника бога Верхнего мира, небесного  Юмала...

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БОЧАГОВ



Поселок Захарово - У автобусной остановки в Захарово находится сельмаг, у него начинается дорога в сторону деревни Малиновая. Далее нужно идти по грунтовке между полями до леса, мимо Малинового. В лесу грунтовка переходит в утоптанную тропу. Место по тропе пройти невозможно, тропа пересекает ручей, за которым и находятся Бочаги и камень.


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2942 | Добавил: merja | Теги: Святой Бочаг, священный камень, Мериновская волость, священный родник, Чертов Бочаг | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика