Пятница, 28.07.2017, 20:08 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Краеведение » Краеведение

Деревня Меря в Истринском районе Московской области
 


Есть в Костровском сельском округе Истринского района Московской области малоприметная деревня Меры. Всегда, когда разглядывая карту, я обращал внимание на неё, я думал, что это какое-то советское колхозное название а-ля «Темпы» (посёлок на севере Подмосковья).

Как выяснилось, это вовсе не так. Меры могут смело претендовать на то, чтобы быть одним из древнейших поселений в области, ведь называлось оно раньше не Меры, а Меря.

Вот какую информацию мне удалось почерпнуть из книги М. Е. Поспелова «Географические названия Московской области. Топонимический словарь», М., 2007:

Деревня Меры «упоминается в писцовой книге 1592 г. как сельцо Меря. Название от этнонима: финно-угорский народ меря жил на территории современной Московской области, в основном в её северо-восточной части, но отдельные вкрапления этого этноса встречались и западнее Москвы. В более поздних источниках д. Меры (1784, 1862, 1926)., иногда Мера (1852., 1912 гг.)». с. 360.

Деревня Меры - «одна из деревень, упоминаемых в грамоте 1504 г. как Меря Старая и Малая Мерка, при которых находилось болото Мерское. Все они расположены рядом с Тростяным болотом, очевидно, находившимся между этими деревнями, и оз. Тростенским. Эти три мерянских этнотопонима наиболее продвинуты к западу и находятся в отрыве от остальной финно-угорской топонимии области». с. 96. (Надо отметить, что несколько севернее Мер, также в Истринском районе, расположено не учтённое М. Е. Поспеловым озеро Чудцевское, название которого также, возможно, связанно с аборигенным финно-угорским населением, хотя местные дославянские названия (Руза, Истра, Нудоль, Локнаш, Дарна и т. д.) имеют, по всей видимости, балтийское происхождение).

Недавно мне удалось навестить это историческое место. Деревня Меры расположена на отшибе, дорога от Раково там заканчивается и дальше идут лишь тропы на юг и восток по болотистым и густым лесам в деревни Горнево и Иглово.

Началось моё путешествие с родной мне с детства ж/д станции Новоиерусалимская, автобусом № до Раково. Дальше автобусы не ходят, и нужно идти пешком по дороге 3 километра.

Надо с горечью отметить, что эти места, как и большинство в Подмосковье, ныне чуть менее, чем полностью заселены и застроены дачниками. В самом Раково мне удалось обнаружить лишь один старый дом, и лишь только потом на фотографии я разглядел на его наличнике «утиные лапки» наподобие тех, что обнаруживают археологи на мерянских «шумящих подвесках», а такие находки в Истринском районе были (на эту деталь декора подмосковных наличников обратил внимание администратор сайта merjamaa.ucoz.ru )...


Вот приглядитесь, по бокам окна почти у самого верха:





Дорога на Меры:



По пути встретилась такая вот миленькая аутентичненькая свалочка :-(



Вокруг деревни есть несколько садовых товариществ, впрочем, она и сама теперь уже почти полностью являет собой дачный посёлок:

Сама деревня Меры расположена на открытом месте, на пологом, но высоком холме, приближение к ней чувствуется издали. Там также, как и в Раково, абсолютно доминирует дачная застройка, подобного типа:



Здесь мне встретились двое женщин средних лет, которые как мне показалась начали обсуждать появившегося бог весть откуда незнакомца. Пристать к ним с вопросами я, к сожалению, постеснялся, возможно в будущем, если ещё буду здесь, исправлю эту оплошность.

Западнее деревни (как раз в сторону села Онуфриево и Тростенского озера) расположена запруда на реке Малая Истра, посреди заболоченной местности. Вероятно, здесь-то и располагалось Мерское болото, поскольку, судя по карте, дальше до самого Тростенского больших болот нету:







Происхождение запруды для меня осталось не вполне понятным. Вплотную к ней не подойдёшь из-за неожиданно встающего на пути канала:



Возможно, это был карьер. За эту версию говорят расположенные здесь земляные отвалы:



В самой деревне, обойдя её всю, я нашёл лишь три старых дома. Очень порадовали наличники одного из них. Помимо яркого «громового колеса» с шестью спицами здесь ярко видны и всё те же треугольные «утиные лапки». Правда на других старых домах они отсутствовали...



Покидал я деревню в смешанных чувствах и очень торопясь на последний автобус, на который я в итоге не успел :-) и шёл пешком до д. Мансурово, откуда автобус уходит на три часа позже... Надеюсь, ещё навестить Меры в будущем.


М. Е. Поспелов приводит и другие мерянские этнотопонимы Московской области: «В современном Павлов-Посадском районе находится с. Казанское и д. Грибаново, которые упоминаются с XVI века как Меря и Меря Старая соответственно. А в 25-30 км. от этих селений протекает река Нерская (лп Москвы), которая с XII по XVIII век была известна как Мерская. К северу от Москвы, близ города Долгопрудного протекает речка Мерянка — запруда именно этой реки образовала Долгий пруд, давший название станции и городу.

Так что всем заинтересованным мерянским наследием есть много куда съездить...
Отдельное спасибо админам merjamaa.ucoz.ru за вдохновения на странствия. Хотя должен отметить, что не разделяю их политических симпатий к финским «белым» националистам ;-)

Эколог. http://community.livejournal.com/diakovo_kult/5539.html
Категория: Краеведение | Добавил: merja (03.11.2010)
Просмотров: 2291 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика